Странная любовь

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Не раз, просматривая в светской прессе публикации, так или иначе имеющие отношение к теме религии, приходилось задаваться вопросом: за что же автор так не любит Церковь? Этот вопрос возникал и возникает и у огромного множества верующих людей. Ответ на него найти, к слову сказать, не так уж и сложно. У нас на сайте «Православие и современность» даже публиковался как-то материал с таким именно названием: «За что не любят Церковь». Но вот прошло какое-то время, и я вдруг сделал такое, на поверхности, в общем-то, лежащее, «открытие»: далеко не всегда, когда Церковь ругают, это является выражением нелюбви к ней.

Отчего он говорит так горячо?

Загрузить увеличенное изображение. 550 x 443 px. Размер файла 78479 b.
 Илья Репин. Отказ от исповеди. ГТГ
Илья Репин. Отказ от исповеди. ГТГ

Когда о чем-то говорят со страстью, причем не важно, хвалят или поносят, то это обязательно свидетельствует об одном: о неравнодушии к предмету обсуждения. Характер же неравнодушия может быть различный. Сказать, что я никогда об этом не думал, было бы неправдой. Нет, может быть, не думал, но подозревал точно.

Бывают случаи «клинические», когда сомнений не возникает никаких ― налицо полное отрицание Церкви как таковой. И злоба, которой буквально дышит человек по отношению к ней, имеет совершенно очевидное происхождение: Церковь и молчащая ― обличает. Точнее, обличает не Церковь, обличает человека совесть. Но ― при мысли о Церкви. И человек старается заглушить голос совести в собственной душе. Затоптать то самое лучшее, что в ней еще остается. И топчет ― уничижая Невесту Христову, клевеща на нее, говоря подчас такие вещи, что и усомнишься невольно: а в здравом ли он уме? Наверное, каждый из нас таких примеров видел немало. Приводить какие-либо из них, даже безымянно ― как-то противно это сердцу, настолько жалок человек в подобном состоянии.

Бывает, правда, и по-другому. Когда ненависть оказывается не продуктом борьбы с совестью, а просто результатом греховной жизни, ее сухим остатком. Сердце постепенно ожесточается, для него естественным становится это чувство по отношению к святыне и ко всему, что можно было бы так назвать.

Ну и, конечно, бывает и проявление действия нечистого духа ― в чистом, так сказать, виде. Это когда человек этим духом одержим ― тогда он тоже хулит и поносит Церковь.

А вот приходилось сталкиваться: говорит (пишет) человек о Церкви ― горячно, гневно, в чем-то обличает… Но нет при этом чувства, что он ее ненавидит. И только невольно задумываешься: а почему он так горячится?

Откровенный разговор

Не так давно у нас состоялся разговор с одним журналистом ― острым, думающим, неравнодушным. Он, на самом деле, и стал поводом к этому запоздалому размышлению. У нас не было прежде каких-то особенно близких, неформальных отношений, не было, соответственно, и бесед по душам. Было просто сотрудничество, возможное при определенном сочетании сходства и различий во взглядах.

И вот, так получилось, что мне пришлось познакомиться со статьей, которую этот журналист написал, обращая в ней к Церкви целый ряд вопросов. Суть не в том, что это за вопросы. Она в другом. Статья получилась очень жесткой, агрессивной, даже «вражеской». Собственно, не вопросы в ней читались, а обвинения. И меня она, безусловно, расстроила. Причем сразу по нескольким причинам. Прежде всего, потому, что я подумал: «Как же это, мы встречаемся, созваниваемся, о чем-то говорим, а он о нас такое пишет!». Затем ― оттого, что мне казалось, что человек к Церкви все же тянется, а тут… Да и ведь любой православный, который это прочтет, врагом считать будет! Ну и просто тяжело на сердце стало от прочитанного.

Но только никак до конца в голове все это не укладывалось и, невзирая на те «антицерковные штампы», что были в статье, не верилось, что за ними ― именно вражда. Поэтому в конце концов решил поговорить ― понять, в чем же причина.

Проговорили долго. И после разговора стало значительно легче на душе. Неожиданно в словах собеседника я услышал совсем не враждебность, а тревогу, живое, искреннее чувство, где-то даже боль. Наверное, я мог бы привести множество резонов, доказывающих, почему статья была ошибкой: «Этот исторический факт не верен. Тут автор говорит о догматах православных, но в действительности их не знает и потому заблуждается. Здесь ― очевидное неведение реалий церковной жизни. Там ― совершенное непонимание христианства». Возможно, что я резоны эти и приводил. Но не они в данном случае самое главное.

