Любая культура является сложной системой оповещений, предупреждений, напоминаний о прошлом, запретов.
Человек, не умеющий читать культурные знаки, будет сожран непонятной действительностью подобно тому, как будет ударен смертельным разрядом человек, пренебрегший надписью «Не влезай — убьёт!»
Надо учиться читать.
Иногда люди выпячивают знаки своей принадлежности к субкультурам. Тогда по манере завязывать галстук и по марке часов на запястье, по цвету платка, выглядывающего из кармана, или по рисунку татуировки ты сразу узнаёшь о человеке именно то, что он сам хочет сделать известным для людей, умеющих эти нюансы замечать.
Иногда, напротив, кто-то нагло метит территорию, разбрасывает знаки своего присутствия, но окружающий люд в ус не дует, поскольку чтению особых знаковых систем не обучен.
Трудно сказать, с чем именно мы имеем дело в данном случае, но на рекламных щитах в Киеве появились плакаты, возвещающие о появлении в Украине «Большого брата».
***
Вроде бы всё понятно — телевизионное шоу, по типу которого были сняты прошедшие на наших экранах «За стеклом», «Дом-1» и «Дом-2». Лёгкая возможность стать «звездой», заплатив за превращение полной публичностью и многодневной жизнью перед зрачками бесчисленных телекамер. Вместе с тем, правильное отношение к этому шоу ведёт нас глубже и дальше, по крайней мере, заставляет знакомиться с некоторыми литературными произведениями. Имеется в виду Оруэлл и его роман «1984».
Это яркая, острая и не лишённая если не прозорливости, то прозрений антиутопия. Европейская мысль плодила «утопии» долго и настырно. В переводе «утопия» означает «то, чему нет места», то есть то, чего нет в природе, но очень бы хотелось, чтобы было. Этим именем называли вымышленные страны, в которых, по мысли авторов утопий, жизнь счастлива и безмятежна. Земным раем мыслились утопии для писателей, но внимательное прочтение этих мечтаний даёт тоскливое ощущение попадания в подлинный концлагерь. Такова жизнь в идеальном государстве Томаса Мора, таков политический платонизм, если в него вчитаться. Но дело было не так страшно, пока жизнь оставалась неидеальной, а её идеальные модели жили только в головах мыслителей.
Всё изменилось в ХХ веке. Люди решились не просто мечтать о земном рае, но и создавать его. Итогом больших трудов и масштабных кровопролитий, как назло, явился вовсе не рай, а настоящий ад, или его земное преддверие. Вот тогда-то в литературе и появились романы-антиутопии. Брэдбери, Оруэлл, Замятин, отчасти — Платонов, изобразили в своих книгах трагическое крушение мечты о прекрасном обществе. У Андерсена гадкий утёнок стал лебедем. У Оруэлла лебедь стал ехидной. Многое писатели-антиутописты списывали с натуры, многое ещё не явленное открывалось их творческой интуиции.
***
Большой брат или, если точнее, Старший брат — это таинственный персонаж, управляющий жизнью Океании — государства, описанного в книге Оруэлла. Существует ли Большой брат реально — никому в Океании неизвестно, но его портреты смотрят на человека отовсюду. «Большой брат видит тебя», — гласят плакаты, нарисованные так, что ты ощущаешь себя в поле зрения изображения, куда бы ни шёл.
Страна, возглавляемая Большим братом, является тоталитарным государством. Это государство предъявляет требования не только к поведению человека, но и к его мыслям. Там существует такое понятие как «мыслепреступления», то есть мысленное противление режиму или несогласие. Стоит попасть на допрос или под пытку, которые проводятся в Министерстве любви (sic), — и человек расскажет о себе всё что угодно. Кроме Министерства любви, существуют ещё Министерство правды, которое врёт 24 часа в сутки; Министерство мира, которое ведёт постоянные войны. Короче, картинка узнаваемая. Узнаваемая и страшная.
Книгу стоит прочесть. По крайней мере, участвовать в шоу человек, читавший книгу, едва ли согласится.
***
Наш народ, переживший не киношный, а реальный пресс тоталитарной власти, должен был бы воспитать в себе некий подкожный страх, некую защитную реакцию на попытки оболванивания, управления сознанием, залезания в душу в грязных сапогах. Ничуть не бывало. Ещё в памяти многих живы реальные слежки, ещё в чьи-то сны приходят воспоминания о настоящих допросах — а уже телевизионное шоу, взявшее имя взаймы у выдуманного концлагеря, выходит на экраны. Прав был Серафим Роуз, отводивший особое место в истории ХХ века Диснейленду и Гулагу. Диснейленд сверкает огнями, детишки на каруселях радостно визжат — а на заднем плане видна вышка с часовым и колючая проволока, но никто на это не обращает внимания. Пока.
Но сказанное — лишь верхний слой явления. Идём дальше.
Человеку свойствен стыд и стремление спрятаться от чужих глаз хотя бы ненадолго. Право отгораживать кровать от чужих глаз или прятаться за фанерной перегородкой было даже у строителей казарменного социализма. Для человека неестественно находиться в поле чужого зрения постоянно. В данном же случае мы сталкиваемся с добровольным согласием человека влезть в «клетку» и обнажить свою жизнь перед телекамерами без всякого исключения. Мы имеем дело также с желанием огромного числа людей понаблюдать за человеком, напрочь лишённым интимности и тайны.
Одно из двух: либо эти опыты искалечат тех, кто на них согласится; либо речь идёт об уже искалеченных персонажах, для которых жизнью является то, что обычно приносит смерть.
