Пустой дом

Вот еще одна грустная и поучительная история. Хорошо, конечно, что поучительная, – плохо, что грустная…

Я поехал с эффектной женщиной средних лет освящать дом. Дом оказался просторный, основательный – о двух этажах, комнат так в десять, построенный лет тридцать назад, но давно не подновляемый… Словно он и остался там – в прошлом. На стенах выцветшие фотообои советских времен; штукатурка, побелка пообносились; рамы рассохлись… По-хорошему в этот дом «вложиться» – и будет не дом, а конфетка… да только вот некому вкладываться. Женщина живет в этом доме одна, и как-то странно, неуютно было в каждой из комнат обнаруживать мелкие приметы ее одинокого существования: где-то лак для ногтей, косметичка, а где-то – пачка лекарств и тонометр.

– Помолитесь, батюшка, – просит она устало, – чтобы мне семью создать, ребенка родить… Плохо одной…

Дом построил отец. Лет тридцать назад они всей семьей перебрались из Новосибирска поближе к теплу, солнцу… в «райский», как казалось тогда, уголок. Отец – крепкий мужик, каких сейчас и не сыскать, – решительно взялся за дело. Приобрел участок соток в пятнадцать, построил сначала времянку, а потом и дом…

Я ходил по этому большому, пустому теперь дому и думал о том, сколько труда, сил, терпения, веры вложено в этот дом, но вот беда – веры «земной», плотяной, житейской… веры, очевидно лишенной упования на Бога… и здесь мне в очередной раз подумалось о Сибири. В нашем представлении сибиряк – это крепкий, здоровый духовно и нравственно человек… Но в реальности я столкнулся вот с чем: в Сибири, особенно в советское время, почти совсем не было храмов, и в суровых, трудных условиях люди привыкли полагаться только на себя, на свои силы, так что выработался определенный и даже пугающий тип безбожника. Я говорю не по догадкам: я немало встречал в своей жизни вот таких сибиряков, которые на все разговоры о Боге, о Церкви только посмеивались снисходительно и говорили, что все, что они приобрели, чего добились в жизни, они добились сами, своими силами или с помощью родственников. Это, кстати, еще одна черта сибиряков – с одной стороны, положительная, но с другой… Хорошо, когда люди живут дружно, большой семьей, но плохо, когда они полагаются только на себя и своих близких. Это, как ни страшно звучит, обреченное основание. Как в псалме Давидовом: «Не надейтесь на князи, на сыны человеческие…»

Ну, так я про отца продолжу… Видно, он крепко любил семью, даже слишком крепко. Я понимаю, какая это больная, как обнаженный нерв, тема. Спросят: «Что значит “любить семью слишком”?! Особенно в наше-то время, когда любовь к семье, такая вот самозабвенная, “святая”, именно и кажется каким-то идеалом недосягаемым. Образчиком…» А вот, как ни странно, не идеал это вовсе, а, вернее, была бы такая семья идеальной, если бы… если бы вера в Бога! Вот именно без Него и недостает всему самому лучшему в нашей жизни полноты и содержания. Все без Него обречено на провал. Даже самые благие и красивые начинания и проекты. Святые отцы говорят, что дух в человеке – это око души, ее руководитель, Божий дар – спасительный, но только в том случае, если сам человек от этого дара не отказывается. А если отказывается…

– Для отца богом была семья, – рассказывала хозяйка дома. – И вот неожиданно умерла мама… и, знаете, папа сломался. Он начал пить уже через полгода… а раньше не пил практически… И все пошло кувырком, все повалилось в тартарары. Он уже больше ничего не хотел делать, а только пил, пил… Через несколько лет умер, после третьего инсульта.

Вот такая страшная в своей обыденной простоте история. История о том, что бывает с человеком, когда умирает его кумир, каким бы возвышенным и прекрасным он ни казался. Заметьте, я не об отношениях между близкими сейчас говорю. Любовь, преданность – все это действительно высоко и прекрасно, но только если освящено, озарено высшей правдой, высшим, духовным смыслом. А высший смысл состоит в том, чтобы во всех обстоятельствах оставаться с Богом и знать, что истинное значение всех наших страданий и потерь, их смысл и цель – откроются потом… после. Только нужно запастись терпением. Но для этого надо в это «потом» верить и не отчаиваться, чтобы не потерять все.

