Глава православного информационного агентства «Ромфеа» Эмилий Полигенис посетил афонского старца Моисея в его каливе скита великомученика Пантелеимона на Афоне и побеседовал с ним.
– Отец Моисей, как радостно быть рядом с вами здесь, в богохранимом уделе Пресвятой Богородицы, где вы монашествуете уже более 35 лет. Вы помните, каким был Афон несколько десятилетий назад. Скажите, сильно изменилась Святая Гора в последние годы?
– Я рад приветствовать вас в нашей скромной каливе святого Иоанна Златоуста. Мне отрадна ваша искренняя любовь к Церкви, отрадна и та объективность, с которой православное информационное агентство «Ромфеа», возглавляемое вами вот уже в течение трех лет, освещает события.
Да, Святая Гора действительно богохранима. Она под покровом Богородицы рождает святых и преподобных. Это благоуханный сад Матери Божией. И Она особенно любима и чтима насельниками Афона. Здесь 60 чудотворных Ее икон, храмы, соборы, часовни, протат, Ее пояс. Здесь, в этом недоступном для женщин месте, все говорит о Ней.
Прошло 36 лет с тех пор, как я переступил порог соседствующего с небом монастыря Симонопетра, и 25 лет с тех пор, как я пришел в каливу Иоанна Златоуста. А мне кажется, что прошло всего 36 дней.
Я не думаю, что за эти годы Афон изменился по существу. Монастырский устав сохраняется в том же виде уже тысячу и дажее более лет. И это очень важно для монахов, ежедневно посвящающих многие часы богослужению. Молитва является их главным деланием, и она дает благоухание их жизни.
А увеличилось ли количество дорог и машин – это не имеет такого уж большого значения. Хотя, конечно, нужно относиться с большей внимательностью и уважением к этому месту, к его природе. И разрушение старых каменистых дорог было ошибкой.
К техническим достижениям нужно подходить разумно. Я не думаю, что использование солнечной энергии вместо другого топлива нарушает традицию.
Некоторые люди приезжают на Афон один раз в жизни с романтическим настроем и считают, что Святая Гора – это окаменевший музей, что здесь нет жизни, нет развития и продолжения традиции. Такие люди – строгие судьи, без конца указывающие и обвиняющие. Но при этом для передвижения они просят хорошее транспортное средство, их раздражает пыль, и они желают удобств, словно бы они остановились в гостинице.
Я полагаю, что если Афон и изменился, то только внешне, а не внутренне. В последние годы были проведены важные реставрационные работы, которые были совершенно необходимы. А длящаяся тысячелетие монашеская жизнь, основанная на древних священных установлениях, сохраняющих институт монашества, посвящение своей жизни и себя Богу и безмолвию, продолжается.
– Есть ли сейчас на Афоне личности, подобные старцам Паисию, Порфирию, Иосифу?
– Знаете, как-то вечером мне позвонила одна женщина и спросила: «Отец Моисей, теперь, после преставления старца Паисия, кто же будет вместо него?» – «Ваш духовный отец». – «Вы его знаете?» – «Нет». – «Тогда почему же о нем так отзываетесь?» – «Потому что, дочь моя, святость не переходит от человека к человеку, а достигается самим человеком. Святость не передается, если сам человек не потрудится с терпением…» – «Спасибо».
Скорее всего, этой женщине не понравился мой ответ. Сейчас люди все время ищут быстрых и легких решений. Фастфуд проник из светской жизни уже и в духовную.
Даже верующие люди не хотят потрудиться, потратить какое-то время. Они хотят моментальных решений своих проблем. Потому и ищут духоносных старцев, чтобы те тут же разрешили их проблемы. Сами они не хотят углубляться в молитву, смиряться, терпеть. И если не находят старцев, то создают таковых сами. Это самое страшное заблуждение для обеих сторон. На Афоне говорят: «Впасть в заблуждение легко, а выйти из заблуждения сложно».
Самое худшее – это думать о себе, что ты святой. Псевдосвятость – самая большая проблема. Да сохранит нас Бог от псевдосвятых.
Покойный старец Паисий говорил: «Самое худшее – это когда человек думает, что у него все хорошо, потому что такой человек никогда не пойдет к врачу».
Поиск духоносных старцев в наши дни может принимать болезненные формы, и старца могут счесть за гуру, медиума или мага. Требуется большая осторожность с обеих сторон. Ведь иной раз высказываются и распространяются очень субъективные мнения о конце мира, антихристе, войнах.
