По православной Японии: статья 5

Восточно-Японская епархия

Дар святителя Николая Японского

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Сэндай
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Сэндай
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Сэндай

В 1814 году на севере острова Хонсю в семье знатных земледельцев Ямада родился первенец Кэнсай, с детства проявивший способности к учению. Поэтому наследование имения было передано его младшему брату, а Кэнсай начал постигать различные науки. На него обратил внимание один из врачей города Одатэ и пригласил стать приемным сыном в семье Кимура. Это был старинный обычай того времени, когда не имевшие наследника родители просили молодого человека жениться на их дочери и принять их родовую фамилию. В Японии XIX века часто будущие супруги знакомились только во время свадьбы. Впервые повстречав жениха, невеста горько заплакала: талантливый молодой человек имел серьезный физический недостаток – искривленный позвоночник. На старинной фотографии Кэнсай и его супруга запечатлены сидящими на татами, при этом Кимура Кэнсай оказывается почти на голову ниже своей жены. Вместе они прожили долгую жизнь, имели шестерых сыновей. В Одатэ Кимура известен как благотворитель, на средства которого была построена нынешняя городская больница.

В 1850-е годы на Хоккайдо появились иностранные суда. На остров были направлены полицейские войска, где в качестве военного врача служил Кимура Кэнсай. Позже Кимура открыл в Хакодатэ частное училище и преподавал начала традиционной китайской медицины местным самураям. Помимо собственно медицины, большое внимание уделялось основам синто, конфуцианства, а также истории Японии. В начале 1860-х годов в школу пришли два новых слушателя – русский иеромонах консульской церкви Николай (Касаткин) в сопровождении переводчика.

В 1864 году Кимура Кэнсай вернулся в Одатэ. В благодарность за обучение в его школе иеромонах Николай подарил своему преподавателю столовый набор: граненые стаканы ручной работы и серебряные вилки. «Западные чашки и западные столовые приборы», – написано черной тушью на боковой стенке старинного деревянного ящика. На внутренней стороне крышки ящика читаем следующий текст: «В первый год эпохи Гандзи (1864) в четвертом месяце русский монах русского консульства в Хакодатэ преподносит Кимуре». В деревянном ящике находилось три граненых стакана, чуть отличающихся друг от друга по высоте и по рисунку на стекле.

В наши дни, когда один из родственников семьи Кимура заболел и ему прописали лекарство, он попросил принести стакан, подаренный святителем Николаем Японским. «Если выпить назначенное врачом лекарство из стакана от такого великого человека, то обязательно наступит исцеление», – так думал больной. Он действительно поправился и потому захотел оставить чудотворный стакан в своей семье. Вот почему в конце февраля 2009 года диакон прихода Магата отец Иоанн Камая, рассказывая мне эту историю, показывает ящичек с тремя отделениями для стаканов, где самих стаканов осталось только два. «Сам Кимура Кэнсай не принял крещения, но один из его внуков является прихожанином нашей церкви», – добавляет отец Иоанн.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Магата – самый северный храм острова Хонсю, находящийся в 100 километрах от центра благочиния города Мориока, в 260 километрах от Сэндая, главного города Восточно-Японской епархии, и почти в 500 километрах от Токио.

В 2004 году рассказу о приходе Магата, о деревянном храме 1892 года – старейшем православном храме Японии, о 18 его иконах Ямасита Рин, являющихся культурным сокровищем города Одатэ, была посвящена воскресная передача японского образовательного канала NHK. В передаче была показаны и реликвия семьи Кимура – стаканы от равноапостольного Николая.

В течение трех самых холодных и снежных дней февраля 2009 года мне посчастливилось путешествовать по Восточно-Японской епархии, побывать в Мориока и в старинном сельском приходе Магата.

Путь в Сэндай

Сэндай – крупнейший город на северо-востоке полуострова Хонсю. Административный центр префектуры Мияги, город-миллионник расположен в 300 километрах к северу от Токио. Скоростной поезд Синкансэн преодолевает это расстояние за два часа, а междугороднему автобусу требуется четыре-пять часов.

С островом Хоккайдо Сэндай связывает не только воздушное сообщение, но также железная и автомобильные дороги, проходящие по специально вырытому туннелю между Хонсю и Хоккайдо. Между городами Томакомаи (где находится один из храмов благочиния Саппоро) и Сэндай круглогодично курсирует паром. В Сэндай и ближайших приходах мне уже довелось побывать однажды в середине лета и вновь в конце зимы 2007/2008 года. Однако в самое северное благочиние Хонсю сейчас я направляюсь впервые.

