«Православный психолог» – модная сегодня профессия. Но специалистов, которые могут так себя называть, совсем не много. Известному священнику Андрею Лоргусу повезло: он обладает психологическим образованием, которое оказалось очень востребовано в его пастырской практике. О том, как преодолеть потребительское отношение к Церкви и разделить проблемы психологические и духовные, отец Андрей рассказал порталу Православие.ру.
***
–
Многие приходят в храм, когда сталкиваются с
какой-нибудь сложной жизненной ситуацией. Может ли и
должна ли Церковь помочь?
Священник Андрей Лоргус
– Это правда, из числа верующих в храм приходят не все: это определенный контингент, который имеет доверие к Церкви, доверие к священнику. Таких людей в лучшем случае 5–10 процентов в нашем обществе. Они приходят, и многие из них действительно рассчитывают на то, что Церковь и священник разрешат все их проблемы. И тут нужно действовать очень бережно, чтобы, с одной стороны, не обманывать, не питать их иллюзий, а с другой – не оттолкнуть.
Психологическая культура в целом у нас очень низкая, так как она не развивалась на протяжении многих десятилетий. Ведь общество, в котором главной культурой взаимоотношений была идеология, не умеет соотнести свои проблемы с возможностями друг друга: своих близких и тех людей, которые вокруг. Например, раньше для интеллигенции главным способом решения своих психологических сложностей было чаепитие ночью на кухне. Для мужской компании – выпить вместе, для женской – поболтать с подругами…
– Но ведь такое доверительное общение не самый плохой способ решать свои проблемы – гораздо лучший, чем выйти с топором на улицу или прийти в школу с оружием.
– Он не самый плохой, но он не профессиональный. К сожалению, он может принести вред, как, например, непрофессиональные медицинские советы чреваты разными неприятностями. И потом, иногда очень жаль, что в храме люди ищут такого рода доверительное общение; они приходят не за тем, чтобы помолиться, а потому и не получают того, что могли бы получить. Они могли бы получить радость общения с Богом. Но многие этого не видят и не знают – приходят, потому что ребенок заболел или умершая бабушка снится по ночам.
Нередко люди обращаются в храм в расчете на православного психолога для того, чтобы не идти к психиатру, потому что психиатрия в нашем обществе – это нечто зазорное, клеймо на всю жизнь, а психически больной – изгой в обществе. Матери очень часто запускают болезнь ребенка, только чтобы не признаваться себе в том, что он психически болен.
– Ведь есть же случаи, когда любовью, смирением и молитвой удавалось исцелить человека. Многие матери думают, что они могут вымолить своего ребенка…
– Если запускаешь болезнь, то очень часто уже ничего нельзя поделать. Нужно идти к врачу и принимать лекарства. Чудеса никто не отменял, но все же это исключительные случаи.
– А что в этой ситуации должен посоветовать священник?
– Священник должен иметь элементарную психологическую грамотность. В том числе он должен знать, какие есть заболевания психики, каковы их симптомы. Он должен признавать болезнь как болезнь, а не пытаться лечить ее частым причащением, отчитками или молебнами. Например, при шизофрении или пограничных состояниях нельзя нагружать человека строгим постом – это ухудшает его состояние. Грамотный священник направит к врачу и вместе со специалистом и самим болящим будет добиваться улучшения его состояния.
– Как различить: духовная у человека проблема или душевная?
– Есть проблемы психического здоровья. Это заболевания: психозы, неврозы и другие, их надо лечить. Церковь может помочь человеку, она может способствовать исцелению, но священник не целитель и не лечит заболевания. У меня бывали такие случаи, что даже если, например, голова заболела – идут к священнику, рассчитывая на некую магическую помощь.
– Считается, что воцерковленные люди менее подвержены депрессиям и неврозам. Так ли это?
– Напротив. Люди, которые страдают какими-то внутренними проблемами, чаще обращаются к своему внутреннему миру, чаще ищут Бога, они внутренне внимательны к себе. Потому в Церковь, к сожалению, чаще приходят те, кто испытывает трудности со своим здоровьем.
