Говорят, блаженная Ксения, проведшая многие дни своей жизни на Смоленском кладбище, часто ходила среди могил, повторяя странную фразу: «Кровь! Сколько крови!» Теперь нам понятен смысл этих слов. России предстояло умыться кровью, напиться крови, захлебнуться кровью в ходе революционного эксперимента, проведенного с планетарным размахом. Обычно о чем-то страшном, что пришлось пережить, люди говорят: «Это не должно повториться». Всматриваться в трагедии тяжело, разбираться в причинах и следствиях страшно. Лучше вот так, в порыве секундного ужаса, отвернуться от темы, тряхнуть головой, словно отгоняя страшное сновидение, и сказать: «Это не должно повториться».
Должно или не должно, это не нам решать. Если у исторического явления есть глубокие причины и если причины эти не то что не устранены, но даже не осознаны, то явление просто обречено на повторение. Вернее, люди обречены на повторное переживание однажды разразившейся беды. Вывод простой: хочется или не хочется, нравится или не нравится, но всматриваться в собственные трагедии и анализировать их придется.
Если в XVIII столетии святой человек предвидел потоки крови, имевшие пролиться в столетии XX-м, то дело ведь не только в прозорливости святого человека. Дело также и в тех исторических ошибках, которые, наслаиваясь и накапливаясь, готовы со временем слепиться в ком и, сорвавшись с горы, расплющить все, что на пути попадется. Мы не видим цельной картины мира. Наш взгляд выхватывает дробные его части, и сердце питается не ощущением целого, а осколками бытия. Поэтому в повседневности мы не способны ни на прозорливость, ни на глубокое предчувствие. Те же люди, которые вникали в глубинную суть процессов, почти в один голос предупреждали о грозовых тучах, собирающихся над Отечеством. Итак, урок номер один. История – не фатальный, заранее предсказанный процесс. Это живая ткань, образованная сцеплением свободно действующих воль. На историю можно и нужно влиять. А там, где она «вдруг» являет свой звериный облик и начинает пожирать ничего плохого не ждавших обывателей, – там обыватели виновны. Не потрудились, значит, распознать признаки времени, не потрудились и усилия приложить в нужном направлении.
Из всех виновных в революции, а как следствие – братоубийственной войне, репрессиях, гонении на Церковь, пока что названо только одно действующее лицо – интеллигенция. Она сама облегчила поиск виновных, поскольку слова осуждения прозвучали именно из уст ее лучших, прозревших посреди несчастий представителей. Интеллигенции ставится в вину ее безбытность, оторванность от народной жизни, филантропическая мечтательность. «Русскими быть перестали, западными людьми так и не сделались. Жар сердца истратили на влюбленность в чужую социальную мечту». Подобные «филиппики» в адрес профессуры, писателей и ученых можно продолжать и продолжать. Слова эти справедливы.
Революция стала плодом мысленного заблуждения, плодом уверования в ложь. А в любом народе функция переработки идей, различения добра и зла в области ума принадлежит не всем вообще, но представителям интеллигенции в первую очередь. Но справедливым будет заметить, что не на одной интеллигенции лежит тяжесть исторической ответственности.
Церковь Русская, то есть люди, ее составлявшие и наполнявшие, так ли уж свободны от ответственности? Неужели мы вправду думаем, что дело все в масонском заговоре, кознях германской контрразведки, пломбированном вагоне и прочем? Я лично так не думаю. Сама церковная жизнь наша в общих чертах несколько долгих столетий повторяла ошибки, свойственные интеллигенции. Вот слова человека, которого нельзя обвинить в нелюбви к Родине и в незнании ее истории: «Богословская наука была принесена в Россию с Запада. Слишком долго она оставалась в России чужестранкой. Она оставалась каким-то инославным включением в церковно-органическую ткань. Превращалась в предмет преподавания, переставала быть разысканием истины или исповеданием веры. Богословская мысль отвыкла прислушиваться к биению церковного сердца. И у многих верующих создавалась опасная привычка обходиться без всякого богословия вообще, заменяя его кто чем: Книгою правил, или Типиконом, или преданием старины, бытовым обрядом или лирикой души. Душа вовлекается в игру мнимостей и настроений» (Флоровский Г. Пути русского богословия). Если уж церковное сознание отвлечено от трезвого пути отцов в сторону «мнимостей и игры настроений», то кто способен будет противостать мысленным соблазнам и разукрашенной лжи?!
Церковь боролась за истину и противостояла лжи, видела надвигающуюся беду и предупреждала верных чад. Но делалось это не в стройном порядке и не единым фронтом. Борцы были похожи, скорее, на одиноких защитников Брестской крепости, воевавших до конца, и умирали за истину. Иногда их встревоженный голос и их подчеркнутое одиночество были до неразличимости подобны близкому к отчаянию одиночеству ветхозаветных пророков. Те кричали во весь голос и приходили в ужас от того, что их не понимали. Было подобное и в нашей истории.
