Серия документальных фильмов «Русский выбор» и «Русские без России», без преувеличения, стала знаковым явлением в отечественной культуре последнего десятилетия. Многолетний проект – всего это 30 киноработ – затрагивает одну из самых острых тем в истории России: гражданскую войну и судьбу белого движения. Создателям фильмов, среди которых Никита Михалков, Галина Огурная, Елена Чавчавадзе, Юрий Ярмолин, Ирина Бахтина, Татьяна Карпова, удалось разыскать и собрать неизвестные ранее архивные документы и обрывки хроник. Но главной ценностью стали живые свидетели эпохи - люди, через личную трагедию которых раскрывается трагедия целого народа.
За 10 лет, в течение которых создавались эти фильмы, зрители смогли познакомиться с неизвестными страницами жизни Петра Врангеля, Антона Деникина, Александра Колчака, Ивана Шмелева, Николая Туроверова. Однако работа над проектом продолжается, и 18 января на телеканале «Россия» в утреннем эфире состоится показ нового фильма – «Отец Михаил. История одной семьи». В преддверии премьеры его автор и продюсер Елена Чавчавадзе рассказала порталу Православие.ру о том, как создавался уникальный документальный цикл и что ожидает зрителей в дальнейшем.
***
– Елена Николаевна, в чем основная идея этой многосерийной эпопеи?
– Я впервые занялась темой русского исхода, когда было найдено духовное завещание Ивана Шмелева и появилась идея захоронить его прах на Родине. Нам удалось разыскать архив писателя, обнародовать его и сделать на основе этой абсолютно неизвестной для российского зрителя информации кинофильм «Пути небесные Ивана Шмелева». И при том, что тогда о Шмелеве в России почти никто ничего не знал, картина вызвала огромный интерес, а когда прах был привезен в Донской монастырь, туда пришло множество людей, чтобы почтить память своего великого соотечественника, который жил и умер на чужбине.
И я увидела, насколько велика необходимость рассказать историю русской эмиграции. Тогда только появился доступ к закрытой информации, но все боялись ее трогать, так как не хотели развивать болезненную тему гражданской войны. Наверное, это происходило от распространенного убеждения, что в гражданской войне есть победители и побежденные. Поэтому для меня важно было показать всю ложность этого посыла, ведь в братоубийственном противостоянии всегда проигрывает целый народ. Я избрала для своей работы девиз: «Не белые, не красные, а – русские».
Героями наших фильмов стали те, кто реально был очевидцем и участником исхода, а также их потомки, и, чтобы разыскать этих людей, мы отправились по пути русской армии, уходившей из Крыма.
В наших фильмах вы не увидите ни одного научного сотрудника или ученого – мы использовали, конечно, знания этих людей как консультантов, но в кадре – только исповеди тех, для кого Бизерта, Лемнос или Галлиполи стали судьбой. Человеку всегда веришь больше, чем сухим историческим сводкам.
– Первые семь фильмов объединяет название «Русский выбор». Почему?
– Все они посвящены военному сословию, тогдашнему цвету русской нации. Как говорил Никита Михалков, «у человека всегда есть выбор, уйти или остаться», но я тогда возражала ему, что у белых, уходивших из Крыма, выбора не было: те, кто остался на Родине, были сразу уничтожены, те, кто ушел, еще как-то смогли сохранить для нас то, что мы во многом сейчас открываем. И это не только материальные или интеллектуальные богатства, но и удивительный пример силы духа, которой так не хватает нашей современной российской армии, хотя ее так часто, правда безуспешно, пытаются реформировать. Представители русского воинства, с которыми мне довелось общаться, не считали себя эмигрантами – они называли себя отступившей армией.
Нашим людям, особенно молодежи, надо объяснить, что в ту суровую пору за границу ушли не золотопогонники с набитыми деньгами карманами, а русские офицеры, русские солдаты, казаки, которые защищали Родину во время Первой мировой войны. Сейчас это все еще актуально, поскольку в прошлом году мы отмечали 90-летие русского исхода. К этой дате и был приурочен выход нашего последнего фильма, посвященного этой теме, – «Остров Лемнос. Русская Голгофа».
– В чем проявились те благородные нравственные качества, о которых вы говорите?
