Прп. Виссарион Сарай, нмч.Опря Миклэуш и нмч. Софроний из Чоары |
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5: 11–12). Воистину эти слова жизни исполнились на православных румынах в Трансильвании в XVIII веке. Эта румынская область в течение многих столетий была под гнетом Габсбургов и венгров. Румынский народ и Церковь во все время рабства были в очень трудном материальном, но более всего в духовном положении. Лукавый Ватикан со всеми своими подданными в монархии хотел обратить православных румын в унию, чтобы благочестивый народ шагнул в адскую бездну.
Сопротивление православных румын унии длилось 60 лет. Тысячи монахов, священников, верующих, женщин и детей, которые даже ценой жизни не хотели оставить свою православную веру, претерпевали тюремное заключение от нескольких недель до нескольких лет. За исповедание своей веры они были закованы в тяжелые цепи по рукам и ногам, женщин и детей держали зимою по три-четыре месяца в тюрьме, зверски мучили и бичевали.
Многие из православных приняли венец мученичества, подобно христианам первых веков, исповедуя перед униатскими и римо-католическими палачами, что «лучше умереть в тюрьме, чем оставить православную веру». Униатские священники с помощью австрийских солдат насильно причащали, крестили и хоронили православных румын, так что они «страдали от ужасного страха перед немцами и униатскими попами». Например, четверо верующих из Жины были отведены в соляные шахты Уйоари, где семь недель были мучимы и унижаемы: «…ночью их спускали в подземелье, где пытали и терзали железными кольцами, а ноги и головы им оковали тяжелыми цепями с висячими замками», а верующие из Делы, руководимые священником Космой, свидетельствовали: «Нас заперли в комнате, и взрослых, и детей, где нас душили дымом от горящей соломы за то, что мы не хотим принимать унию».
В одном письме от 1756 года верующие из Селиште, обращаясь к Карловацкому митрополиту Павлу (Ненадовичу), пишут: «Нет больше силы, чем та, с которой терпим все эти дни, все зло, которое исходит к нам от униатских попов и их гнева, ибо нас каждый день хватают и просят местных правителей, чтобы нас заключили в тюрьму. Из-за их великой злобы мы оставили все, и дома и земли, и поэтому живем по землянкам в лесу, так как нам не нужны униатские священники даже ценою жизни».
Десятки сел и тысячи православных румын в этой борьбе в защиту Православия были руководимы монахами, священниками и глубоко верующими мирянами, которые доблестно исповедовали веру отцов, день и ночь переходя пешком от деревни к деревне, от города к городу, вдохновляя православных быть стойкими в вере, не ходить на службы и не приглашать священников, которые приняли унию. Благодаря их сердечной проповеди тысячи румын, покаявшись, вернулись под крыло Церкви Христовой и отеческой веры. Но, как сказал Господь Своему апостолу Павлу, «сила Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12: 9), посему Всевышний не отвратил лицо Свое от тысяч Своих верных и излил милость так, что часть этих святых мучеников и исповедников румынских того периода принесли стократный плод. Свет Православия вновь засиял в полной мере в этой области.
Ниже предлагаются краткие рассказы о некоторых из этих подвижниках.
Святой Виссарион Сараи
Этот великий светильник Церкви и защитник правой веры был родом из Боснии. После паломничества на Святую Гору и в Иерусалим он принял в монастыре святого Саввы Освященного монашеский чин, а в 1744 году пришел в Трансильванию, где начал борьбу за защиту Православия. Как пастырь добрый, он странствовал от деревни к деревне, где простыми беседами призывал людей изгонять униатских священников и епископов и не ходить на их богослужения. Тысячи верующих приходили на встречи с ним, а его приход в румынские села объявлялся колокольным звоном. Своими пламенными речами он повлиял на тысячи верующих, зажигая в их сердцах огонь веры, который был погашен ветром унии, дувшим из Ватикана. Святой указывал, что вступление в унию означает измену их вере и отделение от Христа.
