Болезнь нашего времени — равнодушие. Часть 2

Интервью с наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием

Часть 1 >>

— Святейший Патриарх неоднократно отмечал, что наблюдается аморфность православных людей к социальному служению. У Вас же в Свято-Даниловом монастыре не только братия занимается работой с детьми, подростками, заключенными. Вы, наверное, привлекаете и прихожан?

— Да! Прихожан, молодежь. Есть школа молодежного служения, которую возглавляет игумен Иоасаф. И он много усилий прилагает, чтобы привлечь молодежь к социальному служению. У него есть много помощников, как из братии, так и из воспитанников нашей воскресной школы. Теперь эти люди сами несут Свет Евангелия другим людям. При монастыре существует и издательство, которое направлено на то, чтобы до людей донести Слово Божье.

— Активность прихожан зависит от священника, или от них самих?

— И от священника, и от самих прихожан. Какой пастырь, такими и должны быть пасомые, которые ориентируются на него. Братия старается донести Слово Божье, но, прежде всего, мы должны собственным житием свидетельствовать о Христе.

— К вопросу о воспитании подростков. При храмах много детей, но наступает переходный период, когда они уходят из Церкви, а если и возвращаются спустя многие годы, то уже искалеченными. Может быть, это закономерный процесс и не стоит ему препятствовать?

— Да, это вопрос непростой. Бывает период осмысления того, что же они приобрели в храме. Возникают разные интересы. Естественно, не все идут в семинарии, становятся священнослужителями…

— Но не все и остаются христианами…

— К сожалению, бывает и такое. Но мы стараемся, чтобы весь период молодежного роста они проходили при монастыре. Начиная с детского возраста и до того, как они становятся басовитыми молодыми людьми. Создаются разные молодежные организации, так называемые клубы по интересам...

— То есть главное, чтобы, заканчивая, воскресную школу, они оставались занятыми при храме, не оказывались на улице…

— Да! И для этого есть различные кружки, различные направления: например, театральное, спортивное, различные ремесленные. И так как они уже здесь находят друзей, и их сердце здесь, то они приходят. Но говорить о стопроцентном результате, конечно, нельзя. Но, тем не менее, они знают дом, где их ждут, где им будут рады.

— Сейчас среди православных есть те, которые считают, что в общеобразовательные школы детей пускать не надо…

— Но ведь нет еще полностью церковного образования, где бы давались не только азы православия, но и хорошее светское образование. Подчас родители выбирают меньшее зло, если ребенок окончит церковную школу, но у него не всегда будет достаточно знаний, чтобы поступить в вуз. И это большая проблема. Сейчас много говорится о том, что и среднее, и высшее образование должны закладывать азы христианского воспитания, вот это важно. И если это будет достигнуто, притом на уровне закона, тогда, конечно, проблема во многом решится.

— Наверное, не стоить отказываться от опыта светских школ…

— Конечно! Если неплохая школа, то не надо ее чураться. Наоборот, может быть, эти дети и будут той закваской, хотя это очень не просто.

— А каковы проблемы церковного воспитания детей?

— Думаю, ребенок не должен испытывать насилия в духовном плане. Ему нужно показать красоту богослужения, необходимость быть честным, послушным. Во многом это закладывается в семье, во многом примером являются родители, насколько они живут церковно, насколько для них понятие духовности, христианства — не просто слова, не только красные яйца или кулич на Пасху, а обычная жизнь со Христом, которая никак не отрицает общей, светской культуры. Просто все должно быть проникнуто любовью ко Христу, и именно эту любовь, а не обрядность, и надо воспитывать.

— Вы являетесь не только наместником монастыря, но и известным московским духовником, у вас много духовных чад не только среди монашествующих, но и среди мирян, поэтому вопросы семейных отношений Вам не чужды. Какие советы Вы можете дать при вступлении в брак, выборе жениха и невесты?

— Вопрос трудный! Но, прежде всего, нужна молитва. И для каждого, кто находит свою вторую половину, этот человек становится единственным, самым красивым, самым любимым, к нему устремлены все взгляды, мысли и чувства. Естественно, мы говорим о людях верующих. И вот верующий человек должен руководствоваться тем, что его будущая половина должны быть верующим человеком или, по крайней мере, тем, кто разделяет его взгляды на веру, на Церковь. Молодые люди должны быть готовы не просто вступить в брак, не просто соединиться друг с другом, а должны быть готовы создать семью — малую церковь, христианскую ячейку. Но это нелегко, большой труд.

— Пока молодые еще не поженились, все у них хорошо, но стоит вступить в брак, как начинаются разногласия, ссоры. Как сохранить мир в семье?

— Хорошо, когда у них есть общий духовник, к которому они приходят и могут и пожаловаться друг на друга, и поделится радостями, успехами. Также молитва и лучше, если она совместная.