– Остатки русской армии, когда их забросили на греческий остров Лемнос или в тунисскую Бизерту, на Филиппины или в Парагвай, проявили чудеса самосохранения. Это был феномен русской эмиграции, русского изгнанничества: ни одно рассеяние в мире не проявило такой удивительной способности к самоорганизации.
При этом в современном мире мы видим, что каждый народ старается объединиться, взять хотя бы для примера Германию или Израиль. А нынешняя Россия эту способность к объединению со своими же соотечественниками утратила. Поэтому воссоединение Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом я считаю важнейшим событием в современной отечественной истории. Я верю, что и наша многолетняя работа по изучению документов и живых свидетельств внесла в этот процесс свою лепту. Русские за границей впервые увидели свою правду, показанную государственным каналом в России.
– Какие еще реальные шаги к объединению русского мира вам удалось предпринять?
– В 2005 году в Россию был перенесен прах скончавшихся в эмиграции генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина, была возращена масса архивов, культурных ценностей и святынь. Благодаря нашему документальному проекту удалось посмертно реабилитировать представителей белого движения, например полковника Аркадия Удинцова, а также вручить российские паспорта версальскому кадету, так и не ставшему офицером, Андрею Шмеману и Марине Деникиной. Они никогда бы этого не попросили сами, но они ждали этого шага от России.
– Вероятно, люди, с которыми вам довелось встретиться во время съемок фильмов, были удивительными собеседниками. Что больше всего вас поразило в их рассказах?
– Когда я начала брать первые интервью, рассказы длились по три-четыре часа; они не могли остановиться, и я не могла их прервать, так как это были настоящие исповеди. Мне рассказывали то, о чем молчали долгие годы: 80 лет люди ждали, когда Россия вспомнит о них. Это были вычеркнутые из жизни люди, особенно те, кто был связан с военными. Образ русского офицера и всего русского воинства в целом восстал такой великолепный!
Это просто моя любовь – вот эти старики, которых я еще успела застать. Причем это были представители всех слоев общества, не те, кто, как нам внушали в советское время, был буржуем, не высший слой, а вертикальный срез всех сословий. Причем это были пассионарии – то есть самые активные и неравнодушные представители нашей нации. Потеряв Россию, эти люди смогли создать модель русского мира за границей, чем существенно обогатили мировую культуру. Этот мир основывался на принципах, которые закладывались с детства: православная вера, русская традиция, уважение к своему тысячелетнему прошлому.
Нередко на съемках наши герои заново переживали то, что им уже удалось «забыть». Так, например, внук адмирала Александра Колчака, тоже Александр, отказывался говорить с кем-либо о судьбе России, хотел иметь собственную жизнь, а не ходить «с клеймом на лбу», что он внук адмирала. Но когда мы все-таки сумели найти к нему подход, в разговоре он просто не смог сдержать слез. Я хорошо запомнила его слова: «То, что произошло с Россией, произошло и с мной».
– Некоторые серии цикла далеки от жанра документального показа событий. Такие фильмы, как «Кто заплатил Ленину», «Лев Троцкий и мировая революция» и «Штурм Зимнего», рассказывают об очень неоднозначных, с точки зрения историков, фактах. Вам все-таки удалось столкнуть противоборствующие политические силы...
– Мы с самого начала поставили себе задачу поднять как можно больше документов, иллюстративного материала, обрывков хроник, так как единой хроники не существовало. Эта задача была невероятно сложной. За годы работы с архивами набрался материал для политического расследования. Причем чем дальше мы изучали эту тему, тем больше я понимала, что не могу ее оставить. Показывая на экране открывшиеся нам факты, мы сменили лирический тон, целью было показать политические технологии.
С уверенностью могу сказать, что это произвело свой эффект: только телеканал «Россия» восемь раз повторял «Кто заплатил Ленину», и была масса откликов от зрителей.
Так как каждый вывод был подтвержден документами, представителям научного исторического сообщества не в чем было нас упрекнуть.
– Как вы выбираете темы для фильмов?
– Я не могу сказать, что есть какой-то определенный план. Господь Сам ведет нас. В какой-то момент я почувствовала себя заложником того дела, которое начала, поэтому я буду продолжать его.
В нашем последнем фильме, «Отец Михаил», мы попытались показать жизнь и историю семьи ныне здравствующего протоиерея Михаила Осоргина, который сейчас живет в парижском пригороде Кламар. В фильме рассказывается о его судьбе, о судьбе его отца, расстрелянного большевиками в Соловецком лагере особого назначения.
