На прошедшей неделе в Софии состоялась презентация книги “Петр Дынов и Ванга – пророки и предтечи антихриста”. Автор двухтомника – Его преподобие иеромонах Виссарион, второй епитроп болгарского святогорского монастыря Св. Георгия Зографа.
Спустя несколько дней после выхода в свет, весь тираж книги был распродан. Тема спровоцировала оживленные дебаты во многих национальных и частных электронных и печатных СМИ.
Болгарский монастырь Зограф. Св. Гора Афон. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
– Почему именно сейчас Вы пишете о Ванге и Дынове?
– Конкретные события подтолкнули меня к исследованию этой темы. Одним из них была анкета Болгарского национального телевидения в 2010 г., в которой зрители определяли самых великих людей в своей истории. Меня тогда поразил факт, что так много людей считают Петра Дынова христианином, духовным человеком. Это же относится и к Ванге. Издано столько восхваляющих ее книг. В некоторых из них ее называют святой, в других призывают упасть перед ней на колени. В книге “На колени перед Вангой” было столько богохульств, что я был изумлен, что ее предлагают для чтения. Это восхваление оказалось не моментным увлечением, оно углубляется со временем и переходит в поклонение злу.
Болгария – родина св. Патриарха Евтимия, св. Иоанна Рыльского. Здесь были такие церковные деятели, как св. Климент Охридский и св. Наум Охридский и их ученики, царь Петр, царь Борис, тут подвизались мученики – св. Георгий Новый, св. Николай Софийский, св. Злата Мыгленская. Почему мы забыли про этих наших духовных колоссов, которые и сейчас помогают нашим людям? Св. Иоанн Рыльский нам завещал: “Храните православную веру! Храните веру, переданную нам святыми отцами!”. Слышен ли этот призыв сегодня?… Слышен призыв поклоняться Ванге, слышны слова Дынова. Даже гордимся, что “и мы дали что-то миру” через Дынова и богомилов.
Официальная позиция Св. Синода от 1922 г., объявившая Дынова еретиком, сегодня забыта. Но в отношении его учения и его самого все же есть официальная церковная позиция, а в отношении Ванги – нет. Благодаря журналистам, она представлена в положительном свете: “все угадывала”, помогала людям, поэтому она святая. Забывается о том, что чудеса могут делать и люди, которые далеки от христианства и святости. Имеются вещи, которые принадлежат падшим ангелам, падшим духам, которые существуют.
– Какова опасность ворожбы?
– Темные силы потому опасны, что лукавы и иногда говорят совсем правильные вещи. Приведу один пример из Священного писания – Нового Завета. Это случай со св. ап. Павлом, когда он посредством Божьей силы изгнал “дух предсказания” из одной служанки, хотя в этом случае дух говорил истину: “сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения” (Деян. 16: 16-18). Эта служанка приносила большую прибыль своему господину своим предсказательским даром. И впоследствии из-за изгнания из нее нечистого духа апостолы Павел и Сила были жестоко избиты и изгнаны. Но, как отмечают святые отцы, св. Павел не желал воспользоваться услугами бесов, поскольку такие услуги потом дорого обходятся в духовном плане. Обратим внимание и на тот факт, что служанка успешно ворожила и таким способом привлекала к себе многих людей, т.е. в их глазах она была “пророчицей”. Несомненно эта служанка и ее “дух пророчества” очень напоминают “пророчицу Вангу” и ее “силы”.
Отмечу еще, что из множества окружавших служанку людей, лишь апостол Павел (будучи действительно духовным и святым человеком) заметил, что она предсказывала не Божью, а бесовскую помощь. В современном бездуховном мире еще труднее найти таких людей, как апостол Павел, которые ясно и категорично раскрыли бы истину. Поэтому мы не должны рассчитывать на современное “общественное” мнение (или же на экзальтированные статьи в газетах) в отношении духовных вопросов, а внимательно руководствоваться примером и учением Божьих угодников, таких как ап. Павел и другие апостолы. Это учение подробно описано в Священном Писании и Священном Предании.