Как хорошо говорит апостол Павел: «Вера есть осуществление ожидаемого», то есть основание будущей жизни мы закладываем уже здесь – своей верой, упованием, терпением…

Страшно жить без Бога! Страшно и невозможно, потому что никто в жизни не может избежать страданий и потерь, и без Бога эти потери приносят страшную пустоту, которую человеку заполнить попросту нечем и невозможно. Ну нет у человека таких сил и ресурсов! И тогда появляется безысходная боль и начинается медленное самоубийство, в каких бы формах оно ни заключалось. Хоть тоска, хоть водка, а чаще – и то и другое…

Я ходил по этому пустому дому со взрослой несчастной девочкой и понимал, что ей очень трудно будет выйти замуж… Не партнера найти, а мужа… потому что у нее был такой отец – настоящий отец, с которым она будет неизбежно сравнивать всех претендентов на ее руку… А где же таких найдешь?.. Схожих по душевным качествам, по характеру, по упорству… Если и остались такие мужики, так они «вхолостую» не ходят… Но что-то еще сквозило во всей этой истории неуловимое, что-то такое, от чего мне эту эффектную и добрую женщину было бесконечно жаль… И причина этой жалости щемящей заключалась в том, что… все ведь могло быть по-другому! Ведь все же могло пойти не так… Не так провально и нелепо… Если бы понял в какой-то момент, зацепился крепкий сибирский мужик за простую, но важную мысль: без Бога нельзя!.. И все оставалось бы таким же – да не таким, так же все шло бы – да и не так… Вот ведь в чем дело… В этом неуловимом присутствии… в полноте… в ином, настоящем, а не придуманном смысле, который появляется у человека, когда он живет с верой. И даже если все случается так же, все равно бывает не так… и Бог обязательно, пусть в последний момент, неуловимо, необъяснимо и тонко выводит, выпутывает нас из самых безнадежных коллизий, просвещает и спасает, так что все равно в конце концов все оказывается хорошо, как в добрых сказках, с той только разницей, что это не сказка, а быль. И никто эту быль своими только силами сотворить не может.

И даже если бы жена умерла у этого человека так же внезапно… а может и не внезапно, если бы вера была… но даже если бы и внезапно – знал бы мужик не умом только, но и сердцем, что разлука эта ненадолго и надо только перетерпеть ее достойно… И что может он о своей любимой заботиться, молясь о ее душе, продолжая делать добрые дела во славу имени Божиего и во спасение любимой души… И эта вера дала бы ему силы… Обязательно дала бы! И жил бы мужик, заботясь о детях, о внуках… не только своим трудом, но и духом, верой своей подавая пример… И дети другими были бы – это точно… И их жизнь обязательно сложилась бы иначе… не говорю легче, но полнее, осмысленнее – это точно. И дом этот, добротный дом, свидетель многих трудов и забот, был бы наполнен теплом, голосами родных людей, детским смехом и жизнью.

