Наставления молодым старца Даниила Катунакского
Старец Даниил Катунакский (Димитриос Димитриадис; 1846–1929) – один из замечательных представителей афонского монашества конца XIX – начала XX века, основатель монашеской общины в Катунаках, великий исихаст и неукротимый воитель духа. Старец Даниил был и духовным писателем, оставившим весьма обширный свод сочинений, посвященных самым разным вопросам (на русском языке в 2005 году вышел сборник его сочинений о монашестве – «Ангельское житие»). В своих письмах многочисленным духовным чадам старец не уставал направлять их на путь истинный, давая советы и о том, чего надлежит остерегаться православным молодым людям, желающим достичь той цели, которая стоит перед всяким сознательным христианином.
Помещенное ниже письмо афонский подвижник написал более ста лет назад – в 1902 году – двум греческим юношам. Высказанные отцом Даниилом краткие и ясные рекомендации были выражены столь удачно, что это письмо получило широкое распространение и было переведено с греческого на другие языки. За минувшие сто лет эти советы принесли пользу многим православным юношам и девушкам.
За любимых братьев Константина и Иоанна молюсь всей душой.
С огромной радостью я получил недавно два ваших письма, которые прочитал с большим вниманием. Долг мой – ответить вам, направив вас верной дорогой. Я, однако, адресую мой ответ вам обоим, так как вы равно любите Господа и одинаково нуждаетесь в духовном руководстве и образовании. А вам должно, спросив, внимательно выслушать то, что говорят отцы.
Я был очень расстроен, прочитав в письме о вашем небрежении к своим обязанностям и впадении во многие детские глупости. Но в то же время я радовался тому, что вы пришли к покаянию и пожелали, чтобы я научил вас, какой путь покаяния избрать, чтобы получить милость нашего великодушного Бога, Которого вы серьезно опечалили детским проступком.
В том, что вы погрешили против Бога и сбились с прямого пути Его заповедей, нет ничего необычного: человеческая природа легко соскальзывает с него и нередко впадает в грех. Однако было бы ошибкой считать, что можно и далее оставаться во грехе, и мы должны быть очень осторожными, чтобы, на горе нам, не умереть нераскаявшимися.
Среди многих способов, которыми диавол – враг и разрушитель наших душ – пользуется, чтобы обмануть православных, в частности молодежь, есть одна ловушка, с помощью которой он смог ввести в заблуждение многих молодых людей и полностью привести их к погибели.
Лукавый сначала представляет эту ловушку, притворяясь добрым и отзывчивым, в качестве приманки для молодежи, призывает их к свободе, смешливости, шутливой жестикуляции, распущенности, и, наконец, употреблению и злоупотреблению алкоголем; все это, конечно, не имеет катастрофических последствий для мира, но подразумевает «свободу» с политически умной подачи. Таким образом, усваивая плохие привычки, молодежь заполняет свою жизнь страстями и затем оказывается обманута демонами и подобными им людьми. Эта ловушка скрыта тяжелой тенью и абстрактными обоснованиями, создающими впечатление того, что все это очень маленькие грехи и с возрастом будут устранены, и, наконец, что этих вещей следует избегать только отшельникам и монахам в горах.
Если бы только они могли понять, как далеко сворачивают с верного пути под влиянием подобных требований, они бы убежали от этих предлогов и оправданий, как от смертоносных змей. Цель псов сатаны – сначала толкнуть молодого человека в малые грехи, парализовать чувства, подстрекая его к шутке, непристойной картинке, смешливости и пьянству, которые порождают все страсти.
Уверяю вас, если вы расспросите подробно вашего друга, подверженного страстям, бесстыдного и нераскаявшегося, попросите его рассказать вам о том, как он попал во власть таких отвратительных страстей, то окажется, что основной причиной и началом послужили следствия его первых шагов к небрежности и безразличию к вышеуказанным явлениям. Как плотские похоти появляются от небрежности в мелочах, так и духовно – от детской глупости человек приходит к нераскаянию и отчаянию.
Верно то, что Господь Бог наш Иисус Христос, видя такие скольжения человеческой природы, принимает раскаявшегося грешника с распростертыми объятиями. В то же время, однако, Он говорит: «Бодрствуйте и молитесь, ибо не знаете ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий придет». Он таким образом побуждает нас к тому, чтобы мы всегда были готовы и чтобы в наших сосудах всегда был елей раскаяния и любой другой добродетели, чтобы не быть исключенными из небесного чертога, как неразумные девы. Но существует покаяние, и когда молодой человек чист душой, избегает плохой компании и пьянства, но лишь немного отклоняется от пути истинного, тогда покаяние быстро удаляет молодые грехи. Однако если через плохие привычки организм становится рабом греха, то исправиться сложнее, и лишь немногие могут освободиться от [вражьих] изощренных ловушек.