Нам посчастливилось не раз лобызать руки покойных старцев Порфирия Кавсокаливита († 1991), Паисия Святогорца († 1994), духовных чад Иосифа Спилиота († 1959) и многих других.
Несомненно, и сейчас на Афоне есть благодатные старцы, подобные названным мною усопшим, которых верующие называют святыми.
Пока будет существовать Церковь, будет совершаться Божественная литургия, будут рождаться и святые. Святой Дух не медлит, не спит, не перестает вдохновлять.
Святость не любит славы, она любит быть тайной и незаметной. Там, где святость, там нет ярких надписей, указателей, громких объявлений, прожекторов и рекламы. Тот, кто скажет, что он свят, перестает быть святым.
Сейчас на Афоне готовится к изданию Патерик, в котором собраны около 500 жизнеописаний подвижников XX века.
Святая Гора была названа так по святости отцов, живших на ней. Афонская лампада святости никогда не потухала. Она не угасла и по сей день и привлекает к себе многих людей.
– Недавно премьер-министр Греции Георгий Папандреу создал комиссию, состоящую из политических деятелей, по защите Святой Горы Афон. Что вы думаете об этом?
– Святая Гора Афон, как мы уже говорили, находится под защитой Пресвятой Богородицы. Государственная защита тоже необходима. Однако какую цель поставит перед собой эта новая комиссия, я не знаю.
Проблемы Афона лучше всех знают сами его насельники. Многие правительства время от времени каким-то образом отзывались на нужды Святой Горы. Но, боюсь, что они не понимали истории, не осознавали ценности, значения и важной роли Афона.
Во время кризиса ни один политик не возвысил своего голоса, чтобы сказать: «Господа, у Греции есть Акрополь и Афон. Отнеситесь с уважением к их священной ценности. Нельзя, чтобы не оставалось ничего святого. Не используйте Афон для достижения своих политических целей».
Было бы хорошо, если бы эта вновь созданная комиссия стала постоянно сотрудничать со Священным Кинотом Святой Горы на благо Афона.
Всем бы хотелось, чтобы этой комиссии действительно удалось ответить на потребности Афона.
– Но, хотя премьер-министр и создал Комиссию по защите Святой Горы Афон, то же правительство отклонило заявку Священного Кинота на участие в программе «Информационное общество», в которой речь шла об оцифровке византийских реликвий Святой Горы. Разве в этом нет грустной иронии?
– Да, это действительно очень грустно. Мы надеемся, что это решение будет пересмотрено в скором времени.
– Отец Моисей, существует ли взаимодействие между монастырями Святой Горы? Если да, то формальное оно или же действительное?
– Я думаю, что взаимодействие между монастырями Святой Горы существует, главным образом, по вопросам решений заседаний Священного Кинота.
Решения, естественно, принимаются большинством. Это самая старая демократия в мире, которая существует уже более десяти веков.
Возможно, это взаимодействие могло бы быть еще более существенным ради общего блага.
Достойная уважения совместная жизнь в одном месте на протяжении более тысячи лет людей, пришедших отовсюду, может многому научить разделенный и враждующий мир.
– Весной этого года вы написали резкую статью, направленную против взглядов профессора Христоса Янараса, которая имела большой резонанс. Что послужило причиной для появления этой статьи?
– Причина очевидна. Господин Христос Янарас – известный профессор и писатель, и я считаю, что он должен внимательнее относиться к своим высказываниям.
Безусловно, у него есть право иметь любое мнение и суждение, но ему не делают чести его оскорбительные высказывания на языке улицы о многочисленной братии Афонской горы. Я верю и надеюсь, что он раскаялся во всем том, что написал тогда так поспешно и необдуманно.
Министр обороны Э. Венизелос и глава оппозиции А. Самарас уже заявили, что нет никакой «скандальной» истории с Ватопедским монастырем.
В течение двух лет средства массовой информации пытались убедить народ в том, что существует некая «скандальная» история, связанная с Ватопедским монастырем. Естественно, на многих людей это оказало сильное влияние. Создалась гнусная ситуация. Некоторые получили в связи с этим высокие места, голоса избирателей, продвижение по службе и прочее. Однако в Ватопедском монастыре до сих пор не было обнаружено никаких «черных» денег, незаконных действий или злоупотреблений.
В создавшейся атмосфере трудно высказывать другое мнение. Тут же скажут, что тебя подкупили.
