Архимандрит Тихон (Зайцев) |
– С детских лет я имел огромное желание стать служителем Церкви. Посещение храмов и монастырей, особенно Псково-Печерской обители и Троице-Сергиевой лавры, все более и более укрепляло во мне это желание. По окончании средней школы и службы в армии я устремился к осуществлению своего желания и поступил сначала в Московскую духовную семинарию, а позже в академию. На втором курсе принял монашеский постриг и был рукоположен во диакона и пресвитера. Троице-Сергиева лавра и академия, где Господь судил мне провести 18 лет, были для меня поистине той школой, где органично сочетаются воспитание сердца и ума. Мне всегда было отрадно именоваться «воспитанником», общаться как со старцами, так и с профессорами и наставниками, вынесшими на своих плечах все тяготы открытого гонения на Церковь.
После защиты кандидатской диссертации меня оставили преподавателем в академии. В течение десяти лет я читал курсы литургики и гомилетики, кроме того, факультативно преподавал новогреческий язык, которым очень увлекся после посещения Святой горы Афон и Святой Земли.
В своих молитвах с благодарностью вспоминаю Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Кирилла, довершивших мне нести ответственное послушание на Святой Земле сначала в качестве члена, а затем и начальника Русской духовной миссии.
– Сохраняя духовное и культурное наследие Русской Церкви на Святой Земле, возглавляемая вами миссия решает ряд первостепенных задач, содержание которых небезынтересно и читателям нашего сайта. Каковы они?
– Многогранную деятельность Русской духовной миссии определяют те цели и задачи, которые поставило перед ней церковное священноначалие. Это, в первую очередь, молитвенное предстательство Русской Православной Церкви у Живоносного Гроба Господня, Божественной Голгофы и других святынь на Святой Земле, совершение богослужений в храмах и монастырях Русской духовной миссии, духовное окормление паломников и немногочисленной русскоязычной паствы, испытывающей определенные трудности и являющей собой пример твердости в вере и упования на Господа. К числу других основных задач миссии относится развитие и поддержка братских отношений с Иерусалимским Патриархатом, испытыващим, как известно, в последние годы усиленные давление и вмешательство в дела Церкви со стороны светских властей.
– Вы продолжаете труды своих предшественников в Иерусалиме, и в связи с этим интересно услышать, в чем заключаются сегодня традиции и новаторство в деятельности начальника миссии и каковы его функциональные обязанности?
– Начальник миссии вслед за предстоятелем Церкви поминается на всех богослужениях. И как поминается?! Как «отец». Это означает его повседневную отеческую заботу, напоенную и растворенную любовью, о всех и обо всем. Заботу о всех тех, кто вверен ему Богом и кто нуждается в его утешении словом, поддержке и наставлении примером. Заботу обо всем том, что является духовным и культурным наследием, сохранить которое – его святая обязанность. Стало быть, каждый начальник миссии основывает свою деятельность прежде всего на смиренном исполнении возложенного на него послушания.
– Какой смысл вы вкладываете в использованное вами в одной из недавних проповедей понятие «Русская Палестина»?
– Святая Земля, она же – древняя Палестина, исхожена стопами многих тысяч русских людей. Благодарный Богу русский человек хотел одного – ответить на любовь Божию, пригвожденную ко Кресту и объемлющую всех Своей любовью. Многие места на Святой Земле, связанные с библейской и евангельской историей, увековечены здесь построенными храмами или монастырями. Русская Палестина созидалась на средства как простых, так и именитых людей, каждый из которых стремился внести свою лепту в это благое и богоугодное дело. С появлением храмов, богослужения в них стали совершаться на понятном уму и сердцу русскому человеку славянском языке. Открылась возможность совершения умной молитвы, приносящей духовное утешение и просвещение от увиденного и пережитого на Святой Земле.
– Как заботится Русская духовная миссия, на которую возложена организация паломничества по Святой Земле, о богослужебной жизни паломников?
– Человек далеко шагнул в своей деятельности, открывая новые горизонты своего творческого ума. Это относится и к организации паломничества: изменились к лучшему его формы, ускорилось оформление необходимых документов, появились удобные средства передвижения по святым местам, утомленных путников ожидают уютные гостиницы. У Русской духовной миссии появилась своя страничка в интернете http://jerusalem-ru.livejournal.com/, позволяющая следить за всеми новостями со Святой Земли. Однако все эти новации в науке и технике не изменили той главной цели, ради которой собственно и предпринимается паломничество. А его цель остается неизменной – приобщение к святыням и дарование восприятия благодати через достойное поклонение. Вот этой целью и должен проникнуться каждый водимый нами паломник, определяя во время совершения паломничества свое поведение.
– По данным иерусалимской прессы, в этом году в город на чудо схождения Благодатного огня прибыло рекордное число паломников – свыше 30 тысяч. Храм Гроба Господня не смог вместить всех желающих, поэтому на устах тех паломников, кому вместе с толпой удалось преодолеть или даже снести на пути полицейские кордоны, появилось слово «подвиг». Сравнимо ли паломничество на Святую Землю с подвигом христианина?
– Да, паломничество – это тоже подвиг. Но он должен быть сопряжен для паломника с осознанием им того крестного пути, по которому он должен пройти вслед за своим Спасителем на свою Голгофу. Если в этом случае у паломника возникает вопрос «Где почерпнуть для этого необходимые силы?», то ответить могу на него так: «Только в молитве». Ибо именно молитва может внутренне собрать человека. А следствием этого станет дарование паломнику возможности осознать все свершившееся некогда на тех местах, которым он кланяется, и дарование ему обилия тех духовных благ, которые обыкновенно сокрыты от взоров духовно не чутких людей.