Человек – существо с прямым позвоночником. Ему невозможно, не теряя достоинства, менять естественное положение тела. На четвереньках человек – не совсем человек. Вот блудный сын, измученный голодом, желает питаться из свиного корыта. Не иначе, ему для этого нужно склониться, опуститься на землю, стать одного роста с презираемыми животными.
Так грех гнет нас к земле. Сначала – напором искушений, от которых подгибаются колени. Затем – стыдом, когда лицо опущено и на высоту небесную смотреть совестно. Еще грех не стал делом, не совершился как факт, еще он только в виде помысла живет в сердце, словно червь – в яблоке, а человек уже опускает глаза.
Так было с Каином, когда жестокая боль обиды уязвила его гордыню. «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт. 4: 5). Зная сердце человеческое, видя, какие мысли зреют в его недоступной человеческому взору глубине, Бог предостерегает Каина от зарождающегося в нем греха. «Если делаешь доброе, – говорит Господь, – то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7).
Что было после с Каином, мы помним. И та успешность в делах земных, которой отличалось затем потомство Каина, есть отчасти следствие его некогда опущенных в землю глаз. Отсюда – успехи в скотоводстве, металлургии и выделывании тканей, которыми отличались каиниты. Опустив однажды лицо к земле от стыда, Каин стал со временем отцом успешной в делах земных цивилизации.
Такое естественное движение головы и глаз, как взгляд на небо, не всем дается одинаково просто. Человек, мучимый совестью, гораздо естественней сгибается к земле, опускает глаза. Небо, этот «престол Божий» (Мф. 5: 34), осознается чистым и святым. Поэтому блудный сын, составляя покаянную молитву, готовится сказать: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15: 18).
И вот Вознесение выпрямляет наши согбенные спины. Оно заставляет смотреть вверх. Причем – с радостью.
Смотрели вверх и очевидцы Христовых страданий. Гора сама по себе высока. Снизу вверх смотрят на гору все, кто стоит у ее подножия. Крест же возвышается над самою горою. Христос сказал: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32). Он доныне влечет к Себе человеческие души, и, когда мы поднимаем лицо к Голгофе, глаза наши бывают полны слез.
Но не так в Вознесение. Тогда, проводив Его долгим взглядом, апостолы возвратились в Иерусалим «с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24: 52–53).
Христос жив! Христос вышел победителем из схватки со смертью! Правда, Царство Израильское Он устроит еще не в это лето. И вообще Он творит много такого, что люди оказываются к Его делам не приготовленными. Вот и сейчас повелевает не отлучаться от Иерусалима, но ждать «силы свыше». Он не говорит все сразу, а то, что говорит, не сразу понятно. Его мысли – не наши мысли. Но главное – Он жив и обещал быть с нами до скончания века! А раз так, то ничего не страшно.
Христос возносится, и люди смотрят в небо. Вот знаменательная картина. Ничего великого и интересного в этот час нет для апостолов на земле. Все самое важное для них там, куда Христос восходит.
Как интересно, что язычники всматривались некогда в ночное небо, и это небо светом особенной звезды привело их к Младенцу-Мессии. Первое пришествие возвещено темным небом, украшенным звездами. Небом же, но уже ясным и дневным, будет возвещено и Второе пришествие. Вот ангелы в белых ризах говорят апостолам: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1: 11).
Праздник Вознесения становится праздником возвещения о Втором пришествии. Это теперь – главная цель поднятия на небо глаз.
Но не забудем и Крест Голгофский. Он тоже, как помним, заставлял поднимать лицо к небу. Крест, Вознесение, Второе пришествие. В последний день все эти события сольются в одно, потому что перед славным явлением Христа для суда над миром, «явится знамение Сына Человеческого (Крест, то есть) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24: 30). Восплачутся, потому что до сих пор все время смотрели в землю, все дела свои делали только ради земли, земным успехом мерили свои усилия. Тем же, кто не забыл о небе и о Том, Кто восшел туда после Воскресения, Господь говорит: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28).