Человек продирается к Церкви через какой-то страшный, дремучий лес. Лес предрассудков, лес «религиозной безграмотности», лес всего того, что еще раньше было написано о Церкви самого невообразимого. Наконец, лес наших ― церковных ― недостатков. Причем как клириков, так, разумеется, и мирян. Однако при этом для него важно то, что происходит в Церкви, он ее воспринимает как «во многом заблуждающуюся», но свою! И он потому ее в чем-то обличает, что на самом деле любит, потому, что она для него дорога.

Это ― то, что для меня благодаря беседе нашей стало очевидно.

Бьют — значит любят!

Но и подумалось сразу: ведь не уникальный это какой-то случай. Есть же и другие наверняка люди, которые ругают именно оттого, что любят. Только, может быть, не понимают этого так хорошо, как мой собеседник, и объяснить так тоже не смогут, потому что через еще более густой лес и уж совсем издалека бредут.

И вот какая параллель возникла… Есть такие мальчишки ― кто их не видел? ― которые, впервые испытав чувство влюбленности, странным образом дают об этом знать своей «принцессе», совсем как-то не по-рыцарски. Ну, то за косичку дернут, то высмеют при всех, а то и вообще синяк поставят. И чего это они такие чудные?

Разные бывают причины «чудачеств». Кто-то стесняется своих чувств, боится их естественных проявлений. Кто-то не ведает вовсе ― а каковы они, эти самые естественные проявления, потому как и не видел их никогда: ни дома, ни на улице, ни в кино даже. А книг ― не читал. Кто-то боится быть отвергнутым и даже уверен практически: точно отвергнет! И заранее уже мстит за свой «позор».

Ну а кто-то не понимает того, что переживает. Просто раздирает что-то на части его душу, мучает, выхода ищет. И ― находит…

Невозможное ― возможно

Но только значит ли это, что любовь в таком случае невозможна, что шпанистый мальчишка так и не превратится в подлинного рыцаря? Или что девочка, напуганная подобными «страстями», его обязательно прогонит? Нет, конечно же, нет ― жизнь бесчисленными примерами доказывает обратное.

И если так бывает «вообще» в жизни, то ни тем ли более в Церкви, в поле, если можно так сказать, особенного Божественного присутствия, Божественного действия? Господь, как никто, умеет ждать, умеет прощать, а главное ― умеет видеть любовь, даже если ее лицо искажено гримасой раздражения. Ведь смотрит Господь не на лицо, а на сердце. И потому ― происходят чудеса. Именно такие, о каких говорит Он в Евангелии, когда гора вдруг оживает и движется к морю. К морю Его ― Божественной ― любви.

Хорошо бы и нам, «верным», помнить об этом. Чтобы иметь силы кого-то потерпеть, подождать, к кому-то присмотреться. Чтобы иметь силы не оттолкнуть. А если увидим, что человек спотыкается не только «на себе самом», но и на наших собственных недостатках, то иметь и мужество ― что-то изменить в себе.

Игумен Нектарий (Морозов)