Но это не просто семейная биография; мне важно было раскрыть феномен русской семьи. Ее уничтожали, ее расстреливали, ее ссылали, и она все равно возродилась, причем возродилась на традиционных ценностях, о которых я уже говорила: на ценностях Православия, культуры и народных традиций. Ведь то, что потеряли русские люди в XX веке, – это понимание того, что есть семья.
Можно много говорить на эту тему, проводить конференции, публиковать исследования, но реальные примеры бывают гораздо убедительнее. Меня больше всего в этой истории поразило то, что и на приходе, и в семье у отца Михаила все любят друг друга. В этой семье есть авторитет, которого все стараются слушать, есть незыблемые традиции. Очень здорово, что многочисленные внуки отца Михаила сейчас воспитываются по тем же принципам, что и сам батюшка, и его отец. Преемственность традиций современные русские люди почти не сохранили, а вот в эмиграции было сохранено очень многое. И сейчас нам всем, живущим в России, надо понять, что общность и спаянность делают людей сильнее.
В семье отца Михаила не раз случались трагедии, но пережить горе помогали любовь и единение всех ее членов. И на панихидах, и на венчаниях они всегда были вместе. Выше этого ничего быть не может, ведь не зря Священное Писание называет семью малой Церковью. У отца Михаила четверо детей. Все русские люди, все говорят по-русски, и их дети тоже говорят по-русски, и все держатся вокруг Церкви, и это поразительно! Это маленькая модель русского мира, и, когда зритель видит такие живые примеры, ему не нужна никакая дидактика. Лучше сценария, чем тот, который находишь в жизни, придумать невозможно!
– О чем будут следующие серии цикла?
– Считаю, что нам еще необходимо осветить такую сторону жизни эмиграции, как воспитание детей. Этот проект под условным названием «Дети эмиграции» сейчас находится в работе. В дни воссоединения Русской Церкви по телевидению был показан фильм «Русский храм на чужбине», сейчас у нас есть задумка сделать фильм «Русский храм на чужбине – 2», показать приходы Московского Патриархата, их историю, их взаимодействие с Константинопольским Патриархатом.
В планах также съемки фильма «Присяге верны» о воспитании воинских традиций. Важно знать каждому, почему русский офицер не мог сидеть в присутствии женщины, почему он никогда не мог надевать чужую форму или употреблять матерные слова в речи. Вспоминаю, как мы как-то раз попросили Александра Ростиславича Колчака надеть офицерскую фуражку в казачьем музее, но он наотрез отказался. Это хороший пример для сегодняшних казаков, которые надевают форму есаулов или урядников, не понимая, что надо пройти очень большой путь для того, чтобы заслужить право ее носить.
Кроме того, мы получили большое задание от телеканала «Россия» сделать фильм к 200-летию Бородинского сражения.
Я думаю, что на мой век еще хватит тем, поскольку есть еще у нас замечательные люди и организации, которые хранят память об исторической России. Поэтому я так благодарна Фонду святителя Василия Великого. Господь послал нам Константина Малофеева, без поддержки которого такой масштабный проект был бы просто невозможен.
Мы древняя страна с огромным историческим наследием, которое надо изучать и использовать. Нам не нужно смотреть ни на Америку, ни на Китай. Россия должна вернуться к самой себе, и тогда она станет по-настоящему великой и процветающей державой.
– Находят ли ваши фильмы, многочасовые и сложные по содержанию, путь к зрителям?
– Я думаю, находят. Даже несмотря на то, что телеканал «Россия» часто показывает наши фильмы только в утренних эфирах, мы знаем, что их смотрят миллионы, так как рейтинг высокий, он даже иногда опережал рейтинговые показатели популярной программы «Малахов+».
Это мы, москвичи, занятые своими делами, не смотрим телевизор утром, а страна смотрит. Прибавьте к этому аудиторию телеканала РТР-Планета, которая насчитывает несколько миллионов телезрителей за рубежами России. Конечно, хотелось бы, чтобы фильмы повторяли чаще, но когда видишь, как вытесняется документальное кино с других каналов, то радуешься и тому, что есть. По сравнению даже с недавним прошлым, количество исторических фильмов на телевидении колоссально уменьшилось, и это очень тревожный сигнал.
