Епископ Сендайский Серафим во время молебна перед лагерем в Камиисо. 2008 г. Фото: Пимен Таира |
Один из старейших прихожан и чтец благочиния Саппоро Евфимий Сугавара вспоминает, как полвека назад он поступил в один из ведущих токийских вузов, расположенный поблизости от токийского кафедрального собора. Тогда, в 1954 году, только-только была восстановлена деятельность Токийской семинарии, а в самом соборе, помимо главного престола, появился и северный придел преподобного Сергия. Евфимий пел в хоре Николай-до и стал одним из руководителей православного молодежного общества собора. Сейчас супруга Евфимия Нина возглавляет воскресную школу прихода Саппоро.
Наряду с обычной деятельностью молодежных обществ и воскресных школ, в наши дни сложилась традиция проводить однодневные или двухдневные православные детские лагеря. Одним из первых свидетельств о подобном лагере можно считать статью 1932 года в «Вестнике Японской Православной Церкви», повествующую о восхождении группы молодых людей из приходов центральной Японии на гору Фудзи.
Из современных православных лагерей наиболее долгую историю имеет двухдневный детский семинар в осакском храме, проводимый в течение десятков лет. Самым же многочисленным является православный лагерь на Хоккайдо: если обычно в приходском лагере оказывается 20–30 человек, то Хоккайдо уже одиннадцатый год подряд встречает 100, а иногда и 130 участников. Автору этих строк посчастливилось трижды побывать в православном лагере на Хоккайдо и однажды – в лагере благочиния Нагоя. Рассказу об этих и других православных лагерях и учебных семинарах для детей и посвящена данная заметка.
В представлении практически каждого японца, да и многих людей, живущих за пределами Страны восходящего солнца, Православие в Японии, прежде всего, связано с Николай-до – токийским кафедральным собором Воскресения Христова. Возвышающийся на холме вблизи императорского дворца, величественный собор высотой в 35 м уже в течение почти 120 лет одним своим торжественным и благолепным видом внушает всем японцам уважение к Православию. Расположенный в самом центре Токио, собор соседствует с кампусами нескольких известных университетов. Поэтому на вечерние катехизические курсы часто приходят студенты находящихся по соседству вузов – удивительное убранство известного храма и красота православного богослужения становится для многих первым поводом задуматься о христианской вере и о православных догматах. На вечерних курсах присутствуют не одни студенты – здесь есть и уже работающая молодежь, и люди среднего возраста. Преподаватели курсов – священники токийского собора – рассказывают им о Православии.
Часто молодые люди приходят на курсы просто из
любопытства, ведь о Православии в современной Японии
практически ничего не рассказывается ни в школах, ни в
университетах. Многие потом остаются в Православной Церкви
на всю жизнь и становятся самыми прилежными прихожанами.
Но поначалу кто-то не хочет даже сказать свое имя
священнику, утверждая, что он здесь лишь однажды и больше
никогда не придет.
В 1990-е годы молодежное общество при токийском соборе
объединило, прежде всего, людей, принявших крещение во
взрослом возрасте. Они начали выпускать собственную
газету, первое время печатая ее на обычном ксероксе в
одном из копировальных центров находящегося неподалеку
района с книжными и букинистическими магазинами.
Впоследствии преподававшие им священники становились
благочинными и переводились из Токио в другие приходы.
Тогда молодые люди начали ездить в двухдневные
паломнические поездки для участия в Божественной литургии,
знакомства с историей этих приходов и самого города. Так
участники молодежного общества побывали в кафедральном
соборе Киото, в Благовещенском храме Нагоя и других
городах.
Показ притчи о сеятеле. 2008 г. Фото: Пимен Таира |
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Осака имеет удивительную историю. Возведенный в 1910 году в память русских воинов, умерших в плену во время русско-японской войны, храм сгорел дотла во время воздушных налетов 1945 года. В 1962 году Покровский храм был восстановлен, и из Токио сюда был передан старинный иконостас 1907 года. Современный храм высится на просторном холме, здесь есть и большой дом для собраний верующих, где летом регулярно бывают двухдневные лагеря для детей.
Беседы со священником, изображение событий священной истории с использованием специально изготовленных картинок, посильное участие в субботнем и воскресном богослужении – по своему содержанию этот детский учебный семинар во многом похож на православный лагерь в Токио.