— Молитва является все-таки духовным стержнем…

— Да, конечно. Кто-то больше молится, кто-то меньше. Потом будут детки, и их надо приучать к молитве, к христианской жизни. Главное — сохранять любовь. Тогда те мелочи, которые есть в каждой семье, перегорают в этом огне любви. Есть замечательные слова отца Александра Ельчанинова: «Когда двое, тогда брак не прочен, а когда трое, третий между ними Бог, тогда брак прочен».

— Люди сталкиваются с такими серьезными проблемами семейной жизни, как измена, пьянство, материальное неблагополучие. Конечно, мы понимаем, давать советы здесь надо в каждом случае индивидуально. Но все же, есть ли какой-то универсальный совет?

— Общий совет таков. Потерпеть, потерпеть и потерпеть. Нужно потерпеть и помолиться, потерпеть и простить, потерпеть и постараться забыть, потерпеть и помочь своему ближнему. Не надо обличать его недостатки, недуги. Надо снизойти к его немощи, понять и попытаться помочь. Мы знаем много примеров, когда жены молятся о своих мужьях, даже если те имеют какие-то немощи. И эта молитва, это терпение и снисхождение покрывают немощи человека и помогают ему исправиться.

— Все-таки и алкоголизм, и наркомания — это тяжелые недуги и не каждый может их понести…

— Страшные, страшные. Они разрушают семьи, но Господь помогает каждому понести свой крест.

— Дорогой батюшка, какие наиболее распространенные духовные болезни нашего времени Вы могли бы выделить?

— Прежде всего, это наше равнодушие. Если мы хладеем к вере, к Церкви, то трудно духовно расти. Часто мы бываем немирными между собой. Мы знаем заповеди о любви к Богу, о любви к ближнему, но в жизни исполнить их бывает не всегда легко. Зачастую мы разобщены. Святые отцы дают нам образ мира. У аввы Дорофея есть образ круга: в центре его Бог, а по разным радиусам идут люди. И чем ближе они друг к другу, тем ближе к Богу, и наоборот. И мы должны свою любовь выражать не просто в словах, но в делах. И тут, опять же, нужно иметь терпение. Иногда мы помогли человеку, и забыли о нем, а он еще нуждается в нашей помощи, а он еще приходит. И тут уже нужно отнестись с пониманием, с любовью и еще помочь. Так что дела и слова у нас очень часто не согласуются и не сочетаются.

— Какие актуальные проблемы церковной жизни Вы видите?

— Я думаю, что, прежде всего, церковное воспитание. Также пополнение знаний каждого из нас на своем уровне. Это и духовный рост. Святейший Патриарх говорит, что мы отстраиваем стены, но должен быть и внутренний рост.

— А вот проблема эсхатологических ожиданий, чаяний среди народа…

— Я думаю, это было свойственно всегда. Но не должно быть такого, что мы только говорим об этом, а свою жизнь не меняем. Если мы ждем Христа, приходящего в силе, то мы и должны быть Христовы. Мы много говорим о том, как это страшно, как это ответственно, как это сложно, но мы должны меняться в плане Христовой любви. Иногда человеку, который только что пришел в Церковь, говорят о том, что его ожидает в этом плане. Тогда человек не всегда раскрывается и говорит: «Ну тогда я буду прибегать ко Христу», а начинает думать о том, зачем ему такое страшное будущее. И это будет неправильная форма воспитания. Конечно, все эти вопросы тревожат умы и сердца человеческие, люди пытаются осмыслить, но должно быть внутреннее изменение и единение со Христом, и тогда силы зла, силы ада не будут иметь к нам доступа.

— Первые христиане все-таки ждали пришествия Христа. Они говорили: «Ей, гряди!»

— Да, они ждали, но у них было едино сердце и едина душа…

— Сейчас же, наоборот, говорят о том, что эти времена наступят потом, уже после нашей жизни.

— Конечно, боязнь испытаний, боязнь того, что мы можем не устоять в этих испытаниях. Мы должны готовиться к большому экзамену, а не иметь просто боязнь, что получим неудовлетворительную отметку. Мы должны жить так, как будто сегодняшний день — это наш последний день.

— И заключительный вопрос. Какие Вы видите достижения и упущения в жизни Русской Церкви за последние двадцать лет? Что сделано, и что еще предстоит сделать?

— Мы видим, что открыто множество храмов и монастырей, издается духовная литература. Мы видим, что в храмах уже идет обновление и омоложение верующих. Приходит много молодых людей, которые нашли Христа не в пенсионном возрасте, а тогда, когда они являются еще полными жизненных сил. Они видят, что Бог — тот стержень, с которым они будут жить, что Церковь и Ее учение — то, чему они должны следовать. Конечно, нужно духовное образование, нужна жизнь по вере, жизнь со Христом. Необходима христианизация общества, и начать каждый должен с самого себя.

С архимандритом Алексием (Поликарповым)
беседовал студент 5 курса Сретенской Духовной Семинарии Юрий Филиппов

18 апреля 2006 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×