Алексей Щербенко: «Семинаристы не имеют права забывать, для чего они пришли в Духовную школу»

Алексей Щербенко
Алексей Щербенко
Родился и вырос я в семье военнослужащего в замечательном городе Казахстана, названном в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла – Петропавловске. Таинство Святого Крещения принял в семилетнем возрасте, но воцерковляться начал только с 13 лет. Переломной вехой в моей церковной жизни стала первая исповедь. Спустя некоторое время настоятель собора предложил мне и моему однокласснику помогать в алтаре на службе. Я с радостью согласился и впервые вошел в алтарь. Безусловно, это один из самых торжественных моментов в жизни.

По окончании школы я поступил в университет и на предпоследнем курсе педагогического факультета сказал настоятелю о своем желании учиться в семинарии. Он одобрил мое намерение, но посоветовал доучиться в светском вузе. Что повлияло на мой тогдашний выбор? Сказать определенно не могу. Скорее всего это желание приходило постепенно – по мере моего духовного становления. Безусловно, на мое решение повлияло также духовенство нашего благочиния. Самоотверженное служение ревностных деревенских священников давало хороший наглядный пример пастырского делания.

Итак, мое желание служить Богу, помогать ближним, находить смысл жизни и быть путеводителем ко спасению душ было искренним. А потому я считал необходимым получить богословское образование. Несомненно, любой учащийся духовного заведения скажет, что оказался здесь по особому Промыслу Божиему.

На выбор учиться в православной семинарии в моем окружении отреагировали по-разному. Родители, конечно, одобрили и благословили, большинство родственников – тоже, хотя некоторые и недоумевали. Друзья, среди которых были и мусульмане, отнеслись с уважением, пониманием. Несмотря на расстояния, разделяющие нас, я до сих пор сохраняю с ними связь.

Получив диплом в светском вузе, я нес послушание штатного пономаря. И мое желание учиться в семинарии только укреплялось.

Испросив благословение на поступление у правящего архиерея – архиепископа Елевферия Чимкентского и Акмолинского, я приехал поступать в Сретенскую духовную семинарию. Очень необычно было, когда в большой, суетной Москве попал в оазис тишины и спокойствия. При входе, помню, сразу встретил седовласого старца, поливающего розы в саду. Как потом выяснилось, это отец Аркадий. В монастыре меня радушно встретили, разместили в келье и тут же – как абитуриенту – дали послушание.

Вступительные экзамены, конечно же, проходили не без волнения. Но успокаивало понимание того, что если Богу угодно, чтоб я поступил – значит, так и будет. Нужно только приложить свои усилия. Экзамены заключались в написании сочинения на предложенную тему, тестировании по иностранному языку и самое главное – собеседовании с ректором – архимандритом Тихоном (Шевкуновым), и комиссией преподавателей по разным историко-богословским дисциплинам.

Накануне поступления я читал «Катехизис» митрополита Филарета (Дроздова), «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского и выучил все необходимые молитвы. Помню, как мы, перезнакомившись, экзаменовали друг друга, переживали и молились.

На собеседование вызывали по списку, поэтому я пошел почти последним, и у меня было еще немного времени для очередного повторения выученного. Отец Тихон задавал вопросы о моей жизни, чем я интересуюсь, попросил прочесть отрывок из Псалтири, рассказать несколько молитв из вечернего правила наизусть, пропеть тропарь Богоявления. Все это, с Божией помощью, мне удалось. А вот когда задавали вопросы из Священного Писания Ветхого Завета и истории христианства первых веков, я отвечал не всегда.

Поэтому мое зачисление в семинарию считал заслугой тех, кто за меня молился. В первую очередь родителей. Приятно было услышать свою фамилию в числе поступивших и получить благословение, Библию и студенческий билет от ректора семинарии – отца Тихона.

Наступившие вскоре семинарские будни имеют свой неповторимый ритм, в который поначалу нужно было вписываться. Несмотря на довольно жесткий распорядок, каждый день не был похожим на другой. Особых трудностей я не ощущал, так как понимал, для чего сюда пришел, и сразу настроил себя на послушание и преодоление своеволия. Нужно сказать, что плотный график учебного процесса, послушания и особая молитвенная жизнь, безусловно, дали свои результаты для моего духовного становления.

Если вспоминать начало семинарского житья-бытья, то в учебный процесс мне было влиться легче, чем тем, у кого за плечами нет высшего образования. Правда, привыкать к новому распорядку все же приходилось – не без этого. Труднее всего для меня было просыпаться на братский молебен. Я, к сожалению, даже писал объяснительные по поводу опозданий на него.

Бытовые условия у семинаристов просто замечательные. И в этом неизменно чувствуется отеческое попечение отца Тихона. В келье нас было шесть человек, и, несмотря на разницу в возрасте, привычках, характерах и воспитании, мы, познакомившись еще в абитуриентскую пору, неплохо уживались и постепенно стали друзьями. Ежедневно мы обсуждаем различные темы, делимся впечатлениями, советуемся друг с другом, общаемся за чаем.

Конечно, были и моменты, когда нужно было терпеть некоторые проявления характера друг друга, но чаще мы находили у наших сокелейников и сокурсников то, чему хотелось бы научиться: умению сохранять спокойствие в самых трудных жизненных ситуациях, жизнерадостности и коммуникабельности, устремленности к различным познаниям и практическим навыкам. Особенно я сдружился с ребятами со старших курсов, каждый раз радуясь их успехам и переживая за них.

Хороший, веселый коллектив сложился у нас при формировании одной из семинарских певческих групп, в которой мне, Божией милостью, довелось на первом курсе некоторое время петь на службах. Состояла она в основном из учащихся тогдашнего третьего курса. Все были очень веселые (достаточно упомянуть острослова из Орла Виктора Бурлакова) и в то же время весьма ответственно относились к своему серьезному послушанию. Замечательное сочетание!

С некоторыми выпускниками нашей семинарии я продолжаю общаться до сих пор.

Также хорошие отношения сложились и на нашем курсе. Хотя поначалу он был не очень дружным – ребята были как бы разгруппированы. Но постепенно сформировался сплоченный коллектив, и мы могли собираться, советоваться, выносить общее решение. Многие из учащихся нашего курса уже рукоположены в иереи.