Ну, а потом пришла беда. Пришла вначале так, что всем казалось: стоит завтра проснуться, и все будет по-старому. Но просыпались – а лучше не становилось. Становилось хуже, и уже боялись ложиться спать, а, уснувши, не хотели просыпаться.
Смерть стала привычной, голод стал обыденным, в человеке уже трудно было признать существо, сотворенное «по образу и подобию Бога». И полилась кровь. Мы далеки от мысли, что все убиенные и замученные святы. Голгофа убеждает нас в этом. Два злодея, одинаково наказанных за одинаковые злодеяния, висят по обеим сторонам от Безгрешного Иисуса. Оба рядом с Мессией, оба в муках заканчивают жизнь. Казалось бы, их загробная участь должна быть одинакова. Но вместо этого одному обещано в сей же день быть со Христом в раю, а другой вынужден разрешиться от тела и продолжить муку, теперь уже только душевную.
Само по себе страдание не спасает. И «если кто подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2 Тим. 2: 5). За Христа страдали не все. Кто-то страдал за свои грехи, кто-то платил за свои ошибки, многим пришлось платить за чужие ошибки и за чужие, столетиями накопившиеся грехи. Разобраться в этом хитросплетении судеб нам не дано – не под силу. Бог один знает все. Мы же, не зная все о всех, знаем многие имена людей, действительно умерших за Господа: тех, кто перед расстрелом молился; кто терпеливо переносил ссылки и тюрьмы; кто не озлобился; кто и по смерти жив и совершает чудеса. Это великая княгиня Елисавета, до последнего вздоха перевязывавшая раны тем, кто вместе с ней был сброшен в шахту под Алапаевском. Это Киевский митрополит Владимир, благословивший убийц пред своим расстрелом. Это архиепископ Фаддей, утопленный палачами (!) в выгребной яме. Это еще многие сотни и тысячи священников, монашествующих и мирян, с чьими жизнеописаниями стоит знакомиться, ибо они – мученики Господни, и знакомиться долгие годы, ибо много их.
Им во многом было тяжелее, чем мученикам древности. Те часто жили в ожидании гонений, внутренне готовились к ним, как к вполне реальному, а то и неизбежному исходу земной жизни. Наши же страдальцы в большинстве случаев и представить не могли, что их православное Отечество станет одним большим концлагерем, а некоторые еще вчера верующие соседи – палачами и предателями.
В войне немалую роль играет фактор внезапности. Обескуражить противника, напасть неожиданно почти всегда означает смять его ряды, обратить его в бегство. В духовной войне законы те же. Лукавый долго готовился и внезапно напал. Но смял и обратил в бегство далеко не всех. Даже те, кто не верил в катастрофу, не был к ней приготовлен, быстро избавились от иллюзий, поправили фитили в светильниках и приготовились к смерти.
***
«Вот ты попал в руки врага, – писал Сенека Луцилию, – и он приказал вести тебя на смерть. Но ведь и так идешь ты к этой цели!»
Красивая мысль, с которой трудно спорить. К смерти нужно готовиться всю жизнь. Только вот есть у красивых мыслей свойство улетучиваться при приближении настоящей боли, реальной угрозы, подлинного страдания. Да и народ наш, прошедший через огненное испытание, вовсе не принадлежал к школе стоиков, равно как и к любой другой философской школе. У терпения и мужества нашего народа иные корни – евангельские. Отсюда же та неистребимость народной жизни, которая неизменно возрождалась после жестоких испытаний до сих пор и обещает надежду на полнокровное бытие в будущем. Именно память о новомучениках и молитвенное общение с ними способны сообщить Русской Церкви особенную глубину и мудрость, необходимые для творческого решения проблем, стоящих перед лицом современности.
Мы представляем себе их лица на пожелтевших фотографиях, когда читаем в Писании о тех, что «замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» (Евр. 11: 35–37).
***
В отношении новомучеников можно совершить две страшные ошибки. Первая именуется преступным забвением, при котором никто особо не помнит о трагическом прошлом и живет так, словно ничего не случилось. Вторая ошибка более опасна, поскольку более похожа на истину. Назовем ее так: превозношение чужими заслугами. Это когда мы недрожащим голосом гордо заявляем, что, дескать, велика наша вера и Церковь наша велика (между строк подразумевается, что и сами мы велики), раз такие испытания пережили и перетерпели.
Почитание новомучеников не должно мешать оставаться вопросу: да как же это все могло произойти в православной стране?!
Это почитание должно совершаться с содроганием при мысли о величине страданий и масштабе гонений.
И еще один вопрос должен звучать коли не вслух, так в совести: а мы сегодня все ли правильно делаем? Не ждет ли и нас очередное огненное испытание? Ошибки наши не придется ли омывать своей кровью тем, кто придет после нас?