Мне очень хочется, чтобы у всех тех, с кем мне приходится общаться «по требам», было доброе продолжение их – большей частью печальных – историй, и я знаю, что это доброе продолжение возможно! Только нужно довериться Богу, пусть даже вопреки обстоятельствам, привычке и мнению безумного мира… И все тогда обязательно получится – все то, самое важное и большое, ради чего живет человек: радость… любовь… семейное счастье! Только нужно поверить, впустить в свою жизнь Господа и не расставаться с Ним уже никогда! Потому что только Он и есть то самое главное, без чего все остальное теряет смысл.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Евгения26 мая 2016, 21:49
Многая и благая лета Вам, батюшка Димитрий! Спасибо.
ТАМАРА11 ноября 2014, 18:06
Спасибо ,батюшка,за такой добрый,тёплый и поучительный рассказ.Долгие Вам лета,отец Димитрий.А даме этой найти свой путь к БОГУ.СПАСИ ВСЕХ,ГОСПОДИ!
лена31 октября 2012, 14:02
а ведь действительно оно так и есть!!Кто бы мог подумать!?А сейчас читаю статьи и многое становится ясным.Большое Вам спасибо.Спаси Господи!
Петр С. 26 ноября 2011, 08:13
Все верно! Нет других слов...
Людмила25 ноября 2011, 17:11
Спасибо Вам за статью! Распечатала, дома прочту. Я часто на Вашем сайте. Господь велик. Спаси Вас Господи.
Людмила24 ноября 2011, 12:09
Большое спасибо за статью.
Лариса20 ноября 2011, 00:16
Спасибо за статью.Очень поучительно.
Нина16 ноября 2011, 00:45
Статья очень поучительна.Спасибо Вам батюшка.Очень жаль,что к Богу в основном мы приходим через горе.В советское время нас не кому было просвещать.А в душе все равно было чуство, что какая то сила высшая есть.Но к сожалению и только.Семья была хорошая, дружная,добрые и честные люди.Все это было и в один миг все разрушилось.В 95г жестоко убили мою дочку, мою радость,мою надежду.А потом я хоронила,хоронила,хоронила.Ушли все мои родные.В храм пришла еще не понимая ничего.Хожу и молюсь уже 16 лет.Понимаю в душе, что только Бог дал мне силы вынести все это, но на душе тяжко.
ирина15 ноября 2011, 13:56
спасибо за статью!!!!мне вера в Бога очень помогает в жизни!!!я тоже очень многое пережила в жизни но знаю точно что если я буду жить с Богом в душе то будет всё хорошо!!!
НАДЕЖДА14 ноября 2011, 13:07
Да,истинно так!И от тех,кому дарована милость Познания и молитвы тоже многое зависит.Если бы мы усердней молились,если бы мы с большей отдачей служили Господу нашему и людям,то вокруг больше людей потянулось бы к Богу.Везде есть кто-то,кто способен в людях разжечь огонь Веры.Если не батюшка,то кто-то другой,способный помолиться за соседей,за деревню,за поселок,за город,за страну.Помочь людям вернуться к спасительной вере-начать возрождать разрушенный храм,организовать воскресную школу,организовать дело,которое давало бы людям работу.Мне,кажется,в наше время,когда идет такая ожесточенная борьба за души,в большом ответе пред Богом те,кто Его постиг,за тех кто рядом.И да поможет нам Господь помочь ближнему!Аминь!
Мария14 ноября 2011, 12:35
Как у вас все просто! Увы! Не суди - да не судим будешь!
Наталья Николаевна13 ноября 2011, 22:50
