Всеяден стал человек. Ничего не испугается, ни от чего не отшатнётся. Скривится, но съест всё, что ни попросят, тем более, если снимают на камеру.
Скажут ему: «Вот здесь поцелуйте, вот здесь подержитесь, вот тут на коленки встаньте. Это для счастья», — исполнит. Всякую чушь на себя наденет. На фоне какой хочешь глупости сфотографируется. Любую палочку ароматную зажжёт перед любым истуканом.
И всё это — от внутренней пустоты и того уменьшения пространства во времени, которое называют глобализмом.
Так и передвигается внутри съёжившегося пространства внутренне пустой человек, важный представитель западной цивилизации. У него избыток денег и масса свободного времени. Он получает лёгкий доступ к любой интересующей информации, но вместо цельного и выстраданного мировоззрения имеет только жалкую смесь из газетных клише вроде «рыночная экономика», «свобода личности», «террористическая угроза», «защита окружающей среды»…
У этого правнука былой христианской цивилизации в словарном запасе всё те же слова, что и триста-четыреста лет назад: вера, надежда, любовь. Но это уже «вера в прогресс», «надежда на научные достижения» и «любовь к себе». Борьба за истину переросла для него в борьбу за рынки сбыта. А частицей большого целого он чувствует себя не на крестном ходу и не в храме, а на стадионе и возле урны с бюллетенями на очередных выборах.
Этот милейший человек любит животных, но лишь потому, что не любит людей, а любить хоть кого-то, да надо. Смирение он обозвал униженностью, а гордыню — добродетелью. Наконец, потеряв всякий вкус к истине, он решил, что истины нет вообще, и, значит, все по-своему правы.
Эту мерзкую мысль он объявил своим достижением и назвал толерантностью.
Что же скажет этому представителю белого, гордого, цивилизованного мира остальной мир — экзотический, многоликий и «нецивилизованный»? На многих языках — одно и то же: «Приезжай к нам. Лечись нашими народными средствами. Танцуй по ночам на наших пляжах. Фотографируйся на фоне развалин наших древних храмов. И плати нам за это».
Он говорит тихо, склонив лицо вниз и орудуя щётками чистильщика над блестящими туфлями белого туриста:
— Мы скоро сами к тебе приедем. Многие наши уже приехали, но это только десант. Мы будем жить в твоих городах, учиться в твоих университетах. У тебя есть деньги, много денег. Нам нужны они и твои технологии. Ты стал ленив и привычен к комфорту, а мы всё ещё умеем работать. Мы умеем улыбаться и одновременно презирать того, кому улыбаемся. Мы умеем брать подачки, но и ненавидеть тех, кто нам их подаёт. Мы сто раз согнёмся до земли, но однажды мы выпрямимся, а ты согнёшься. Только ты уже не распрямишься.
Мы ненавидим тебя, даже когда учимся в твоих университетах. Мы завязываем галстуки по твоей моде и ненавидим тебя. Мы учим наряду с языком своей матери языки чужих матерей, но лишь для того, чтобы со временем проклясть тебя на всех языках. Ты слишком долго пиршествовал и наслаждался, подчинял и властвовал. Это время заканчивается. У тебя больше нет души, и в твоей системе координат нет другой точки отсчёта, кроме твоего эгоизма. Поэтому тебе не на что опереться. Когда ты умрёшь, даже когда ты только упадёшь, утомлённый развратом, пьянством или собственной дряхлостью, количество людей, желающих вытереть о тебя ноги, будет так велико, что ты навеки будешь смешан с прахом…
Но правнуки былой христианской цивилизации словно бы и не слышат этих угроз.
Они не желают вспомнить об истине и заполнить ею душевную
пустоту. Цивилизация, в которой мы живём, перед
достижениями которой, как перед истуканом Навуходоносора,
ползаем в пыли, — цивилизация безразличия к истине,
цивилизация наследников евангельского Понтия Пилата,
равнодушного и трусливого соучастника богоубийства.
Будем помнить, что рано или поздно всякой неправде
приходит конец. В День Возмездия небеса совьются, как
свиток. Великий позор ожидает лживую славу века сего.
Не позавидуешь тогда не только большим и маленьким современным пилатам, но и тем мелким душам, которые сегодня готовы шнурки завязывать цивилизованному европейскому барину. Только за одно это мелкое холуйство будут они наказаны в полной мере наравне с теми, чьи шнурки рвались завязывать.
А уж День Возмездия будет, поверьте. Бог наш на нас мало похож. Чего-чего, а толерантности у Него нету.
Ваши беседы очень полезны и нужны. Но более всего Ваши беседы нужны детям, школьникам. И особо в частных, "дорогих" школах. Семьи уже не в состоянии помочь, учителя не могут. Одна надежда на Вас! Ценностные ориентиры смещены, психология потребления цветет пышно, идолопоклонство гаджетам и виртуальному миру, - не можем мы бросить детей! Есть же еще время?..
Помогите Христа ради!
Многие нн любят, когда им говорят правду в глаза, и даже называют это "экстремизмом" , т. к. взбаламутили их тихий мирок, с походами в дисниейленд и лживыми улыбками окружающих.