И лишь после того, как вопросы эти прозвучали, мнится мне, можно порадоваться. Ибо мы «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12: 22–23).
У нас на Украине есть замечательный комерсант (сам по национальности Грузин, дай ему Боже здравия на многая лета) так он говаривает в таких случаях;Вася! рИба пахнет с головы.
Ваши выступления и статьи, книги - это " средство", если можно так выразиться, от душевной и духовной лени. Благодарю авторов сайта, что опять поместили эту статью. Пусть воспоминание о страшном периоде в жизни нашей страны будет отзываться болью, как глубокий шрам... Чтобы не забывать...
Только бы не забыть "внимать себе".
Надеюсь правильно Вас понял.
Дальше и страшно писать.
Могу только добавить:"Господи помилуй".
Господи помилуй нас.
Интересно, а расстрел 9 января 1905 года мирных людей, шедших к царю с мольбой о помощи, как к отцу родному, - это ложь? А голод, периодически вспыхивавший в центральных губерниях России, жертвами которого с 1901 г по 1912 г. по разным оценкам стало до 8 млн. человек, - тоже ложь? А то, что несмотря на голод, из России в Европу потоком шло зерно (о чем очень любят живописать современные историки), - ложь? А трагедия Цусимы и Мукдена - ложь? А расстрел рабочих на приисках «Lena Goldfields» в 1912 г. - ложь? Все-таки, при всех неприглядных сторонах революции, у нее всегда есть объективные причины. У интеллигенции были причины вступать в революционные ряды, у буржуазии были причины финансировать революционные движения. Хорошо бы всем нам (и прежде всего власть предержащим) сделать правильные выводы из событий 1917 г., чтобы такого больше не повторилось никогда.
И спасибо за Ваши книги!Храни Вас Бог!
Виктория
Спасение не в слове, а в силе.
Они расстреливают православных в храмаж!
Вооруженный помповым ружьем молодой человек ранее ворвался в собор Южно-Сахалинска и открыл стрельбу по находившимся там людям и иконам.
В результате погибли два человека, еще шестеро получили ранения. Сам стрелок сейчас задержан, это мужчина 1989 года рождения, который работает охранником в одном из городских ЧОПов. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Что будет дальше?
Тогда ещё не было веры, а сейчас её уже нет. Ослабла вера и пришли беды.
Святой, равноапостольный князь Владимир, строя государство понимал, что нужна вера в Истинного Бога. Коммунисты строя своё царство понимали, что нужна идеология. Почему современные князья этого не понимают? Мечутся подсчитывая барыши и убытки.
И еще: святитель Игнатий Брянчанинов еще тогда предупреждал
что Россия может стать орудием в руках антихриста.
Где же исполнение пророчества Николая Васильевича: Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое Православная Русская вера? Наступит ли это время, в приходе которого так был уверен Н.В.Гоголь?
Так ведь, не только Гоголь, а и многие иные пророчествовали об этом самом. Вот, ещё одно: «Святая Русь процветет аки крин небесный» монах Авель. 1757 - 1841.
И если хотите принять, время это уже было и всё исполнилось в точности, как и предвидел Н.В.Гоголь! Православная Русская вера, которую через образ своего Тараса так чудно выразил Гоголь, была явлена мiру в начале ХХ-ого века явлением Новомучеников и Исповедников Российских. И разница между нашими Новомучениками и первомучеником Стефаном была лишь в том, что Стефана побивали камнями, а Новомучеников - пулями.
Так и Возрождение России, предсказываемое святыми, как возрождение Россiи на короткое время с православным Государем, если хотим принять, уже свершилось. Этим Возрождением было время высокого духовного подъёма остатка Святой Руси, когда Россiя явила мiру через сонм Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Православным Царём Николаем II ту Христову веру, о которой мiръ уже не имел ни малейшего понятия, даже в самой Россiи.
Но о каком слове в прямом его понимании может идти речь, если Слово сказано раз и навсегда Господом Богом и Спасом всех Iисусомъ Христомъ? Какого ещё нового Слова не хватает мiру? Россия могла сказать мiру только «аминь»! И она его сказала явлением своих Новомучеников и Исповедников Российских.
* Малое русское Христово стадо времён Новомучеников и Исповедников, времени высочайшего духовного подъёма России за всю её историю, было не таким то уж и маленьким. Новомученики, да, они были во главе этого духовного подъёма. Определённым образом они были на виду: их сажали в тюрьмы, их убивали, их ссылали - и это не могло оставаться незамеченным не только для их окружения, но и шире в народе. Но кроме самих Новомучеников исповеднический подвиг совершали тысячи тихих, смиренных и незаметных людей, хранивших Христа в своем сердце и не изменивших Ему.