Примечательно, что Ванга впадает в транс и после него ничего не помнит. У нее появляется чужой голос, которым она говорит, и это показывает, что в нее вселяется другое существо, что она сама и признавала. В момент такого вселения она (“святая”) начинала рычать и угрожать окружающим, что причинит им зло. Это не святость, а одержимость, обратная святости. Человек в таком состоянии не общается со Святым Духом, с Господом, а с темными силами. Святые, которые совершают чудеса, обычно имеют многолетний аскетический опыт, долго борются за очищение сердца, имеют много искушений. Духовное руководство им помогает перебороть все это и возвыситься. Но после многолетних усилий. Чтобы проявились плоды святости, необходим долгий период очищения, а у Ванги его совсем не было.
В своей жизни она имела два определенных момента. Первый, когда она ослепла и начала предсказывать. В этот период, по ее словам, перед ней явился св. Иоанн Златоуст, который сказал, что она станет первой гадалкой. Это трагикомический момент. Почему? Потому что св. Иоанн Златоуст всегда говорил о ворожеях, как о слугах лукавого. Он не менял своего учения и в течение всей жизни смотрел на ворожей и гадалок как на Божьих врагов, прямо связывающих людей с бесами. Таково и учение Церкви: ворожеи – Божьи враги. И Ванга, невежа в духовном отношении на протяжении всей жизни, посчитала, что св. Иоанн Златоуст действительно это сказал. Не имело значения, что он всегда проповедовал совсем различные вещи – ее он решил “поощрить”. И Ванга приняла это поощрение. Не перекрестилась, не защитилась молитвой в этот момент, не обратилась к Богу, чтобы он ее просветил, а все приняла за чистую монету.
Второй момент наступает в 1941 году, когда она начинает говорить чужим голосом. Здесь на практике видим уже одержимого человека, который становится все более подчиненным бесам. Эти духи злобы издеваются над ней: заставляют раздеваться, одеваться, собирать паутину и т.д. Можно ли это назвать общением с Богом? Может ли Бог так издеваться над Своим созданием? Ясно, что это общение с темными силами. Но, к сожалению, общество придерживается совершенно противоположного мнения на этот счет: Ванга предсказывает, помогает людям и поэтому она святая. А то, что она получает эти знания от общения с демоническими силами, не имеет никакого значения. Есть и другие экстрасенсы, которые предсказывают будущее, но делает ли это их святыми? Состояние духовной непросвещенности в обществе углубляется. Вместо того, чтобы заклеймить гадательство Ванги и наложить на нее и людей, обращающихся к ней за помощью, епитимию, ее объявляют святой, перед которой нужно встать на колени. Снова подчеркну, что темные силы иногда говорят истину, но только для того, чтобы впоследствии обмануть тех, которые им доверяют. Именно поэтому мы не должны обращаться к ворожеям, гадалкам, магам, экстрасенсам и т.д. Даже, если они и скажут что-то верное, все равно душа человека будет осквернена нечистым бесовским воздействием.
Св. Иоанн Златоуст советует нам быть очень осторожными и даже ненавидеть ворожей, которые называют себя христианками. Особенно в наше лукавое время мы должны иметь в виду, что множество современных экстрасенсов и ворожей любят демонстрировать свою “близость” к христианской вере и Церкви, почитают Библию, иконы, святую воду и др., но при всем при том остаются ворожеями и магами. Самые опасные враги, которые мы считаем друзьями, волки в овечьей шкуре.
– Чем похожи и чем отличаются Дынов и Ванга?
– Многие наши современники обманываются тем, что и Дынов, и Ванга часто говорят о Боге, о свете, вере, Христе, любви, мудрости, но люди сегодня имеют очень наивное представление о том, что темные силы (и их человеческие слуги) не скрываются и прямо проповедуют неверие, ненависть, насилие, разврат, смерть. Дынов и Ванга используют слово “христианство” только как ширму. Под прикрытием христианства они проповедуют нехристианские идеи и практикуют нехристианские действия.
Петр Дынов распространяет свое лжеучение сознательно, планомерно и целенаправленно, и именно за это он должен быть назван лжеучителем в отличие от Ванги, которая скорее жертва заблуждения и духовного обмана ”силами”, с которыми вступает в контакт. Сама она в своих высказываниях говорила о хорошем отношении к Церкви. Иногда посещала монастыри, крестила детей. У нее было уважение к Православной церкви, но она стала жертвой заблуждения, общеизвестного заблуждения. Люди верили, что ее знание ведет к спасению. Это заблуждение.
