Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости. Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого православного христианина. О значении наступившего Рождественского поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о предощущении торжества рассказывает игумен Нектарий ( Морозов ), настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
— Праздник в понимании светского человека и в понимании человека церковного — вещи совершенно различные. В миру подготовка к празднику — это поход по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том, как занять, развлечь гостей. Такое отношение — чисто земное. Праздник же церковный — торжество другого, духовного порядка, дающее верующему возможность через воспоминание тех или иных событий Священной истории прикоснуться сердцем к иной, небесной, реальности и пережить во всей полноте радость от этого удивительного, ни с чем не сравнимого прикосновения.
Но человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в его повседневной жизни оказываются в угнетенном, подавленном состоянии — властвует тело с его потребностями, привычками, удовольствиями. Для того, чтобы дать духу свободу в его устремлении к Богу, необходимо "утеснить" свою плоть, хотя бы в чем-то ограничив ее подчас весьма прихотливые требования. Таким способом самоограничения и является пост. В той или иной форме, как воздержание от излишеств, он всегда должен присутствовать в жизни православного христианина. Но на протяжении церковного года существуют отдельные периоды, специально посвященные воздержанию большему, это так называемые "многодневные посты", одним из которых является Рождественский.
— Его также называют "Филиппов" пост…
— Да, поскольку начинается он на следующий день после празднования святому апостолу Филиппу, 28 ноября (н.с.). А заканчивается уже на Рождество, которое празднуется 7 января (н.с.), продолжаясь, таким образом, 40 дней. По своему Уставу о пище он не самый строгий. В субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников с полиелеем, если они не приходятся на среду и пятницу, Рождественским постом разрешается вкушение рыбы, в остальные дни — пища только растительного происхождения. Наиболее строгий период поста — последние его дни, время предпразднства — со 2 по 6 января включительно. В эти дни, хотя бы на них и выпадали воскресенье, суббота или какой-то праздник, рыба на трапезе уже не допускается. А день самого строгого поста — канун Рождества, Рождественский сочельник, когда по церковным правилам пищу принято вкушать лишь вечером, с появлением на небе "первой звезды" (приблизительно в 16-17 часов).
— Мы говорим сейчас о "телесной" стороне поста. Но, наверное, пост столь же необходим и для души человека?
Да, конечно, постясь телесно, необходимо помнить, что главное — пост духовный. Поэтому если человек ограничивает себя в пище, но при этом не посещает храм, участвует в каких-либо развлечениях и увеселениях, то ощутимой пользы его пост не принесет, станет чем-то вроде своеобразной "диеты", не более того. Без молитвы за богослужением внутренний смысл поста понять вообще невозможно. Пост для христианина — время, когда он может более основательно потрудиться над своей душой: побороться в себе с теми недостатками, с которыми обычно он по малодушию мирится, постараться возделать в себе добродетели, в которых сознает себя недостаточно преуспевшим. Тогда и день праздника, как венец его поста, становится для него днем подлинной радости, подлинного духовного торжества.
— Что такое для верующего человека день Рождества?
— Рождество для нас — это завершение Ветхого Завета и начало Нового. То, чего ожидали ветхозаветные праведники и все, сохранившие веру в истинного Бога, с того момента, как наши праотцы переступили ту единственную заповедь, которая была дана Богом первозданному Адаму. Это событие, которое изменило судьбу человеческого рода, начало нашего спасения.
Само церковное богослужение готовит человека к такому пониманию Рождества. В дни предпразднства (2-6 января) в стихирах, канонах на утрени и повечерии, удивительных по своей глубине и умилительности, звучит, все более нарастая, одна и та же мысль: "Христос рождается, Христос приходит". И это ощущение — того, что "Господь приходит", становится совершенно реальным. Приведу пример немного личный, но очень яркий. Достаточно уже давно один мой друг, верующий, но живший в то время не вполне церковной жизнью человек, служил в армии. Рождественской ночью он находился в дозоре, и вдруг в какой-то момент, абсолютно без видимых причин, вдруг почувствовал, что… родился Господь. Его сердце наполнила поразительная, совершенно неожиданная радость. Очевидно, в ночь Рождества происходит какое-то таинство — таинство воспоминания мира о самом удивительном моменте его истории: о том, как Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом.
