Астахов Андрей Юрьевич, руководитель издательских программ. Предприниматель с 1993 года. В 1995 году вместе с единомышленниками основал издательство “Белый город”. Книги получали дипломы и призы на различных конкурсах, неоднократно были удостоены звания «Лучшая книга России» в различных номинациях. Среди постоянных партнеров издательства - Управление делами Президента РФ, РАО ЕЭС России, Минатом, Транснефтепродукт и другие государственные и коммерческие структуры. Специализация издательства - иллюстрированная книга для взрослых и детей. Направления - изобразительное искусство, культура и творчество, история, классическая литература, научно-популярная книга. Основная задача, по собственному определению Андрея - сохранение русской культуры и русской традиции в современном мире.
- Андрей, для дилетанта в живописи вся её актуальность сводится к грустной мысли о том, что нет ничего нового «под солнцем». Дело в качестве эстетических переживаний в вопросах «актуальности»?
- Чисто художественных критериев мало, в основном это отношение к творчеству самого творца, он сам или называет свое искусство актуальным, или не называет. Но есть две составляющих: талант к духовному восприятию и художественному воплощению воспринятого. Такой художник становится понимаемым, знаменитым и всеми любимым. Актуальное же искусство не хочет духовно осмыслять ничего, пытаясь что-то выдать от себя. На мой взгляд, это не искусство, а творчество. Другое дело - модная ныне подмена традиционных понятий. Ведь раньше какие-нибудь создатели смешных картинок или поделок проходили по разряду «народное творчество», а теперь можно считать искусством, если у тебя хватает прыти и наглости, чтобы объявить себя настоящим художником. На самом деле всё сводится к карикатуре. Подобная «актуальность», на мой взгляд, безобидна и допустима. Но есть провокационные вещи, которые идут против самой человеческой сущности и ведут к оскотиниванию человека.
Вспомним два последних примера - нашумевшая выставка «Осторожно – религия!» и «Дети Розенталя», этакие «творческие» попытки преодолеть последний рубеж обороны, когда человек еще чувствует себя человеком. В первом случае полностью унизить религию, во втором - чисто «культурная» акция в нужной постановке, чтобы осрамить Большой академический театр. При этом теперь даже не важно, сколько проживет на сцене этот шедевр театрального искусства.
- Но есть определенные формулы, такие как “искусство для искусства”, далее “для народа”, “для политики”...?
Шмарин Д. А. - За Великую, Единую и Неделимую Россию |
Складывается впечатление, что все наше наследие просто гибнет, накопленный веками потенциал иссякает, и редкие энтузиасты вроде нас просто не в силах остановить этот разрушительный процесс. Вот нам ещё сорок лет такого прозябания - и всё, мы больше не поднимемся вообще.
- Еще бы знать, куда и откуда подниматься, впрочем, народ сейчас ориентируется в происходящем куда лучше, чем десять лет назад.
- В любом случае нужен проект, без которого русскому народу мобилизоваться трудно. Это дело мы обсуждали и пришли вот к чему: проистекают два направления развития. Первый - цивилизация знаний и культуры. Рубеж индустриальный в какой-то мере пройден, то есть не требуется всем выходить на рытье каналов. И если значительная часть населения на Западе трудится в сфере услуг, то наши люди могут работать в сфере накопления и передачи знаний, культуры. Ведь это основание, на котором могут стоять последующие поколения, и своё «актуальное» искусство развивать на базе двух-трёх тысячелетнего наследия, а не на базе нынешнего «актуального» искусства, где уже трудно что-то придумать.
Кротов Ю. Н. - Девочка на ослике |
- Выгодно?
- В убыток не работаем. Общая экономика издания книг по современному или малоизвестному искусству убыточна, но неспешно мы их продаем. Почему? Потому что это нужно. Русская живопись хороша тем, что в ней чётко читается дух наших предков, а сохранить этот дух - одна из идей, заложенных в основание издательства «Белый город». Мне кажется, что потомки лучше поймут нашу историю, культуру, если смогут это видеть. Не дай Бог, чтобы все современные попытки перечеркнуть русское наследие увенчались успехом – тогда мы просто сгинем, как нация.
- С чем это связано? Откуда столько попыток исподволь опорочить или перечеркнуть наше прошлое? Откуда берутся Гельманы, Сорокины с Розенталями, персонажи, рубящие топором иконы «во благо эстетических переживаний»? Всё так серьезно проводится в жизнь, как будто кто-то подталкивает нас в помойку.
- Мне тоже так кажется, хотя, на первый взгляд, вроде обычные творческие «отморозки». Но присмотришься и думаешь - не может за этим никто не стоять. Нечто инфернальное.
- В православном предании есть мысли о том, что Россия на общемировом пространстве остаётся последним оплотом нравственности, страной, где живы некие этические начала и истинные человеческие ценности.
Косничев А.Е. - Таня |
Интересный пример - наши итальянские партнеры, которых я бы назвал русскими по духу, хотя формально они католики. Мы много книг печатаем в Италии, соответственно, итальянцы часто бывают у нас, и по открытости и широте душевной нам очень близки. Они и сами без ума от России.
- Наверное, сегодня, всё-таки, есть некая общеевропейская тенденция доброжелательности, тяготения к России. Смотришь по ТВ новости, и среди политической риторики проглядывает доля искренности...
- Бесспорно, тем более, что Америка, чье притяжение еще недавно было неоспоримо, вдруг просто открыла миру свое истинное лицо.
- Вычитал в вашем «Живом журнале» о сербском профессоре, который предлагал издать книгу о единстве славянских народов и единых корнях славян, этрусков и т.д., на что вы, в порядке размышления, задали вопрос в пространство - кому-нибудь это нужно?