Обычно те, кто отменно здоров, о себе реже задумываются. Поэтому, на мой взгляд, в Церкви чаще встречаются люди с психологическими трудностями, и это правильно, потому что Церковь – лечебница. Беда в том, что в храм человек приходит не молиться, а решать свои проблемы. Такое меркантильное отношение: Ты – мне, я – Тебе – прискорбно. Конечно, Церковь – это и лечебница в том числе. Но не только. Не в этом ее сущность, не в первую очередь. Церковь можно назвать лечебницей духа, но не лечебницей психики. Это нужно различать.
– Воцерковляясь, многие сталкиваются с трудностями психологического характера, ведь жизнь в Церкви строится по другим законам, чем жизнь современного светского общества. Можно ли с точки зрения психолога описать, что переживает человек, постепенно приобщаясь к жизни Церкви?
– Если человек входит в Церковь, то он, скорее всего, столкнется с явлением, которое называется неофитством. Это почти обязательный период, мы все его переживали, поскольку сами воцерковлялись в уже сознательном возрасте. У неофитства есть свои симптомы, свой возраст, свои сроки. Это то, через что проходит любой новообращенный. Известно это явление очень давно, и оно хорошо описано в литературе. Можно при желании почитать и посмотреть.
Главное, что неофит должен знать, это то, что он – неофит. И на приходе настоятель и все социальные и приходские службы, включая неофита в свою деятельность, должны знать, что у неофита может быть категоричность суждений, инфантильность, психическая неуравновешенность и неустойчивость. Он еще мало знает и возбужден, он находится в эйфории. Это нормально. Это надо учитывать и не давить на человека, дать пережить ему это.
Когда пройдет этот этап, наступает более страшная вещь, которая называется кризис. Кризис веры, кризис церковности, когда приходит разочарование и охлаждение и наступает время сомнений. Вот в этот момент пастырю надо быть более внимательным и такого человека привлечь учиться. Заново переучиваться вере: читать более глубокие книги, учиться всерьез молиться, без чудес, без эмоций, а более углубленно.
Беда заключается в том, что неофит на виду, он себя афиширует, все делает демонстративно. А во время кризиса веры человек стыдится показать себя, потому что он себя оценивает как потерявшего веру, хотя на самом деле это не так. Он ее не потерял.
Нужно помочь пережить кризис. Потому что, находясь в этом состоянии, человек замыкается, он не приходит на службу, не приходит на приходские мероприятия, он уединяется. Вот из этого уединения его хорошо было бы «достать» и привлечь к общинной жизни, – не то что за руку тянуть, а предложить. Это требует внимания и особого подхода со стороны пастыря. И в этом психология помогает. В моей практике таких случаем немало.
Такие кризисы веры повторяются время от времени, их будет несколько. Но то, что они случаются, – это не плохо, кризис – это признак развития. Если кризиса нет, это повод задуматься: а что же происходит с человеком? Уже три года прошло, а он все неофит! Это уже признак личностного расстройства. Это значит, что дело уже не в вере, а в психике.
– Насколько священники готовы помочь своим пасомым в преодолении такого кризиса?
– Но ведь так бывает, что священники у нас тоже неофиты. Так что они переживают те же самые проблемы. Они это прошли и преодолели, поэтому они и могут помочь, а те, кто не переживал кризиса сам, не может помочь другому. Главное – сделать этот опыт прохождения кризиса предметом осмысления для себя, своего духовника и, может быть, целой группы людей. Когда мы вместе что-то обсуждаем, нам интересно, нам легче и нам не страшно. Мы понимаем, что мы не одни сталкивались с такими проблемами, и в этом нет ничего из ряда вон выходящего. А значит я – нормальный. Стоит познакомиться и поговорить двум друзьям по несчастью, и легче становится обоим. Необходима приходская работа с людьми, находящимися в кризисе. Можно проводить встречи, семинары на приходе. И священник, который тоже это проходил, мог бы быть лидером таких групп. А если он сам через это не прошел, тогда он не может ничего сделать. Он сам не понимает, в чем выход.