– Что Вы можете сказать о болгарском дехристианизированном обществе?
– За непросвещенность болгарского народа в этом вопросе вину несут все духовники, которые должны больше объяснять, что Ванга это демонизированная ворожея и при ее посещении злые духи могут прикоснуться к человеку и он станет жертвой неблаготворного влияния.
И это идет от отсутствия благовестия о том, что такое христианство. Ванга имеет и богословские заблуждения. Она говорит о перерождении. Известны ее близкие контакты с Людмилой Живковой и то в момент, когда та увлекалась оккультизмом. Вместо того, чтобы решительно воспротивиться этому и сказать ей, что только христианство единственный путь к спасению, она даже поощряла ее идти по этому пути. Ванга никого не обращала в Православие! Все это показывает, что Ванга неправославный человек. Поэтому я постарался в своем анализе сравнить поступки святых отцов, их способы лечения и отношение к людям с деятельностью Ванги и результатами этой деятельности. До сих пор в болгарской истории не было случая, когда одна ворожея имела бы такую большую популярность на общенациональном уровне и ее считали бы святой. Если бы она жила 200 лет тому назад, то никогда не имела бы такую популярность как сейчас. В нашем дехристианизированном обществе Божий враг считается святым. Это трагедия.
– Расскажите об узком пути к Богу
– Истинное христианство идет по узкому пути. Человек падает, встает, стремится жить по Божьим заповедям, соблюдать их по мере своих сил. Православное христианство призывает человека выполнять все это, но только как средство, а не цель. Цель – это приобретение благодати Святого Духа, потому что она освящает человека. Она делает его больше, чем человек. Благодать его обоживает. Чтобы приобрести ее, человек должен делать нравственные усилия. Не можешь сидеть перед телевизором с сигаретой в руках и вдруг почувствовать, что стал другим человеком, что обожился. Нужны нравственные усилия и с Божьей помощью приобретение Святого Духа, как говорит Серафим Саровский. Есть ли это все у Ванги и у современного человека?!
– Современный человек хочет, чтобы все делалось быстро
– Если есть какой-то путь к духовному успеху и вечности, он хочет, чтобы это стало быстро. Нет того терпения, которое имели наши отцы и того желания дать все от себя, чтобы достичь общения с Богом. К Ванге ходили люди, которые ее спрашивали о различных вещах, часто совсем маловажных: где потерявшаяся овца, где мои деньги?… Конечно, некоторые люди нуждались в духовном напутствии. Задавали вопросы типа “Как помочь больному родителю?”. Ответа на них они не искали в Церкви. Это отсутствие уважения к Церкви делает современного человека несчастным. Конечно причин тому много. 45 лет продолжалась атеистическая пропаганда, сознательно уничтожалось уважение к Церкви. И эти усилия дали результат – печальный результат. Можно ли сказать, что современный болгарин такой же, как болгарин, живший в середине прошлого века? Нельзя. Промывание мозгов длилось долгое время и привело к тому, что из нашего словаря были выброшены все духовные понятия. Вместе с тем повсеместное светское образование стремилось уничтожить христианскую веру и не давало возможности человеку понять какова сущность христианства.
– Каким Вы видите современного духовника?
– Долгое время Церковь хулили и поносили, а государство внедряло своих людей в церковные институты, чтобы контролировать духовников. Эти люди пытались навязать обществу отрицательный образ священника. И все как будто забыли, что Церковь – надчеловеческая организация, руководимая Господом Иисусом Христом и единственно через Церковь можно приблизиться к благодати Бога и то через св. Таинства. Это другая жизнь над человеческими грехами и несовершенством. Даже если священник немощен и имеет личные страсти и грехи (а он не ангел, которого Господь спустил с неба), все же он приобрел благодать Святого Духа и может ее преподавать. И потому мы должны относиться к нему с уважением. Св. Иоанн Златоуст говорит, что даже ангелам и архангелам не дана такая власть, как священникам. Этого уважения к священнику нет сегодня. Современный человек видит, что священник имеет дорогие вещи и дорогую машину и сразу готов его осудить. “Зачем обращаться к тому, кто очень богат?”, – говорит он. К сожалению, журналисты создают этот негативный образ священника. Насаждается мнение, что священники думают только о себе, а не о людях. Человек, который хочет обратиться к Богу, достичь Церкви, найдет и священника, и храм, в котором будет чувствовать себя хорошо и может молиться.