Выезжаю из японской столицы, где в конце февраля во всю чувствуется приближение весны. Уже почти месяц как цветет слива, а несколько недель назад, когда выдались необычно теплые дни, распустились и цветки раннего сорта сакуры. Светло-розовые лепестки японской вишни раскрылись как раз 16 февраля – в день преставления архиепископа Николая Японского и стали подарком всем токийским жителям.

Движение из японской столицы на север острова Хонсю подобно путешествию на машине времени – из ранней весны обратно в самую снежную зиму. Токийский вокзал Уэно, расположенный недалеко от кладбища Янака – места упокоения равноапостольного Николая Японского. Слегка припорошенные снегом рисовые наделы в префектурах долины Канто. Автобус бежит по скоростной дороге, а где-то поблизости высятся православные храмы северо-восточной части столичной митрополии. Это двухэтажный храм в Канума, с необычной лестницей – чем-то напоминающей ведущую на Голгофу лестницу снаружи храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Церковь Константина и Елены в Уцуномия, возведенная совсем недавно – в 2004 году. До этого богослужения совершались в старинном деревянном храме, устланном циновками-татами. Среди рисовых полей воздвигнуты храмы в Тэга, в Ска, монастырь подворья Московской Патриархии в Тиба.

Но вот уже и префектура Фукусима, относящаяся к Восточно-Японской епархии. К сожалению, старинный храм в самом городе Фукусима погиб при пожаре еще в первые годы становления Православия на японской земле. С 1884 года использовался временный храм, который не сохранился до наших дней. Однако в другом городе префектуры, Сиракава, высится красивейший деревянный храм белого цвета. О Православии здесь стало известно уже в 1876 году, а в 2006 году была выпущена юбилейная книга об истории прихода.

В Японской Православной Церкви около 70 приходов, и почти половина из них – 32 прихода – находятся в Восточно-Японской епархии. Прежде всего, это связано с тем, что именно отсюда началось распространение Православия. Принявшие крещение в Хакодатэ первые ученики тогда еще молодого иеромонаха Николая (Касаткина) отправились в качестве священников или катехизаторов в ближайшие города на Хоккайдо и на северо-восток острова Хонсю. В затерянных в горах деревушках многие скрывались от гонений 1872–1873 годов, когда православных жителей Хакодатэ и Сэндай бросали в тюрьмы.

Севера Японии практически не коснулись авианалеты Второй мировой войны. Поэтому здесь сохранились старинные здания храмов и архивные материалы приходских библиотек.

Сэндай

Город Сэндай ведет свою историю с 1600 года, когда в преддверии эпохи Эдо талантливый военачальник и самурай Датэ Масамунэ стал первым князем (даймё) и построил замок в Сэндай. Это было окончание поры междоусобных войн и самая середина «христианского столетия», когда в Японии велась активная проповедь европейских миссионеров. Датэ Масамунэ покровительствовал христианству, поэтому и сейчас в музее современного искусства города Йокохама на традиционном свитке он изображен на фоне большого креста. Однако вряд ли сам Масамунэ принял крещение.

В 1613 году Датэ Масамунэ отправил в Европу посольство, возглавляемое его приближенным Хасэкура Цунэнага. Целью этого посольства из 180 человек было установление торговых отношений между княжеством Сэндай и Испанией, а также просьба прислать в Сэндай католических миссионеров. Мимо Филиппин, Мексики и Испании посольство направлялось в Рим. О приезде японцев писали европейские газеты, сообщали изданные по этому случаю книги. Миссия стала первой делегацией японцев, пересекших Тихий и Атлантический океаны.

В конце 1614 года посольство достигло Мадрида, в январе Хасэкура удостоился приема у короля Испании Филиппа III, а в феврале 1615 года принял крещение. В конце 1615 года миссия добралась до Рима, и Хасэкура получил грамоту гражданина этого города. Был он принят и папой Римским.

В городском музее истории Сэндая сохранились предметы церковной утвари, привезенные миссией из Европы. Среди экспонатов специально отведенного зала есть и портрет Хасэкура – старейший портрет японца, написанный маслом и поэтому являющийся национальным культурным сокровищем. Хасэкура изображен молящимся перед Распятием. Черты лица приближенного сэндайского князя очень выразительны. Портрет намного реалистичнее помещенного рядом стандартного портрета папы Павла V, растиражированного во множестве копий, одна из которых и была подарена японцам.