– Можно ли православному человеку обращаться к психологу?
– Психолог – не лечит. Он помогает личности справиться со своими проблемами, но не вылечит заболевания психики. Если нужно решать проблему духовную – надо идти к священнику. Если личностную, семейную, супружескую, то есть то, что касается выстраивания отношений, – то это к психологу. Например, если человек страдает от неизбывного чувства вины – это надо решать с психологом, если человек страдает от чувства греха, хочет покаяться – то это к священнику. Грех – это на исповедь, а ощущение иррационального чувства вины – к психологу, оно не имеет отношение к реальному греху, это уже невротическое чувство.
Сейчас, когда Церковь стала активно заниматься социальной работой, стало понятно, что, помимо потребности в духовном пастырском окормлении, есть огромная потребность в специалистах – психологах и психиатрах. Если таких специалистов нет, то их функции приходится брать на себя священнику, который окормляет данное социальное учреждение. Например, в детском доме – там все дети проблемные, уже травмированные, так как нормально развиваться психика ребенка может только в семье…
Проблемы личности, проблемы психики, проблемы общения не может решить священник, но он должен знать об особенностях тех, кого он окормляет. Конечно, лучшим помощником ему мог бы стать православный психолог. Но пока таких специалистов очень мало. Есть много светских психологов – а вот готовых работать в социальных службах Церкви – совсем немного, а тем, которые есть, не хватает профессиональной подготовки. Поэтому было бы правильно готовить таких специалистов в православных вузах.
– Есть ли методы психологии, неприемлемые для православного человека?
– Конечно, есть – те, которые основаны на шоке, травме или измененном состоянии сознания, например гипноз, транс. Так, есть танатотерапия – «лечение смертью»; это, в общем, методика сатанистов… При этом некоторые серьезные психологи обсуждают подобные методы и рассматривают их как возможные для избавления психически здорового человека от проблем.
В самом по себе современном психоанализе ничего страшного нет, это уже вошло в культуру нашего общества. Надо бояться психолога-шарлатана или специалиста, который не показывает вам свой диплом или вообще не имеет его. Сейчас век профанации: многие называют себя православными психологами, не имея даже психологического образования, пишут книги, пользуются популярностью – «православность» служит приманкой для клиентов.
Опытный психолог никогда не нанесет вреда – в этом заключается профессиональная этика. Не всякий сможет помочь, но вреда не нанесет.
– Статистика говорит, что примерно четверть населения России подвержена тем или иным психическим расстройствам – 20 лет реформ не прошли даром. Так ли это, и как с такой ситуацией можно бороться?
– Это действительно так. Если принять во внимание число людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, суицидальными расстройствами, то это получится даже не четверть, а больше половины нашего населения. И дело не в сегодняшних реформах, это все последствия 80 лет жизни в атеистическом обществе. У нас нет достаточной статистики, говорящей о людях, которые нуждаются в психологической и психиатрической поддержке. Государственная статистика отрывочна, и она не называет причин такого положения.
Конечно, Церковь должна занимать активную общественную позицию, вести работу по предотвращению самоубийств, разъяснять людям смысл того, что они делают со своей личностью…
Надо иметь в виду, что Церковь даже после 20 лет свободы не в состоянии развернуть полномасштабную социальную работу, заменив собой государство. Очень важно, чтобы она в ней участвовала. Общество вполне законно ожидает этого. Но только надо понимать, что ресурсов у Церкви еще маловато. Прежде всего, я говорю о профессионалах. Даже если есть деньги, то не хватает профессионалов, а в этой области нельзя делать ставку на волонтеров.
– Какие проблемы психологического характера чаще всего встречаются у современных прихожан?
– На первом месте с большим отрывом – зависимости: алкоголизм, наркомания, компьютер... Должен констатировать, что избавиться от разного рода зависимостей очень трудно. Поэтому недостаточно священнику заниматься только духовным окормлением своей паствы.