- Почему я этот вопрос задал? Потому что не уверен, что это нужно. Пока. Есть множество свидетельств о связях, которые существовали в древние века, живопись, архитектура тесно переплетена, это читается и сегодня. Сербские церкви, расписанные в нашей технике, может, не рублевские, но около него - Феоровантий, Солари. Тогда было много итальянских архитекторов. Италии не было, но архитекторы были - венецианцы, истрийцы, взяли и поехали неизвестно куда - в Москву. В древние века связи были более тесными, но этот вопрос в силу своей абсолютной неактуальности может остаться без интереса. Отчасти, может, это и правильно, ведь шаг за шагом нужно идти. Если уж совсем теряем интерес к прошлому - зачем этим заниматься? Всё должно ждать своего времени.
- Может наоборот? Если теряем кровное единство, то приходим к существующим ныне космополитическим доктринам, лишённым корней?
- Здесь приходится надеяться только на чудо, на то, что Господь вновь наполнит эти связующие внутренние ёмкости. Сама жизнь должна определить категорию ценностей в обществе. Но в России сегодня необходимой платформы на уровне национальной идеи нет. Одно время мы ухватились за разные политические фракции, где не было откровенного предательства, но в последнее время пошел размен по мелочам и метания, больше похожие на шоу. Посему лично я опять возвращаюсь к связующей роли Русской Православной Церкви.
- Русская Церковь была в России таким арбитром на протяжении тысячи лет, но сегодня ситуация в обществе изменилась. Нынче в обществе больше цинизма, нежели веры.
- Это если брать старую форму православной идеологии. Для традиционного земледельческого крестьянского уклада Православие и Царь-Батюшка подходили, как нельзя лучше. Последующий индустриальный бум ударил довольно сильно, и смена произошла революционным путём очень быстро, а православная практика, на мой взгляд, за переменами не успела. Можно говорить о недостатке кадров и не провоцировать внутреннюю жизнь Церкви на реформацию, но главное - это наполнение православным духом других возможных жизненных укладов, кроме традиционного аграрного, на чем собственно и выросла Русская Церковь, сохранившись сегодня именно в этой форме.Афонина С. - Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
Жизнь нынче, со всеми новыми страстями и страстишками, ушла далеко. Но всё же повторюсь, на сегодняшний день Русская Православная Церковь мне представляется единственным институтом, способным скрепить разрозненные части общества, нацеленные на возрождение. Ни в коем случае не хочу учить Церковь и даже боюсь, но всё же мало одного только литургического Православия такого приходского характера для того, чтобы части тела в данный момент скрепить. Порой ловишь себя на мысли, что война духовная идёт, и если раньше она была не на первом рубеже, то сейчас практически каждый - солдат, из тех, кто старается не прогнуться под реальностью, а делать нечто созидательное. Поэтому одна из последних записей в «Живом журнале» о том, что надо находить и вычленять людей, которые ещё держатся. На этом-то скелете и можно что-то нарастить. Вот собрать разрозненные кости - была бы неплохая задача для политической партии. Только где её взять, лишённую лицемерия и предательства?
Таким образом, мы пока сидим, корпим в своем уголочке, делаем книжки, и, возвращаясь к неактуальному искусству, могу сказать, что мне ближе живопись в её фундаментальных традициях нашего русского классицизма. Есть ощущение, что это нужно обществу, но общество своего голоса не имеет, разве что через государственные надстройки, а вот государству, судя по всему, это не нужно точно, учитывая все функционирующие рычаги давления на созидательный бизнес.
- Есть продолжение темы, интересное, как с точки зрения человеческой психологии, так и религии, относительно творчества, культуры и взаимопонимания. Исконно русское Православие не всегда было таковым, и у царя Давида, в Книге Псалмов есть такая строчка: «Я познал много истин, но Твоя Заповедь – безгранична». Православный базис знания, причем за тысячу лет - исконно русский, учитывая, что мы понимаем всех. Чем не фундамент для развития нашего наследия? Возможность вместить. Ведь талант надо не только беречь, но и развивать.
Белюкин Д. А. - Белая Россия. Исход |
При всём при этом тебе скажут - делай, созидай, тебе ничто не мешает. Но это только говорят, в частности денег у министерства культуры нет ни на что, кроме «Биеннале». Выставка «Россия 2», может, и не спонсируется, что Гельман всячески подчёркивал, но если посмотреть на прошлое этих всех товарищей, то будет ясно, что для них строились культурные центры, и они владеют огромными помещениями. Так что для реализации даже хорошего созидательного проекта одинаковых условий нет и в помине, просто нет возможностей.
Но, возвращаясь к осмыслению того, что мы можем всё созданное охватить и дать развитие, я вспоминаю некоторых мыслителей, говоривших о коренных противоречиях между Россией и Западом. Интересно, что Европа поглощает приходящие культуры, словно утилизатор, а русская мысль не смолкает, образуя своё.
Помимо общего осмысления необходимы технологии, в этом, наверное, и заключается сегодня русский национальный проект. Если он будет осознан и разделяем многими, тогда дело пойдёт к Пасхе, к возрождению. В любом случае, пока мы держимся, и ситуация сейчас ничуть не хуже, чем в девяносто пятом, может, даже лучше, если учесть, что многие всё поняли и определились. Ещё нюанс, что мое мнение - мнение московского предпринимателя. Я думаю, любой периферийный бизнесмен, в рамках нынешнего недружелюбного к нему отношения, мог бы многого добиться, если дать ему возможность. Он может не быть стратегом, разработчиком государственных программ, но если будет, образно говоря, призыв - восстановить такой-то участок, думаю, откликнется и сделает.
С моей стороны скажу, что мы всегда рады и готовы взаимодействовать с любыми позитивными силами.