Телевизионщики жалуются, что молодой и думающий зритель уходит в интернет. Но ведь молодежи нужны не только бесконечные развлекательные передачи, они хотят что-то, над чем можно думать, и мы видим, какая дискуссия развернулась в интернете вокруг нашего фильма «Кто заплатил Ленину». Могу совершенно точно сказать, что насущная потребность в таких фильмах есть!
Я не понимаю, что Вы хотите сказать в связи с моими словами. Сдается, что Вы сами путаете идентификации и пытаетесь противопоставить вещи, которые вполне сопоставимы – исторический путь развития того или иного народа и его принадлежность к Православию. Непонятно, почему национальное должно мешать религиозному. Есть особенности, есть общее.
Это, коммунисты хотели создать универсального человека (почитайте обращение к советскому читателю в собрании сочинений Р. Ролана), а в глазах Бога мы уникальны – и как отдельные личности, и как их совокупность в рамках того или иного народа, и как совокупность всего человечества.
К сожалению Вы путаете этническую и религиозную идентичность. Хорошо, что у Вас нет «ничего личного» в отношении братьев-славян". Только примечательно то, что Вселенское Православие это не только "братья-славяне", к которым вы аппелируете. Это и греки, и арабы, и грузины, и румыны, и американцы, и японцы, (словом те, кто совсем не вписывается, да и не желает вписываться в пониятие - "славяне"). И начиналось Вселенское Православие не среди славян, хоть и дало среди славянских народов замечательные и плодотворные "всходы", став плоть от плоти "славянской" верой.
У нас как народа есть чем гордиться. Есть наследие Киевской и Московской Руси, есть память о Российской Империи. Есть живое наследие нашей Поместной Церкви - пожалуй единственное прибежище для тех, кто живет в нынешние времена, когда уже практически невозможно верить в возрождение государства.
Но помимо всего этого есть и наследие Ромейской Империи, византийская культура, национальные культуры других Православных народов. И трагедия в том - что сейчас мы фактически разделены, замкнуты в своих национальных "мирках". И об этом надо думать.
Фильмы Елены замечательны - и к ее творчеству нет и не может быть никаких претензий.
Претензии могут быть к тем, кто под предлогом возрождения национальных традиций, надевает "шоры", когда некоторым особо "русским- православным" товарищам мерещаться "враги" в виде Вселенского Патриарха, "греков-националистов", румын, грузин и т.д...
При этом, Ленин, называвший всемирно известного ученого «крепостником, реакционером, "дипломированным лакеем поповщины"», совершенно справедливо указывал на то, что «г. Сорокину 92 развода на 10000 браков кажется цифрой фантастической», т.е. невообразимо большой, с точки зрения человека русского православного человека, живущего в России в начале ХХ века.
Кстати, в десятку стран, лидирующих по количеству разводов, помимо нас, безусловных лидеров в этом отношении, входят Украина, Белоруссия, Молдова, Литва, а также социалистическая Куба и Чехия.
А все начиналось к любви к абстрактному человечеству, желанию решить глобальные проблемы в ущерб решения внутренних – собственных и государственных – проблем.
Русский – это не ругательный термин, проблема в том, что мы не совсем русские. Фильмы Елены, а говорим мы именно о них, как раз и позволяют лучше понять, что это значит быть русским.
Что касается кичения по поводу «национальной принадлежностью и прошедшей великодержавностью», то в прошлом нам действительно было, чем гордиться. И почему об этом надо молчать?
Например, можно сравнить данные о числе разводов в современной России (1995 – 61,9%, 1998 – 59,1%, 2000 – 69%, 2001 – 76,2%, 2002 – 83,7 %, 2003 – 73,1%, 2005 – 56,7%.) с данными социологического исследования, которое опубликовал на страницах журнала «Экономист» (№ 1, 1922 г.) известный русский ученый Питирим Сорокин, впоследствии, высланный Советским правительством из России.
В своей работе «О влиянии войны», которую в том же году всячески критиковал Ленин в мартовском номере журнала «Под знаменем марксизма» (http://libelli.ru/works/45-1.htm), П. А. Сорокин приводит цифры, оценивающие количество разводов в Петербурге.
По его данным – и это в столичном городе, где семейные традиции всегда слабее, чем в сельской местности, да еще в послевоенные и революционные годы, когда уровень нравственности падает в любом обществе и в любой период истории – на 10000 браков приходилось всего 92 развода.