Восклонимся и распрямимся, грешники. Распрямим спины все, искупленные кровью Сына Божия; все, не забывшие об этой великой цене искупления; все, говорящие Христу: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20).
Нам не нужно более ползать в прахе и стоять на четвереньках. Достоинство нам возвращено, и усыновление нам подарено. Вертикальную координату сообщает вознесшийся Господь мыслям верующего сердца человеческого. И вновь слышит домой вернувшийся сын голос Отца: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться» (Лк. 15: 22).
Спасибо Вам, о. Андрей.
Но самы лучший конечно дед Осипов. ))
Спаси Господи, отец Андрей, за очень хорошее поучение.
С Праздником!
Спаси вас Господи о. Андрей за заботу и за ещё одну хорошую статью.
Будьте высоко духовны,но не показательной духовностью,а сердцем,имея совесть, честь и достоинство,веру,не опускаясь до материального богатства через церковь,взывая людей к вере в Бога,а совести не имея и сострадания даже к родным и близким!
Воровство и обкрадывание верующих и родственников,отцов своих-наказуемо Господом Нашим!
Или вы считаете себя святее Святых Отцов, брат наш Сергий?
Простите меня.
Всех нас грешных...
Поскольку у автора//праздник Вознесения становится праздником возвещения о Втором пришествии// и //главная цель - поднятие на небо глаз//, то совершенно отпадает необходимость в Воскресной песни по чтении Евангелия: "Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши".
Ибо невозможно смиренное поклонение, в трепете и страхе, с "поднятием глаз"!!!
Отход от канонов Православия, реформаторство, внедряются в наше сознание лукавым не явно, но опосредованно, при помощи таких душевных проповедей "ослепших" пастырей!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Достойно всяческого уважения и благодарения забота отца Андрея о спасении наших грешных душ, но плевелами его собственного красноречивого самомнения, обильно посеянными в данной статье, наше сознание неизбежно поражается ее выводом, достойным протестантско-реформаторского пастора:
///Нам не нужно более ползать в прахе и стоять на четвереньках. Достоинство нам возвращено, и усыновление нам подарено./// - Зачем нам теперь покаяние и борьба со страстями?!!! "Станем есть и веселиться"???!
УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ВЕЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО ПРОИЗВОЛЕНИЕМ ВО ВРЕМЕНИ!
Кланяется человек Господу, - обретает подобие Его и возносится в Царствие Небесное, склоняется пред идолом, - превращается в животное и низвергается в бездну тартара!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!
Достойно всяческого уважения и благодарения забота отца Андрея о спасении наших грешных душ, но плевелами его собственного красноречивого самомнения, обильно посеянными в данной статье, наше сознание неизбежно поражается ее выводом, достойным протестантско-реформаторского пастора:
///Нам не нужно более ползать в прахе и стоять на четвереньках. Достоинство нам возвращено, и усыновление нам подарено./// - Зачем нам теперь покаяние и борьба со страстями?!!! "Станем есть и веселиться"???!
УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ВЕЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО ПРОИЗВОЛЕНИЕМ ВО ВРЕМЕНИ!
Кланяется человек Господу, - обретет подобие Его и возносится в Царствие Небесное, склоняется пред идолом, - превращается в животное и низвергается в бездну тартара!
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
С Вознесением!!!
Во Святости и Богодуховности тепла Явление,
Спаси и сохрани теплом Единства,
В поклоне перед батюшками, искренне молимся.
Спси и сохрани, нас Боженька.
Всех поздравляю с праздником Вознесения Господня.
Спасибо за статью. Ольга.
Молитесь люди!Настоящая жизнь только в Боге,во Христе,и святой душе,В Вере.Бойтесь и любите Бога.
Остановитесь!Не грешите мыслями.Пробудитесь!
Ей, гряди, Господи Иисусе!