***
Опыты над человеком — это не только то, что было вскрыто и осуждено на Нюрнбергском процессе. Под знаком опытов над отдельным человеком и целыми народами история движется уже не одно десятилетие. Остались в прошлом эксперименты по спариванию приматов с человеком, канули в Лету попытки создания международного братства трудящихся при помощи переливания крови. Но им на смену пришли другие опыты. Они переместились в ту область психики, в тот заповедный и таинственный мрак, где живёт память, где слышан голос совести, голос крови и родовое сознание.
Отметая табу, взламывая запреты, докапываясь до подсознательных глубин, экспериментаторы стремятся добраться до сердцевины личности. Ими движет желание освободить человека, изменить его мысленные коды, сделать его дитём нового века и новых просторов. Они, скорее всего, расщепят, а не исцелят бедную личность, эти смелые — или подлые — экспериментаторы. Они подтолкнут человека в спину и лишь ускорят его движение к той пропасти, в сторону которой он и без того идёт.
***
«Большой брат» — это очередная пародия на Всемогущего Бога, а человек под бесконечными глазками телекамер — пародия на Авраама. Тому сказал Господь: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт. 17, 1). И Авраам ходил пред Богом, помнил о Нём, саму повседневность превращая в непрестанное служение.
Большой Брат (пусть это имя будет сборным именем всех подобных шоу) обращается к человеку, уже забывшему или стремительно забывающему о существовании Всемогущего, и говорит ему: «Привыкни к тому, что тебя видят всегда. Забудь про стыд. Делай вид, что ты играешь в кино. Вся жизнь, в сущности, и есть игра. Никакой непорочности я от тебя не требую. Более того, ты нужен мне именно порочным. Будь порочен и ходи предо мною».
«Будь порочен безо всяких угрызений совести и помни, что за тобой всегда наблюдают», — эти слова, отдающие могильным холодом, могут быть когда-нибудь обращены ко всем жителям Земли.
***
Наши идейные противники любят говорить, что, мы, попы, вечно пугаем людей, желая удержать их в подчинении. Что ж, переубедить людей, уверенных в правоте этого тезиса, не удастся, да я и не буду особо стараться. Для меня куда важнее сообщить другим людям, читающим Библию, библейский взгляд на то, что происходит вокруг. Научить, например, видеть в дрессировщике и диких зверях на арене цирка бледное подобие райской жизни, где животные слушались Адама и видели в нём господина, а не врага. Или, слушая прогноз погоды, вспоминать слова Христа: Лицемеры! Различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете (Мф. 16, 3).
Вот и видя на плакате большой глаз и слова «Большой брат», я не могу отмахнуться от целого роя мыслей и ассоциаций. Это мысли о вездесущии Божием и хождении перед Ним. Это мысли о том, как тоталитарное государство пытается подражать Богу и заменить Его собой.
Это мысли о прошлом, которое известно, и о будущем, которое готово выползти из-за горизонта.
Это непростые мысли. В них опасно погружаться, сидя за рулём автомобиля. Поэтому за рулём я пытаюсь развеяться и включаю радио.
Как правило, в это время по радио выступает какой-то чиновник из Министерства правды или Министерства любви.
Спаси Господи, отец Андрей!
Давайте же будем стараться не засорять свой "духовный эфир" подобного рода мерзостью.
Ваши статьи, затрагивая различные темы, говорят
об одном - о Боге, об истине !
И мы, читающие Ваши строки, становимся мудрее
и свободнее: "...и познаете истину, и истина сделает вас свободными."
И грех нам, свободным, спешащим в филармонию,
посещающим православные сайты и говорящим на большинство ТВ-каналов словами персонажа "Интернов": "тьфу-тьфу-тьфу",
не распространять Истину вокруг себя (по мере сил),
не воспитывать своих чад в любви к классике: в книгах, музыке, вере.
А там глядишь и наши внуки будут спешить в филармонию и театр,
в инэте искать, в том числе, и православную тематику,
и, работая в редакции на телевидении, на предложение об очередном проекте реалити-шоу категорически скажут: "тьфу-тьфу-тьфу".
Один человек плюс Бог - это уже большинство, даже против всего остального мира. Будем же стараться прилепляться к Богу и жить по Его заповедям.
Есть закон духовной жизни, который гласит, что в центре нашей жизни ставится то, о чем мы больше всего думаем.
Думаем о Христе - значит Он становится в центр нашей жизни. Думаем только о "всесилии" зла, и оно реально становиться всесильным в нашей жизни.
Я не одобряю ток-шоу типа "большого брата" и практически не смотрю наше ТВ. К сожалению современному человеку ТВ начинает заменять всё больше и больше театр, оперу, балет и вообще искусство. И притом замена идет неравноценная: вместо Чайковского, Рахманинова и Шуберта телевидение (кстати, какое слово (sic) ) предлагает погрузиться в мир страстей и криминала.
"Большой брат" - это звено в закономерной цепи разрушения государства и семьи. Как говорил о. Андрей (Кураев): "Включи мозг - выключи телевизор"
Война идёт уже давно!
Нас убивают изнутри. Похоже на многочисленные примеры истории, даже Библейских государств. Большинство людей не понимают этого и ведутся на сладкие и заманчивые ценности. Но эти ценности - подстава. Люди променяли ИСТИНУ на ничтожество! Еще и удивляемся почему так у нас в стране всё плохо-то?