Великолепно, что мы можем помогать друг другу советом, добрым словом, делом (например, подменить в послушании) и, конечно же, молитвой друг за друга. Здесь, в семинарии, можно быть всегда уверенным в помощи друзей, даже тех, от кого и не думал получить поддержку.

Адаптации в семинарском ритме и его соблюдению немало способствовали дежурные помощники проректора по воспитательной работе и, конечно, сам проректор – иеромонах Иоанн (Лудищев). Да, порой он был весьма взыскателен, но всегда чувствовалась его большая забота и отеческая опека. Лично меня отец Иоанн выручал не только как врач духовный, но и как телесный доктор.

Дежпомы у нас строгие, но неизменно справедливые. Веселость старшего дежурного помощника – монаха Николая (Муромцева) – подбадривала, даже когда студент провинится. Справедливость и спокойствие иеродиакона Севастиана (Астафурова) давали уверенность в необходимости несения того или иного послушания. Четкость и ответственность диакона Антония Новикова служили наглядным примером того, как нужно относиться к послушанию.

Наши дежурные помощники, будучи выпускниками Сретенской духовной школы, очень хорошо знают все премудрости семинарской жизни: когда студент ленится и хитрит, а когда действительно старается выполнить все, но перегружен. И к подобной ситуации дежурные помощники всегда относятся с пониманием. Поэтому можно сказать: мы тут живем как одна большая семья!

Что касается предметов, которые преподаются в семинарии, то большинство из них я полюбил, и понял, что они являются очень важными для духовного формирования личности.

Очень мне нравится догматическое богословие, которое нам читал протоиерей Вадим Леонов. Ведь знание основных догматов своей веры необходимо каждому христианину. Это актуально во все времена. Кроме того, нельзя забывать, что владение догматикой Православной Церкви способствует конструктивной полемике с иноверными, сектантами и атеистами. Поэтому для меня также стали интересными курсы лекций по сравнительному богословию протоиерея Максима Козлова и сектоведению доцента Романа Михайловича Коня.

А еще отец Максим сумел найти весьма оригинальную форму для занятий по пастырскому богословию. Немало необходимых умений и навыков привил нам и протоиерей Алексий Круглик – преподаватель практического руководства для пастырей.

Занятия по истории Русской Православной Церкви ведут у нас разные преподаватели. На первом курсе это были интересные и насыщенные лекции профессора Алексея Константиновича Светозарского, на четвертом – профессора Ольги Юрьевны Васильевой. Но именно систематичность преподавания Игоря Петровича Шаповалова, который вел у нас занятия на втором курсе, развила у меня интерес к истории Русской Церкви.

Также не могу не вспомнить лекции игумена Амвросия (Конькова), который спокойно и ненавязчиво привил мне понимание необходимости чтения каждый день не только Евангелия и апостольских посланий, но и книг Ветхого Завета. Никогда не думал, что можно так тесно соотнести его историю с нашим временем.

Очень ярко и живо проходили лекции Геннадия Георгиевича Майорова по философии, а также занятия Алексея Ивановича Сидорова по патрологии.

Особую благодарность хотелось бы выразить профессору Ларисе Ивановне Маршевой, которая очень щедро одарила нас знаниями по стилистике русского языка и показала богатство и красоту церковнославянского языка. Она оставила нам много полезного вспомогательного материала, над которым трудилась долгое время. К ней всегда можно обратиться с вопросом и быть уверенным в помощи. Вот и сейчас она консультирует нас по дипломным работам.

Иными словами, все наши преподаватели оказали огромное влияние на мое духовное образование, привили любовь к своим предметам и показали пример отношения к делу. Я безмерно благодарен им за их честный труд на благо нашей семинарии и Церкви! Также прошу у них прощения, что порой, по своей лености и нерадению, не был готов к достойному ответу.

Начиная с третьего курса, каждый семинарист произносит свои первые проповеди. Неожиданным для меня было то, что демонстрировать свои гомилетические способности пришлось не перед семинаристами, а сразу перед прихожанами нашего храма в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. В тот день наместник пел на клиросе и во время проповеди вошел в алтарь. И почему-то говорить было не так волнительно, как я думал. После произнесения проповеди я вошел в алтарь – как положено, на горнее место, и наместник вручил мне богородичную просфору. Похвалил, но сказал все же, что слова Священного Писания лучше читать, чтобы они звучали увереннее.

А вот проповедь перед семинаристами оказалась для меня волнительнее. Интересно мне было слушать и слова других студентов, чтобы сделать для себя выводы. А потом у каждого своя техника и манера произнесения: кому-то легче заучить проповедь, кому-то – пересказать, кто-то – комбинирует, чтобы не запнуться на заученном.

А еще за время учебы в семинарии студенты пишут много работ учебно-научного характера. На первом и втором курсах это шесть обязательных сочинений, на третьем и четвертом – работы по Ветхому Завету и Новому Завету.

На третьем и четвертом курсах необходимо подготовить и защитить курсовую работу. Моим первым научным руководителем выступил протоиерей Максим Козлов. Он оказал мне неоценимую помощь в выборе темы, поиске литературы. А мне самому пришлось немало потрудиться над такой серьезной проблемой, как католический аскетизм в оценке православных подвижников благочестия и богословов (на примере святителей Феофана Затворника и Филарета (Дроздова). Ведь в сравнительном богословии необходимо четко знать позицию Православной Церкви и учение Римо-католической церкви, чтобы можно было обличить заблуждение латинян и показать красоту и мудрость Православия.

На пятом курсе я решил писать дипломную работу по миссиологии на тему «Организация и деятельность молодежно-миссионерского центра», так как хотел суммировать не только знания, умения и навыки, приобретенные за годы семинарского обучения, но обобщить опыт работы в детском православном лагере и воскресной школе. Моим научным руководителем стал иеромонах Никодим (Шматько). Он имеет огромный опыт миссионерства, в том числе и среди молодежи, и является духовником и руководителем молодежного миссионерского центра при православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

В жизни каждого студента самой горячей порой, безусловно, является экзаменационная сессия. Именно в это время обнаруживается весь потенциал студента и то, как он проводил свое время от сессии до сессии. Тем, кто внимательно слушал лектора, конспектировал, регулярно повторял материал, не составляет большого труда подготовиться к экзаменам. А кто частенько находил во время учебных недель себе многих других занятий, вынужден вооружаться пресловутыми шпаргалками. При этом все не раз убеждались, что ими обмануть можно только себя, да и особых знаний они не прибавляют. Но все же и из них можно извлечь какую-то пользу. Ведь от незадачливого студента требуется изрядное мастерство для того, чтобы изготовить универсальный миниконспект для ответа на самые неожиданные вопросы преподавателя.