– Нет легкого пути к Богу
– Каждый человек, который пошел по пути к Богу, должен знать, что пройдет через испытания. Нет легкого пути к Богу и никогда его не было. Поэтому Господь и говорит об узком пути. Он не обещает всем, кто хочет войти в Царство Божие, что они в него войдут. Он говорит, что Царство Божие силою берется. Современный человек не хочет прилагать никаких усилий и не принуждает себя ни к чему. Он хочет, чтобы все становилось по мановению волшебной палочки. Хочет на своей машине доехать до Царства Небесного, где сам Бог его встретит, похлопает по плечу и скажет ему, что все хорошо, ты прекрасен, ничего от тебя не требуется. Это не так. Христианство требует жертв. Требует самопринуждения, но в нем содержится и радость. Радость от того, что ты с Богом!
– Расскажите о своем личном пути к Богу
– Мне не было легко обратиться в Православие, потому что человек не только должен пройти по пути знакомства с тем, что предлагает “духовный рынок”, но и предпринять путешествие к самому себе. Я пошел сперва по нехристианскому пути, по пути заблуждений. Но это имело смысл, т.к. человек, знакомый с заблуждениями, знает куда не надо идти. Много примеров, когда церковные отцы в начале шли именно по пути заблуждений. Затем они нашли истинный путь.
Когда мне было 15 лет, я активно начал знакомиться со всякими учениями, чтобы понять, где истина. На рынке предлагались всякие книги, большинство из которых эзотерические. Я задавал себе вопросы: “Почему есть так много религий и какая разница между ними?”, “ Если есть Бог, то Кто Он и как молиться Ему?”, ”Если Бога нет, то как жить?”. Для меня это были вопросы жизни и смерти. Я шел по пути восточных религий. Познакомившись с учением Дынова, которое представляет собой симбиоз восточных религий и христианства, я подумал, что у Дынова есть все. Понятия как “перерождение”, “карма” звучали многообещающе. Однако, когда я дошел до некоторой двери и ждал, что она откроется, она не открылась. И все книги Дынова представляли собой бесконечные повторения с закрытой дверью в конце. А я ожидал, что откроется дверь познания, света, мудрости. Но достигаешь какого-то места и дальше идти некуда. Моим заблуждением было тогда, что Дынов христианин.
– Как Вы обратились в Православие?
– Полностью изменила мое целостное восприятие мире книга о св. Серафиме Саровском, одном из самых больших святых Православия.
“Православие – единственная истина“ – говорилось в ней. Я думал: если человек родился в Индии или Китае, то как ожидать, что он православный. “Самое важное, чтобы человек был искренним, – думал я. – Если он искренний в своей религии, он непременно достигнет Бога” Но понял, что если человек действительно искренне хочет, он достигнет Бога через богооткровенное христианство. До этого момента я считал, что истина находится везде. И вдруг изречение “В Православии истина” ударило меня током, влилось как огонь в мое сердце и превратило в пепел все интеллектуальные спекуляции. “Не может быть, чтобы Бог не давал шанса буддистам”– думал я, неуверенный в том, что только что понял. И ответ выплыл сам: да, Бог дает шанс буддистам, но не через буддизм. Он дает им шанс обратиться в Православие и так Его достичь.
– Каков путь к вечности?
– Христос – Единственный, Кто победил смерть. Он – Богочеловек, Который победил смерть. Когда человек принимает крещение, он облекается во Христа. Почему это так важно? Потому что Христос победил смерть. Все остальное – теоретические рассуждения. Христианин именно тот, кто облекается во Христа при святом Крещении и это продолжается всю его жизнь. Всю свою жизнь он облекается в благодать Христову. Участвует в Таинствах, принимает Тело и Кровь Христовы. Именно это облечение в Христа есть цель человеческой жизни. И оно дает надежду на вечную жизнь. Это путь к вечности, к бессмертию. Христианин, облеченный в Христа, победит смерть именно через Христа, а не через кого-то другого. Поэтому так важны слова: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14:6).