Благодарю батюшку за статью и всех за коментарии к ней. Мой отец был таким же семьянином, как отец героини, только он оставил этот мир раньше мамы. Он был тяжело ранен на фронте, очень любил мою маму и нас своих дочерей. Хотя он и был крещен и венчался, но от веры был далек. Он почитал своих малограмотных родителей и каждый год ездил к ним и помагал. Я всегда вспоминаю его с любовью, молюсь о спасении его души и благодарю Господа, что он дал мне такого отца.
Яна13 ноября 2011, 22:31
Спасибо большое! 11.11.11 со мной произошло Чудо: в мою жизнь вошел Бог. Каждое Ваше слово в этой статье я прочувствовала на себе . Я была на грани : насилие в семье - муж поднимал руку (впервые, когда ребенку было 3 мес.)-развод, переезд в другой город , одна на руках с 1,5 годовалым ребенком, очаяние, невозможность работать (не с кем оставить ребенка), и самое страшное - такое отчаяние и тьма в душе, что просто нет слов! Я стала раздражительной, гневной и т.д.и так я мучалась 1,5 года, пытаясь сама найти путь то в психологических направлениях и методиках, то еще в чем-то. В общем, в этот день я просто рыдала и попросила помощи у Бога, попросила любви, именно ощущения Любви, а не мужчину в свою жизнь, я просто так устала жить во мраке! И через какое-то время (очень быстро)я сидела за столом на кухне и просто неожиданно на меня спустился поток Любви, Теплоты и Заботы!!! Это было уже один раз в моей жизни - после Исповеди и после Причастия... такой же поток. А тут дома...я его сразу почувствовала.. это ни с чем не сравнимое ощущение, это не передать словами. Я рыдала и говорила "спасибо, Господи" и сейчас у меня слезы на глазах...Всего 3 дня прошло, а у меня уже другая жизнь, в которой я каждую минуту помню о Боге - только в нем смысл, только в нем!!!
Виталий13 ноября 2011, 17:09
Храни вас Бог, отец Димитрий!
Спасибо!
Владислав С.13 ноября 2011, 15:09
Не щочу сказать, что я не согласен с общей мыслью статьи. Меня только беспокоит затронутый в ней вопрос жалости. Мне кажется, что это чувство не есть добродетель, а наоборот очень искусно закомуфлированное проявление гордости. Для Господа нет ничего невозможного, он никого не жалеет, но милует. И каждого человека ведет по жизни Его благая воля. А когда появляется "жаль" - это значит, что я приписываю этой воле карательную и мучительную сторону. Мы все несем крест по воле Божией и люди рядом с нами. Мы в силах только оказать им милостыню, то есть сделать что-то для них, но не жалеть! Как похвала похищает награду у подвижника, так и жалость обесценивает страдания. Если в душе и рождается чувство сострадания, то либо сделай для другого радость во славу Божию, либо - если не в силах - молись.
Марина13 ноября 2011, 00:31
Спаси вас Господи! Статья очень познавательная и до глубины души достала, действительно бальзам на душу.
Армен12 ноября 2011, 18:29
"...Страшно жить без Бога! Страшно и невозможно, потому что никто в жизни не может избежать страданий и потерь, и без Бога эти потери приносят страшную пустоту, которую человеку заполнить попросту нечем и невозможно. Ну нет у человека таких сил и ресурсов! И тогда появляется безысходная боль и начинается медленное самоубийство, в каких бы формах оно ни заключалось. Хоть тоска, хоть водка, а чаще – и то и другое... "