Нужно осознавать, в какое время мы живем, находить разные способы помощи нуждающимся. Например, очень эффективны так называемые клубы анонимных алкоголиков – и при многих храмах силами настоятеля такие группы действуют. Важно, чтобы человек чувствовал, что в храме он может получить поддержку.
Поклон Вам за добрые мудрые слова.
Если человек духовно здоров, то на уровне психики и уровне тела все "остраивается" автоматически. Поскольку уровень духа изначально иерхически выше телесного и душевного уровня.
Когда я написала отстраивается - это не означает, что все проблемы исчезнут. Возможно, что-то уйдет, а что-то останется. Но то, что останется, оно уже не будет звучать, как проблема. Духом, силой духа это будет покрываться. И человек сумеет с этим жить. Просто потому, что опору и силу будет искать в духе.
А многие невротические состояния уходят совершенно.
Только вот вопрос - где взять хорошего психолога - как висел в воздухе, так и висит.
Отмечу лишь, что являюсь москвичом и могу сказать по своему печальному опыту, что начинать жизнь аскета-молитвенника для мирянина в Москве чревато сумасшествием. Не в том суть, что я не психолог, каковому архимандрит Рафаил рекомендует стать аскетом, а скорее пациент, а в том, что жить такими высокими идеалами и одновременно каждый час соприкасаться с цивилизацией и зараженными ей людьми невозможно. Это хуже проповеди в публичном доме. Мир состоит из парадоксов, что говорит мне только о том, что, хотя я сам нахожу у о.Андрея противоречия, его взгляды и деятельность могут оказаться спасительными для других людей, а требовательность и чистота архим.Рафаила московскому или питерскому православному могут и повредить. Для того, чтобы иметь в сердце и исполнять то, о чем он пишет, в том числе исключить обращение к психологам как к носителям безбожного научного демонизма, следует жить в глубинке, еще лучше в монастыре, и обязательно под присмотром опытного духовника. Далеко не у всех православных москвичей есть возможность осуществить это и оставить свои дела, даже ради такой святой жизни. У меня не нашлось такой возможности, смена места жительства и тем более уход из мiра - очень трудная задача.
Я прекрасно знаю, что сошел с ума, и знаю, что это такое - сойти с ума, потому и утверждаю, что вносить путаницу, выдумывать "психические болезни", ставить это понятие на место бесовщины и путать его с повреждением умственных способностей богохульная наука XIX-XX века не имела, а все современные более мелкие "психологические" проблемы быстро решаются при надлежащем отношении священника. Где бы еще его взять - надлежащее отношение? На Москву 850 священников, не надо было устраивать резню 80 лет назад. Не ради ли торжества богохульной науки мы это сделали? Никаких "болезней психики" нет, есть сумасшествие и одержимость, притом у них могут быть разные причины.
Именно по причине наличия такой путаницы я считаю, что ни один священник не имеет права рекомендовать прихожанину встать на учет в психдиспансере, если он прихожанин. Ни при каких обстоятельствах и ни под каким видом. И с психиатрией, и, с другой стороны, с психами вообще нельзя иметь дела. Психов изолируют, если духовник мне такое порекомендовал, хоть даже из соображений любви (он хотел, чтобы я мог получать пенсию по инвалидности), то пусть он сначала сам отлучит меня от общения и из прихода выгонит, а потом дает такие рекомендации. Так всем лучше будет.
может быть пора навести порядок и привлекать к админ ответственности за оскорбление и унижения!
ведь всё то произвол...творимый людьми и отношения к церкви не имеет!
но увы! бить можно в нашей стране только девочек которые не со зла а по-глупости вошли на амвон! в любом случае Бог им судья! а у людей верующих пост Великий!
Цитирую оттуда :" Целью создателей программы ...12 шагов являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни."