Недавно прочитала старый, 1949 года рассказ Бредбери "Человек". Он пишет там о том же, о чем о. Андрей. О потере ВЕРЫ людьми, променявшими ее на что угодно, сладенькое , удобное, лживо улыбающееся или на так называемый "успех".
"Они не желают вспомнить об истине и заполнить ею душевную пустоту."(с)
Вот основной смысл статьи.
Дело не в западной цивилизации, она давно уже мертва или переродилась в цивидизацию мамонны.
Дело в каждом из нас.
"Благодари Бога за то, что ты родился православным. Будь твердым в вере, не поддавайся искушениям и не заботься о том, спасутся ли люди другого вероисповедания. Не наше это дело. Бог милостив."(с)
"Обличать надо, это вовсе не осуждение."(с)
Это сказал один и тот же человек, и как же он прав! - Старец Гавриил (Ургебадзе).
Спасибо Вам, что пробуждаете!!!!
Разводить дискуссию по поводу личного отношения автора к жителям Запада вообще бессмысленно, я наоборот увидела сочувствие у о. Андрея к ним. Господь, конечно, терпелив и многомилостив, но не толерантен.
Читатели, не ищите к чему бы придраться у авторов, а попробуйте понять их замысел.
Все Ваши статьи - это 100% -ное попадание в душу, которое заставляет очнуться и задуматься!!!
А оппонентам батюшки Андрея неплохо было бы немного расширить угол восприятия, многое станет понятным.
Мир всем!!!
Люди, Вы читать то умеете? Разве разговор только о Западе?
Вокруг себя то посмотрите, откуда у нас дешевая рабочая сила ,что дальше то будет? Нужно делать своевременные выводы и думать! Очень много и глубоко думать, к чему и призывает Вас отец Андрей. Сначала толерантность, потом глобализация,а там и День Возмездия.
Спаси,Господи!
За статью же огромная благодарность. Заставляет задуматься, как и все статьи отца Андрея Ткачева.
Всеобщая толерантность на руку тем, кто еще чистит башмаки и завязывает галстуки, потому что лень духовная и гедонизм западной цивилизации работает на ее погибель - Франция уже пожинает плоды миграционной толерантности, а Англия захлебнулась своим правовым фанатизмом, когда беспорядки в Лондоне начались.
Как бы правнуки восточной христианской цивилизации, то есть мы с вами, не оказались в том же прокрустовом ложе толерантности...
В данном случае согласен с о. Андреем Кураевым, чье интервью в этой же колонке чуть выше:
"В православной традиции принято минимизировать наше давление на человека. Поэтому церковная музыка не должна быть оперной, выставляющей напоказ эмоции и провоцирующей их. Церковное чтение должно быть бесстрастным — чтобы сиюминутное настроение чтеца не навязывалось всем остальным. Икона несет смыслы, а не щекотку для подсознания. Это касается и проповеди. В ней не должно быть искусственной экзальтации."
С уважением Татьяна
Маргарите: У о. Андрея много книг: «Письмо к Богу», «Мы вечны!»-- 2011; «Тебе и мне Бог письмо написал», 2010. Я купила их в начале августа на православной ярмарке в Нижнем Новгороде.
Всех с праздником Успения ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ! Матерь Божия, спаси Русь Святую и нас, грешных!
Опять неожиданный взгляд на проблему о.Андрея заставляет меня сильно задуматься!
Только за это уже можно сказать ему огромное спасибо и дальше продолжать стараться не пропустить ни одной его статьи!
И не смотря ни на что - Спаси и Сохрани всех, и завязывающих, и равнодушных, и трусливых! Бог нам всем судья.
И не смотря ни на что - Спаси и Сохрани всех, и завязывающих, и равнодушных, и трусливых! Бог нам всем судья.
Отец Андрей, а есть ли сборники Ваших статей? Хотелось бы прочитать - они очень современны и нужны.
простите Сергей, может я и не права, но в этой статье не о том написано, о другом...ищите прежде Царствия Божия и все приложится вам...
а уж шнурки завязать и ботинки почистить мы сами можем)))
Только на днях с ужасом осознала реальность того, что если Человек не Раб Божий, то он - НЕСВОБОДЕН! Он, неизбежно, - РАБ КОГО-ТО ЕЩЕ: денег (в виде страсти наживы), вещей (в виде страсти стяжания), "любимого" человека (точнее - пристрастия к тому, кто ему чем-либо приятен или удобен ...). И, о ужас, - наколько беспощаден его "нынешний господин", настолько, ПО-ИСТИНЕ, НЕСЧАСТНА жизнь раба. Краткие минуты удовольствия сменяются длительными приступами раздражения, быстро переходщего в недовольство, а из недовольства - в уныние. Болезнь современного общества - отсутствие радости, дружелюбия и благодарности. Причина - "свобода" от благого ига Христова.
Сергею:
Наличие своободного времени и денег не помеха, если на устах молитва, а душа и сердце наполнены любовью к Богу и к ближнему .
С уважением, Сергей