Тем, кто не верит во Христа,
приходится жить в довольно странном мире - им
приходится верить в то, что в основании всей
европейской культуры лежит несуществующее событие.
Это событие, которое изменило все лицо мира, событие,
запечатленное в неисчислимом множестве храмов,
фресок, картин, книг, событие, оказавшее определяющее
воздействие европейскую ментальность, философию,
право, на то, как даже абсолютно неверующие люди
европейской культуры видят мир. Неверующим приходится
считать, что в основании всего этого лежит событие,
которого не было.
Речь идет о событии, которое всегда - и особенно в эти дни - наполняет сердца верующих ликованием и надеждой. Речь идет о Воскресении Христа из мертвых. Христианство - в отличие от многих других религий и мировоззрений, исповедует Бога, который действует в человеческой истории. Наша вера стоит на том, что Бог вошел в наш мир в определенное время и в определенном месте, стал человеком, одним из нас, во всем подобным нам, кроме греха. Тогда, на пыльных дорогах Палестины можно было, прямо и буквально, встретить Бога и разделить с Ним трапезу. Совершенный Бог сделался совершенным Человеком; и Он принес Себя в жертву на Кресте ради спасения всех.
Но не все желали это видеть - даже перед лицом чудес, совершенных Христом, многие упорствовали. Как такое могло быть? Нередко нам говорят: пусть Бог явит Себя в каких-нибудь чудесах, чтобы мы могли уверовать. Но в евангельские времена чудеса были явлены - и многие не верили. Неверие связано не с недостатком света, а с нежеланием принимать тот свет, который уже дан. Ведь поверить - значит открыться навстречу глубочайшим переменам, отказаться путь от унылой, пусть от жалкой, но своей жизни, в которой сам человек пытается быть хозяином.
И тогда те, кто не хотел поверить, видели не больше, чем человека, причем человека, который казался им опасным, смерти которого они добивались и добились. Им казалось, что смогут избавиться от Иисуса - но у них ничего не получилось. Казалось, что на Кресте Господь потерпел полное поражение, а Церковь умерла, не родившись. Но произошло нечто другое - Он воскрес и явился ученикам живым. Мы все - нравится это кому-то или нет - живем в мире, преображенном этим событием.
Это событие удивительным образом повторяется в истории Церкви - раз за разом, начиная с античности, противники предсказывают Церкви скорое исчезновение с лица земли. Церковь должна была исчезнуть под ударами римских гонителей, сметена вторжениями варваров, поглощена растущим исламом, ниспровергнута философами эпохи просвещения, уничтожена “дехристианизацией” времен Французской Революции, приведена в упадок ростом материалистической философии, окончательно похоронена победой коммунизма - но всякий раз что-то происходило, и почти уничтоженная Церковь восставала вновь. Многие еще помнят огромные транспаранты, белые буквы на красном фоне - “Победа коммунизма неизбежна”. Неизбежным оказалось другое - падение безбожной идеологии и освобождение Церкви.
“И сия есть победа, победившая мир, вера наша. (1Иоан.5:4)” - говорит Апостол. Церковь, вопреки всем человеческим расчетам, непобедима, потому что источник ее жизни - не в мире сем. Тот, кто обещал “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)”, воистину воскрес - и это значит, что слово Его непреложно. Церковь уничтожить невозможно - и также невозможно погубить христианина, до тех пор, пока он крепко держится за Церковь. Это корабль спасения, который не утонет никогда. И громче, чем рев всех штормов истории, разносится победный гимн - “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”.