** Отче! Я не о всемъ мiре молю, но о техъ, которыхъ Ты далъ Мне! (Ин. 17, 9)
Именно Новомученики и Исповедники российские и были в начале ХХ-ого века теми, о которых молился Христосъ своею Первосвященничес-кою Молитвою, теми, которых Отец и дал Ему. Это были те, которые удер-жали то, что имели, и они ответили своему Спасителю своим подвигом вер-ности, просто сказав: Так, Господи!
О каком почитании новомучеников мы ведем речь, если своими действиями потворствуем мученикам?!!
я вот, что думаю: почему телевидение не использует для сюжетов эпизоды из жизни святых людей земли нашей?!
ведь это - не паханное поле (я не имею в виду тв "Союз")и как важно для молодёжи. Им же никто ничего не рассказывает.
Из страха, из равнодушия или по какой причине?
Я восхищаюсь этой святой женщиной и низко склоняю голову перед ней и всеми мучениками, которые пострадали за имя Христово. Простите нас!
"Наши предки были более церковные чем сейчас, греха в мире было значительно меньше"
трудно сказать... более церковными - да, а более верующими?
в ту же Ксению мальчишки камнями бросали (по крайней мере в её житии что-то такое было), вот как это возможно в православной стране - бросить камень в человека? один такой случай, по идее, должен был стать сенсацией - в негативном значении, разумеется
На всех нас лежит огромная ответственность. И если мы действительно христиане, то мы должны нести слова Христа в мир, делом показывать свою веру. Огромное число людей понятия не имеет кто такие новомученики. Эти люди еще не нашли путь в Церковь. Нельзя православному христианину отгораживаться от этих людей, или тем более осуждать их. Уже сейчас нужно начинать вести просветительскую, миссионерскую работу, касающуюся прославления подвига новомучеников и исповедников. Хорошо, если в Сретенском монастыре все-таки будет создан Музей или просветительский центр посвященный новомученикам и исповедникам Российским. Это один из способов сказать всем людям, что такое Церковь Христова, и почему за нее терпели мучения и отдавали жизнь.
массовое и страшное в своей жестокой неотвратимости.
Обязательно пишите и публикуйте ещё !
Опыт учит нас что в конфликте виноватат не одна сторона, обе. То есть нельзя все сводить к большевкам и интеллигенции. Есть вина и на Православной церкви. А именно внешнее фарсейское благочестие, грех фарисея-считать себя угодным Богу, почивая на лаврах. Помните Давид молился о народе божьем, я пастырь на мен грех а народ что овцы. И Господь внял его молитве бедствие прекратилось.
Без осмысления этого мы никуда не продвинемся будем как дети нашалившие вину сваливать на других, обстоятельства.
Не все постарадвшие святы, кто то за герхи, бессомнения.
Во все времена страдают, в том числе сейчас, сколько убийств насилия не все в царствие идут.
Настораживает одно, что в годину бествий для страны и народа церковь не бьет в колокола и не обличает власть, или делает это не достаточно. Отделились мы одно мир другое, в миру пусть сами как хотят.
Происшедшее в России - великое Таинство Божие, которое нам тяжело понять. Ведь настоящая церковь всегда гонима. Но мы знаем, что Бог забирает и наказывает лучших своих сыновей. Гонения возникают в годы рассвета, а сейчас время заката. Духовная жизнь в России ослабела.
Но массовые гонения в России невозможны. Приспосабливаемость, самооправдание, сребролюбие, лицемерие - эти идолы вошли в сердце почти каждого человек в России и во всем мире.Грех творит чудеса. Малое стадо не сможет помешать его помпезному шествию. А коли не сможет, зачем его уничтожать, просто посмеяться, опошлить, навести критику. Глядишь и поубавилось веры у человека.
Для отдельных святильников Церкви гонения не прекратились и сейчас. Они всегда будут стоять рядом с Христом, униженные, оплеванные,нищие, но с чистым сердцем, которое на разгледеть людям за его нищей одеждой.
"На историю можно и нужно влиять. А там, где она «вдруг» являет свой звериный облик и начинает пожирать ничего плохого не ждавших обывателей, – там обыватели виновны. Не потрудились, значит, распознать признаки времени, не потрудились и усилия приложить в нужном направлении."
Хорошо сказано.
Сейчас брошен клич - "деньги это всё". Рушим семьи, не заводим детей, поклоняемся артистам и олигархам. Изо всех сил следим за колебанием курсов биржевых котировок. Теперь ещё от нас требуют признать права гомосексуалистов на их легализацию, т.е. предоставить им право брать детей на воспитание из детских домов.
Это - результат погони за наживой.
Кому служить - Богу или кому-то другому, пусть решает сам каждый для себя.
Но что бы сделать вывод не на пустом месте, надо обязательно прочитать Библию.
Там сказано всё и обо всём.
Потом - надо решать.