Ап. Иоанн Богослов |
Нынешний день церковь Христова совершает славную память преставления Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова от временной жизни к вечной, от тленной к нетленной, от многотрудной и прискорбной к вечному покою и радости, от работной – к царственной, ибо ему, вместе с прочими Апостолами обещано Самою Истиною – Христом царское седалище и суд над двенадцатью коленами Израильскими. Преставление возлюбленного ученика и наперсника Христова было сверхъестественно: чрез три дня по погребении тело его не обретено в земле, в которой он был похоронен; он был переселен с телом в небесные селения, к престолу Божию, получив в то же время жребий – пребывать и на земле по желанию, до второго страшного пришествия Христова, во исполнение слов Господа, сказанных Апостолу Петру: если я хочу, чтобы он оставался (в теле), пока я приду, что тебе до того?
Так возвеличена, обессмертствована и обожена природа человеческая в лице апостола Иоанна, такой громогласный, премудрый, божественный Богослов и учитель веры истинной дан человечеству в лице возлюбленного апостола Иоанна. Его божественное, чудное, исполненное божественной простоты и величия Евангелие проникло во все концы мира; научило и научает все народы, принявшие веру Христову, истинному, душепитательному и душеспасительному Богословию.
Обратим особенное внимание на слова, сказанные Господом, Начальником жизни нашей, апостолу Петру касательно мученической кончины его на кресте и касательно пребывания Иоанна до второго пришествия Господа: если я хочу, чтобы он оставался, доколе я приду, что тебе до того?
Что значат эти державные слова Творца и Господа тварей? Они значат, что Иоанн не умрет в продолжении нескольких тысяч лет, и испытает смерть на несколько дней только перед самым вторым, славным пришествием Его на землю. Поучимся же мы, дорогие братия и сестры, воскресению и бессмертию нашему из дивной кончины апостола Христова Иоанна и будем непрестанно готовиться к переселению в иной, вечный мир. Апостол преставился, но не умер, а живет и телом, и от земли не отступает, как говорит церковь, и ожидает второго страшного пришествия Господа судить весь мир (Стихира на малой веч., слава).
Наши именуемые интеллигенты не верят в воскресение мертвых и бессмертие души человеческой, в праведное всем воздаяние, в вечное блаженство праведных и в вечную муку грешников нераскаянных, – и оттого сбились совершенно с жизненной, разумной, Божественной основы и стали не интеллигентами (разумными), а безумными, делающими совершенно безумные дела; прониклись ненавистью к вере, к христианскому благочестию, к истине и правде, ко всему святому, честному и похвальному; провозгласили дикую свободу своим бессмысленным страстям, объявили войну начальству и всякому общественному порядку, предались неповиновению, всякому бесчинству, убийству среди белого дня, – всякой лжи и клевете на тех, которые им ненавистны; провозгласили словом и делом так называемый террор и самые власти держат в страхе, между тем, как они сами должны были бы бояться власти: ибо сказано: несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть Хощеши ли не боятися власти? Благое твори, и иметь будеши похвалу от него; аще ли злое твориши, бойся, не бо без ума меч носит (Римл. 13,4).
И вот, что удивительно: власть боится употреблять меч против заносящих меч или бросающих убийственные снаряды, между тем как крамольники безнаказанно употребляют убийственное оружие против властей; власть не владеет данным ей от Бога мечем. Зато верные слуги отечества, как снопы, валятся и некому защитить их.
И когда я говорю так, то думаю, и на меня заносят свой меч эти отъявленные враги всякой правды, враги церкви Христовой. Но Вечный и Бодрый, живущий на небесах, да сохранит борющихся против неправды. Се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. (Пс. 120,4). Никогда не бывавшие прежде явления мы видим: отроки и юноши, только вступившие в жизнь и не понимающие её, цели её, хотят господствовать над мужами опыта и науки, над людьми, с пользою, честью и славою послужившими отечеству, над людьми властными, облеченными доверием царским. По истине, мальчики господствуют над старцами, по пророку Исаии. – Когда же этому будет конец? Когда власть с умом будет носить меч? Когда воспримет от Бога дарованную силу и вселит страх в тех, которые хотят господствовать над властями страхом? О, как русский народ, и особенно, так называемые либералы стали недостойны своего христианского звания, недостойны Евангелия, потому что во всем противятся ему, – недостойны Христа, Агнца Божия, искупившего нас Своей кровью от праведного гнева Божия, от наследственного растления греховного, от проклятия и смерти.
Апостоле, Христу Богу возлюбленне ускори избавити люди безответны; приемлем тя припадающа, иже падша на перси приемый. Его же моли, Богослове, належащую мглу русских интеллигентов разгнати, прося нам мира и великий милости (Тропарь праздника).
Аминь.
26-го сентября 1905 года