Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»

Источник: Фома.Ru

Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, – мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы «Фома» решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, оптинскому старцу Илию.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото Дмитрия Ярцева
Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото Дмитрия Ярцева
– Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

– Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни – все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.

Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: Спаситель ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное – чему учить и как.

Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам Феофана Затворника, бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать.

Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает.

Молитва, обращение к Богу должны сочетаться с образованием, получением знаний и изменениями в повседневной жизни человека.

И вот как раз эти изменения должен направлять духовник, но сам по себе он не много даст человеку, если тот не готов принимать. Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека.

– Считается, что духовник должен научить человека мыслить самостоятельно, самостоятельно расти духовно. Однако многие люди предпочитают просто вверить себя полностью священнику, советуясь с ним даже о том, какие обои им следует купить. Многие осуждают такой отказ мирянина от своей воли. Это действительно неправильно?

– Человек должен сохранять свою волю и сам принимать решения. Потому что только сам человек может сделать в своей душе окончательный выбор.

Разве Господь не мог избавить Иуду от предательства? Мог бы, конечно. Но почему тогда Он этого не сделал? Потому что сделать это можно было только насилием. А принуждение человека для Бога, для святости Божией недопустимо. Принудительное добро не может быть добром. Ведь почему распялся Спаситель? Он мог весь мир сделать идеальным и без этого, чтобы никаких пороков на земле не осталось, и человек ни в чем бы ни нуждался, ни в каких армиях и канцеляриях. Но Господь мог сделать это лишь принудительно, сломав свободную волю людей. И Он не пошел на это, оставив людям возможность самостоятельно выбирать между добром и злом.

Наша социальная жизнь дает человеку готовые знания, культуру, готовый опыт, но как этим пользоваться, человек решает сам. Также и в жизни духовной. Господь дает нам, через свою искупительную миссию, через крест, возможность побеждать свои немощи, бороться с дьяволом. Но воспользоваться этой возможностью мы можем лишь по собственной воле. Господь сотворил для нас мироздание, создал законы, по которым мы живем, дал нам воду, пищу, всё, что необходимо. Но как именно жить в этом мире, обусловлено, в первую очередь, нашей волей, нашим трудом и знаниями. А потому важно, чтобы жизнь строилась и на соблюдении Божественных установлений, и на свободном человеческом выборе.

– А если духовник откровенно ломает человеческую волю, пытается не учить, а приказывать?

– Тогда это не духовник. Что тут говорить, ведь все сказано в Евангелии. Посмотрите, как действовал Спаситель, как действовали апостолы. Так должен действовать и духовник. А если он не поступает по Писанию, не следует евангельским заповедям, и пытается принуждать… как он может тогда быть духовным учителем христианина?

Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото священника Игоря Палкина
Схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото священника Игоря Палкина
– Некоторые люди принципиально ищут духовника в монастыре и даже не заглядывают в храм рядом со своим домом…

– Это опять же неверно, когда человек ищет где-то за морем, думая, что там будет лучше. Старец Силуан говорит, что если человек верит духовнику, то Господь ему открывает через духовника мудрость, независимо от того, насколько духовник мудрый, ученый, или опытный. Тут нужно больше доверия вопрошающего к Господу. Если есть доверие Богу, то благодать Божия открывает то, что необходимо вопрошающему.

– Во многом тяготение к монастырю у новообращенного человека связано с тем, что путь монаха считается более правильным, более спасительным, а жизнь мирянина представляется своеобразной «полумерой».

– Жизни монаха и мирянина, конечно, серьезно различаются. Это два разных пути, но они в равной степени ведут к главной цели человеческой жизни: спасению души и соединению с Богом.

Если человек уходит в монастырь, он целиком посвящает свою жизнь спасению души. Его жизнь складывается из молитвы и послушания, которое должно быть неотъемлемой частью жизни любого монаха. И здесь, кстати, роль духовного руководителя, степень подчинения ему должна быть значительно выше.

Но и жизнь мирянина также подчинена той же цели спасения. Разница лишь в том, что у мирян она сопряжена с другими обязанностями: обеспечением семьи, воспитанием детей, другими важными богоугодными заботами. К тому же в жизни человека, не удалившегося от мира, встречается масса мирских искушений, но это не только лишняя опасность, но и лишняя возможность, потому что, преодолевая эти искушения, человек приобретает бесценный духовный опыт.

Важно помнить, что Господь знает, кому какие испытания послать. Нет человека, который не может спастись. Поэтому, выбирая свой путь, нужно помнить, что как путь монаха, так и путь мирянина одинаково спасительны, и выбор важно сделать осмысленно, без спешки, исходя из своих внутренних приоритетов. И поступить в соответствии со своей совестью, по Божией правде.