Беседа старших детей со священником Михаилом Таинака. 2008 г. Фото: Пимен Таира |
В благочинии Нагоя детские лагеря тоже организуются уже в течение продолжительного времени. Община ютится в маленьком здании храма, поэтому если раньше в разные годы юные участники ночевали в установленных в церковном дворе палатках или в комнате для собраний верующих, то теперь проводится однодневный лагерь или же занятия в течение двух последовательных дней. Дети беседуют со священником, спрашивают о непонятных элементах богослужения, учатся читать и петь в храме, принимают участие в церковных службах.
Однако настоящий лагерь всегда связан, прежде всего, с отдыхом вдали от крупного города. Поэтому прихожане благочиния Нагоя – супруги Марк и Анна Такэути, живущие в горной местности в соседней префектуре Гифу, приглашают к себе детей в однодневный лагерь. Марк и Анна крестились уже взрослыми и в течение многих лет активно участвуют в жизни прихода. Для ежегодного церковного базара они присылают несколько сот килограммов своего риса, выращенного без применения удобрений и высушенного не с помощью современных машин, а старинным способом – в амбарах под солнцем.
Благочинный Нагоя священник Георгий Мацусима совершает молебен перед открытием лагеря. Затем следует сбор плодов и совместное приготовление трапезы, а также путешествие вместе с отцом Георгием по живописной местности высокогорья. В течение этого дня детям запоминается, прежде всего, тепло окружавших их взрослых людей: доброта и удивительная энергия отца благочинного, первым спускающегося к холодной горной речке и рассказывающего затем о том, как Спаситель ходил по земле босиком, искренность и радушие супругов Такэути, взвешенные слова которых становятся живым свидетельством мудрости православных людей, живущих своим трудом на земле.
Традиция однодневных или двухдневных православных семинаров для детей существовала в 1980-х годы и в храмах Восточно-Японской епархии. Детский лагерь, носящий название учебный семинар, в последние несколько лет организуется на севере острова Хонсю – в благочинии Итиносэки. В разные годы его участники, число которых достигает 30–50 человек, совершали восхождение на гору Иватэ, плавали на плотах по реке. В лагерь приезжают несколько священников епархии, часто вместе со своими семьями и детьми.
С 1999 года и на Хоккайдо стал проводиться двух-трехдневный православный лагерь. Особенностью лагеря на Хоккайдо стало то, что в отличие от детского или семейного, он является просто приходским – в лагерь приезжают и родители со своими детьми, и юношество, и взрослые прихожане.
Каждый год организатором лагеря становится один из храмов Хоккайдо. Каждый лагерь имеет определенную тему, в соответствии с которой организованы и беседы со священниками, и другие занятия для детей и взрослых. Лагеря заранее тщательно готовятся, обсуждение их программы происходит и внутри самого прихода-организатора, и во время встреч руководителей воскресных школ всех трех благочиний Хоккайдо. Так, например, в ноябре 2008 года был проведен специальный совместный семинар для руководителей воскресных школ всех крупнейших храмов епархии: и Хоккайдо, и севера острова Хонсю. Здесь обсуждалась концепция детских православных лагерей. Каждый лагерь всегда требует множество организационных усилий, которые распределяются между самими прихожанами, являющимися специалистами в определенной области. Обучающие игры для детей, изготовление детских пособий, свежие овощи от прихожан-фермеров или свежая рыба от прихожан-рыболовов, организация автобусов, подвоз тентов, рассылка каждой участвующей семье брошюр с программой лагеря, а затем – памятных альбомов с фотографиями и впечатлениями всех участников – это лишь малая, видимая часть всего «организационного айсберга». Проповеди среди детей, обучающей и организаторской составляющей лагеря были посвящены и две полосы епархиальной газеты.
В разные годы лагерь Хоккайдо встречал от 40 до 130 человек. В лагере участвуют все священники Хоккайдо, а часто – и священники других приходов.
2 августа 1999 года на овечьей ферме в городке с поэтическим названием Якумо (букв. – восемь облаков) впервые собрались 40 христиан во главе двумя священниками с Хоккайдо – настоятелем Хакодатэ протоиереем Иовом Баба и протоиереем Алексием Мацудаира, в то время настоятелем Кусиро, и тремя священниками с северо-востока острова Хонсю. В лагере участвовал и тогдашний токийский семинарист, ныне благочинный Кусиро иерей Михаил Таинака. Через несколько месяцев после окончания первого лагеря произошла диаконская хиротония Климента Кодама, начавшего свое церковное служение в Хакодатэ. Вскоре отец Климент стал священником.