Но есть и семинаристы, которые отличаются хорошей памятью, что дает им возможность не отягощать себя зазубриванием материала. Поэтому бывает так: не очень ревностный студент волей-неволей, хорошенько покопавшись в своей памяти, может внезапно вспомнить, как однажды он услышал на лекции именно то, что его спрашивают сейчас на экзамене. А потому с почти торжествующим видом отвечает преподавателю: «Да, я помню, вы говорили на лекции!..» И получает похвалу.

Здесь мне бы хотелось отметить одного находчивого студента из Орла – Дениса Костомарова. Он выучил одну тему к экзамену по предмету, который иные студенты не раз пересдавали, – по истории Древнего Востока. Так вот Денис вышел отвечать без шпаргалок, задал сам себе вопрос и сам же уверенно, без остановки, рассказал все о Египте и проанализировал карту. Профессор не мог и слова вставить, а лишь прервал его спустя время словами: «Достаточно! Вы хорошо подготовились! Садитесь! Отлично!»

Но такая находчивость не гарантирует счастливую и малотрудную сессию. Поскольку методы опроса по различным учебным дисциплинам разные.

Например, на первом курсе семинарии нам предстоял экзамен по истории Русской Православной Церкви, которую читал профессор Алексей Константинович Светозарский. Проскочить у него просто невозможно – нужно как следует повторять весь пройденный материал. Но так получилось, что по послушанию я готовил храм к встрече гостей из Зарубежной Православной Церкви – накануне подписания акта об историческом ее воссоединении с Русской Православной Церковью. Тогда на всенощном бдении присутствовал предстоятель Зарубежной Православной Церкви – ныне покойный митрополит Лавр. В итоге в ночь перед экзаменом сил у меня хватило только на прочтение акафиста моему небесному покровителю – святителю Алексию, митрополиту Московскому. По милости Божией и по молитвам моих родителей, на экзамене я вытянул билет № 25, все вопросы которого были связаны с жизнью и деятельностью этого святого. Почти без подготовки, с огромной радостью я пошел отвечать билет. И все прошло благополучно.

Еще на память приходит экзамен по катехизису на первом курсе, когда протоиерей Николай Скурат спрашивал весь изученный материал. Также мы сдавали и литургику на втором и третьем курсах.

Непростым для меня оказался экзамен по древнегреческому языку. Но здесь опять внимание было сосредоточено на том, что я усвоил хорошо: грамматический минимум и знание наизусть основных молитв.

Однако самым сложным оказался для меня экзамен по сравнительному богословию на четвертом курсе, поскольку отец Максим Козлов задавал вопросы опять-таки по всему пройденному материалу и отвечать на них надо было без подготовки. Зато даже самый ленивый троечник усвоил для себя: в чем разница заблуждений католиков и протестантов или, например, что говорил Мартин Лютер о предопределении и какова точка зрения Жана Кальвина на сотериологию.

Также пришлось нелегко на экзамене по патрологии на пятом курсе, когда новый преподаватель Павел Кириллович Доброцветов, обучающий еще и студентов в Московских духовных школах, подробно спрашивал не только и не столько жития, сколько догматическое учение отцов.

За истекшие годы я убедился: если педагог умеет заинтересовать студентов своим предметом, это говорит и о его твердых знаниях, и о мастерстве. В этом смысле студентам Сретенской семинарии очень повезло с профессорско-преподавательской корпорацией!

Я уже говорил о том, что понятия о дисциплине призваны формировать дежурные помощники, которые, среди прочего, занимаются распределением послушаний. Работы у нас много: в библиотеке, канцелярии, ризнице, издательстве, столярной мастерской, компьютерном классе, гостинице, воскресной школе, проректорской и мн.др.

На первом курсе я выполнял так называемые общие послушания: уборка территории и помещений монастыря, пономарство, работа в трапезной, бане, на книжном складе, в просфорне, чтение Неусыпаемой Псалтири. Потом некоторое время трудился в столярке: что-то мастерил, чинил, собирал мебель и т.п.

Также мне посчастливилось (о чем я уже говорил) некоторое время петь в семинарском хоре, что, уверен, пригодится мне в моем церковном служении.

Со второго семестра первого курса меня благословили нести послушание в ризнице. Конечно, когда я только воцерковлялся, мог только мечтать о том, чтобы каждый день, утром, днем и вечером, трудиться в алтаре. Встав же на это послушание, понял его чрезвычайную сложность и объемность. В будничные дни, когда работы не так много, оно воспринимается с восторгом. А в праздники бывает тяжело. И на ум даже приходит лукавая мысль: «Вот ребята все в городе гуляют, а ты тут». Поэтому при исполнении послушания в ризнице важно не потерять благоговение к святыне, к алтарю, церковному убранству, а главное – нельзя привыкать к храму (в негативном смысле слова).

С третьего курса я начал преподавать Закон Божий и церковнославянский язык в третьем, пятом классах, а также подросткам из воскресной школы прихода храма в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба в московском районе Зюзино. Мне всегда отрадно наблюдать, как учащиеся усваивают материал, отвечают, грамотно рассуждают, задают заинтересованные вопросы. Не раз случалось так, что какой-нибудь шустрый возмутитель спокойствия, когда я спрашивал у него, о чем говорилось на уроке, не просто правильно отвечал, но даже цитировал Священное Писание. Старшие ребята задают много серьезных вопросов о Промысле Божием, о невидимом мире, о поступках людей, о вечной жизни, приводя поучительные примеры.

