Нямецкий монастырь, в котором некогда подвизался преподобный Паисий Величковский (1722–1794, память 15/28 ноября), расположен к северо-западу от румынского города Тыргу-Нямц. Монастырь был основан в XIV веке. В XV веке обитель становится центром книгописания: здесь переписывали рукописи такие известнейшие мастера, как книжник и автор многих миниатюр Гавриил Урик и каллиграф Феодор Мэришеску. В 1497 году молдавский господарь святой Стефан Великий возвел на территории монастыря монументальный храм Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. Преподобный Паисий Величковский переселился в монастырь вместе с учениками в 1779 году.
О сегодняшней жизни монастыря корреспонденту сайта Православие.Ру рассказал старец (то есть настоятель; в Румынии старцами называют настоятелей и наместников всех монастырей) архимандрит Бенедикт (Сауциуц).
– Отец Бенедикт, расскажите, что представляет собой Нямецкий монастырь сегодня?
– Сейчас в самом монастыре подвизаются 63 монаха и еще 50 – в скиту. Рядом с монастырем находятся храм во имя святого Иоанна Сучавского и больница. В храме есть чудотворная Нямецкая икона Божией Матери. Во время нападения турок в 1821 году она была обретена как раз на том месте, где позже был построен скит. 100 лет спустя в двух километрах от этого скита был построен еще один скит. Всего у нашего монастыря восемь скитов – в горах и в лесу, неподалеку от монастыря. В 60 километрах от монастыря расположены монастырские виноградники – семь гектаров земли.
– За свою 600-летнюю историю монастырь когда-нибудь закрывался?
– Монастырь всегда был открыт, но при коммунистах в нем было мало монахов. В 1948 году в монастыре было 500 монахов, но после декрета 1956 года осталось только 30, потому что монахов моложе 70 лет заставляли работать. Скиты были закрыты. Только после декрета 1964 года монахи стали возвращаться. В 1980 году здесь было уже много монахов. И я пришел сюда в 1982 году.
– В монастыре много посетителей. Такой наплыв только летом или всегда? И кого больше – паломников или туристов?
– К нам круглый год приезжает много и паломников, и туристов. И тех, и других примерно одинаковое количество. При монастыре действует большой культурно-паломнический центр, который мы построили специально, чтобы принимать такое количество приезжающих.
– Когда появился этот центр?
– В 2003 году. В нем имеется гостиница на 100 мест, трапеза на 120 мест, зал для конференций на 900 мест, интернат, информационный центр для паломников. Мы проводим на его базе очень много различных мероприятий, инициаторами части из них являемся сами.
– Кроме румынских паломников, из каких православных стран к вам приезжают?
– К нам едут из Македонии, Украины, немного из Греции. Из России приезжают очень редко, в основном монахи и паломники. При коммунистах из России и других соцстран приезжало много людей, они жили в монастыре, проходя лечение на расположенных рядом бальнеологических курортах.
– При преподобном Паисии монастырь был известен как крупный книжный центр. Сейчас монастырь занимается какими-нибудь издательскими проектами?
– Да, конечно. Во времена святого Паисия были в ходу еще рукописи, и книги монастырь не печатал. Первые книги были напечатаны лишь в 1806 году. При преподобном Паисии было 1100 монахов 23-х национальностей: греки, русские, румыны, болгары, македонцы и другие. Учениками святого Паисия было основано 110 монастырей по всему миру.
Что же касается издательской деятельности монастыря… Издательство в монастыре существует с 1808 года. В 20-е годы прошлого века была небольшая пауза в его работе. Но с 1922 года деятельность издательства возобновилась, оно работало и при коммунистах: это было единственное церковное издательство, которое выпускало книги и календари для Румынской Церкви. Сегодня мы выпускаем много различной литературы: катехизисы, жития святых, жизнеописания подвижников Церкви. Очень много печатаем книг из духовного наследия старца Клеопы (Илие), который подвизался в Секу.
– В соборе в раке преподобного Паисия находится лишь небольшая частица мощей. Какова судьба остальной части святых останков?
– Когда в 1910 году вскрывали могилу преподобного, обнаружили вот эти частицы. Мы считаем, что другие части мощей все еще под спудом.
У преподобного Паисия было больше 1000 учеников, которые разошлись по всей православной Европе. И существует версия, что мощи преподобного могли унести некоторые из его последователей, уходивших из Нямецкого монастыря, а хранящиеся у нас мощи не принадлежат святому Паисию. Но это всего лишь версия.
У нас чрезвычайно высоко оценивается вклад преподобного в румынское и славянское монашество и как переводчика духовной литературы, и как продолжателя исихазма и старчества.
– При таком наплыве паломников удается ли вам продолжать традицию исихазма, заложенную здесь святым Паисием? И есть ли среди вашей братии хотя бы один исихаст?
– Наши исихасты живут в скитах. Известные своей духовной жизнью монахи живут в основном в лесу. При коммунистах в лесу жили многие. Вот почивший старец Клеопа тоже в свое время отшельничал.
– Что сегодня представляет собой монастырская библиотека, основанная преподобным Паисием?
– У монастыря самая большая и самая старая библиотека в Румынии. Она насчитывает 22 тысячи печатных и рукописных книг. В основном это духовная литература XVII и XVIII веков. Это наследие эффективно используется: рукописи и книги переиздаются, с ними работают специалисты, ученые используют их как материал для научных трудов.
– При монастыре есть семинария?
– Да, есть рядом семинария для подготовки священнослужителей. Там сейчас обучается 400 студентов, из них 150 – монахи.
– Каково значение Нямецкого монастыря для Румынии?
– Нямецкий монастырь был самым большим монастырем в Румынии, и сегодня наши верующие чтут духовное наследие тех, кто некогда здесь подвизался. Для Румынии он всегда значил то же, что и для всего православного мира: это известная школа монашества.
– В крипте монастырского кладбищенского храма имеется костница. Эта афонская традиция прижилась только в Нямецком монастыре или существует и в других румынских монастырях?
– Костницы в других обителях тоже есть. В храме, который стоит на месте возведенной в 1100 году первой церкви во имя Иоанна Богослова, собраны останки братии. Они были извлечены при коммунистах, когда была угроза поругания останков. Сегодня на этом кладбище мы уже не хороним, последние захоронения были произведены незадолго до падения безбожного режима.
Координаты: 47°15'48"N 26°12'33"E
Хотела бы посетить монастырь из Москвы. Остановиться на несколько дней.Как это возможно? Спасибо.
Заранее благодарю, Елена.
У меня к Вам просьба, как можно было бы узнать эл. адрес Нмецкого монастыря? И есть ли там монах который говорит на русском языке?
Заранее благодарен вам
игумен Гавриил