Православие и современность

28 января 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Елена14 февраля 2011, 13:17
Должна обязательно сказать(чтобы читающие не остались в том мнении), что настоятель хоть и со значительным опозданием, но все же заплатил гонорар моему знакомому. Так что все разрешилось благополучно.
Денис13 февраля 2011, 22:06
Здеся есть еще тот советский фактор - отзвук той пропаганды антирелигиозной -ето еще есть Денис
Сергей 2 февраля 2011, 23:18
Уважаемая Елена.
Удержание платы, это грех. Вы легко найдете подтверждение этому в Евангелии. Также найдете и слова о строителе, который собрался возвести дом, но не просчитал всех издержек и стал посмешишем односельчан. Не берусь упрекать в чем-либо настоятеля храма, у него дел много. Возможно навалились финансовые проблемы. Ваша задача - засвидетельствовать вашей знакомой, что вы её просьбу исполнили. Далее, это её проблемы и её грех, пусть разруливает, как считает нужным.
Елена 2 февраля 2011, 08:24
Антон,я сначала не совсем поняла Ваше предложение.Подумала.Стало очевидно, что Вы просто не поняли ситуацию.Дело в том, что я никак не отношусь к той общине. И свящщенослужителя того лично не знаю. Ко мне обратилась знакомая-регент хора того храма. Вот и все.И я ей только дала телефон.Я хожу совсем в другой приход, хоть и в том же городе...А в чужой монастырь, как известно...Да, я могу что-то говорить тому человеку, что и в Церкви есть разные люди, но это никак не умаляет Церковь. Однако, человеку, у которого и так в душе был антагонизм, это ничего не даст. Теперь он вооружен личным фактом.Простите, если дала Вам повод неверно толковать мои слова...
Елена 1 февраля 2011, 15:49
Если бы они у меня были, Антон, я бы, может быть, дала...Но вырвать из своего малого бюджета безболезненно эту сумму, увы, не могу.Да и не согласна с Вами, что выдача мною этих денег тому человеку будет то самое нереализованное мною добро. Как-то тут навыверт. Не понимаю я Ваших измышлений. Я не совершила что-то криминальное: искали хорошего специалиста для выполнения определенной работы за определенную сумму денег. Это честно. Этого хорошего специалиста я порекомендовала. Совершила вполне приличный поступок-дала рекомендации. А дальше - это уже договор между двумя людьми. Был обещан гонорар. Работа была выполнена в срок и хорошо. То есть, добросовестно. За работу человек ничего не получил. Почему я должна отдавать свои средства, чтобы покрыть обман того священника?Как-то мудрено. Мне не понятно.Правда она на то и правда.
Антон31 января 2011, 22:56
Елена, а Вы ,вместо недобрых ожиданий, лучше передайте эту небольшую сумму тому отзывчивому человеку. Пусть думает, что этот запоздалый гонорар заказчик в конце концов передал через Вас. Нет денег - так есть прихожане Вашего храма. Говорить ли им в чём суть , и известить ли потом заказчика - сердце подскажет. В любом случае лучше надеяться на помощь в добром деле, чем в бездействии смиряться со злом. Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Елена31 января 2011, 11:03
Очень актуальная статья. Спасибо!Однако, к моему огромному сожалению, очень часто церковнослужители сами провоцируют людей на критику и хулу, дают повод тем людям, которые еще не в Церкви, которые не сомневаются, критикуют ее. Увы, это так.
У меня есть знакомый. Он хороший парень,уважительный, совестливый, не раз приходил на помощь и помогал без всякого гонорара, понимая, что мне тяжело одной воспитывать ребенка. Специалист по компьютерам.В его разговорах, правда, часто звучала какая-то агрессивность против Церкви.Но, видя его доброе сердце,я понимала, что это следствие атеистического воспитания, антиправославного курса русской истории в школе и т.п. и т.д. Однажды знакомая, работающая в храме,попросила меня разыскать кого-то, кто смог бы хорошо сделать сайт о том храме.Я посоветовала этого человека.Он сделал. Но! Настоятель, пообещав определенную сумму денег(молодой человек согласился на скромное вознаграждение),так и не заплатил ее! Что будет думать теперь этот человек о всей церкви(и уже думает)? И что станет с его сердцем? ...
Валерий31 января 2011, 10:30
Много в нас "шкурничества" и нет любви. Той любви, которая все покрывает, которая все прощает. Есть себялюбие и особого рода гордыня. Та, что едва заметна, хитра и прикрыта толстым слоем "православности" и обрядовости, а сердце пусто, как черепок звенящий...Такие вот мы. Почти все.
Константин31 января 2011, 09:35
Все ведь обычные люди. Со своим грузом страстей, страстишек, пристрастий и особенностью жизни от колыбели до сегодняшнего дня. Странные - не странные, журналист - и человек, который то и СМИ не читает и не смотрит. Да и сам от себя отличаешься в разные периоды жизни ой-как сильно. А ведь это-то и есть, может быть самое главное - понять другого человека. Понять - и не осудить. Ведь осудить - проще всего (и удобнее для своего равнодушного спокойствия или утверждения гордости). Спасибо, батюшка, за статью.
Светлана_см29 января 2011, 16:12
Спасибо, отец Нектарий!
Все так и есть, и со мной так было. Все как пишет Елена. И мой этот негативный опыт помогает не осуждать тех, кто еще на пути в Церкви. Посмотрю на фотографии, где крестили нашу дочь, когда я уже считала себя православной христианкой, а я там без платка, и язык не поворачивается других осуждать.
СергейП29 января 2011, 08:41
Перо может источать яд, а может и мёд. Одно дело слово сказанное про себя(тихо)и другое с трибуны. Журналистам надо в первую очередь думать об ответственности своих статей, а потом уже о прочих выгодах.
Марина28 января 2011, 18:09
Что скажешь про таких людей? Странные люди! Так все просто и понятно. С кем ты хочешь быть в вечной жизни? С Богом или сатаной? Это вопрос очень важный и для его решения есть маленькое количество времени. И правильно заметил отец Нектарий, что человек этот забрался в дебри и копошится там, чего -то возится, а время бежит, бежит.
Елена28 января 2011, 14:25
Полностью согласна с Вами, всё правильно подмечено, что есть именно такая категория людей. Я тоже когда-то относилась к одной из них. И теперь находясь в Храме на Богослужении, и видя тех кто заходит в Храм просто поставить свечку или наспех помолиться о житейском,я вспоминаю себя и искренне возношу Богу молитву, чтобы Господь просветил и не оставил без Своей милости тех, кто ещё не познал Его. Только терпение и смиренномудрие, сострадание и любовь должны прибывать в сердце каждого православного,по отношению к людям не познавшим Бога, к тем кто ещё плутает и пробирается через леса и болота жизни земной, к жизни вечной.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×