Ваша позиция ясна, правильна. но нет ответа на простой вопрос - а как же быть, если священники, служители церкви не принимают такой позиции? Человек идёт к ним с просьбой о помощи, а у них сплошная занятость, нет времени, куда-то торопятся, а при следующей встрече в церкви постараются уйти в сторону, а то и напрямую говорят что церковь это не скорая помощь. А ведь чаще всего, если к ним пытаются обратиться, то это выстраданное решение. Идёшь как в последнюю инстанцию, а в итоге перед тобой стена равнодушия. Так вот как в самой церкви, вернее в её служителях искоренить подобное отношение к выстраданным людским проблемам???
Будущее нашей Церкви так себя проявляет :)
Спасибо отцу Андрею за интересную статью
Порадовала не статья,а комментарии.Значит, мы на правильном пути, 20 лет не прошли даром и никакие кризисы нам не страшны.А самое лучшее лекарство "от психических" болезней и недорозумений- зто любовь(в духовном смысле).Это знали еще наши бабушки.А без любви никакие советы психологов не помогут,и,конечно без помощи Божией."Да любите друг друга"- сказал нам Господь.
Готовишься с исповеди, что тяжело. Тяжело и выговаривать осознанные грехи. А потом - тебя полечат психиатры (нейролептики. гипноз, психотехники всякие...)
"Психология как наука рассматривает только то, что подлежит объективному наблюдению и может быть повторено в эксперименте, поэтому она игнорирует метафизический мир. А между тем, без учета влияния этого мира на человека невозможно понять переживания и мотивацию его поступков. Человек стоит как бы на перекрестке действий добрых и злых сил.
Следует сказать, что психология и психиатрия, за малым исключением, демоничны уже потому, что не признают существование диавола, скрывают его страшное воздействие на душу человека и этим самым лишают больных реальной помощи — Того единственного, Кто победил диавола.
На душу нужно смотреть, как на отдельную субстанцию, нужно признать существование духовного мира и иметь реальный опыт духовной жизни. Парадокс: православный психолог должен стать аскетом и перестать быть психологом. Но тогда рушится всякое понятие о христианской психологии, она становится христианской мистикой и христианской аскезой. Назревает еще больший парадокс: чтобы действительно лечить душевнобольного, психиатр должен стать святым, личным подвижничеством и включением в церковную жизнь стяжать благодать — то единственное, чего боится демон."
Полностью можно прочитать здесь:
http://karelin-r.ru/interview/198/1.html
http://karelin-r.ru/pravoslavie/136/1.html
1. "Грех – это на исповедь, а ощущение иррационального чувства вины – к психологу, оно не имеет отношение к реальному греху, это уже невротическое чувство." - а как же вот это: "Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.
О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько." Или автору покаянного канона тоже нужно к психологу? Господи помилуй!
Христос Воскресе!
"Если кризиса нет, это повод задуматься: а что же происходит с человеком? Уже три года прошло, а он все неофит! Это уже признак личностного расстройства. Это значит, что дело уже не в вере, а в психике."
Вопрос к батюшке- если 6-й год в Церкви без кризисов,мне теперь куда? К психологу или к психиатору?
Вроде, всё верно. Но какой-то осадок:
разве "во исцеление души и тела" - метафора?
Ещё меня удивило замечание о меркантильном отношении даже воцерковлённых людей к Богу: "Ты - мне, я - Тебе". Обыкновенному человеку ведь что надо? Чтобы дети не болели, чтобы денег до зарплаты хватило, чтобы не сократили, чтобы сил и здоровья на всё хватило: и на работу, и по хозяйству, и ещё вечером службу выстоять. А о чём ещё молиться обывателю, о судьбах мира?
Беда рождает сознание человека, группы людей , коллектива, нации, народа!!!
На мой взгляд, если Богу угодно, Он даст путь найти исток, корни, причину беды преодалеть её, очистится от греха и, обновленными устремиться по пути к Богу.
Главное в жизни знать и видеть ежесекундно, что в каждом человек,в человеческом обществе постоянно идеть борьба добра и зла. И расслабленные в этой борьбе попадают в такую пропасть, из которой одному выбраться невозможно!