От самого рождения святой Церкви в апостольские времена и до наших дней среди угодников Христовых прекраснейшим священным украшением сияют святые мученики, засвидетельствовавшие истину собственной жизнью и своей невинной кровью. Практически нет места на Земле, не напоенного кровью страдальцев Христовых, из которой всходили новые христиане, о чем свидетельствует и великий раннехристианский учитель Церкви Тертуллиан, говоря, что кровь мучеников не что иное, как семя для новых ревнителей веры.
Верится, что, наряду со многими землями древней Европы, и Дукля была просвещена истинной святого Евангелия еще в апостольский период благодаря миссионерской деятельности апостола Павла и его учеников. Об этом нет письменных свидетельств, но живое предание подкрепляют многочисленные находки, относящиеся к концу раннехристианского периода (IV в.) и, несомненно свидетельствующие о том, что в то время христианская вера уже твердо укоренилась в этих землях.
С христианизацией сербских племен обновляются на старых основаниях (Михольска Превлака и Златица) и появляются новые (Пречиста Краинска) монастыри, ставшие рассадниками духовности в Зете и Приморье.
Особенно расцветают монашеские обители во время правления святородной династии Неманичей, строивших и восстанавливавших многие святыни.
Согласно преданию, селение Момишичи было основано поселившимися в этих местах выходцами из села Момуша из-под Призрена, которые, желая сохранить память о своем происхождении, сохранили в известной степени и название села, где некогда жили. Впервые это селение упоминается в качестве метоха монастыря Хиландар в грамоте, выданной сербской святогорской лавре могущественным царем Душаном. А первое достоверное сообщение о находившемся здесь храме великомученика Георгия относится к 1610 году, когда впервые же упоминается имя «попа Николы из Момишичей». Этот храм был светильником веры и центром просвещения и культуры для православного народа, жестоко страдавшего от безбожных турок, зверства которых помнят в этих краях до сих пор. Одним из наиболее кровавых злодеяний было уничтожение в Момишичах церкви святого Георгия и находившейся рядом школы, где, по достоверному преданию, было сожжено заживо 40 учеников вместе с двумя учителями- священниками.
Стесненный тяжким турецким рабством, сербский народ во всех своих краях добросовестно трудился над освобождением от завоевателей, дабы жить в мире и свободно исповедовать истинную веру своих праотцев. Окрыленные турецким поражением под Веной в 1688 году, сербы множество раз подымались на совместную борьбу, чтобы скинуть ярмо и освободиться от рабства безбожных агарян.
Особый героизм и воинский успех проявили племена Кучи, на которые в 1688 году Скадарский Сулейман-паша нападал дважды. Устное предание, которое до сего дня живо в народе, свидетельствует о том, что в результате первого столкновения турки были наголову разбиты, потеряв при этом около 1500 человек. Разъяренный паша попытался напасть и во второй раз, но это обернулось для него еще худшими последствиями, чем в первый.
Решившись на месть после двойного поражения, он излил свои гнев и ярость на невинных жителей сел в окрестностях сегодняшней Подгорицы. Первыми под ударом оказались Момишичи, где воины паши, закрыв в школе 40 учеников и двух учителей-священников, сожгли их живьем. Большая часть учеников принадлежала к известному роду Поповичей. Это предание записал Андрия Йовичевич:
«Поповичи занимали верхний край в Момишичах, и земля первоначально была их собственностью. Они тогда имели свою церковь на верху села, и говорят, что из их рода до сего дня вышло 70 священников. Хотя это число и преувеличено, но все же подтверждает древность этого рода. Поповичи упорно сопротивлялись туркам, и турки их за это ненавидели. В один год на Рождество или Пасху, пока они были в церкви, турки внезапно напали, всех перебили и сожгли. Помимо Поповичей в церкви были и представители других родов, но никто не был пощажен. В верхней части села видны развалины этой церкви, и говорят, что в ней сожгли двух священников и 40 учеников».
После ухода турецкого войска братство Поповичей и другие жители собрали с пожарища останки сгоревших мучеников и похоронили их в храме святого Георгия под Горицей. Свидетельство о страдании невинных детей и двух священников жители Момишичей бережно хранили веками, и о нем можно услышать и в наши дни.
После четырех веков страданий с освобождением от турецкого владычества потомки славных мучеников твердо решили восстановить свой сожженный храм. Первые свидетельства об этом мы встречаем в 1903 году, когда братство Поповичей просило у тогдашнего митрополита Черногорско-Приморского Митрофана (Бана) благословения на восстановление этой церкви. Митрополит дал свое благословение, но работы по восстановлению храма были отложены из-за нищеты и недостатка средств. Только в 1930 году по благословению высокопреосвященного митрополита Черногорско-Приморского и будущего патриарха Сербского Гавриила (Дожича) восстановление было начато. Движимые живой памятью о пострадавших детях, верующие быстро восстановили храм, перенеся в него из храма святого Георгия под Горицей в 1936 году мощи своих мучеников. В день переноса мощей прошел незабываемый крестный ход. Когда несшие кресты во главе хода уже входили в новый храм, богомольцы, находящиеся в церкви святого Георгия, расположенной в 2 км от нового храма, еще даже не начинали шествовать.
Мощи мучеников были захоронены в алтаре под святым престолом, где находились вплоть до 1995 года, когда были перенесены в гробницу справа от алтаря внутри храма.
С приходом на трон митрополитов Черногорско-Приморских митрополита Амфилохия (Радовича) началось фундаментальное обновление литургической и церковной жизни на просторах Черногории.
Узнав о мученическом страдании момишичских учеников и их учителей, высокопреосвященный митрополит, укрепленный благодатью Духа Святого, благоизволил в 2006 году поднять их мощи из гробницы и поставить их на поклонение как светильник веры, дабы сияли и укрепляли души правоверных. Удостоверившись в живой памяти жителей Момишичей о сожжении 42 мучеников в далеком 1688 году, митрополит омыл святые мощи по древнему православному обычаю вином и помазал их привезенным из Иерусалима розовым маслом. На праздник святых четыредесяти мучеников Севастийских в 2006 году мощи были выложены для поклонения и целования верующему народу и с тех пор почивают в священном ковчеге слева от иконостаса в храме во имя великомученика Георгия и их святой памяти.
В знак памяти священного переноса мощей в ковчег определено, чтобы Момишечские мученики литургически прославлялись в митрополии Черногорско-Приморской на день Севастийских мучеников, которым они уподобились в страдании, приняв венцы незаходимой славы и славословя со многими святыми мучениками Троичного Бога Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.
Святые новомученицы Момишичские, молите Бога о нас!