Проведя два года в Европе, в 1617 году посольство направилось в Манилу. Но в Японии в это время начались гонения на христиан, и в Маниле корабль стоял в тягостном ожидании в течение двух лет. Впоследствии Хасэкура вернулся в Японию, где, вероятнее всего, был убит при гонениях. Смерти подвергся и сопровождавший посольство священник Луис Сотело, которого схватили, когда он вновь попытался проникнуть в Японию.

Городской музей Сэндая находится у подножия холма, на котором раньше располагался княжеский замок. В водах протекающей рядом реки в такие же холодные февральские дни 1624 года были утоплены восемь человек вместе с португальским священником Гарбарио. В 1971 году с его родины был принесен камень, и в небольшом парке на берегу реки был установлен монумент в память христианских мучеников. В центре изображен сам священник, рядом – стилизованные фигуры самурая и земледельца.

О Православии в Сэндай стало известно в 1869 году. С 1872 года православной общиной в Сэндае руководил Павел Савабэ, будущий первый священник-японец. В городе открылись четыре молитвенных дома, где собирались более ста последователей нового для Японии учения. Однако 2 мая 1872 года по обвинению в распространении «вредного учения» катехизаторы и 14 активных прихожан были арестованы.

В то время в Сэндае было уже 120 верующих. Они подвергались допросам, преследованиям и наказаниям за принадлежность к Православной Церкви. Власти не щадили даже 10–12-летних детей, которые поражали неверующих японцев своим знанием и пониманием сути христианства.

Во время большого воздушного налета на Сэндай 9 июля 1945 года возведенные во времена святителя Николая Японского храм, дом причта и дом для собраний были полностью уничтожены. Усилиями прихожан общины в течение десяти лет велось строительство нового храма. Он был освящен в апреле 1959 года в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1998 году собор был полностью обновлен.

Сэндай – это крупный город, известный своими университетами и научными институтами. Собор находится в самом центре, недалеко от центральной станции. Поэтому здесь много верующих из других стран. Занятия катехизаторских курсов при соборе стали первым шагом для принятия Православия несколькими прихожанами-японцами.

Мориока

Храм в Мориока
Храм в Мориока
Храм в Мориока

Город Мориока расположен к северу от Сэндай. Сюда можно добраться по скоростному шоссе, однако во время снегопадов движение часто бывает приостановлено. Скоростная ветка Синкансэна была проложена достаточно недавно – раньше на север отправлялись лишь обычные электрички. В честь продления скоростного пути до Мориока железнодорожная компания выпустила красочный плакат, на котором крупным планом изображен православный храм этого города. Так, подобно официальному символу города Хакодатэ – православному храму Воскресения Христова, и храм в Мориока стал настоящим символом города. Храм находится на высоком холме, поэтому его действительно видно из проносящихся в достаточном отдалении электричек и поездов.

Уже в 1870-е годы в Мориока жили православные катехизаторы, а в 1875 году приехавший сюда первый японский священник Павел Савабэ крестил 73 человека. Община собиралась в доме самурая Сайкайси, принявшего крещение с именем Иоанн. Сын Иоанна Марк окончил Киевскую духовную академию и стал профессором Токийской семинарии. В 1876 году был приобретен участок земли, на котором возвели здание храма.

Современный храм построен в 1960 году. По форме храм Мориока похож на храм города Сидзуока в центральной Японии[1]. В Мориока имеется более десяти икон, написанных Ириной-Рин Ямасита. Иконостас также работа этой иконописицы. Колокола пожертвованы верующими из Америки.

Нынешний настоятель Мориока – молодой священник Стефан Утида. В 2008 году отец Стефан сопровождал епископа СэндайскогоСерафима во время поездки в Россию и участвовал в торжественной Божественной литургии в московском храме в Бибирево, за которой состоялась передача столичному храму ковчега с частицей мощей равноапостольного Николая Японского[2]. Затем в течение недели священник жил в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

В летние дни в Мориока живет и прежний настоятель протоиерей Петр Оикава[3]. «Ноги у меня разболелись, – рассказывает отец Петр. – Но благодаря лечению на юге острова Кюсю, где служит настоятелем мой сын Павел Оикава, я уже могу хорошо ходить. Съездить бы снова в Россию, пройти бы этими ногами весь путь святителя Николая из Петербурга в Николаевск! Побывать бы в русских деревенских храмах!».

