Из писем о духовной жизни
Сердцем обращаться к Богу
Навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу со стороннею помощью, по молитвенникам, необходимо затем делать опыты и своего собственного возношения к Богу — доходить до того, чтоб душа сама, так сказать своею речью, вступала в молитвенную беседу с Богом; сама возносилась к Нему и Ему себя открывала и исповедовала, что в ней есть и чего она желает. И этому надо учить душу. Что должно делать, чтобы успеть в этой науке? И навык с благоговением, вниманием и чувством молиться по молитвенникам к этому же приводит, ибо из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнет исторгаться своя молитва к Богу.
Из писем к разным лицам
К N
Немного о помыслах. Когда дела грешные прекращены, борьба переходит внутрь, в сердце. Главное тут — помыслы; за помыслами тянутся сочувствия, за ними — пожелания; за этими — склонения на дело, согласия, решения… Сими последними совершается внутренний грех. Из сих внутренних движений не все грешны. Грешность начинается, где видно произволение. Помыслы не грешны, когда человек сам не возбуждает их и возбудившихся не по воле его не удерживает. Тут есть нечистота греховная. Но когда к сему прилежат сочувствие и услаждение, сласть похотная, не отгоняемая, а удерживаемая, тут полгреха есть внутреннего; если кто сам и удерживает сию сласть и разжигает, тут уже вся душа в блудном состоянии. Настоящий внутренний грех есть склонение, согласие и решение.
Помыслы надо гнать, не удерживать их произвольно. Сочувствие, или сласть, как только покажется, подавлять надо всеми силами. Тут главный пункт внутренней брани…
1892