– Так что же делать человеку, который только пришел в Церковь и ищет своего духовника? Как сделать правильный выбор?

– Важно помнить, что наш мир лежит во зле, все мы грешны после грехопадения Адама, и здесь у каждого человека, у каждого духовника есть тоже свои грехи. Полного идеала никогда не бывает.

Действительно, есть люди большого знания и духовного опыта, к которым можно пойти под духовное руководство. Однако выбирать нужно внимательно, понимая, что даже очень хороший духовник может по каким-то причинам не подходить лично вам. Даже очень эрудированный и опытный духовник может не подойти по каким-то чисто человеческим критериям, и вам будет трудно выстроить свои отношения, поэтому важно оценить всё, в том числе и человеческую совместимость

И кроме того, я хотел бы напомнить, что говорил Феофан Затворник о начале духовной жизни человека. Что такое Царствие Небесное? Это богообщение, чистота души и благодать Божия. Очистить себя от своих грехов и лично обратиться к Богу – главное, для чего человек приходит в Церковь. И если человек научился покаянию, перемене души и молитве, то он сможет жить при любом духовнике, сам действовать, самостоятельно делать выбор в пользу добра, стремиться к нему. Если же не научился – никакой духовник ему не поможет.

Важно также не забывать в своем доверии к человеку самостоятельно оценивать происходящее. Необходимо соотносить слова духовника со словами Евангелия, с учением Отцов Церкви, с ее соборными решениями, которые важно изучать и понимать. Никакой авторитет духовника не может перекрывать их.

И, конечно же, человеку, пришедшему в Церковь, нужно непрестанно молиться, ведь общение с Богом – это и есть главное, к чему стремится каждый христианин.

***

Святитель Игнатий (Брянчанинов) (XIX в.): «Всякий духовный наставник должен приводить души к Нему (Христу), а не к себе… Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению пред учениками, которое служит признаком их духовного преуспеяния… Охранитесь от пристрастия к наставникам. Многие не остереглись и впали вместе с наставниками в сеть диаволу… Пристрастие делает любимого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог… И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела. И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи».

***

Преподобный Симеон Новый Богослов (X в.): «Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе бесстрастного и святого руководителя. Также и сам исследуй Божественные Писания, особенно же практические сочинения Святых Отцов, чтобы, сравнивая с ними то, чему учит тебя учитель и предстоятель, ты смог видеть это, как в зеркале, и сопоставлять, и согласное с Божественными Писаниями принимать внутрь и удерживать в мысли, а ложное и чуждое выявлять и отбрасывать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».

***

Преподобный Иоанн Лествичник (VI в.): «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».

***

Святой Макарий Великий (IV -V вв.): «Встречаются души, соделавшиеся причастницами Божественной благодати… вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном… которое требуется и доставляется истинным подвижничеством. <…> В монастырях употребляется о таких старцах изречение: Зсвят, но не искусенИ, и наблюдается осторожность в советовании с ними… чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев».