Священник вспоминает свои паломнические поездки: Киев, Псков, Петербург, Москва, Хабаровск. Батюшка рассказывает о благоустройстве прихода в Кусиро, где он служил больше 25 лет, о строительстве храма в Камимуса в 1978 году.

«Пусть даже и не удастся мне вновь пройтись по России, но сама эта мечта дарит мне настоящую радость», – улыбаясь, добавляет священник.

Магата

Храм Благовещения в Магата
Храм Благовещения в Магата
Храм Благовещения в Магата

В результате административной реформы Магата стал частью города Одатэ, однако раньше это была небольшая деревня в предместье старинного княжеского города. В самом Одатэ прежде также были и храм, и самостоятельный приход. Однако здание храма не сохранилось, и приходы были объединены.

Путь в Магата из Мориока лежит по северному скоростному шоссе. Дует сильный ветер, вокруг раскинулись широкие рисовые поля, покрытые толстым снежным покровом. При ветре охапки снега летят в лобовые стекла машин, поэтому вдоль пересекающих поля дорог установлены высокие металлические щиты, становящиеся преградой снежной пурге.

Север Хонсю – это горный район с цепочкой действующих вулканов. В наши дни в горах прорыты километровые и двухкилометровые туннели. Часто перед въездом в туннель снег падает стеной, а дорога полностью занесена, потому что в Японии практически нигде снег не расчищают. Выезжаешь из туннеля – и уже нет снегопада, нет и налипшего на асфальт снега. Вспоминаются японские сказания о драконе, голова которого свисает по одну сторону горы, а хвост – по другую. Застрявший в горах дракон непрестанно рыдает, поэтому по одну сторону горы – ливень и наводнение, а по другую – засуха. И лишь храбрец Таро (имя соответствует русскому имени Иван) переворачивает дракона, чтобы теперь в его страдающей от засухи деревне прошел долгожданный дождь. Так в народных сказках преломились географические реалии севера Японии – высокие горы, становящиеся преградой дождевым или снежным облакам.

«Прихожане Магата живут и в самой Магата, и в центре города Одатэ, и в ближайшей к Магата деревне, откуда родом первый православный христианин Акахира Мисао, – рассказывает благочинный иерей Стефан Утида. – Сейчас легко путешествовать на машине, а в послевоенные годы священникам Иову Баба (митрофорный протоиерей, до 2008 года был благочинным Хакодатэ, сейчас служит в Камиисо. – Г.Б.) и протоиерею Василию Тагути (священник в Исиномаки, рядом с Сэндай. – Г.Б.) приходилось ездить на поезде и ходить пешком. Так и путешествовали они из дома в дом, останавливаясь на ночлег у прихожан. А каково пройтись пешком по таким заснеженным сельским дорогам? Да и прежние тепловозы не зря назывались “черные поезда”. При въезде в туннель клубам дыма от сгоравшего топлива было некуда деться, они опускались на пассажиров, и те становились совсем черными».

Первым катехизатором в здешних местах стал присланный из Хакодатэ Алексий Яманака. В то время в Магата учителем местных ребятишек был Акахира Мисао. Услышав от своего ученика Хатакэяма Итиносукэ про катехизатора в Одатэ, Акахира начал посещать лекции и участвовать в дискуссиях, задавая множество вопросов. В конце концов Акахира стал приверженцем Православия. Теперь он смог ответить своему ученику Итиносукэ о том, как нужно относиться к Православию: «Следует уверовать». Однако Итиносукэ происходил из семьи, где веками чтился буддизм, и это было для него не так просто.

Акахира принял крещение с именем Павел. Благодаря наставлениям катехизатора Алексия Яманака и своего друга Павла Акахира в 1879 году крестился и Итиносукэ, нареченный Иоанном. Крещение совершил священник из консульской церкви в Хакодатэ иеромонах Анатолий (Тихай).

«Иоанн Хатакеяма – старик 47 лет, вполне преданный Церкви, – писал впоследствии святитель Николай об основателе общины Магата. – Он стоит звания катехизатора и по своей ревности к проповеданию слова Божия. Он очень уважаем в здешней местности и известен здесь всякому просто под именем “Магата-но оя-гата” (то есть “родоначальник деревни Магата”. – Г.Б.), имеет много родичей» (запись в дневнике от 8 мая 1893 года).