В течение двух лет афонский монастырь со 110 монахами, с многолетней историей подвергался нападкам, насмешкам и поруганию, и лишь немногие сумели выступить в защиту монастыря, хотя никаких незаконных действий доказано не было.
«Скандальным» для меня является отсутствие единства на Святой Горе. Никто никогда не говорил, что нужно поддерживать произвол или не сообщать своего мнения в соответствующие инстанции, но насельникам Афона никак не подобает публично осуждать своих афонских братьев.
– Как вы относитесь к игумену Ефрему, настоятелю Ватопеда? Игумен Ефрем и старец Иосиф (+2008)
– Игумен Ефрем оказался самым обвиняемым человеком последних десятилетий. Ни на кого так не нападали: ни на военных преступников, ни на торговцев наркотиками, ни на торговцев людьми.
Его вера, незлобие, терпение и всепрощение свидетельствуют о его внутренней силе, которая должна была бы дать понять многое его обвинителям.
Я не знаю подробностей этого дела, но поведение игумена производит на меня положительное впечатление, в то время как поведение его обвинителей, даже тех, кто носит рясу, меня огорчает.
Не хочу вас утомлять долгими речами. Я молюсь и надеюсь, что истина восторжествует и что исчезнут враждебность и пристрастие.
Если есть какие-то ошибки, то, безусловно, они должны быть исправлены, однако не нужно никого осуждать преждевременно. Нет сомнений, что правосудие свободно и беспристрастно совершит свое трудное дело.
– Последние месяцы Греция переживает большие трудности в связи с экономическим кризисом, так что случается, что у людей часто нет даже необходимого. Куда мы движемся? Есть ли надежда на спасение?
– Это правда, что сейчас серьезный экономический кризис, что многие наши соотечественники испытывают чрезвычайные трудности.
Однако важно заметить, что уже давно в жизни современных греков стали происходить серьезные нарушения. Среднестатистический современный грек занят обогащением, насыщением, расточительностью, развратом и развлечениями.
Теперь обожествляют любовь к деньгам, услаждение плоти, тщеславие и эгоизм. Деньгам, плоти и славе денно и нощно поклоняются и старые, и молодые. Единственная цель теперь благоденствие, благосостояние, хорошее времяпрепровождение, сосредоточенность на самом себе.
Комфорт принес скуку. Запад кричит: «Мы устали от отдыха». Достоинство грека теперь заключается в деньгах, домах, землях и машинах. Господствует материя. Умеренность считается нищетой, простота – глупостью, нищета – проклятием, воздержанность – безумством. Хитрость считается деловитостью, обман – находчивостью, прелюбодеяние – удалью, порядочность – легкомыслием.
Кризис[1] нас судит. Этот кризис, конечно, экономический, но в большей степени – духовный. Как бы то ни было, мы никогда не должны впадать в тоску, отчаиваться, лениться и оплакивать свою судьбу.
Давайте будем делать, что можем, и, может быть, из горького выйдет потом что-то сладкое. Надо в какой-то момент ощутить, что мы рождены не для покупки шикарного автомобиля, что и не стоит жить ради чего-то подобного и что Господь не для этого нам дал жизнь…
– Отец Моисей, хотелось бы услышать от вас и о таком историческом событии, как Божественная литургия, которую совершил Вселенский Патриарх в Богородичном монастыре Сумела в Турции.
Это событие принесло радость не только понтийскому народу, но и всему греческому миру. Гордость Понта, которая более тысячи лет была духовным, культурным и образовательным центром, пережила что-то подобное своей былой славе.
Вселенский Патриарх Варфоломей, глубоко растроганный, обратился с речью к сердцам верующих. Безусловно, эта Божественная литургия станет важным этапом и на его жизненном пути.
Присутствие митрополита Драмского Павла, у которого понтийское происхождение, его слова и его стихи вызвали горячие слезы у многих.
Пресвятая Богородица Сумелийская, Богородица Афонская, Богородица Греческая, Богородица Вселенская да заступается за нас всегда.
Все мы очень нуждаемся в Ее заступничестве. Пусть смиренная, чистая, молчаливая, святая Приснодева вдохновляет всех и не перестает распростирать покров над Своим излюбленным афонским уделом.
Благодарю вас за эту беседу, и простите меня за мою жесткую прямоту.
Да укрепляет и вас всегда Богородица в вашем деле объективной подачи информации.