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
Беседовал Алексей Соколов

Источник: Фома.Ru

19 ноября 2010 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь 15 октября 2017, 17:59
Спаси Господи ! Хочется читать и читать чтобы это интервью не кончалось долго.душа жаждет живого слова и впитывает его в тихой радости и с благоговением .
Михаил22 ноября 2014, 15:19
Всё равно монахи лучше, и монашеский путь выше. Тут, в миру, хуже бомжа надо быть, чтоб спастись.
А вся эта любовь, жены-дети и прочее, это от слабости, я считаю. Нету тут такой чести, как в монашестве. Не крест, а крестик, не борьба, а возня в песочнице.
Полюбому.
Другое дело, что не всякий может понести монашеский подвиг. Вот это другой разговор.
Спастись конечно можно, но венец-то по делам.
А какие дела у мирянина? Побеждать бабу, обеспечивать семью? Не знаю...
Хочется легкости духовной, вершин и побед. В миру ничего такого нет.
Алексей15 февраля 2014, 17:24
Батюшка, прошу ваших молитв за нас Алексия и Анастасию!!! Спаси вас Господи за всё!!!
Елена26 мая 2013, 15:56
Желаю Вам,батюшка Илий, доброго здравия.Простите меня,но я прошу Ваших молитв, помолитесь о здравии раба божьего Феодора,пожалуйста.Раба божья Елена.
Наталия15 августа 2012, 12:21
Отец! Прошу молитв Ваших о р.Б. Иоанне. Не хочет никак идти в храм. Не участвует в Таинствах Церкви, будто Церковь ему не мать... И Бог - не Отец? Я хочу,чтобы он стал СВОБОДНЫМ, а свобода лишь во Христе. В плену у водки ему не очень сладко,пробует не пить, так ведь без помощи Бога получится ли?
Как люди живут без Тела и Крови Христовых? С Ним всё легче было бы справиться. Иван не хочет ко Христу. Христос его не заставит. Помолитесь Богу,отче, быть может, Господь как-то изобретёт его вход в Церковь не в виде останков на отпевание? Недавно вытащили с того света. Только он не побежал ко Христу. У нас две дочки Елисавета и Иустина. Лизе в первый класс идти, а Иустинке 11 месяцев. Нам ради них ещё много жить, если Бог даст, да папе Церковь - не Мать,а напьётся когда, то и Бог ему
совсем не Отец... Наталия.
Вячеслав 4 августа 2012, 16:10
СПАСИБО
светлана16 мая 2012, 20:02
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ
Евгений 8 апреля 2012, 18:46
как важно иметь перед своим взором пример достойного служения ГОСПОДУ по ТВ СОЮЗ увидил труды Батюшки по востановлению Храмов и сердце восплаколо и умилилось восплаколо отом что мы поругали и разрушили отом что потеряли умилилось от того что появилась надежда на наше всеобщие покаяние ,Я думаю что больше внимание нужно уделять востановлению Храмов в глубинке там больше сохранилось нравственности и порядочности и люди там меньше окормлены Матерью Церьковью И ратостно что ОТЕЦ ИЛИЯ ПО МИЛОСТИ БОЖИЙ так много для этого делает ДА ПРОСТИТ И ПОМИЛУЕТ НАС ГОСПОДЬ
Сергей24 марта 2012, 21:00
С прошедшим Днём Ангела Вас батюшка!
Михаил31 января 2012, 15:56
...Во многом с первого взгляда верно,но есть,- точнее сквозит про.. политическим ветерком,- этакой "Толстовщиной"-если бы оговорено было в тезисе О.Илия отрицание насильственных средств регламентирования "всякого благочестия"и "чистоты"-кроме Богоустановленных и "ниспосланных"Им же средств такового урегулирования....а так получается-плодитесь и размножайтеся убивцы развратники и прочие губители душ и телес человеческих..а поскольку как видим элемент насилия Богом учреждён-то лучше использовать его для охранительных целей нежели для развития("свободного")падшего естества человека с его "свободным"волеизволением..а про духовников и монашествующих наверное всё правильно сказал О.Илий
Надежда 20 января 2012, 20:25
Господи спаси и сохрани батюшку Илия ! Многие лета ему . Скажите где можно его увидеть и услышать наяву . Он очень почтенный и вызывает только чувства необъяснимой кротости и радости .
Лилия28 декабря 2011, 21:21
Батюшка 14 декабря 2011 года у меня скоропостижно умер муж,он был крещеный но в церковь ходил крайне редко,я конечно за него молюсь но очень переживаю.Что вы мне посоветуете.
Лилия28 декабря 2011, 21:18
Огромное спасибо вам батюшка Илия за ваши поучения храни вас Господь.
Елена15 декабря 2011, 16:54
Спасибо вам. Когда пришла в Церковь у меня было ошибочное мнение и из-за этого совершила ошибку с духовником.Благодаря таким публикациям новичкам можно избежать ошибки.
Виталий12 августа 2011, 08:59
В редакцию:
Пожалуйста публикуйте побольше таких духовно "качественных" интервью. Ведь Вам возможны такие встречи со столпами современной церкви. Не лишайте нас такого общения. О малом и насущном мы узнаем из разных источников, а о великом, даст Господь, прикоснемся через Вас.
Спаси Вас Господь за Ваши старания
Анна18 июля 2011, 11:37
ДОБРОГО ЗДРАВИЯ, ВАМ БАТЮШКА ИЛИЯ! МНОГИЕ И БЛАГАЯ ЛЕТА!
Константин20 июня 2011, 20:20
Есть люди которым кажется если их постоянно "смиряют" то значит все хорошо.тути думать не надо и решений принимать,знай себе подчиняйся.тут нужно задуматься сколько человек теряет возможности духовного роста и живой жизни во христе,любите своих ближних-жон и мужей и помните что в этом их и ваше спасение.Долгая лето дорогой Батюшка,да даст нам Господь от Духа Вашего!
Алексий24 апреля 2011, 00:35
А сколько лет ему сейчас? Уже такой глубокий старец...
Сергей21 апреля 2011, 19:27
Дорогие братья и сестры.Я так думаю,что прежде всего в молитвах и обращениях к Господу просить у него помощи в борьбе
со своми страстьми и постепенно избавляться от них при помощи
постов и добрых дел зто долгий и трудный путь но он необходим
для нашего спасения.Спаси себя и вокруг тебя спасутся близкие твои.Мир дому Вашему.Спаси Господи люди Твоя.Православный мирянин Сергей.
виктор14 апреля 2011, 00:01
Отец Илий как будто Иеросхимонах Амвросий оптинский
Александр 7 марта 2011, 16:04
А вы,Дионисий, какую лавру имели ввиду,если не секрет?
Valentyna Bernachuk26 февраля 2011, 08:05
this is what i wanted to know thanks a lot
Ирина30 января 2011, 20:25
ДОБРОГО ЗДРАВИЯ, ВАМ БАТЮШКА ИЛИЯ! МНОГИЕ И БЛАГАЯ ЛЕТА!
БЛАГОДАРЮ ГОСПОДА ЗА ВСТРЕЧУ С ВАМИ.
Р.Б. ИРИНА
НАДЕЖДА25 января 2011, 14:02
ДАЙ БОГ ЗДОРОВЬЯ НА МНОГИЕ ЛЕТА НАШЕМУ ДОРОГОМУ СТАРЦУ ОТЦУ СХИАРХИМАНДРИТУ ИЛИЮ.БОГУ ВО СЛАВУ И НАМ ВО ВРАЗУМЛЕНИЕ. МНОГАЯ И БЛАГАЯ ЛЕТА!
Ирина15 декабря 2010, 16:04
Батюшка, пишут ВАМ родители детей из города Донецка (Украина). Наш врач, если так можно выразиться от БОГА,ввиду материального положения (з/плата 1000 гривен), была вынуждена уйти из медицины в частную фирму медпредставителем. Случилось это не сразу, в течение 6 лет её уговаривали эти фирмы, но она не сдавалась, говоря,что врач, есть только врач. А вот теперь,из-за того,что они с мужем вынуждены платить за съёмную квартиру 1300 гривен(больше,чем её зарплата)она всё-таки нас и нащих детей вынуждена была покинуть.Лучше её в нашей поликлинике нет. К своим 30 годам наша Анна Николаевна заработала такой авторитет среди родителей, детей и своего коллектива, какой не каждый заработает за всю свою жизнь. Одним словом, БАТЮШКА, если бы она была плохим врачом и плохим человеком, мы бы никогда бы не посмели ВАС побеспокоить. А мы-это родители700 детей. Просим ВАШИХ святых молитв, упросить ГОСПОДА БОГА вразумить и вернуть нам, нашим детям и её коллективу нашего уважаемого врача АННУ НИКОЛАЕВНУ!И подскажите, пожалуйста нам, какие и мы должны читать молитвы.Умоляем, помогите нам и нашим детям.Не оставьте наше прошение без ВАШЕГО внимания.Низкий Вам поклон и многие лета.
Евгений24 ноября 2010, 14:51
Спаси Господи и помилуй Батюшку Илия, и сохрани его на многая лета!
Светлана23 ноября 2010, 18:13
У меня не комментарий, а вопрос: можно ли задать вопрос старцу Илию не через сайт, а в личной переписке (по почте, электронке)? Буду очень благодарна за такую возможность.
Ирина Гурьева22 ноября 2010, 15:57
Спасибо за интервью.Важная информация.
Арбузов Вятский22 ноября 2010, 14:28
Прекрасно. Спасибо. Свежий и чистый голос, ясная мысль, конкретные указания. Не оставил нас еще Господь. Русские люди - благодарите Бога за таких монахов!