Загрузить увеличенное изображение. 500 x 667 px. Размер файла 139505 b.  Алексей Щербенко
Алексей Щербенко
Безусловно, одним из самых запомнившихся моментов семинарской жизни для меня стало благословение наместника монастыря на ношение подрясника. Это произошло, по традиции нашей духовной школы, в день зимней памяти священномученика Илариона. Именно с этого торжественного момента по-настоящему ощущаешь себя семинаристом.

Помню я и очень правильные, чеканные слова преподавателя по библейской истории Олега Викторовича Стародубцева о должном отношении к подряснику.

Не могу не рассказать о том, какую активную миссионерскую работу проводят Сретенский монастырь и семинария, помогая тем самым обрести Бога огромному числу людей.

Отец Тихон является вдохновителем и организатором различных миссионерских проектов, в которых задействованы наши студенты. Мы плодотворно сотрудничаем со многими молодежными организациями России. Семинаристы совершают регулярные поездки в школу-интернат в городе Михайлов Рязанской области, над которой монастырь взял шефство.

Во всех этих начинаниях самое деятельное участие принимает наш преподаватель по миссиологии – иеромонах Никодим (Шматько). Он проводит с семинаристами предварительные консультации, делится многочисленными наработками.

Приезжая в интернат, мы организуем беседы, устраиваем концерты, соревнования по футболу, чаепития. И дети очень ждут наших визитов. Больно видеть на их лицах печаль от того, что они лишены родительской заботы и ласки. И тем приятнее наблюдать, как после каждой нашей встречи оттаивают их израненные сердца, теплеют грустные глаза.

Масштабностью отличается и миссионерско-издательская деятельность Сретенского монастыря. Когда я учился на первом курсе, в конце 2006 года был издан красочный календарь на 2007 год с мыслями известных людей о Священном Писании. И каждый семинарист, уезжая домой на рождественские каникулы, взял с собой несколько экземпляров для распространения. Один я отдал проводнику в поезде, а остальные – родственникам, прихожанам и просто тем, кто интересуется православной верой.

А в 2008 году издательство Сретенского монастыря выпустило красочно оформленное Евангелие от Марка. Благовестие евангелиста Марка отличается краткостью и доступностью языка, что очень важно для людей, которые делают свои первые шаги на пути к Богу. Так вот это Евангелие издали огромным тиражом для раздачи перед Пасхой москвичам и гостям столицы.

И этот почетный жребий – стать ловцами человеков в Страстную седмицу – выпал семинаристам-сретенцам. Мы вставали в пять часов утра, приезжали на уже заранее распределенные между нами станции московского метрополитена, которые являются наиболее многолюдными, и приступали к раздаче Евангелия всем прохожим со словами «С наступающим праздником Пасхи! Подарок от Святейшего Патриарха к Пасхе – Евангелие от Марка!» Надо сказать, что прохожие реагировали по-разному. Чаще недоумевали и интересовались: не сектанты ли это в длинных черных одеждах и почему вдруг православные так делают? Удостоверившись в нашей принадлежности к Русской Православной Церкви, люди брали подарок. Некоторые просили несколько экземпляров для родственников, знакомых или для воскресной школы, другие – обращались с вопросами о вере, третьи – проходили и брали Евангелие просто как очередную уличную рекламу. А некоторые обращались и с такими словами: «Зачем же вы так делаете? Эти Евангелия лежат на полу вагонов метро, в урнах!»

Но ведь, сколько других людей, ищущих смысл жизни, жаждущих правды, возможно, обрели истину именно в эти дни! Ведь Христос распялся и воскрес ради спасения всех нас и ради каждого из нас!

Помню, ко мне в ту Страстную седмицу подошел какой-то писатель-любитель и буквально завалил вопросами о Православии. Особенно умиляли дети, которые даже тянули за руку взрослых, чтобы получить подарок!

Таким образом, мы непосредственно общались с народом и, можно сказать, увидели некий срез его современного духовного состояния. И для меня это стало колоссальным опытом миссионерского делания.

Особого внимания заслуживает проект отца Тихона под названием «Общее дело». И это действительно общее дело в спасении России от алкогольной зависимости. Наместник в свое время предложил семинаристам сделать презентацию и буклеты на тему борьбы с пьянством.

Также были организованы поездки нескольких групп семинаристов со священником для лекций и бесед о вере по городам России. Ребята посетили и военный госпиталь имени Бурденко для разговора о Православии.

В этих проектах я не участвовал, так как моя летняя практика проходила в детском оздоровительном православном лагере «Княжеская Русь», где я был отрядным вожатым. Для меня это стало не первым, конечно, но достаточно серьезным опытом работы с детьми, поскольку, помимо исполнения чисто педагогических задач, необходимо было постоянно контролировать местонахождение ребят, состояние их здоровья, настроение, бытовые условия и т.д. В общем, на эти две недели мы должны были стать для них не просто примером христианского поведения, но и на время заменить нашим воспитанникам пап и мам, чтобы они почувствовали в отсутствие родных и близких нашу заботу и могли обратиться к нам в любое время суток с интересующим их вопросом. Мы должны были действовать исключительно в интересах детей и в то же время не нарушить распорядка, правил и законов «Княжества». А главное, нам необходимо было помнить фундаментальный закон педагогики – не навреди детям и люби их. Делать это было не сложно, так как все ребята, и не только из моего отряда, были очень хорошими, и я с первого дня нашел с ними контакт. И мне было совсем не обременительно их выслушивать, помогать им, относиться с пониманием к любой – даже самой незначительной – проблеме. И дети это чувствовали и действительно обращались за советом. Приходилось решать вопросы не только на отрядной «свечке» (это вече «Княжества»), но в оперативном режиме.

Помимо организации интересного отдыха, перед нами стояла другая задача – вовлечение детей в церковную жизнь. Для ее осуществления использовались различные методы: приобщение к Таинствам Православной Церкви, совместная молитва, беседы на катехизические темы. В связи с этим соответствующим образом была организована и богослужебная жизнь лагеря. Каждый день в храме читались утренние и вечерние молитвы, причем чтец выбирался из числа детей очередного – дежурного – отряда, а не только из вожатых. В течение дня также читались молитвы перед началом и по окончании трапезы и при иных обстоятельствах (например, перед походом). При поднятии в начале смены и опускании в ее конце флага лагеря все вместе пели тропарь Честному и Животворящему Кресту.

