Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию докладов, сделанных на международной конференции «Христианство и проблемы современного мира» (17–18 июня 2011, Краков). Организаторами конференции, в которой приняли участие известные польские и российские ученые, священнослужители, публицисты, стали кафедра византийско-православной культуры Ягеллонского университета, одного из старейших в Европе, Польская академия наук и православный приход Успения Божией Матери в Кракове.
Иеромонах Симеон (Томачинский) |
Думаю, никого не надо долго убеждать в том, что книга имеет огромное значение в христианской традиции. Книга сыграла важнейшую роль в распространении христианского благовестия и многие века служила основным способом хранения и передачи культурной традиции. Собственно, само христианство и церковная жизнь для большинства славянских народов начались с деятельности святых Кирилла и Мефодия – с создания азбуки и появления книг. То есть для нас книга – это крещальная купель.
Книга за свою многовековую историю пережила разные этапы и ряд революционных скачков. Такие скачки обычно были связаны с изобретением нового способа передачи книжной мудрости – как правило, с помощью нового материала. Вначале это был папирус, затем пергамен и наконец бумага. На рубеже XXI века появился совершенно новый вид книги – электронный.
Старейшее из внешних определений книги было дано в 1740 году на страницах «Большого исторического словаря», выпущенного в Париже: «Книга – собрание некоторого количества листов, соединенных вместе, на которых что-либо написано или напечатано»[1]. В дальнейшем это определение многократно уточнялось, дополнялось, варьировалось, но суть его оставалась прежней. Именно такой тип представления человеческой мысли я буду называть «традиционной книгой».
В настоящее время традиционная книга активно вытесняется электронными устройствами, интернетом, аудио-визуальной продукцией. У каждого второго есть iPad или iPhone, ими активно пользуются в дороге, в офисе, даже на отдыхе, но многие ли читают на этих устройствах литературные произведения? Книга безнадежно проигрывает (по крайней мере, для молодого поколения) в конкуренции с видеофильмами, с интернетом. Так нужно ли за нее держаться?
Для нас это вопрос не праздный, не теоретический, потому что издательство Сретенского монастыря – это, по статистике, крупнейшее предприятие в области религиозной литературы в России. Мы издаем около 150 наименований книг в год. Главная задача, стоящая перед нами, конечно, просветительская, а не коммерческая. И мы себя спрашиваем: а может, надо оставить печатную продукцию и перейти целиком на электронные издания, на мультимедийную продукцию, туда перебросить все силы? Может, таким образом мы окажем более сильное влияние на молодое поколение, сделаем классическую христианскую культуру более близкой современным людям?
Думаю, что подобные вопросы задаются и в Польше. И ведь именно в Кракове в 1560–1561 годах вышло первое печатное издание польской Библии трудами краковского типографа Марка Шарфенберга.
Однако наш опыт показывает, что роль традиционной книги не уменьшается, но даже возрастает. Аромат переплета, шелест страниц, тактильные ощущения, но главное – определенная сосредоточенность, серьезность, внимание, которые требуются при общении с книгой, – все это располагает человека к восприятию тех традиционных ценностей, которые проповедуются христианством.
Новый стиль жизни – где у каждого ежеминутно звонит мобильный телефон, где царит интернет, где общаются через социальные сети – неизбежно порождает поверхностность в восприятии явлений, постоянную спешку, неумение слушать и слышать другого, отвращение к серьезным темам. Книга же помогает, пользуясь выражением одного писателя, «остановить мир». То есть вырваться из круговерти, внимательно выслушать собеседника-писателя, подумать. Совершенно бесценный и незаменимый опыт. Но по-другому и невозможно разговаривать с блаженным Августином и аввой Дорофеем, Данте Алигьери и Федором Достоевским. Это то самое богословие свидетельства, о котором много говорят в последнее время.
Возможно, в других категориях книжной продукции ситуация иная, и статистика в России показывает устойчивое падение тиражных показателей в некоторых сферах, но для духовной словесности наличие традиционной книги – это conditio sine qua non.
Да, можно и нужно создавать фильмы на христианскую тему, использовать мультимедийные ресурсы, работать с новейшими технологиями (что мы, собственно, и делаем, как показывает опыт сайта «Православие.Ru»). Но все это, по моему убеждению, никогда не заменит собственно книгу, традиционную книгу. Зато новые технологии могут очень эффективно помочь в открытии для молодежи целого мира – мира христианской культуры.
Среди таких технологий – набирающая популярность Print-on-demand (печать по требованию). Это возможность не изготавливать тираж, измеряемый тысячами экземпляров (поскольку при офсетной печати изготовление тиража менее тысячи не технологично), а напечатать такое количество копий, которое требуется конкретному покупателю: одну, две, десять.
В Соединенных Штатах по этой технологии уже изготавливается больше книг, чем офсетным способом. Борис Ленский, заведующий кафедрой книжного бизнеса Московского государственного университета печати, приводит такие цифры: в 2009 году книгоиздатели США выпустили в свет около 1 миллиона книг и брошюр, из которых по технологии Print-on-demand сделано 70%[2]. Конечно, России или Польше до таких показателей пока далеко, но очевидно, что за этим направлением будущее. Такой способ печати экономит силы и средства издателей, удобен покупателю, сохраняет в неприкосновенности традиционную книгу.
Другим путем развития является своеобразная «конвергенция жанров», когда публикация и продвижение традиционной книги сопровождаются мультимедийными материалами. Это могут быть и аудио- и видеодиски, приложенные к изданию, и видеопрезентации, и дополнительные возможности в виде предоставления книги в различных электронных форматах. В любом случае, книга во всех ее видах, печатном и электронном, остается «кодом культуры» и главной опорой для проповеди в обществе, теряющем нравственные ориентиры.
Так, замечательный пример христианского романа, помогающего обрести путь к Богу, – это «Quo vadis» (в русском переводе – «Камо грядеши») Генрика Сенкевича. Еще в советское время перевод этого романа на русский язык открывал людям мир веры, способствовал преодолению предрассудков в отношении христианства. Но и в наши дни это произведение Нобелевского лауреата не утеряло своего громадного духовного значения. Не случайно и в нашем издательстве роман «Камо грядеши» Сенкевича выходил неоднократно.
Сейчас активно разрабатывается богословие свидетельства. Так вот, книга Сенкевича – художественное свидетельство, живой пример первых христиан. Как пишет в послесловии к роману известный писатель и поэт Олеся Николаева, «этим и отличается простое знание фактов – а они нам по большей части известны хотя бы из истории христианской Церкви – от непосредственного переживания их, которое дарит художественная литература. Можно сказать, что наши умозрительные представления претворяются с ее помощью в экзистенциальное переживание и соучастие, становятся фактом нашего внутреннего опыта»[3].
Христиане призваны максимально эффективно использовать как традиционные, так и новейшие технологии для передачи культурных и религиозных ценностей новому поколению. Тогда человек останется мыслящим существом – Homo sapiens. Потому что только с книгой в руках человек может сказать: «Cogito ergo sum».