Это правда.
Армен12 ноября 2011, 18:16
Спасибо, Батюшка. Да хранит Бог Россию!
Татьяна12 ноября 2011, 12:07
Жизнеутверждающая статья! спасибо!
Надежда12 ноября 2011, 01:07
Замечательная статья,Батюшка!И очень-очень нужная!Спасибо!!!
Владислав11 ноября 2011, 17:15
Спасибо Вам батюшка за статью - бальзам на душу. Самому мне никогда не удавалось так ясно и просто сформулировать такие тонкие нюансы даже собственного религиозного опыта. О "неуловимом присутствии…", о том как "неуловимо, необъяснимо и тонко выводит, выпутывает нас из самых безнадежных коллизий, просвещает и спасает" о том что "бывает с человеком, когда умирает его кумир" и конечно о высшем смысле... мне было очень важно услышать! Благослови Вас Бог.
Saa11 ноября 2011, 14:14
(1 Фес. 2, 14-19; Лк. 11, 23-26). "Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает". Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом. Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, - жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области - добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не в прок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
Наталия11 ноября 2011, 14:03
СПАСИБО!
Ириша11 ноября 2011, 10:23
Прекрасная статья. В ней столько любви к людям, столько неравнодушия. Дай Бог этой женщине, у которой освящали дом поверить, по-настоящему довериться Богу. Дай Бог , чтобы ее жизнь приобрела бы смысл.
Отец Димитрий, огромное спасибо Вам за статью.
Олег10 ноября 2011, 22:34
Замечательно!
Светлана10 ноября 2011, 13:11
Полностью согласна с отцом Димитрием! ДОВЕРЯТЬ надо Богу ,верить.что все посылает нам Господь для нашего спасения.Жизнь земная полна скорбей,страданий...Но ведь именно это обещал ОН любящим ЕГО-"Возьми крест свой и следуй за мной..." Надо смириться с этим крестом,принять его и нести с терпением.Господь не оставляет любящих ЕГО и обязательно приходит помощь в трудных обстоятельствах.Главное,обрести это вот доверие к Богу и тогда все случающиеся невзгоды будут восприниматься не так трагично.Помоги.Господи,обрести нам такую Веру,чтобы отдать себя полностью на Твою Святую Волю!!!
Инна10 ноября 2011, 12:24
Спасибо Вам, Батюшка, Я просто законспектировала статью. Очень много нужного и хорошего. Спаси Вас, Господи!!!
Елена с Алтая, приезжайте в гости ))10 ноября 2011, 10:49
Да, типаж очень узнаваем. Есть такое. В немногих храмах Сибири очень много верующих, но в целом их мало. У меня много родных, друзей и знакомых, соседей, но из них лишь единицы изредка ходят в храм (не каждое воскресенье и не на все праздники!). Детей крестят все, но далеко не все приносит к Причастию.
И сама была "самостоятельной"... Чтобы привести меня в чувство, Господь попустил в один год 3 смерти родных, тяжелую болезнь маленького ребенка и свекрови (ухаживала за обеими). В это же время мне самой ошибочно диагностировали рак.
Что ж, поздравьте, моя глупость оказалоась не беспредельной, два года назад крестилась и окрестила ребенка. Изобрела немало велосипедов)) Что вера - это не просто ничего не делать и при этом молиться Богу, носить длинные юбки, да ставить свечи. Что Бог слышит и помогает. Что Благодать божия - это не такое образное выражение, а самая что ни на есть реальная реальность, к несчастью для большинства "самостоятельных" закрытая. И что Евангелие - это не просто про то, как Христос ходил туда - сюда, и говорил странные вещи, а Благая Весть! Слава Богу за все!
Спасибо отцу Димитрию!
Наталья10 ноября 2011, 09:50
А мне кажется, что если человек не только верит, но и живет по вере, - то все с ним будет хорошо. Сколько примеров того, что в ужасающих обстоятельствах бывают счастливые люди, которых хранит Господь. Хранит он и народ, который тоже есть Душа, только соборная. Храни, Господь, русский народ и веру всех предков наших! И, спасибо батюшке за статью. У меня еще нет духовника, но, наверное, если читать ваш сайт, - то это хорошая замена. Спасибо! Спаси Бог!
Виктор 10 ноября 2011, 00:21
Спасибо за статью. Очень проникновенно написано. В
Людмила 9 ноября 2011, 21:17
