Бухарест, 13 мая 2011 г.
В своем письме Предстоятель Румынской Церкви высказал ряд оценок и замечаний относительного готовящегося закона.
В письме в частности говорится:
«Настоящим доводим до Вашего сведения точку зрения и замечания Румынской Патриархии касательно Закона о партнерстве между государством и культами в сфере социального служения, 11 апреля 2011 года направленного Президентом Румынии в Парламент для пересмотра.
Настоящий Закон содержит ряд позитивных моментов, среди которых следующие:
1. Он признает за культами статус социальных партнеров и поставщиков социальных услуг, поощряя тем самым взаимоответственность и сотрудничество между Государством и Церковью в области социального вспомоществования;
2. Он обладает тем достоинством, что проводит четкое различие между социальными действиями культов и неправительственных организаций, которые существуют с недавнего времени, не имеют приверженцев в массах и не выражают сильных духовных убеждений, поскольку их деятельность не основана на духовном опыте, ставшем традицией;
3. Он более десятилетия нормализует дискриминационную для культов ситуацию, создавшуюся вследствие их исключения Законом 34/1998 о предоставлении субсидий румынским ассоциациям и фондам, обладающим статусом юридического лица и учреждающим объединения социального вспомоществования и управляющим ими.
В то же время новый закон включает ряд спорных моментов, которые могут быть исправлены в ходе пересмотра:
1. Исходная ассимиляция всех культов под наименованием «Церковь» и разворачивание публичных дебатов, исходя из этого наименования, натянуты и некорректны, в особенности по отношению к иудейскому и мусульманскому культам;
2. Ограничение сфер, в которых государство поддерживает социальную деятельность культов, поскольку он нацелен только на деятельность, ориентированную на молодежь, стариков, жертв стихийных бедствий, лиц с ограниченными возможностями или находящимся в крайней нищете. Между тем, Румынская Православная Церковь проводит также работу по социальной поддержке безработных, мигрантов, наркоманов и др.;
3. Закон ставит Румынскую Православную Церковь в положение прямой конкуренции с религиозными меньшинствами, которые получают широкую финансовую поддержку из-за рубежа, без особой ссылки в тексте на критерий пропорциональности, четко заявленный в Законе о культах (№ 489/2006), — критерий, соответствующий вкладу в государственный бюджет верующих различных культов. Для православных верующих в данной формулировке закона существует риск быть подвергнутыми прозелитизму со стороны других культов только потому, что те обладают более конкурентоспособными структурами социальной поддержки благодаря средствам, получаемым из-за рубежа;
4. Закон говорит о свободной конкуренции, рыночном менталитете, перенесенном на отношения между культами, — позиции, которая препятствует сотрудничеству между различными культами в деле реализации общих проектов и поощряет конфронтацию между ними.
5. Не гарантирована непрерывность поддержки на всем протяжении социальной деятельности в случае долгосрочных проектов, а также право культов участвовать в оценке проектов, но использована формулировка «по обстоятельствам» (ст. 9, п. 2);
6. Поддержка на 80% из бюджета более спорна, чем поддержка на 98% из Европейского социального фонда (европейские средства), при которой собственный вклад культов составляет лишь 2%;
7. Закон предоставляет слишком широкие преимущества местным властям (они составляют доклад о своевременности проектов) и центральным властям (отбор проектов), без уточнения того, в чем заключается инициатива культов, которым отведена роль простых исполнителей шагов и интересов государственных властей, а не партнеров, как указывается в названии.
Учитывая изложенное, просим Вас, господин председатель Комиссии Сената Румынии по правам человека, культам и меньшинствам, принять во внимание замечания Румынской Патриархии о партнерстве между государством и культами в области социального служения для принятия текста, наиболее полезного для румынского общества и органов социальной поддержки».
Православие.Ru