При этом утреннее и вечернее молитвенные правила были немного сокращены, что позволило достичь нужного эффекта и удержать внимание детей. Поскольку режим был основан на принципах здорового образа жизни и каждый день насыщен активными мероприятиями, такие молебствия не утомляли наших маленьких воспитанников. Лучшему сосредоточению и запоминанию способствовало и то, что молитва совершалась «едиными усты и единым сердцем».

А еще у ребят было время и возможность выслушать отрывок из Евангелия и краткую, но поучительную проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) – руководителя и духовника лагеря. К нему мог обратиться любой его насельник.

Весьма замечательным было и то, что наш лагерь был разбит неподалеку от храма в честь иконы Божией Матери, именуемой Тихвинская, в городе Холм Новгородской области. Именно в этой церкви можно было приобщиться к Таинствам Православной Церкви и приобрести навыки церковного благочестия. И я видел, как охотно, с радостью дети принимали активное участие в богослужении: чтении, пении, пономарстве, уходу за лампадами и догорающими свечами. И пусть во время службы было немало желающих посидеть на скамейке, общий молитвенный настрой оставался неизменным. Дети участвовали в нескольких всенощных бдениях и Литургиях: исповедовались, причащались Святых Христовых Тайн.

Особенно я радовался успехам в церковной жизни тех ребят, кто самостоятельно вычитывал правило ко Причастию и кто именно здесь начал свою интенсивную литургическую жизнь. А один из мальчиков пережил своеобразное церковное возрождение. В то лето он впервые за довольно большой срок принял осознанное участие в Таинствах Исповеди и Причастия, охотно пел на клиросе. И это была его главная победа – помимо спортивных успехов.

Ребята также с большим вниманием слушали продолжительные проповеди протоиерея Василия Середы – настоятеля Тихвинского храма. Все это способствовало укреплению в детях навыков духовной жизни.

Помимо богослужебной жизни, мы организовывали отрядные «свечки», посвященные христианской тематике. И здесь мы достигли неплохих результатов. Проблемные темы, которые поднимались на вече «Княжества», решались сообща, и дети сами находили выход из ситуаций. Темы отрядных «свечек» были самыми разными: о молитве, правилах благочестия и поведения в храме, необходимости Исповеди и Причастия. И, конечно же, дети делились своими впечатлениями о проведенном дне. Особенно запомнились первая и, конечно же, последняя наши встречи.

Вся обстановка располагала к откровенным и доброжелательным разговорам: участники лагеря сидели, по кругу передавали друг другу свечку. В начале встречи было трудно акцентировать внимание всех на том, у кого в данный момент находится свеча, так как эмоции по поводу прожитого и увиденного били ключом и каждому было что сказать. Но со временем дисциплина нормализовалась. Очень трогательной была последняя «свечка». Все собрались на отрядном месте, и пока готовился кипяток на костре для лапши и чая, а затем и шашлык, ребята говорили о смене в целом и высказывали друг другу пожелания и благодарность. Некоторые девочки, растрогавшись, плакали. «Свечка» затянулась, и ко времени отбоя ее пришлось подсократить.

Несомненно, успешному решению нравственно-воспитательных задач помогло расположение нашего лагеря в живописном месте, у слияния двух рек – Ловать и Кунья, где проходил исторический путь из варяг в греки. Уже одно это обстоятельство рождает в душах детей патриотические чувства, возгревает любовь к Родине и Церкви.

Нужно сказать еще и о том, что лагерь палаточного типа, коим является «Княжеская Русь», со своим распорядком, правилами и законами вырабатывает способность выживания в экстремальных условиях, содействует приобретению и закреплению у детей таких жизненно необходимых качеств, как послушание старшим и забота о младших, дисциплинированность и аккуратность, честность и исполнительность, кротость и смирение, инициативность и ответственность. Ребята успешно овладели навыками молодого разведчика: разводили костер без спичек, устраивали жилище в лесу и маскировали его.

Еще раз подчеркну: дети нам попались очень талантливые. И при наличии хорошей материальной и технической базы было легко создать благоприятные условия для творческого развития их личностей.

Особого упоминания заслуживает то, как самоотверженно ребята помогали в подготовке к престольному празднику – чествованию иконы Тихвинской Божией Матери. Несмотря на дождь, была проведена уборка мусора, стройматериала. Из цветов и травы были изготовлены красивейшие ковровые дорожки, которые настелили вокруг храма для крестного хода. Все это было сделано с усердием, осознанием пользы своего дела и во славу Божию.

Много внимания уделялось в «Княжеской Руси» дисциплине. Особенно во время трапезы. Поначалу детей приходилось постоянно призывать к тишине. Тот отряд, который шумел громче других, выполнял обязанности дежурного вне очереди. За серьезные провинности нарушители пополняли штрафотряд. Такие «штрафники» трудились на территории лагеря. И их работа шла им только на пользу. Обязанности дежурных ребята выполняли без ропота, понимая, что труд этот идет на благо всем насельникам лагеря. Тем самым у воспитанников формировались представления о взаимопомощи и взаимовыручке.

Понравилось детям и ночные дежурства, когда из состава дежурного отряда выделялся ночной сторож. Они с необыкновенным воодушевлением ждали своей очереди. Такое дежурство воспитывало в них чувство ответственности.

Понятно, что юным русичам очень полюбились купания. Но и они были организованы. Дети купались небольшими группами для лучшего контроля за ныряющими и резвящимися в воде, который осуществлялся взрослыми – и с берега и в воде.

Каждый день начинался с зарядки под руководством спортивного инструктора. Занятия состояли из пробежки, комплекса упражнений и эстафеты или веселой подвижной игры. Так что ранний подъем детей скрашивала зарядка, которая давала позитивный настрой на весь день. Кроме того, детей, которые ранее других вставали в строй, награждали гривенником. Вместе с ребятами занимались зарядкой и мы, вожатые.

Во время нашей смены была организована паломническая поездка в Псково-Печерский мужской монастырь. Ребята ознакомились с жизнью обители, побывали на трапезе, посетили Богом зданные пещеры, осмотрели территорию под водительством иеродиакона Александра.