– С какими трудностями Вы столкнулись при исследовании Ванги и Дынова?
– Мне не было легко работать над этой темой. Восемь месяцев копаться в этой отраве… Откровенно говоря, я ожидал, что найду у Дынова какой-то светлый момент. Не ожидал, что он такой темный. Оказалось, что он просто антихрист. У него есть сатанинское излучение, чего нет у Ванги. Он имеет претензии к божественному. Именно они – сатанинские. Поэтому я называю его предтечей антихриста. В Писании говорится, что перед приходом Христа сперва появятся малые антихристы, а затем большой. Дынов оказался одним из малых антихристов, о которых св. Иоанн Богослов говорил, что они уже присутствуют в мире. Совсем нелегко прикоснуться к тому, что он писал и которое пытался внедрить, потому что в его словах действительно чувствуется какая-то сила. Челевеку нелегко побороть ее, она оставляет следы в его сердце. Необходимо, чтобы молитвы и Божья благодать подкрепили человека – сам он не в состоянии справиться с этим демоническим влиянием. В общем мне было нелегко работать над творениями Дынова и изучать деятельность Ванги. Нужно было очень глубоко вникнуть во все это, чтобы найти аргументы, опровергающие их. Я доказал, что Ванга – ворожея, которая очень далека от святости, а Дынов – антихрист. Это было очень нелегко, но необходимо.
– В чем заключается Ваше послание?
– Хочу, чтобы эта книга дала возможность современному болгарину сделать свой выбор. Он видит только одну сторону монеты: Ванга – святая. Пусть посмотрит и на другую сторону, узнает, что такое настоящая святость. Пусть дотронется до святости, о которой говорили различные церковные отцы, о чем я рассказал в своей книге. Одной книги, конечно, недостаточно. Я не говорю, что она открывает все двери познания. Я далек от такой мысли. Но она может подтолкнуть человека прочесть и другие книги, задать вопросы и искать ответы. Эта книга дает возможность выбора, выбора добра.
р.Б.Ирине-возможно ,вы впервые были на исповеди и чтобы помочь Вам исповедоваться как следует Вас и спрашивали об отношениях с детьми,родителями о том как вы живете в браке ли...и т.д.
Надежде. Дело в том, что Господь нам дал свободную волю и Он не хочет вторгаться в нашу жизнь насильно. Как говорил митрополит Антоний Сурожский (Блум: " У Бога нет других рук на земле, как только человеческие". Поэтому мы люди сами решаем какое общество нам строить с Богом или без Него. Когда мы, что-то делаем, то хотим все сделать без Бога, а когда видим, что плохо получается, то обвиняем Бога, мол куда Он смотрит ведь так много страданий на земле. Кто это страдания устроил? Бог наоборот просит нас соблюдать заповеди, чтобы нам здесь на земле хорошо жилось.
А зло в этом мире было, есть и будет, потому что наши прародители сами выбрали для себя жизнь вне Бога, и "мир во зле лежит". Мы живем в одном обществе с дьяволом. Так что ничего удивительного.
Несчастных Бог укрепляет, а нам дает возможность через них совершать добрые дела сострадания и милосердия. Но больше того, что человек может вынести, Бог не дает. Я так объясняю.
На исповеди батюшка задает вопросы:
- Муж есть?
- Дети есть?
- Сестра братья есть?
- Родители есть?
Зачем на исповеди задавать такие вопросы?
Остается только спросить о счете в банке и на кого подпишите собственность?
Не исповедь, а такой "милый" допрос.
Я человек православный, но не могу ответить ни им и ни себе на этот вопрос. Как на все это смотреть с точки зрения истинной веры православной?
Я уже пробовала задавать этот вопрос, но никто мне так и не ответил...
Если хотите получит их, пишите мне в Болгарии:
rusi@symvol.org
Руси Ст. Русев
Приходский издательский центр "Свв. Кирил и Мефодий"
ул. Георг Вашингтон 47
1202 София, Болгария
Лучше отказываться от просмотров таких фильмов и передач православному человеку.