Зная это, мои возлюбленные Константин и Иоанн, отныне не поддавайтесь, ради Бога, слабостям, парализующим ваши чувства, ни заигрываниям, ни шуткам, ни пьянству, ни плохим товарищам, с которыми теряется страх Божий, и вы попадаете в плен демона себялюбия и распутства. Но выбирайте скорее добродетельную жизнь с Господом, во всем подражая вашему духовному отцу. Он единственный, кто будет обучать вас в соответствии с законом Божиим и представит вас в дальнейшем как небесных граждан.
Для того чтобы твердо следовать пути к Богу, вы должны:
1. Показывать большое послушание, доверие и согласие по отношению к вашему наставнику (духовному отцу), всегда говорить ему правду.
2. Прекращать разговоры и шутки, потому что, как мы уже сказали, где есть пустые разговоры, там страх Божий исчезает.
3. Выделить определенное время вечером для молитвы, которое назначит ваш наставник.
4. Когда вы находитесь в церкви, полностью сосредоточиться на слушании Божественной литургии, чтобы благодать Святого Духа вошла в ваше сердце.
5. Соблюдать в обязательном порядке все установленные Церковью посты, а не подражать губительному образу жизни сегодняшнего поколения.
6. Всякий раз, когда это возможно, избегать употребления вина и других алкогольных напитков, которые вызывают плотские желания.
7. Когда у вас есть свободное время, тратить его на чтение святоотеческих книг.
8. Быть осторожными с некоторыми духовными отцами и учителями, которые претендуют на то, чтобы научить вас добродетели и покаянию, но вносят сладострастие, прекращая посты и отговаривая молодежь от аскетизма, воздержания и чтения святоотеческих текстов, а также выступая против монашеской жизни. Какой вред этим наносится благочестивым юношам, бессмысленно и говорить; я видел многих, кого ввели этими призывами в заблуждение и кто стали невольными жертвами.
9. Иметь большое почтение особенно к Божией Матери, Которая всегда поможет на пути к спасению.
В заключение, я почтительно целую вас,
(Катунакия, Святая Гора,
19 июня 1902 года)
Духовные советы старца Амфилохия (Макриса)
Старец Амфилохий (Макрис) родился в 1889 году на острове Патмос, где святой апостол и евангелист Иоанн Богослов записал книгу Откровения. Старец был великим защитником Православия, много пострадал в годы итальянской фашистской оккупации греческих Додекаденских островов. В это время он создавал тайные школы и сделал так, чтобы православная вера и греческий язык продолжали преподаваться детям этих островов, несмотря на все попытки фашистов и Римской Церкви стереть их. Многие годы он был настоятелем монастыря святого Иоанна Богослова на Патмосе. Также он в 1937 году основал женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который процветает и сегодня как душеполезное прибежище для верующих.
Старец Амфилохий был известен многими добродетелями, своей любовью, смирением и отеческим вниманием к духовным чадам. Он был весьма усерден в монашеском делании и в миссионерской работе. Он лично путешествовал как проповедник в военные годы и в другие. Кроме того, отец Амфилохий основал и другие монастыри на греческих островах, его трудами возникли детские приюты и различные благотворительные учреждения. Старец почил в 1970 году.
Время от времени старец Амфилохий давал мудрые советы своим духовным детям для их личной пользы, духовного просвещения и наставления.
Эти слова – плод опыта его святой жизни, которая была непрерывной борьбой и успешным прохождением испытаний. Его жизнь была иллюстрацией его слов. Он не просто говорил и давал советы. Прежде всего, он сам следовал тому, что проповедовал. Здесь мы представляем несколько примеров из его богатого духовного наследия, выбранных из того, что сберегли, как драгоценность, его духовные чада.
1. Если вы упражняетесь в молитве, козни искусителя не станут беспокоить вас. Молитва ослабляет его силу, и он ничего не может нам сделать.
2. Оставаться верным монашескому званию приравнивается к мученичеству.
3. Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души. Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь.
4. Когда вы видите человека, который духовно устал, не нагружайте его никаким бременем, потому что его колени могут подломиться под тяжестью.
5. Люби Единого, тогда даже дикие звери полюбят тебя.
6. Истинное богатство для меня – увидеть вас в Царствии Небесном.
7. Когда горит пламя любви, оно истребляет любые подступы зла.
8. Тот, кто имеет христианскую любовь, никогда не меняется.
9. Христос сегодня такой же, как и вчера, но мы [не видим Его, потому что] закрыли глаза и смотрим в темноту. Это происходит из-за того, что мы заботимся о том, чтобы втоптать в грязь или погубить других.
10. Мы должны быть готовы к брани и мученичеству.
11. Ради благодати Божией, приходящей во время литургии, вы должны быть сосредоточенными и небеспокойными.
12. Чем больше человек любит Бога, тем больше он любит других людей. Он любит их с благоговением и уважением, как образ Божий.
13. Если человеку не хватает внутренней теплоты, он будет ледяным и холодным даже летом.
14. Когда в твоем сердце нет Христа, в нем будет вместо Него деньги, имущество или люди.
15. Пожалуйста, испытай эту заповедь на практике: взращивай любовь ко Христу до такой степени, что, если произнести Его имя, слезы потекут из твоих глаз. Твое сердце должно быть действительно пылающим. Тогда Он станет твоим Учителем. Он будет твоим Путеводителем, твоим Братом, твоим Отцом и твоим Старцем.