Расскажу немного о системе мероприятий, которые по своему разнообразию и энтузиазму детей, участвовавших в них, вносили в жизнь лагеря не столько соперничество, сколько единство, соучастие, сплоченность, позитивные эмоции и хорошее настроение.

В лагере функционировали интересные кружки: библейский, интеллектуальный, военно-патриотический, хорового пения, рукоделия.

Всем участникам запомнился сплав по реке. По пути приходилось высаживаться из севшей на мель лодки и тащить ее с камней. Здесь проявила себя необыкновенная сплоченность ребят.

Еще одним интересным мероприятием был поход – довольно продолжительный, но все же не обременительный. Ребята шли в колонну по одному, по отрядам. У каждого была своя ноша – рюкзак с пайком и самым необходимым в походе инвентарем. Маршрут проходил через реку, поэтому ребятам нужно было форсировать ее вброд. По пути они пели песни, были и небольшие привалы. Отдохнув и подкрепившись, дети снова пели песни под гитару, играли в подвижные игры. В конце похода воспитанники и педагоги искупались в реке и двинулись на подъехавших автобусах в старый монастырь – в Воронцово. Там игумен рассказал о храме и показал территорию обители. Ребята спели тропарь, величание, а затем отправились в лагерь.

Еще одно мероприятие порадовало всех своей интригой – необходимо было найти «печенега» по разным подсказкам, которые нужно было периодически находить по пути. И хотя это задание выполнялось не на скорость, но все торопились, обгоняя друг друга, бежали по мокрой траве, через водные препятствия, спуски и подъемы. Все действовали дружно и в трудных местах подавали друг другу руку, бросали доски и ветки и даже успевали по пути петь песни. Найденный «печенег» позабавил всех своим видом и смехом, и дети норовили с ним сфотографироваться. Затем ребята сами без спичек быстро развели костер и принялись с огромным аппетитом поглощать бутерброды. Некоторые смельчаки отправились купаться в водопаде – под зорким наблюдением старших. Периодически подъезжал автобус и забирал группу детей, желающих попасть в лагерь. Другие ждали своей очереди, коротая время у костра, исполняя песни под гитару.

Провели мы и целый ряд спортивных мероприятий. Одно из них началось после получения сообщения от гонца. Это была веселая межотрядная эстафета. Все ее конкурсы имели большой успех – кроме, пожалуй, так называемого «слона».

А еще были у нас самые настоящие олимпийские игры. Это интересные состязания, в которых участвовали все – каждый в определенной ему роли. И дети, часто неожиданно для самих себя, показывали высокие результаты. Например, Настя Малютина из моего отряда даже не хотела участвовать, но после заняла призовые места сразу в нескольких состязаниях. А ее сестренка Света сделала больше отжиманий, чем многие мальчишки. В эстафете ребята показали свою сплоченность, слаженность в действиях. Некоторые показывали поистине олимпийское спокойствие, сохраняя невозмутимость среди шумного ликования болельщиков.

Самыми популярными играми у детей являются лапта и футбол. Все с особым задором следят за ходом игры. А что уж говорить о самих участниках?! В лапте лучшим было «Княжество барсов» со своим бессменным лидером Владимиром Середой, который блестяще отбивал все удары и давал возможность бежать почти всей своей команде за очками.

Но больше всего болельщиков собрал футбол. Здесь были продемонстрированы и отличная игра в пас, и не менее успешные проходы одного игрока. Ребята сами принимали решение в расстановке игроков. Кто-то делал акцент на оборону с последующей контратакой, кто-то сразу рвался в атаку. Хорошо выполняли ребята штрафные удары и пенальти. В створ ворот били и головой, и с разворота. В общем, дети показали «недетский» футбол.

А вот состязаться с вожатыми им еще было рановато. Чего только стоят могучие удары повара Максима Викторовича или ночного сторожа Алексея Михайловича.

По результатам турнира лучшим бомбардиром признан Кирилл Ибрагимов из «Княжества Золотые купола», лучшим вратарем – Глеб Лаптев из «Княжества барсов», а лучшим игроком футбольного турнира – Оскар Мамфорд из моего отряда. Причем финальный матч и призовой матч против вожатых он играл без ботинка на ударной ноге. Неплохие успехи он показал в лапте и олимпийских играх.

Каждый вечер, после отрядной «свечки», когда дневные мероприятия исчерпывали себя, у детей было свободное время. И они, как правило, занимались подвижными играми и пели у костра под гитару или под караоке…

С улыбкой вспоминаю сейчас, как девочкам пришлось взять шефство над мальчишками при сборах в поход и мыть посуду во время ответственного футбольного матча. Зато мальчики брали инициативу в подготовке отрядного места, помогали девочкам в походе, на сплаве по реке, в поисках «печенега». Разумеется, ребята навещали больных в лазарете.

Очень важно, что дети всегда прислушивались к своему капитану. А она – Екатерина Овчинникова – очень помогала нам, вожатым. Большинство ребят отдыхали в лагере не в первый раз, а потому им не составило большого труда влиться в его режим. И пусть иногда возникали трудности, проблемы, воспитанники старались соблюдать законы «княжества» и хорошо справлялись с возложенными на них обязанностями.

Все это в совокупности делало отряд единым целым. Ребята оказались рассудительными и находчивыми. И это проявлялось не только на «княжеском» вече.

Однажды Иван Старчик заявил одному своему, успешно сыгравшему матч, товарищу: «О, брат, да ты впал в гордыню! Я обязательно прослежу, чтобы ты сегодня исповедался». И действительно тот самый мальчик поисповедался на вечернем богослужении, а на следующий день причастился…

Несмотря на то, что наше «княжество» по результатам смены, которую большинство ребят признали самой удачной и хотели продлить еще по крайней мере на две недели, не стало лидером по количеству ярлыков и гривенников, оно все же было очень дружным. Это отмечали и другие вожатые, которые, кстати, имеют, как правило, небольшой педагогический опыт, и сотрудники лагеря, и дети, ставшие вожатыми в день самоуправления.

Иначе говоря, я считаю, что наш отряд за время пребывания в Новгородской области очень сплотился, став неотъемлемой частью общелагерного коллектива. В общем, смена удалась на славу!