Его непоколебимое исповедничество дало плод, так что вся область Сибиу засияла светом веры от этого угодника Божия и верующие в этих селах стали наиревностнейшими защитниками Православия.
Евангелие свидетельствует: «Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин. 7: 7), потому и тьма унии не могла мириться со светом исповедания и большим успехом в возвращении народа к его отеческой вере. Святой Виссарион был заключен в тюрьму Сибиу, а затем переведен в Тимишоар, Осиек, Раб, чтобы в конце концов оказаться в узах в ужасной тюрьме Куфштейн в тирольских Альпах, где он и закончил свою земную жизнь как исповедник святой православной веры.
Святой Софроний Чоарский
Этот неустрашимый исповедник родился в священнической семье. Он был сначала приходским священником, но после того, как его жена упокоилась, принял монашеский постриг. Тьма унии и иезуитских миссий накрыла всю Трансильванию. И этот угодник Божий ощутил, что пришло время исповедовать правую веру даже ценою жизни, подобно святым мученикам первых веков христианства. Своими беседами, посланиями и письмами он сеял семена истинной веры и противостоял насаждению унии. Он сподвиг и организовал народ на борьбу за сохранение отеческой веры. И он советовал народу изгонять униатских священников и не посещать их и стремиться быть под «юрисдикцией Иерусалимского Патриархата». За исповедание православной веры несколько раз его бросали в тюрьму, откуда его освобождали сельчане, которые видели в нем великого светильника истины.
Святой Софроний созвал большой собор священников и верующих в Алба Юлии. Но после встречи с генералом Николаусом Адольфом Буком, командующим императорскими войсками в Трансильвании (который был известен тем, что разрушал православные храмы и монастыри), этот святой Божий должен был перейти в Валахию, где и преставился ко Господу.
В конце концов исповедничество и сопротивление, которое организовал святой Софроний, трудясь с 1759 по 1761 годы, в истории Румынской Церкви считается решительной победой Православия в Трансильвании, ибо в унии осталось не более 7% от общего числа румынского населения.
Святой Опря Микалуш
Святая отрасль трансильванской земли и мученик за веру, который имел веру не от мудрости человеческой, но от силы Божией (см.: 1 Кор. 2: 5), святой Опря был выходцем из Сибинского Селишта. Видя всю пагубность унии и страдание своего народа под униатским ярмом, он много раз ездил в Вену с целью убедить императрицу Марию Терезию объявить свободу вероисповедания для своих подданных. «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12: 25), – учит Писание. В 1752 году этот неустрашимый исповедник, не жалевший себя и жизни своей ради истины, был брошен в печально известную тюрьму Куфштейн, где окончил свою земную жизнь как мученик за веру православную.
Священномученик Моисей Мачаник
Сей священник, подобно древним священнослужителям, услышал слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16), – и отправился со святым мучеником Опрей, чтобы «сражаться доброй войной» за свою веру. Несколько раз со святым Опрей он приезжал в Вену, там вместе с ним был арестован и доставлен в тюрьму Куфштейн. Этот священнослужитель принял венец мученичества в то же время, что и святой мученик Опря.
Священномученик Иоанн Галешский
Этот священник в 1756–1757 годы обходил православные румынские деревни и собирал подписи под прошением о позволении свободы вероисповедания. Он был схвачен и доставлен на территорию Австрии. Считается, что этот святой окончил свою земную жизнь в тюрьме австрийского города Граца, где его на 24 году заключения посетили некие торговцы из Брашова. Он им рассказал, как страдал за Христа и веру православную 24 года, но никто не сумел изменить его убеждений. О его жизни можно сказать словами апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4: 7).
***
Здесь мы назвали лишь некоторых из святых исповедников. О
многих наш народ может не знать, и лишь всеведущий Бог
знает, сколько еще тех, кто, исповедуя веру,
«угашали силу огня, избегали острия меча,
укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли
полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные
же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить
лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а
также узы и темницу, были побиваемы камнями,
перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча,
скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки,
скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин,
скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям
земли» (Евр. 11: 34–38).