В моих словах нет «ничего личного» в отношении братьев-славян и уж тем более, никаких, приписываемых Вами эмоций.
Во-первых, это ответ на Ваше замечание: почему в последнее время у нас стране все чаще используется термин Русская Церковь? Потому, что надо подчеркнуть историческое и непреходящее значение Православия для России. К сожалению, для очень многих оно не очевидно.
Во-вторых, это - если посмотреть под определенный углом – некое объяснение, почему братья-славяне, больше думая о своих внутренних проблемах, в том числе о сохранении собственной нации, культуры и языка, а не о проблемах Вселенского Православия (хотя наша Церковь об этом тоже думает, например, восстанавливая храмы в Косово), достигают куда как больших результатов и в нравственном, а возможно, и в духовном отношении. О чем, Вы, собственно, и пишете, даже не знаю, с гордостью или с обидой.
Ее участие в любом проекте - это знак достоверности, осмысленности, сострадания.
Особая благодарность ей за фильм "Лев Троцкий. Тайна мировой революции".
Там четко показано, что "русская" Революция сделана англо-американскими спецслужбами и их агентами на деньги и в интересах банкиров, строящих всемирную долларовую пирамиду ради глобальной власти.
На эту же тему сейчас широко доступны очень убедительные книги Н.Старикова ( http://nstarikov.ru/category/books ). Он, кстати, участвовал в фильме "Штурм Зимнего..."
Можно читать работы Э.Саттона "Уолл-стрит и Большевицкая Революция" (A.Sutton, Wall Street and the Bolshevik Revolution) и другие.
Жаль, что фильмы серии "Русские без России" на дисках продаются по очень большим ценам, причем не подборка фильмов, а чуть ли не по одному фильму на диске.
Но их можно найти в интернете, только они не всегда хорошо скачиваются.
В архиве ТВ СПАС, например:
http://tvspas.ru/search/?q=%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E5 %E1%E5%E7 %D0%EE%F1%F1%E8%E8&where=
Или на http://www.ex.ua/
( http://www.ex.ua/search?s=%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D0%B1%D0%B5%D0%B7 %D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 ).
Но ни там, ни там нет фильма про Парагвай.
Мои опасения как раз и складываются из таких утверждений, как Ваше. Если вы даже в кратком ответе не можете удержаться от фразы: "Греки, вот настоящие националисты, как, впрочем, и любой малый народ, периодически стоявший на грани полного уничтожения или ассимиляции". Именно эти "националисты" и именно из того самого Константинополя стали Церковью-Матерью для Русской, Сербской, Румынской, Албанской Церквей.
Что касается прочих "малых народов", в сравнении с нашим, очевидно "великим".
У нас совершается около 4,000,000 абортов в год, у нас зашкаливающий уровень алкоголизма, преступности... И это лишь после 70 лет гонений. ЭТО нас ставит выше других?
"Малые народы" жили под игом много дольше нас. Они прошли больше мук и больше испытаний. Но они выжили, остались людьми. Съездите, посмотрите на Православный Кипр, на Грецию - там почти нет уголовщины, там сельские храмы стоят без сигнализаций, без охраны, открытыми - и никто их не трогает. У нас такое возможно? Да греков, православных арабов, грузин, болгар, румын, албанцев меньше, чем нас. Но Святых и подвижников среди них не меньше. И не нам их судить. И наша Жертва велика пред Богом. Но не стоит кичиться национальной принадлежностью и прошедшей великодержавностью. Это не по братски и не по христиански.
В Ваших словах лишь гордости и обиды, но нет любви.
Откуда такие опасения? Греки, вот настоящие националисты, как, впрочем, и любой малый народ, периодически стоявший на грани полного уничтожения или ассимиляции.
На самом деле, настоящими братьями они становятся в момент предельной опасности, а в обычной жизни предпочитают оставаться «себе на уме…», в том числе в церковном отношении.
Это, говоря о греках, проявляется и в глобальной эллинизации восточных Церквей, и в отношении к присутствию русских на Афоне, и в претензиях Константинопольского Патриарха на некоторые наши канонические территории.
То же самое можно сказать и об остальных православных братьях, которые, оказавшись за границей, как только появляется такая возможность, моментально разбегаются по своим этническим приходам и ни с кем объединяться (смешиваться) не собираются.