Отцу Илии - многая лета.

АВ
Леонид20 ноября 2010, 18:36
Слава Богу, что есть еще такие старцы в России. Мнение-то по Святым отцам прямо. Вот и профессор Осипов о том же говорит. Хорошая статья, чтобы волю свою сектантам (в любой сфере и смыслах) не отдавать по первому рвению. Слышал я: "Бог не спасет человека без самого человека." А без разумения и Любви нет, только фарисейство. Господи,помилуй!
Елена20 ноября 2010, 15:00
большое спасибо за интервью со старцем. больше информации от отца Илия - больше пользы всем нам.
Вера20 ноября 2010, 14:49
Очень ценное интервью.Почаще бы печатали батюшку Илия.
А мне повезло с духовником , он у меня именно такой , какой здесь показан .И не где то далеко, а в нашем приходском храме.Слава Богу за все!
Максим19 ноября 2010, 21:11
Ничего не понял сложно очень.
Дионисий19 ноября 2010, 12:53
Неслабый камушек в "огород" ревнителий и борцов с ветрянными мельницами из одной известной лавры :-)). Огромное спасибо за хорошую трезвую статью. Вопрос в том только, почему все (ну или почти) знают каким должен быть духовник, а деятельность так называемых "старцев" ни как не пресекается? Заголовок замечательный у статьи, в рамку и над воротами повесить. Очень хочется верить что начатая тема будет продолженна.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×