В дни Архиерейского Собора, проходившего с 17 по 20 ноября в Белграде, жизнь Сербской Церкви была омрачена одним чрезвычайным происшествием. В тот момент, когда сербский епископат решал насущные вопросы жизни Церкви, находящийся на покое епископ Артемий вместе со своими последователями приехал без благословения на Косово и произвел попытку узурпации власти в Рашко-Призренской епархии. Несмотря на то, что он находился под временным запретом в священнослужении, владыка Артемий совершил литургию. При этом ему сослужили клирики, большинство из которых также были под запретом или же лишены сана по законному решению Церковного суда. Прибывшие с владыкой Артемием монахи попытались занять нескольких монастырей на севере Косово и в Рашской области.
Заведомо обреченная на провал авантюра окончилась для владыки Артемия и его единомышленников полным фиаско. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви охарактеризовал его действия как раскольничьи и соборным решением лишил его епископского сана.
Для выдворения бесчинствующих из занятого ими монастыря пришлось прибегнуть в помощи полиции.
Тем не менее, вернувшись в центральную Сербию, бывший епископ Артемий уже заявил ряду средств массовой информации, что не признает «неканоничные» решения Священного Собора и Синода, а среди общественности продолжают ходить истории о «неправедно гонимом защитнике Православия». Общественное мнение серьезно обеспокоено этим вопросом и регулярно подогревается искаженной информацией.
23 ноября 2010 года новоизбранный епископ Рашко-Призренский Феодосий ответил в интервью газете «Вечерние новости» на несколько вопросов, наиболее интересующих общественность в связи с делом бывшего владыки Артемия.
***
–
Лишенный сана владыка Артемий утверждает, что решение
о лишении его сана, как и несколько предыдущих (о
запрете пребывания в Косове, запрете на
священнослужение) принято вопреки церковному уставу,
то есть без рассмотрения на церковном
суде?
Епископ Рашко-Призренский Феодосий (Шибалич)
– Естественно, не нарушены ни каноны, ни устав Церкви, так как в этом случае это означало бы, что никто из 36 присутствовавших на Соборе епископов, во главе с Патриархом Иринеем, не знают правил Церкви. Епископа, согласно канонам, должны судить не менее 12 архиереев. В случае бывшего владыки Артемия Собор в тот момент уже заседал, и поэтому было принято предложение, по которому Собор был превращен в Церковный суд, принявший полноправное и законное решение. Собор выбирает епископов и имеет право лишить их сана. Так происходило и раньше в истории.
– Но его защита там не была слышна...
– Бывший владыка Артемий во время заседания совершил попытку путча в канонической епархии Сербской Православной Церкви. Участвовал в насильственном захвате монастырей, не принадлежащих ему канонически, и подписывал акты с фальсифицированной печатью епархии. Для Собора это было более чем ясным свидетельством и доказательством вины. Поэтому распространяемые бывшим владыкой спекуляции о мнимой канонической необоснованности этого решения совершенно беспредметны.
– Нанесли ли все эти события вред Церкви, и было ли необходимым участие Косовской полиции в монастырях Дубоки Поток и Девине воде?
– Защита имущества от узурпации – легальное право СПЦ, как и любой другой институции. Поэтому участие полиции, в этом случае сербов из Косовской полицейской службы, было единственно доступной нам возможностью. Речь идет о КПС, которая находится в командной структуре ЕУЛЕКС, а не Приштины. ЕУЛЕКС не признает независимость Косова и действует по мандату миссии ООН. Собор занял твердую позицию: собственность Сербской Церкви необходимо вернуть в руки законных епархиальных властей и не допустить организации на территори Косова какой бы то ни было «раскольничьей церкви», которая бы использовала собственность Сербской Церкви. Искренно говоря, мне тяжело из-за всего этого, но служение Церкви должно быть превыше наших ощущений.
– «Закрыт» ли этими решениями случай бывшего владыки Артемия и может ли он и в дальнейшем представлять опасность для единства Сербской Православной Церкви?
– Я лично думаю, что бывший владыка больше не представляет серьезной опасности для Церкви, потому что этим решением Собор ясно и недвусмысленно показал всем верующим позицию Церкви по данному вопросу. Если бы бывший владыка продолжил прежнюю нецерковную деятельность и дальше бы представлялся как «епископ Рашко-Призренский», то, боюсь, могли бы последовать дополнительные церковные меры. Надеюсь и молю Бога, чтобы Артемий окончательно понял: с Церковью играть нельзя.
– Известно, что лишенный сана епископ пользуется поддержкой значительного числа верующих в Косове. Может ли это углубить уже существующие разделения между сербами в Косове и Метохии?
– Народ в епархии не разделен около вопроса поддержки бывшего владыки Артемия. Никто не умаляет его прежние неоспоримые заслуги, но здесь встает вопрос: за Церковь ли мы или против нее? Сербский народ в Косове и Метохии, как и в Рашской области, абсолютно верен и останется верен Сербской Православной Церкви.
– Как Вы прокомментируете мнения, что за спиной всех событий около лишенного сана владыки Артемия замешена и политика?
– Патриарх Ириней и архиереи много раз подчеркивали, что здесь речь об исключительно церковной, а не политической проблеме. Судьба края – вопрос всей Сербской Православной Церкви, а не одного епископа или политической партии. Поэтому наша задача – в сохранении народного единства и поддержки сербов, а не в занятии политикой и разделении народа на подобных и неподобных.
Перевел с сербского Иван Ушаков