О событиях первого православного лагеря можно прочитать в одном из номеров «Вестника Японской Православной Церкви» за 1999 год: путешествие жительницы северо-востока Хоккайдо вместе с дочерью по скоростной дороге, а затем плавание на пароме от севера Хонсю до порта Хакодатэ; паломничество в известнейший Воскресенский собор Хакодатэ и встреча с отцом настоятелем; первый день лагеря и молебен под открытым небом; самостоятельно приготовленный ужин, ночлег младших детей в старинном деревянном здании школы и жаркие беседы юношества – членов православных молодежных обществ приходов; ранний подъем на следующее утро, зарядка и завтрак, приготовленный на костре; помощь детей в уходе за животными, изготовление поделок из овечьей шерстки группой девочек под руководством супруги Климента Кодама – будущей матушки Екатерины и руководителя воскресной школы при токийском соборе Николай-до будущей матушки Олимпиады Таинака; ловля рыбы группой мальчиков; взбивание масла; но главное – беседы и совместная молитва вместе со священниками, проведшими все эти два дня вместе с детьми.
2 августа 2008 года в 10-й юбилейный лагерь в Хакодатэ прибыли православные христиане из всех уголков Японии. В тот же день в храме Камиисо (приписной храм благочиния, расположенный в 30 километрах к северу от Хакодатэ) была совершена вечерня, которую возглавил епископ Сендайский Серафим. На следующий день, в воскресенье, 3 августа, владыка Серафим, благочинный Хакодатэ протоиерей Иов Баба, благочинный Саппоро протоиерей Алексий Мацудаира и диакон Томакомаи отец Иаков Синонага служили в Камиисо Божественную литургию и торжественный молебен перед открытием лагеря. И протоиерей Иов, и протоиерей Алексий были участниками самого первого лагеря 1999 года.
Вновь, как и во время первого лагеря, отец Иов обратился с проповедью к детям. Литургия в Камиисо стала последним богослужением, совершенным протоиереем Иовом в качестве настоятеля Хакодатэ. Прослуживший в Японской Православной Церкви 49 лет митрофорный протоиерей Иов в сентябре 2008 года вышел за штат и стал жить при церкви Камиисо. Он поступил в Токийскую семинарию в середине 1950-х годов, когда семинария была вновь открыта после вынужденного перерыва, связанного со Второй мировой войной. Тогда, как и при святителе Николае Японском, помимо семинарии, в Токио действовала и православная женская школа. Выпускницей женской школы была и супруга будущего священника. Отце Иов приезжает в Россию, довелось ему побывать и в паломнической поездке на Святой земле, о чем он и рассказывал участникам лагеря.
Начавшийся в Ильин день, 2 августа 2008 года прохладный проливной дождь, к сожалению, продолжился и 3 августа. Однако не виданные доселе непрекращающиеся дождевые потоки, покрывшие и асфальтированные дороги, и лесные поляны слоем воды в 5–10 сантиметров, не смогли помешать ни приготовлению ужина под открытым небом, ни знакомству участников лагеря друг с другом. Несколько вечерних часов на площадке с натянутыми и прогнувшимися под водяной тяжестью тентами пролетели как один миг.
Вернувшийся в Сэндай епископ Серафим в течение всего вечера не мог связаться по телефону с участниками лагеря – фронт тайфуна мешал работе мобильных телефонов. Однако, благодаря молебну перед началом лагеря об отсутствии болезней, травм и ушибов, не простудились ни двухлетние участники лагеря, ни их пожилые бабушки. На следующий день выглянуло жаркое солнце и старательно приготовленная старостой Камиисо Ильей Сакасита и руководителями воскресной школы прихода Аркадием и Марфой Сато программа пошла своим чередом.
Темой юбилейного лагеря стало «Посеянные плоды» и его центральной частью – толкование притчи о сеятеле для участников разного возраста. Ранней весной Илья Сакасита специально засадил несколько грядок на три недели раньше обычного срока, чтобы картофель, кукуруза и помидоры успели созреть ко дню проведения лагеря. Собрав своими руками овощи и затем под руководством взрослых приготовив из них обед, городские дети смогли немного соприкоснуться с работой крестьян библейских времен.