8 марта 1891 года Иоанн совершил паломничество в Токио, где присутствовал на освящении кафедрального собора Воскресения Христова (Николай-до). Пораженный величием круглого купола этого собора византийского стиля, он задумал построить церковь и для общины в Магата. Иоанн попросил епископа Николая прислать инженера-плотника, работавшего на строительстве кафедрального собора. Так на земельном участке семьи Хатакэяма всего за три месяца была возведена деревянная церковь. 31 июля 1892 года она была освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

«В церкви много кое-чего скопировано с миссии; церковка внутри производит приятное впечатление, тем более что иконостас для нее, написанный в мастерской Ириной Ямасита, вышел довольно красивый», – пишет святитель Николай (запись в дневнике от 8 мая 1893 года). Все 18 икон храма написаны Ириной-Рин Ямасита и являются культурным сокровищем города Одатэ. В храме имеется икона «Воскресение Христово», точная копия подаренной в 1891 году цесаревичу Николаю Александровичу, будущему императору-страстотерпцу, святителем Николаем Японским. По просьбе императора Японии владыка Николай отправился с этим подарком к цесаревичу, чтобы загладить впечатление от печального инцидента в Оцу (недалеко от Киото), где на наследника русского престола было совершено покушение[4].

Воскресное Евангелие в Магата читает священник Стефан Утида. Рядом – диакон Иоанн Камая
Воскресное Евангелие в Магата читает священник Стефан Утида. Рядом – диакон Иоанн Камая
Воскресное Евангелие в Магата читает священник Стефан Утида. Рядом – диакон Иоанн Камая

Прихожане церкви написали грамоту-благословение, сохранившуюся до наших дней. В ней повествуется об истории Православия в Иерусалиме и Греции, о пламенной вере строителей храма, о необходимости православной проповеди в Японии. Грамота и сейчас висит в притворе, при входе в среднюю часть храма. Одна из прихожанок Магата – внучка православного христианина Авраама, подписавшего в 1892 году грамоту от имени остальных верующих.

Деревянное здание храма Благовещения в 1966 году было признано памятником культуры префектуры.

В Магата около 20 семей прихожан, в основном это пожилые люди, так как молодежь уезжает на работу и учебу в большие города. Верующим трудно издалека приезжать на богослужения и в субботу, и в воскресенье. Поэтому часто по субботам благочинный служит совсем один в старинном деревянном храме. Во время воскресной литургии на службе бывает десять человек. «Количество верующих уменьшилось по сравнению с периодом Мэйдзи, однако благодаря ревностной вере нынешних прихожан не угасает огонек Православия», – читаем мы на сайте благочиния.

Вероятнее всего, специально для гостьи из России иерей Стефан Утида и диакон Иоанн Камая произносят сегодня некоторые ектении и возгласы на церковнославянском языке. Священнослужители с теплотой вспоминают свои поездки в Россию и мечтают вновь побывать в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. «Первый раз я посетил лавру в 1970 году, тогда это был еще Загорск. В России мне довелось побывать четыре раза, а мои дети изучают русский язык», – улыбаясь, говорит отец Иоанн.

По моей просьбе, диакон Иоанн принес в храм семейную реликвия Кимура – граненые стаканы, подаренные святителем Николаем в 1864 году. Старинный деревянный ящик был завернут в традиционный японский платок – фуросики, используемый для перенесения предметов. «Город Одатэ», – написано на платке.

В храме Магата есть икона дяди диакона Иоанна – Петра Сасаки. Иконописец Петр Сасаки писал иконы и для другого сельского храма благочиния Мориока. Сейчас он живет в одном из финских монастырей, куда вскоре в паломническую поездку собирается и отец Иоанн. Профессиональный фотограф, диакон Иоанн Камая является главным фотографом Сэндайской епархии и автором сайта прихода Магата.

Во время службы отец Иоанн звонит в громадный колокол, который один из прихожан Осака специально заказал для Магата в Америке. Звучные густые звуки метрового колокола в маленькой заснеженной деревушке, где, подобно другим сельским местам Японии, особенно сильно ощущается родовая приверженность буддизму, – это еще одно чудо неугасаемой православной веры в современной Стране восходящего солнца.


Автор приносит сердечную благодарность епископу Сэндайскому Серафиму (Цудзиэ), священнику сэндайского кафедрального собора иерею Клименту Кодама, благочинному Мориока иерею Стефану Утида и диакону Магата отцу Иоанну Камая за помощь во время поездки.

[1] http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=754&did=2110

[2]http://www.pravoslavie.ru/put/4036.htm

[3]http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=754&did=2091

[4]http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=754&did=2092

Фото автора

Галина Бесстремянная

6 апреля 2009 г.

Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту