Старец Порфирий (1906–1991) пользуется большой любовью среди православных Греции. После его блаженной кончины издаются книги о нем и собрания его советов и поучений. Некоторые из этих советов посвящены ошибкам и опасностям в отношениях с духовным отцом – теме, которая актуальна и для России. Приведем небольшую подборку таких советов.
«Видишь, – сказал старец, – к чему может привести чрезмерная строгость? Вот почему я призываю быть осторожными с духовными отцами, к которым вы идете на исповедь – и вы, и ваша жена, и ваши дети; больше всего старайтесь быть честными во всем, что говорите, потому что тогда Бог все вам простит, и вы будете улучшаться духовно».
***
«Смотри, дитя мое! Наш Бог, желая научить Своих детей, которые надеются на Него, верят и любят Его, поклоняются Ему, прибегает к различным способам. Среди средств нашего Господа есть и введение правил, соблюдение которых ведет к спасению наших душ. Мы не можем изменить или нарушить планы Бога. Более того, мы не можем чего-либо навязать Ему. Но мы можем, однако, попросить Его, помолиться Ему, и Он, из любви к людям (ведь Он и есть любовь), может внять нашим молитвам и сократить время испытания – или даже обойтись без него. В любом случае, все зависит от Него. Мы просим о чем-то, а Он – Тот, Кто нас поддержит.
Более того, эти правила носят характер не мести или наказания, но воспитания, и они не имеют ничего общего с правилами, введенными некоторыми духовными отцами, которые либо от чрезмерного рвения, либо по незнанию размывают пределы наказания, не понимая, что таким образом совершают преступление, вместо того чтобы творить благо. Я всегда ругаю их и советую так: нет – суровым наказаниям, да – доброму слову. Потому что строгое наказание только поможет диаволу увеличить свою клиентуру, то есть как раз посодействует в том, что составляет цель его ожиданий, в том, к чему он с всегда стремится.
Именно поэтому выбор духовного отца требует крайней осторожности. Как вы бы искали наилучшего врача, так же вы должны заниматься поисками духовника. И там, и там – врач, но в одном случае – для тела, а в другом – для души!»
***
Говоря о вещах, превышающих обычные грехи и ситуации, таких как, например, совершение сердечной молитвы или преодоление особо трудных духовных искушений, старец советовал: «Будьте осторожны в том, что говорите вашим духовникам, которых вы выбрали для исповеди. Потому что они могут не знать всего. Они должны быть очень мудрыми, проницательными и опытными. Они должны носить Дух Божий внутри себя, чтобы суметь разрешить ваши различные проблемы».
***
«Если ты живешь далеко от города, – сказал старец одному брату, – и не можешь приезжать сюда регулярно, тебе нужно найти хорошего духовника, чтобы исповедовать ему свои грехи. Но если тебя беспокоит что-то относительно сердечной молитвы или твоих помыслов, не сообщай ему этого, потому что тот, кто знает недостаточно, может сбить тебя с толку. При таких вопросах приходи сюда, и сможешь обсудить их со мной».
***
Один уверенный в себе строгий духовный отец отказался одобрить желание своего духовного чада посетить отца Порфирия и поговорить с ним о серьезной личной проблеме. Этот инцидент произвел на меня тяжелое впечатление, и я сообщил старцу о нем. Старец грустно покачал головой и промолвил: «Что я могу сказать? Понимаешь, он ведь тоже духовный отец». Старец всегда был очень осторожным и мягким в суждениях о других – особенно когда это касалось священников, совершавших ошибки. Вместо характеристики он предпочитал выражаться метафорически:
«Ты знаешь, когда папский миссионер получает инструкции для своей миссии, от Рима он добирается на самолете, а по прибытии в аэропорт одной из африканских стран открывает запечатанный конверт и читает, что должна включать в себя его миссия – что он обязан выполнять, даже если с этим не согласен. У нас, у православных, все происходит не так».
Я понял – более или менее – то, что старец пытался мне сказать. Это был не первый раз, когда я убедился, что в православной среде бывают духовники с «папскими» замашками, которые требуют повиноваться своим указаниям, полностью игнорируя внутреннее несогласие своих духовных детей. Они склонны развивать тоталитарное мышление, потому что сами боятся свободы, которую ограничивают дисциплиной, невзирая на то, что православное послушание есть плод свободы.
Вскоре после этого упомянутое духовное чадо «строгого» духовника в конце концов сказало своим друзьям, которые призывали его поехать к старцу Порфирию, что у него пропало желание посетить старца. В одну из моих поездок я сказал старцу об этом и добавил: «Я думаю, что причина того, что он к вам не пришел, не в его нежелании, а в том, что он демонстрировал послушание своему духовному отцу».
Ответ старца удивил меня: «Он проявляет послушание, потому что советы его духовника удовлетворяют его эго». Это был первый раз, когда я услышал, что старец так открыто говорит о духовной ошибке. Старец сам не стремился к появлению последователей, он просто помогал тем, кто искал помощи в его келье. Быть может, он сообщал это все мне так открыто потому, что хотел показать еще один пример обольщения диаволом христиан. И это заставило меня понять, что мотивом послушания для человека иногда служит удовлетворение собственного эго.