На следующий год я ездил в этот же лагерь, но уже в качестве руководителя военно-патриотического кружка, и увидел неподдельный интерес детей к искусству ратного боя. В наш кружок под названием «Ратоборец» приходили не только мальчики, но и девочки. И с такими же горящими глазами бросали учебную гранату, отрывали окопы на отделения, маскировались, ходили в разведку, отрабатывали приемы строевой подготовки, интересовались устройством гранаты, автомата, видами оружия массового поражения, надевали противогаз на время, овладевали принципами работы с топографическими картами, компасом и курвиметром, преодолевали полосу препятствия и т.д.

В общем, судя по отзывам, моим воспитанникам было очень интересно, а я, надеюсь, внес свой – пусть и небольшой – вклад в воспитание будущих защитников Отечества.

Интересными для меня были паломнические поездки, которые мы совершили в семинарские годы: в Ростов Великий, Ярославль, Владимир, Суздаль, Варницы, Сергиев Посад, Тутаев, Толгу, Серпухов, Боголюбово.

Загрузить увеличенное изображение. 600 x 800 px. Размер файла 226707 b.  Алексей Щербенко
Алексей Щербенко
Но одним из самых важных событий в моей жизни я считаю посещение Святой Земли. Господь сподобил меня дважды побывать в этом месте. Здесь мы посетили самые главные христианские святыни: храм Воскресения Господня в Иерусалиме, приложились к камню помазания, Голгофе, к гробу Господню, побывали на месте обретения Животворящего Креста. Были в темнице, где держали перед казнью Христа и разбойников. Прошли по Крестному пути, по которому шел Спаситель от Претории до Голгофы. Приложились к отпечатку руки Спасителя на стене, на которую Он облокотился под тяжестью Креста. Были в Сионской горнице, где произошли Тайная Вечеря и Сошествие Святого Духа на апостолов. Побывали на Александровском подворье. Помолились на всенощном бдении. А ночью причастились на Литургии у гроба Господня. Посетили Гефсиманию, русский монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Приложились к мощам святой великомученицы Елизаветы. Посетили гробницу Пресвятой Богородицы в Иософатовой долине, Кедронский поток, храм Успения Пресвятой Богородицы, Энн-Карем – град Иудин. Были на месте рождения Крестителя Господня Иоанна, затем в Горненском православном женском монастыре. Посетили Елеонскую (Масличную) гору и «стопочку» – место, где чудесным образом отобразился след стопы возносившегося Спасителя.

С Елеона открывается красивый вид на Храмовую гору. В Палестинской автономии мы заехали в Вифлеем, побывали в храме Рождества Христова. Там находится крипта пастушков – подземная церковь, устроенная в пещере, где в ночь Рождества Христова пастушкам явились ангелы, возвестившие о рождении миру Спасителя, пещерный монастырь блаженного Иеронима, пещера убиенных вифлеемских младенцев. В Назарете семинаристы посетили церковь Благовещения, церковь архангела Гавриила и испили из источника. На этом месте, по преданию, стояло жилище праведных Иоакима и Анны. Все приложились к Иерусалимской иконе Божией Матери.

Кроме того, мы посетили Русскую духовную миссию – а именно храм с музеем царственного страстотерпца Николая и приделом святого князя Александра Невского. Здесь же находится игольное ушко, сквозь которое, по слову Спасителя, удобнее верблюду пройти, нежели богатому войти в Царство Божие.

В Иудейской пустыне, в лавре Саввы Освященного, мы приложились к месту погребения святого Саввы. Там один молдавский монах угостил нас соком с конфетами. Потрясает, что кельи подвижников находятся прямо на отвесных склонах. А внизу протекает поток Кедрон.

Побывали семинаристы-сретенцы и в лавре Феодосия Великого (пещере волхвов). Были у гробницы святых жен-пустынниц. Посетили монастырь преподобного Герасима Иорданского, который дружил со львом. Там нас угостили монастырской похлебкой. В монастыре есть традиция встречать паломников колокольным звоном. Звонят необычайно красиво!

Ездили мы в Хеврон, там находится Мамврийский дуб. Зашли в Троицкий монастырь. Были в пещере Махпела – пещере праотцев в Хевроне (Авраама, Сары). В Вифании спускались в могилу Лазаря Четверодневного. В Иерихоне были в монастыре преподобного Георгия Хозевита, проезжали гору сорокадневного искушения.

На гору Фавор мы забирались на специальных автобусах по крутым склонам. Интересно, что водители иногда, полагая, что знают дорогу очень хорошо, вовсе не смотрят на нее. На вершине Фавора, как известно, стоит греческий православный монастырь.

И, безусловно, совершенно незабываемо омовение в реке Иордан. Вода теплая, чистая. А вот на прилегающей к нему территории находится зоопарк.

Довелось нам побывать и на родине апостола Петра – Тивериаде, на берегу Галилейского озера (его еще называют Генисаретским, Тевериадским). Там Господь призвал учеников и укротил бурю.

Здесь же в местечке Магдала, как известно, было совершено исцеление Марии Магдалины и произошел чудесный улов рыбы, которая до сих пор водится в Тивериадском озере. Нам удалось попробовать ту самую жареную петровскую рыбу. Потом мы вместе купались в Генисаретском озере. Здесь произошло событие умножения пяти хлебов и двух рыб.

Много впечатлений мы получили в Капернауме. В Кане Галилейской посетили католическую церковь первого чудотворения Спасителя на брачном пиру. Были на месте, где апостол Петр воскресил праведную Тавифу. В городе-порту Яффе мы купались в Средиземном море. Вода там очень соленая. Тогда я впервые в жизни побывал на море.

Я бесконечно благодарен администрации семинарии и лично отцу Тихону за уникальную возможность таких замечательных паломничеств, память о которых останется в моем сердце.

Конечно же, совершенно бесценным обстоятельством является то, что наша духовная школа находится при монастыре. Мы можем видеть иноческую жизнь, общаться с братией, молиться вместе с ними и имеем возможность испросить совета по духовной жизни. Так, я очень признателен за духовное руководство иеромонаху Иову (Гумерову), который всегда меня поддерживал и находил самые нужные слова. А еще я всегда поражался спокойствию игумена Амвросия (Конькова), доброте иеродиакона Серафима (Чернышука), рассудительности иеромонаха Арсения (Писарева)…

Не могу не вспомнить ночные Литургии в Сретенском монастыре. В полумраке храма, среди потрескивающих свечей, под звуки красивого пения, в состоянии всеобщего молитвенного внимания наступает благодатное спокойствие и тихая радость. Из алтаря выносят чашу – и все студенты причащаются.