Здесь, опять же, можно говорить о неком созидательном, а не разъединительном значении Русской Православной Церкви, которая на протяжении веков и финансово, и политически, и гуманитарно помогала своим Восточным сестрам, не требуя от них отказа от своих традиций или территорий.
А понятие Русская Церковь – это, видимо, просто указание на то, что в России именно Православие является главнейшей религией, а не ислам, католичество или иудаизм.
Не распугать бы этой неосторожной и не всегда деликатной гордостью и "русскостью" наших православных братьев - греков, арабов, болгар, румын, грузин, сербов, албанцев.
Пространство "Русского мира" так или иначе существует и будет существовать всегда. Больно, что оно распадается. И этого допустить нельзя. Но еще больнее то, что еще стремительнее распадается единое пространсто ПРАВОСЛАВНОГО МИРА. Что из-за национальных, государственных, этнических, поместных интересов фактически распалось чувство единого Православного Мира, Единой, Вселенской Церкви.
И в любой попытке возрождения не важнее ли во главу угла ставить наследие Православной ВСЕЛЕНСКОЙ Церкви, ее истоки, ее византийскую культуру, (разлившуюся и преобразившуюся в множестве местных культур, от России до Кении и от Сирии до Японии), а не национальные, этнические или государственные модели, теории или идеалы?
Многочисленные мифы о «тюрьме народов» и всевозможных претеснениях разрушаются очень простыми фактами:
«Царю – Освободителю стояли памятники не только в России. И в Софии, и Гельсингфорсе я сам видел цветы, которые я не знаю кто, - но каждое утро клал у подножия этих памятников», пишет Иван Солоневич в своей «Народной монархии», при этом, в другом месте упоминает о том, что цветы у подножия памятника Александру II лежали даже во время советско-финской войны 1939 года. Вот она любовь, которая выше страха…
Кстати, за границей, во всяком случае, до недавнего времени, всех выходцев из СССР называли русскими. Может быть, сейчас уже и появилась национальная сегрегация, но к имперскому сознанию она отношения не имеет.
Заметьте – все нации, как нации отвечают на вопрос: кто? (американец, чеченец, еврей), русский – прилагательное, отвечает на вопрос: какой? Испокон веков у нас смотрели на качества человека, а не на национальность, что сейчас, к сожалению, мы почти утеряли.
В том то и дело, что в имперской России большая часть населения самым органичным образом чувствовала себя русскими вне зависимости от национальности или вероисповедания. Нам, пост-советским людям это и представить себе невозможно, но еще в двадцатые годы ингуш-мусульманин мог, не кривя душой, вполне искренне написать следующие слова:
«Старых чеченцев сослали в качестве заложников из-за сыновей, внуков и правнуков, которые присоединились к партизанским отрядам и ведут непрекращающуюся войну с большевиками... Практика брать заложников и осуществлять жестокие репрессии против родственников и даже против знакомых повстанцев и эмигрантов была развита советскими властями в сложную систему террора, которая не гнушается ничем для достижения своей цели — абсолютной покорности всего русского народа воле руководителей коммунистической партии»
Мальсагов С. А. Адские острова // Жертвы ЧК: некоторые странные случаи
На этот же счет можете почитать Б. Ширяева, например, главу "Тех времен праведники" из "Неугасимой лампады", да и много, что еще...
http://www.politkniga.ru/
С уважением. Александр
Очень показательной в этом отношении является фраза «победа советского народа в Великой Отечественной войне…»
Сталину принадлежат слова, они даже звучат в каком-то отечественном фильме, о том, что «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается». Заметьте, не «национал-социалистический», а именно немецкий народ, хотя, как некая территориальная, языковая и культурная общность, он оформился лишь в XIX веке.
У нас же до сих пор, вожди приходят и уходят, а остается… советский народ и это, при более чем тысячелетней истории народа русского (в самом широком и далеко не только в этническом смысле этого понятия).
Знакомство с опытом, живущих за границей людей или мемуарами уже почивших носителей «имперского» сознания, быть может, единственная для нас возможность осознать границы собственной истории, по-новому взглянуть на наше прошлое, настоящее и будущее.
Еще раз, огромное спасибо!
Прекрасная тема. Выстраданная и необходимая давно. Спасибо
С уважением,
Анна.
С уважением,
Татьяна