16. Возлюби твоего Жениха-Христа всем сердцем твоим, и тогда каждый будет любить тебя и заботиться о тебе.
17. Я очень желанию возрождения монашества, потому что, на мой взгляд, монашество является «спецназом»* церковного воинства.
18. Божий покров уменьшает искушение.
19. Из-за широкого распространения развращенности люди не могут понять, что духовная любовь существует.
20. Давайте будем смотреть на каждого [из наших ближних] как на того, кто лучше нас, какими бы слабыми они ни казались. Давайте не будем суровыми, но всегда станем иметь в виду, что другой человек имеет тот же пункт назначения, что и мы. У нас должна быть любовь, так что даже если они причинили нам величайший вред, мы должны любить их. Мы сможем войти в рай только с любовью.
21. Упражняйтесь в Иисусовой молитве, и настанет время, когда ваше сердце будет скакать от радости, как бывает, когда вы собираетесь увидеть человека, которого очень любите.
22. Не пренебрегай вечерней молитвой. Молись с рвением, как те, кто собирается на пир. Они просыпаются и чувствуют только радость.
23. Человек может вознестись над землей на двух крыльях: одно – это простота, а другое – чистота сердца. Вы должны быть просты в делах и чисты в мыслях и чувствах. С чистым сердцем вы будете искать Бога и с простотой найдете Его и возрадуетесь.
24. Чистое сердце с легкостью проходит через врата небесные.
25. В нашем жизненном море иногда случаются бури, а в другое время спокойно. [Но] милость Божия [никогда] не оставляет нас. В противном случае мы бы утонули, если бы Он не поддерживал нас.
26. Святые всегда взирают на жизнь будущего века. Это – благодать памятования о смерти.
27. Бог хранит нас от искушения. Он не позволяет нам искушаться сверх сил и попускает все для нашего же блага.
28. Молитва это дар. Бог дает его, когда есть усердие и смирение.
29. Надейся на Господа, и Он всегда прокормит тебя во время голода.
30. Покаяние должно происходить не от страха перед наказанием, а от [чувства] того, что мы согрешили перед Богом.
31. Люби уделять гостеприимство, чадо, ибо оно открывает врата Рая. «Принимайте чужих ради того, чтобы вам не оказаться чужими для Бога».
32. Святые с детской простотой принимали все, что Бог посылал им: «Это так, как Ты желаешь. Да будет воля Твоя».
33. Гостеприимство – величайшая из добродетелей. Она привлекает благодать к нам Святого Духа. В каждом незнакомом лице, чадо мое, я вижу Самого Христа.
34. Скорбь угодна Богу лишь тогда, когда она не отнимает у нас мужество бороться.
35. Для общего самопознания необходимо и полезно время от времени вспоминать все совершенные прежде грехи.
36. Предайте все ваши заботы в руки Божии [и тогда] просите чего хотите, как ребенок просит своего отца… Просите всегда с надеждой.
37. Дорогие сестры, нас спасут не наши дела, а бесконечное милосердие Божие.
38. Без Христа для человека все кажется темным и трудным.
39. Вопрос: Как вам удается иметь такое терпение во всем? Ответ: Благодать Божия помогает. Я всегда, чадо мое, верю в силу Бога, Который изменяет и направляет все для пользы наших душ.
40. Когда я вижу человека, который раздражен, я не слушаю, что он говорит, но молюсь, чтобы Бог умиротворил его… Когда они успокаиваются, тогда как раз хорошее время [для разговора], и я разговариваю с ними, поскольку тогда они в состоянии понять свое безрассудство.
41. Благодать Божия и духовный союз с Ним изменяют человека так, что страхи и подозрения уходят прочь, он не боится смерти и смотрит на эту жизнь, какой бы хорошей она ни была, как на рабство.
42. Когда слезы приходят во время молитвы, это Бог посещает вас.
43. Никогда не придавайте важного значения ничему земному и преходящему. Вместо этого заботьтесь о вашем духовном союзе с Богом.
44. Когда вы слышите, что ваше имя критикуют, поступайте [в отношении критикующих] так, как если бы вы не слышали. Это рай, это совершенство.
45. Наша религия убивает страсти, а не тело.
46. Христианин является истинным человеком. Он учтив и вежлив. Он не хочет никого огорчать.
47. Духовная жизнь – это огромное наслаждение. Вы летите, вы оставляете мир, вы ничего не обдумываете. Вы становитесь детьми, и Бог пребывает в вашем сердце.
48. Наш взор всегда должен быть устремлен в небо. Тогда ничто не сможет поколебать нас.
49. Регулярно принимайте причастие, искренне молитесь, будьте терпеливы, и вы увидите сильную руку [Господа], держащую вас.
50. Христос рядом с нами, даже если мы не видим Его. Иногда от Своей великой любви Он дает нам шлепок. Вы должны быть рады. Иисус держит резец скульптора в Своих руках. Он хочет сделать из вас статую для небесного дворца.