В семинарии мне предоставилась возможность помолиться в алтаре во время служения Святейшего Патриарха Алексия (Царство ему Небесное!), затем и Патриарха Кирилла, а также первоиерархов Зарубежной Православной Церкви и представителей Сербской, Болгарской, Грузинской Поместных Церквей.

Свободное время семинаристы проводят по-разному: гуляют по Москве, ходят в театр, кино, парки, цирк, готовятся к занятиям, пишут сочинения, курсовые и дипломные работы, читают или отсыпаются. Студенты из Москвы и Подмосковья, конечно, не упускают возможности съездить в свободное время домой. Не раз мы бывали в скиту Сретенского монастыря, который находится в живописной Рязанской области.

На первом курсе я очень часто гулял по столице, наслаждался красотой ее парков. Дважды ходил в огромный московский зоопарк. Очень люблю посещать цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре.

По душе мне и активный отдых. Например, я катаюсь на роликах на ВДНХ или в парке Победы.

Как известно, у нас в семинарии сформировалась своя футбольная команда и нас стали приглашать на турниры по минифутболу среди воскресных школ и духовных школ не только Москвы, но Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Орла и даже Сербии, Грузии, Беларуси. Тренировались мы сначала на уличных площадках и в школьных спортзалах, но именно после занятий на малой арене стадиона Лужники наши результаты заметно улучшились.

Также мне посчастливилось войти в состав Сретенской команды по пэйнтболу и участвовать в турнире среди православной молодежи из разных приходов Москвы. Было очень интересно! Мне удавалось поразить несколько соперников за каждый тур, хоть я и был слабым звеном нашей команды. Мы заняли тогда призовое место.

Еще мы устраивали турнир внутри семинарии по настольному теннису; играли в волейбол, баскетбол.

Кроме того, у нас есть зал, оборудованный несколькими тренажерами.

Очень весело проходят у нас чаепития, приуроченные к дням рождения и именинам. Семинаристы собираются в келье или аудитории, поздравляют виновника торжества, поют многолетие, дарят подарки, поют песни под гитару, баян и без сопровождения.

Но главное, по установленной традиции, после обеда в трапезной все присутствующие священники, диаконы, монахи, преподаватели и семинаристы поют имениннику многолетие. Затем ему вручается богородичная просфора, из которой в этот день была изъята на проскомидии частичка о его здравии.

…Семинария дала мне многое. Это школа терпения, смирения и неосуждения ближнего, каким бы он ни был. Для этого необходимо увидеть в каждом человеке образ Божий. Здесь я имел возможность общаться с братией монастыря. Огромное влияние на меня оказал мой духовник – иеромонах Иов (Гумеров). Я получил всестороннее богословское образование, которое пригодится на выбранном мною жизненном пути. За что хочу еще раз выразить благодарность всему профессорско-преподавательскому составу и администрации Сретенской семинарии!

Семинаристам же, настоящим и будущим, желаю не терять драгоценного учебного времени и использовать возможность для подготовки себя к ответственному служению Богу.

Конечно, все православные христиане должны стремиться к духовному росту – регулярно причащаться Святых Христовых Тайн, постоянно вести духовную брань, читать Священное Писание, творения святых отцов. А еще студенты не имеют права забывать, для чего они пришли в духовную школу.

Очень советую по возможности высыпаться. Это просто необходимо, чтобы сохранить силы, здоровье и хорошее настроение. Не стоит забывать и о благотворных занятиях спортом.

И наконец самое важное – желаю укрепляться в вере и в решимости служить Богу и людям!

23 марта 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Сергей 30 июня 2018, 19:47
Спасибо Алексей. Спасибо семинария.
Виктор 9 апреля 2011, 13:46
Живой и достаточно искренний рассказ умного, чистого человека. Лишь иногда проглядывает и светскость педагогического образования, но это не является минусом,а скорей, наоборот, помогает и в будущем поможет продуктивно общаться с приходской молодёжью. В настоящее время,- это одна из главных задач Церкви.
Вместе с тем хочется высказать одно пожелание. Не следовало бы употреблять такое сочетание как "бесконечно благодарен ... и лично о. Тихону". Думаю, что ему это не понравилось.
С благодарностью за публикацию и пожеланиями успехов. Виктор
Наталья 2 апреля 2011, 15:07
Очень понравилась статья, спасибо. Очень интересно
пообщаться с автором статьи.
Darya 2 апреля 2011, 03:13
Простите, если буду рещка, но мне не хватило в рассказе живости и искренности... Сухая констатация фактов, порой "натянутая". Чувствуется, что написано "для всех". Хотя, может ли быть иначе на всеобщем сайте, где семинаристу нужно выглядеть абсолютно положительно в миссионерских целях?.. Если же я ошибаюсь - то могу лишь похвалить автора.
Darya 2 апреля 2011, 03:12
Простите, если буду рещка, но мне не хватило в рассказе живости и искренности... Сухая констатация фактов, порой "натянутая". Чувствуется, что написано "для всех". Хотя, может ли быть иначе на всеобщем сайте, где семинаристу нужно выглядеть абсолютно положительно в миссионерских целях?.. Если же я ошибаюсь - то могу лишь похвалить автора.
Алексей30 марта 2011, 11:02
Ого! А как же будущий батюшка может ходить в цирк? Разве это не грех -посещать такие увеселительные заведения???
Storm27 марта 2011, 23:46
Очень красочный рассказ. В нем описывается очень много позитивных моментов. Именно так и стоит встречать всё происходящее в жизни - с радостью, любовью и простотой.
Евгений26 марта 2011, 03:00
Как же не хватает иногда таких простых и живых рассказов о реальной православной жизни. Спасибо автору и тем, кто его вдохновил!
Никита23 марта 2011, 08:30
Хороший репортаж, спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×