– Александр Михайлович, расскажите, пожалуйста, как Господь привел Вас к Гробу Господню?
Святая Кувуклия после схождения Благодатного огня |
– А как обычно складывался Ваш день у Гроба Господня?
– Я каждый день был у Гроба Господня. В дни архиерейской службы двери храма Гроба Господня открыты, так что любой может прийти туда. В храме Гроба Господня есть закрытые службы, когда служит только святогробская братия так называемым иерейским чином, и открытые, когда служит кто-нибудь из архиереев Иерусалимской Церкви. Когда открывались двери, я со всеми прихожанами входил в храм. В мои обязанности входило подготовить храм Гроба Господня к литургии. Участвовал я и в проскомидии: читал имена – у меня было несколько тысяч имен в помяннике. И по сегодняшний день они у меня сохранились. Так было три-четыре раза в неделю. На каждой из архиерейских служб я был. Меня так и звали, и сегодня все еще зовут – Александр Святогробский.
– Что чувствовали Вы, когда впервые увидели Благодатный огонь?
– Благодатный огонь я впервые увидел на Пасху 1991 года. Я ничего не знал об этом. Волею Божией я был вхож ко Гробу Господню, но тогда в службах еще не участвовал: я был еще не готов к этому. Не участвовал я и в подготовке Гроба Господня к сошествию Благодатного огня. Я пришел, как и все паломники, оказался в армянском приделе, с левой стороны, стоял там вместе с супругой. И еще не увидев Благодатного огня, я почувствовал его схождение в свое сердце. Это невозможно объяснить. И потом я это всегда наблюдал: огонь зримо мы еще не видим, но он уже сошел. За несколько секунд – порой за десять секунд, за семь – до того как его можно увидеть зримо, он уже есть в сердце. Я чувствовал это каждый год. И в минувшем году тоже.
– Некоторые считают, что Благодатный огонь – подделка. Что Вы думаете об этом?
– Схождение Благодатного огня – это истина, а истина не нуждается в подтверждении. Свидетельства о сошествии Благодатного огня восходят еще к I веку. Первым очевидцем его сошествия был апостол Павел. А из наших соотечественников – игумен Даниил, он об этом рассказывает в своем «Хожении». Игумен Даниил паломничал по Святой Земле в начале XII века. За две тысячи лет Святая Земля оказывалась не раз и не на одно столетие в руках и арабов-мусульман, и турков, и латинян, и евреев. И в любое время Благодатный огонь сходил, а православное духовенство имело возможность его получить. Так было в прошлом, так происходит и сейчас, когда Святая Земля – территория Израиля. Это – величайшее во вселенной чудо.
Кроме того, температура Благодатного огня – 40–50 градусов. Этому есть множество подтверждений, не верящие пусть смотрят видеокадры, они не подтасованы. Я сам лично видел, как архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры, ликуя, медленно проводил Благодатным огнем по своей бороде, и ни одна его волосинка не вспыхнула. Уж не знаю, есть ли в химии какие бы то ни было вещества, которые могли бы воспламеняться при такой температуре…
– Идеже хощет Бог, разрушается естества чин…
– Да.
– Естественно, что чудеса – не основа нашей веры. Что укрепляло Вашу веру тогда, когда Вы находились у Гроба Господня, и что укрепляет ее ныне?
– Помимо сошествия Благодатного огня я был свидетелем и других великих чудес. Так, в 1994 году, благодать стала сходить не в Пасху, а с 10 по 21 июля. Десять дней Благодатный огонь сходил с утра до часу дня. Каждый день! Это могут засвидетельствовать многие! Сестры Горненской обители, например. Как-то я стоял на коленях у Гроба Господня, вдруг слышу, одна монахиня восклицает: «Александр, ты счастливый! У тебя по позвоночнику молния пробежала!».
– Часто говорят, что у православных в Иерусалиме непростые отношения с израильскими властями. Чего все-таки больше – худого или доброго?
– Конечно, доброго. Мы всегда сотрудничали с израильским министерством религии. И израильские полицейские всегда помогали нам. Как подтверждение доброго отношения можно вспомнить вот что: в день Крещенского сочельника израильские власти открывают границу, снимают минные заграждения, чтобы пропустить тысячи паломников на благословение и освящение святых вод Иордана.
– Как Вы оцениваете роль Русской духовной миссии в Иерусалиме?
– Она огромна. Это наше посольство, и оно там крайне необходимо. Оно является связующим звеном между Святой Землей и Россией.
– А что Вы можете сказать об отношениях между Русской Православной и Иерусалимской Церквями?
– Прекрасные отношения! Они всегда были такими, и такими поддерживаются по сей день. Блаженнейший патриарх Феофил – частый гость Русской духовной миссии и Горненской обители и, в частности, настоятельницы матушки Георгии. Он присутствует на празднествах, именинах… И в великие праздники, приходские праздники Горненской обители – Казанской иконы Божией Матери, на Рождество Иоанна Предтечи – всегда присутствуют представители Иерусалимской Патриархии.
Беседовал монах Павел (Щербачев)