Показ причти о сеятеля при помощи красочных «движущихся картинок» (обычай, о котором можно прочитать и в «Дневниках» святителя Николая Японского) был предназначен для детей самого младшего возраста. Картинки подготовили руководители воскресной школы в Хакодатэ супруги Николай и Юлия Мацуи, а роли различных персонажей были озвучены взрослыми прихожанами. Юлия Мацуи объяснила детям, что в Японии обычай сеяния семян несколько отличается от ветхозаветной традиции. На всех островах японского архипелага пригодной для земледелия земли не столь много, поэтому перед посадкой участок всегда бережно подготавливают и удобряют, а затем по одному высаживают семена или всходы в заранее приготовленную лунку. Поэтому буквальный смысл евангельской притчи о сеятеле древнего Израиля, разбрасывающем свои семена, так что они могут попасть и на недобрую почву, в Японии может быть и не столь понятен.
В это же время старшие дети слушали рассказ протоиерея Иова Баба и священника Михаила Таинака об основах богослужения. Для многих детей участие в летнем лагере зачастую становится редкой и драгоценной возможностью побывать в православном храме. Поэтому вопросы детей касались, казалось бы, достаточно простых тем: о символике и смысле крестного знамения и о зажигании свечей. В конце беседы каждому была роздана свеча и показано, как правильно перекреститься, подойти к иконам, поставить свечу и принять благословение священника.
А для взрослых прихожан был организован «круглый стол» – беседа о христианском воспитании детей. С несколькими словами о том, каким образом в условиях современной насыщенной жизни суметь передать детям и внукам твердые основы Православия в стране с по-прежнему сильными языческими традициями, выступил каждый из участников.
В последний день лагеря дети и взрослые изготовили бумажное дерево – образ Православной Церкви. У подножия дерева видны маленькие робкие ростки, на них написаны имена самых маленьких детей. Приколотые к веткам дерева зеленые листочки изображали более старших детей. На них видны имена школьников и впечатления детей о лагере. Выросшие на дереве плоды символизировали укрепившихся в вере взрослых участников лагеря.
Новый священник благочиния Саппоро отец Иаков Синонага на каноэ. 2009 г. Фото: Пимен Таира |
Во время встреч в «Православном кафе» священники отвечали на вопросы детей. Вот один из них: «Можно ли участвовать в традиционных культурных (синтоистских) фестивалях и (вместе с одноклассниками) нести микоси?»
В лагере 2009 года вновь самым удивительным стало общение взрослых и юных прихожан. Все вспоминали восхождение на действующий вулкан два года назад и проповедь священника Михаила Таинака на вершине горы. Фотограф благочиния Саппоро Пимен Таира впервые поведал автору этих строк о том, что его отец служил диаконом, а прадедушка Фаддей Осодзава был священником в центральной Японии во времена святителя Николая Японского. Священника Фаддея Осодзава, служившего затем на Сикоку, хорошо помнит бывший тогда маленьким мальчиком Иоанн Мацусима – отец нынешнего благочинного Нагоя. Во время лагеря в Нагоя его сын, священник Георгий Мацусима, рассказывал мне о практике Иисусовой молитве, сосредоточенности и доброжелательности удивительного священника, усердие которого отмечено чуть не в каждой дневниковой записи владыки Николая.
В лагере, уже со своими внуками, участвовали внуки еще одного священника и современника святителя Николая – отца Моисея Сираива. А самый пожилой участник лагеря, староста прихода Томакомаи Петр Хираи, показал мне свою кепку, на которую он прикалывает памятные значки каждого лагеря. Сейчас их уже четыре, но Петр планирует собрать еще 15, так как благочинный благословил участвовать в лагере всех прихожан – от 0 и до 100 лет.
Заключительная беседа со священниками. Памятная фотография и обещание встречаться вновь и вновь, чтобы опять ощутить себя одной большой семьей единой Православной Церкви, где каждый – и взрослый, и ребенок – может взрастить и укрепить семена Православия в своем сердце.
Восточно-Японская епархия
Западно-Японская епархия
Токийская митрополия