Миграционный
совет при правительстве
Москвы собирается проверить школы в
округах, из которых поступают тревожные сигналы
о не говорящих по-русски учениках,
сообщает «Русская линия» со
ссылкой на Regions.Ru.
Прежде всего это касается школ ЮАО,
ВАО и ЮВАО. Нередки ситуации,
когда в классе больше половины
учеников, которые не говорят или плохо
говорят по-русски. Проверка уже
проводилась в детских садах. В
её ходе выяснилось, что нянечками и
воспитателями зачастую работают приезжие, не
знающие языка.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, рассуждая на эту тему, как-то сказал: "Я как отец четверых детей, двое из которых ещё учатся в школе, естественно, не могу не высказать озабоченности тем, что в наших городах, и, в частности, в столице, появляется все больше детей, которые приходят в школу, не владея русским. Вопрос этот очень острый, поскольку именно в школе закладывается будущее нации и, в частности, языка. В итоге их одноклассники слышат вокруг себя ломаную русскую речь, а учителя вынуждены говорить примитивным языком, чтобы оставаться понятными. Я думаю, что единственный выход здесь – повысить требования к владению русским языком у поступающих в русские школы, а для тех, кто к школьному возрасту русского как следует не знает, нужно создавать специальные школы, где бы они учили русский по другим программам – как учат иностранные языки. Так и дети из таджикских, чеченских, азербайджанских и прочих семей приобщатся к русскому языку, без которого жить им в нашей стране будет сложно, и русскоязычное пока-еще-большинство не будет ущемлено".
Сегодня, по данным Московского управления Федеральной миграционной службы (ФМС), 95-96% иностранцев находятся в столице на законных основаниях, однако легально работает только один из десяти.
"Каковы, на ваш взгляд, возможные последствия того, что в детсадах и школах становится все больше детей, плохо или совсем не говорящих по-русски? Как следует решать эту проблему? Согласны ли вы с предложением о. Максима?" – с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, согласился, что ситуация складывается очень печальная, и в первую очередь – для русской культуры и русского языка. "Получается, что в культурную и языковую среду извне привносится некий чужеродный элемент, активно не воспринимающий существующую в стране культурную и языковую традицию, вольно или невольно разрушающий эту традицию, требующий перестройки системы образования под себя. Это приведет лишь к резкому снижению уровня образования и культуры в целом", – сказал он. "В ряде стран проводятся программы по защите государственного языка. Для желающих учиться и работать устанавливается соответствующий "языковой минимум". Я думаю, что в нашей ситуации это было бы тоже вполне естественно", – предложил священнослужитель. "Это вопрос государственной политики, к решению которого нужно подходить максимально ответственно. Не менее важной в этой связи является и проблема взаимного уважения носителей языка и приезжих", – заключил он.
Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери "Живоносный источник" в Царицыне, назвал ситуацию, когда в детском саду или школе говорящие по-русски оказываются в меньшинстве, ужасной. "Получается какая-то дискриминация в отношении носителей языка в их собственной стране. Ведь дети не виноваты, что в стране так много мигрантов", – сказал он. "Проблема чрезвычайно сложная. И как ее решать, я, честно говоря, не знаю. По идее я согласен с о. Максимом, но совершенно не представляю, насколько реально создание системы этих спецшкол. Ведь для этого потребуются огромные средства. А где их взять? Где взять столько преподавателей по специальности "русский как иностранный", хорошо знающих языки жителей бывших советских республик? Это, безусловно, проблема государственной важности. И я надеюсь, что она будет решена максимально гуманным образом", – заключил он.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает, что последствия "вымывания" русского языка из детских коллективов могут быть самыми печальными. "Резко снизятся уровень образования, уровень языковой культуры и культуры как таковой", – полагает он. "Безусловно, человек, желающий учиться или работать вместе с носителями языка, должен этот язык хорошо понимать. Соответственно, его нужно учить. Процесс обучения, естественно, не должен осуществляться в ущерб учебной программе, предназначенной для носителей языка", – сказал отец игумен. "Поэтому с предложением о. Максима я полностью согласен. Видимо, государству придется приложить значительные усилия для решения данной проблемы и пойти на серьезные финансовые затраты. Надо иметь в виду, что работа школы вхолостую сейчас обернется требованием гораздо больших затрат в уже недалеком будущем", – заключил он.