Институт духовного наставничества приобретает особую актуальность в период социо-культурных изменений. Путь духовного развития личности – предполагает регулярную совместную «работу» с наставником, обладающим жизненным опытом и знаниями святоотеческих поучений. Открывает возможность независимой оценки и дать добрый совет в сложных жизненых ситуациях. Право христианина прислушаться или поступить иным образом.
Критически важно – понимание необходимости и возможность осуществления духовного руководства.
Благодарю за статью.
И есть о чём призадуматься.
А у старца опытного обязательно "наблюдаться" надо, я это чувствую, потому, что в моей жизни этого нет, к сожалению.
Аминь.
т.е. советы духовника полностью совпадают с эгоистичными интересами духовного чада?
Спасибо зараннее.
«Он проявляет послушание, потому что советы его духовника удовлетворяют его ЭГО». Как раз одним предложением всю сущность человеческой мудрости. Да будь ты хоть льстецом, но в Боге, в Боге, а в Его устах, не было лести, как и юродству быть через одно лицо, отображая, как в зеркале безумие человеческой мудрости. В чужой земле, неутвержденный в Истине, с человеческой мудростью, потонет в лабиринтах помыслов злых демонов, и, утвержденный в истине находится в немощах. Все находимся в немощах, и каждому свое.
«Но река в начале течет мутными водами (находясь в водах смрада тяжело дышать, опуская смрад, который проникает до костей мозгов), но возвращается чистой рекой, приносит плод раз в месяц и листья для врачевания»(пр. Иезекииль) Для чистого, все - чисто. А для нечистого, все - нечисто. Не мудрствуя, Слово Божие говорит: «не все становитесь учителями», во всяком случае, ни в один день прозревши. Хотя и не мерою дает Бог Духа, но Его, Его Мудрость, хотя и открывается истина во всех ее проявлениях «одним днем», мы собираем по крупицам шаг за шагом, как и Дух, не сказано ли: «Соберу тебя Иаков, как из пасти льва вырывают добычу, по частям».
Благодать Святого Духа с Отцем и Единородным Сыном Его со всеми нами . Аминь.
- не каждый батюшка может быть духовником - об этом сказано не одним священиком в том числе и на этом сайте.
- необходимо крайне вниманительно, осторожно подходить к выбору духовника - говорилось много раз.
- о ситуации, когда человек исповедается и причащается в одном приходе, у одного батюшки, а его духовником является другой - говорилось и на этом сайте. Ну нет старцев по числу приходов - что поделаешь.
- о том, что нужно снисходить к человеческим слабостям, в том числе и батюшкиным, и нужно глядеть на свои грехи, а не вглядываться батюшкины - тоже говорилось много. Батюшке дано совершать таинства вне зависимости от его человеческих слабостей.
Речь идёт не о том, чтобы Причастие по "доброте" дать недостойным, а о том, что не надо, например, силком человека запихивать в монастырь и т.д. Доброхотного дателя любит Бог, а духовник-насильник, подавляющий авторитетом свое "чадо", делает так, что пасомый даёт, но не доброхотно, не от любви сердца. И эта жертва его не благовонна. А кто же угождается от таких подвигов? Гордость духовника и гордость пасомого. И создается мини-секта. Возникает этакая натужная "святость" без простоты, без весёлости сердца, где всё, по сути, надуманно, вся жизнь духовная.
Иоан Златоуст говорил "добрым" священникам так, если не можешь по "доброте" запретить причастие недостойным, приведи недостойного ко мне и я запрещу.В одних случаях добрым словом лечил,а в других и строго наказывал.
А Иоан Дамаскин, когда всего один раз ослушался своего старца в монастыре Савы Освященного, едва не был изгнан из манастыря.И это уже после того, как был прославлен на весь православный мир.
А Серафим Саровский, который был очень добр, и снисходителен к немощам человеческим, некоторых людей и строго ругал,и даже не допускал к себе.
Тема поиска духовного отца(духовника)- это одна из животрепещущих во все времена.Наверное, те православные, которых Господь сподобил на встречу (хоть одну) со старцем, понимают ту огромную разницу между простой исповедью перед причастием у любого священника (в любом храме), и разговором с духовным отцом, когда люди едут за советом по самым наболевшим, неразрешимым проблемам в их жизни. Для меня первая встреча со старцем, это была встреча с ТИШИНОЙ и беспредельной любовью. Я говорила отцу о своем...а, внутри наступала тишина, и проблема как-бы растворялась в небытие.
Простите, меня, грешную.
Просит приходить к нему потому что Он лучше может подсказать и дает советы дерзновенные какие то.
---
Не тот ли это порфирий Афонский Капсокаливи:
Старец Порфирий сообщает о следующем сверхъестественном событии, происшедшем в его юности: «С уверенностью можно сказать одну вещь: старец Димас передал мне дар молитвы и прозорливости в тот час, когда молился в притворе соборного храма Кавсокаливии во имя Святой Троицы» (с. 55).
(см.: Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова. Малоярославец, 2006)
----
И тому потодобные странные вещи, рекоммендуется читать его аккуратно.
Замечательные слова, которые, к сожалению, всегда будут актуальны.