Выступление митрополита Волоколамского Илариона на
пленарном заседании Христианского межконфессионального
консультативного комитета стран СНГ и Балтии (Москва, 13
мая 2011 года).
Уважаемые члены Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии!
Стоит отметить, что многие члены христианских сообществ являются носителями того самого духа времени, которым порождены демографические проблемы. Посмотрите, сколько детей растет в семьях наших прихожан, духовенства, и вы увидите, что многодетных среди этих семей меньшинство, даже если их процент несколько выше, чем в целом в обществе.
Мы недавно говорили о необходимости объединения государства и общества в борьбе против демографического кризиса, о выстраивании системы воспитания и пропаганды семейных ценностей, любви, материнства. Безусловно, это очень важно и нужно. Однако в век интернета и массовой культуры не удастся решить эту проблему с помощью одной лишь пропаганды, пусть даже ориентированной на «позитив». Этот позитив должен войти в культуру, стать ее интегральной частью, малой закваской, которая «заквашивает все тесто» (Гал. 5, 9).
А что делать, если современная массовая культура основана на принципах, откровенно противоположных христианским ценностям? Ведь в основе массовой культуры лежит культ успеха, потребления, неограниченного получения удовольствий и наслаждений, который воспитывает в человеке, прежде всего молодом, эгоизм и разнузданность. Нам нужно научиться переводить проповедь «позитива» на язык современной культуры; нужно, чтобы положительные ценности формулировались не как умозрительные абстрактные категории, а вживались в ткань языка искусства, кинематографии, музыки и живописи. Такое непосредственное повествование о положительных ценностях не только может их реабилитировать, но и сделает их легко усваиваемыми, придаст им жизненный, экзистенциальный характер.
Заметим, для реализации подобных планов финансовая поддержка играет отнюдь не первостепенную роль. Еще протоиерей Георгий Флоровский размышлял о соотношении веры и культуры, о том, какое воздействие оказывают они друг на друга. Чем больше вера и формируемая ей нравственность будут входить в современную культуру, тем больше будет коэффициент их воздействия на общество. И здесь пальма первенства принадлежит не структурам, финансирующим те или иные направления искусства и культуры, а отдельным личностям, подвижникам, которые, нередко в безвестности и нужде создают великие шедевры. О том, что небольшими материальными средствами можно оказывать положительное воздействие на современную культуру, говорит колоссальный успех фильма режиссера Павла Лунгина «Остров».
Мы будем говорить сегодня здесь о человеческом капитале в его футуральном аспекте, ибо любой капитал есть потенциал, который реализуется в будущем. Человеческий капитал — это не просто «человеческий материал». Грядущие поколения должны быть подготовлены к жизни во всем ее неизмеримом многообразии, должны уметь создавать и сохранять семьи, иметь вкус к семейной жизни, ощущать в себе потребность родительства, притом не просто на уровне инстинкта. Формирование человеческого капитала требует особого воспитания, просветительской работы, особого рода созидательной культуры, основанной на идеалах жертвенности, служения и самоотдачи.
Положительный образ семейной жизни, родительства и многодетности не должен формироваться с помощью схоластически-начетнических методов, так его можно только дискредитировать. Нужна тщательно продуманная методология, отвечающая современным стандартам, максимально учитывающая достижения современной науки.
В любом случае, все и всегда зависит от конкретных людей, которые будут вести эту работу. И здесь центральная роль должна быть отведена человеческой личности, мотивации тех, кто будет отвечать за создание положительного образа семьи. Если у человека не будет личной искренней заинтересованности в том, что он делает, вряд ли он будет способен вести эту работу так, что бы ее плоды смогли заинтересовать тех, ради кого она будет вестись. И тут требуется жертвенность, самоотдача, искренняя преданность и служение доброму делу.
Еще раз хотел бы сказать: нам противостоит сильный и лукавый противник, имя которому – рыночный капитал. У него нет другого выхода, чтобы поддерживать свое существование, кроме перманентной стимуляции спроса и потребления. И ему нужен как раз тот самый «человеческий материал», который в долгосрочной перспективе никогда не сможет стать «человеческим капиталом», то есть обезличенные человекоединицы-потребители, а не гармонично развитые, здоровые и сильные личности, воспитанные в духе самоограничения и умеренности. Получается парадокс: один капитал противится возникновению другого. Антагонизм между существующей моделью общества потребления и идеальным здоровым обществом, к которому мы стремимся, определяет характер нашей работы по созиданию такого общества.
Без сомнения, в такой работе не обойтись без участия государства. Не возвращаясь к тоталитаризму советских времен, государство тем не менее должно защитить от посягательств рыночного капитала те сферы жизни социума, которые в современных условиях оказались наименее защищенными, лишившись целенаправленной государственной поддержки и должного материального обеспечения: культуру, науку, сферу общественной морали. Если мы говорим о качестве жизни, мы не должны сводить его исключительно к доступности товаров и услуг, мы, прежде всего, должны думать о здоровом климате в общественных отношениях. А он складывается отнюдь не только из растущих возможностей потреблять больше, как у нас чаще всего думают.
Дисгармония в душах людей, вызванная распадом великого государства, общественная апатия, последовавшая за этим, пропаганда, дискредитировавшая общественную мораль как таковую, сделали свое дело, наложив негативный отпечаток на отношения в обществе. Грубость, агрессивность, нецензурная брань и эгоистическое поведение, стали ежедневной реальностью нашей жизни. Многие молодые люди обнаруживают неспособность к созданию семьи, неспособность любить и поддерживать долговременные отношения. Человеческий капитал, о котором мы сегодня говорим, складывается как раз на основе гармоничного воспитания, здорового климата в общественной жизни.
Исходя из этого, разумеется, было бы неправомерным сводить человеческий капитал только лишь к сфере сексуальной этики или решения демографической проблематики. Это гораздо более широкая область, объемлющая все сферы жизни общества. Если сводить этот вопрос исключительно к репродуктивному аспекту, человеческий капитал, о котором мы говорим, может не реализоваться и останется лишь человеческим материалом. Такая опасность на самом деле существует, как показывает наша недавняя история, обнажившая те темные стороны жизни общества, которые проявились в росте агрессии, злобы, ненависти, в жажде наживы и обогащения.
Мы, христиане, имеем особую миссию: мы должны наполнить общий труд по созданию человеческого капитала христианским содержанием. От того, как мы это будем делать, не в последнюю очередь зависит степень нашей убедительности перед всем обществом. Способны ли мы, используя лишь интеллектуальные разработки светских ученых, сказать что-либо новое urbi et orbi? Убежден, что заповедь апостола Павла «слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью» (Кол. 4, 6), должна стать фундаментом нашего размышления об этом труде. Иначе «слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4, 2), не принесет им никакой пользы.