Люди,живущие "своим умом"-это наши современники.Я думала-это продукт безбожного союза.Но весь западный мир,где не было гонений, именно на этом и стоит.Значит безбожие,жизнь,основанная на материальных благах,рационализм-это явление нашего времени,некая болезнь человечества.Или мы вылечимся,или...Верить в Бога так,чтобы вся твоя жизнь,и внутренняя,и внешняя строилась на вере,была "пропитана",как полотно водою,этой верой-значит исполнить заповедь Христа:возьми свой крест,отрекись себя и ступай за мною.Это,как жить в другом измерении,а мы мирские,дух в нас мирской.Умом понимаем,а сердцем принять не можем.Нет смирения,боязнь потери кого-либо,и даже чего- либо довлеет над нами,слишком привязаны,не свободны.Блаженны нищие духом...Спаси Бог,отче Димитрие и с днем Ангела.
Наталия 9 ноября 2011, 17:37
Простите пожулуйста, оень проникновенная статья. Но мой прадедушка Отец Павел, родился и умер в Сибири, искренне был предан вере, никогда не отказывал в помощи, за это его и расстреляли в 1937году, и таких были сотни! Как рассказывали люди, весной, когда оттаял с ней ужасающее было зрелище на воде, причем все выглядели так, как будто это случилось час назад! Все это произошло в Томской области. Все они умерли только потому что не отказались от Бога! В Сибири еще как верят!
Ольга Д 9 ноября 2011, 17:07
Тяжёлая история!
Как-то читала одну историю про монахиню. Она жила со своими кошечками. Пришли новые келейницы и этих кошечек убили. Когда монахиня узнала, она сказала: «вы меня убили!». Если о кошках так, то как же о людях?
Вспоминаются ещё письма Ивана Шмелёва к Луначарскому. А кто-то, а Шмелёв с детства был верующим. И вот он потерял сына, ещё не зная, что его уже убили и просил помощи у наркома. Сколько в этих письмах отчаяния!!! Не только крика о помощи, но и отчаяния, граничащего с гибелью души.
Я когда читала эти письма лет 10 назад, то по наивности подумала: странно – верующий человек, почему же тогда столько отчаяния?
А оно не зависит верит человек или нет. И у верующего возможно такое, что вера не может осилить и помочь, и к Богу взывая не встретить Его Руки.
И ещё такую историю читала, девушка незамужняя, без детей писала. Пришла она в храм, а там отпевание шло, родители хоронили сына-подростка. И вот мама плакала-убивалась. И девушка удивляется: «а почему она плачет? Она же лицом к алтарю стоит, а там же Христос, надо радоваться!»
А для матери какая бы она верующая не была потеря ребёнка – это на всю жизнь незаживающая рана.
А бывает человек и рад бы верить, а не даётся. Он не может выдумать, придумать, нужна живая встреча, и он всё ищет, ищет, страдает этими поисками во тьме, а встречи так и происходит. Тургенев когда умирал, то говорил, что хотел бы верить, а не получается…
Евгения 9 ноября 2011, 16:46
Спасибо, батюшка!
Татьяна 9 ноября 2011, 16:05
Спасибо! я знаю кому особенно нужна эта статья. обязательно отошлю.
НАТАЛЬЯ, раба БОЖИЯ, неразумная 9 ноября 2011, 15:31
И даже если бы жена умерла у этого человека так же внезапно… а может и не внезапно, если бы вера была… но даже если бы и внезапно – знал бы мужик не умом только, но и сердцем, что разлука эта ненадолго и надо только перетерпеть ее достойно… И что может он о своей любимой заботиться, молясь о ее душе, продолжая делать добрые дела во славу имени Божиего и во спасение любимой души… И эта вера дала бы ему силы… Обязательно дала бы! И жил бы мужик, заботясь о детях, о внуках… не только своим трудом, но и духом, верой своей подавая пример… И дети другими были бы – это точно… И их жизнь обязательно сложилась бы иначе… не говорю легче, но полнее, осмысленнее – это точно. И дом этот, добротный дом, свидетель многих трудов и забот, был бы наполнен теплом, голосами родных людей, детским смехом и жизнью.



ЛУЧШЕ НЕ СКАЖЕШЬ!!!!

После потери мужа, я тоже плакала, и мне казалось, что я умерла вместе с ним, и жить мне больше не интересно. Благодарю нашу церковь СВЯТУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ, она дала мне веру и силы.
Ирина 9 ноября 2011, 14:57
СПАСИ ВАС БОГ, за эти слова легшие прямо в душу!!!
Екатерина 9 ноября 2011, 14:11
Спасибо отцу Димитрию! Как все это узнаваемо. Ощущение холода, так точно определенное в названии, такое страшное, тупиковое состояние - как жить без Бога?
Константин 9 ноября 2011, 14:05
Очень важный аспект жизни затронут в статье! Спаси Господи!
Наталия 9 ноября 2011, 13:52
Спасибо Вам, батюшка, за эту прекрасную статью, за это наставление. Всегда стараюсь внимательно их читать, они как тот невидимый колокольчик над ухом звенит напоминает "без Бога нельзя, без Бога никуда". Вот подумаешь так и силы появляются вставать и идти дальше. Благослови Вас Бог.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×