— Как осознать для себя необходимость поста?
— Заповедь поста является самой древней: первой, данной первозданному человеку в Эдеме. И подвиг постный занимает в церковной истории место очень видное. Прежде всего, памятен пост пророка Моисея, предшествовавший вручению ему богоначертанных скрижалей. Удивительный контраст: с одной стороны — Моисей, не вкушающий пищу в течение сорока дней для того, чтобы принять от Бога Его Завет. С другой — израильтяне, которых он ведет по пустыне: из-за того, что им не хватает мяса, лука и чеснока в той мере, к которой они привыкли в Египте, они готовы вернуться туда, где убивали каждого первенца, родившегося в еврейской семье!
Замечательно об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): гордый человек в самообольщении почитает себя чем-то значительным, но как только оказывается стесненным его чрево, становится очевидным, что он является его рабом. Пост — одно из средств от этого рабства освободиться.
Но самое важное здесь для нас — пример Спасителя, который, готовясь к Своему служению, подъял такой же сорокадневный пост. Не нуждаясь в такой подготовке Сам, он показал нам образ того, как необходимо готовиться к важным событиям в нашей жизни.
— Пост сложен для современного человека, живущего не в монашеском общежитии, а посреди мира. Окружающим пост представляется иногда странным анахронизмом, а иногда — попросту мракобесием. Возможны ли в связи с этим какие-то послабления для постящегося?
— Безусловно, поститься посреди мира труднее, чем в монашеской обители. Порой и в семье кто-то пришел к Богу, а кто-то церковной жизни и ее правил не понимает и не принимает, и постная кухня как таковая отсутствует. Трудно и когда человек большую часть дня проводит на работе, где нет возможности приобрести качественную постную пищу. Но трудно — не значит невозможно. Опыт неопровержимо свидетельствует: когда христианин решается поститься, то ему это удается, все препятствия преодолеваются.
Есть и еще один очень существенный аспект поста для человека, живущего посреди мира. В этом мире, расцерковленном, не знающем Бога, в его событиях и делах мы очень часто "растворяемся", "теряемся", он заставляет нас забывать, кто мы. И в этом смысле пост — очень действенное средство для того, чтобы помнить о том, что ты верующий, православный человек. И в то же время это проповедь без слов, потому что люди, видя того, кто от чего-то отказывается ради Бога, поневоле начинают относиться к его вере с уважением. Часто это становится для них поводом задуматься, а потом и спросить о чем-то важном для себя.
Но, конечно, отступления от принятого устава поста возможны, если человек болен и не имеет физических сил для его соблюдения. Однако лучше всего это согласовывать со священником, испрашивая его благословения и совета.
Знаете, физически мы действительно намного слабее своих предков, показывавших удивительные примеры воздержания, и не можем брать на себя их меру подвижничества. Но мы немощнее их и душевно, и духовно. И потому сегодня священнику приходится снисходить не только к тем, кто болен телесно, облегчая для них воздержание какими-то послаблениями. Современный воцерковляющийся человек может быть не готов к посту и чисто психологически. Мысль о том, что надо отказываться от привычной пищи на протяжении 40 дней, приводит его в ужас. И когда видишь, что человек поститься не решается однозначно, то, чтобы не оттолкнуть его совсем, можно предложить некий "обучительный" пост: чтобы на первый раз постящийся отказался хотя бы только от мяса и еще от чего-либо скоромного. И есть надежда, что следующим постом он созреет для воздержания более строгого.
— Стоит ли верующему человеку отмечать Новый год, который приходится на время поста? Как поступить, если для его близких этот праздник очень важен?
— Здесь необходимо духовное рассуждение. Если рядом люди церковные, то здесь все просто: по собственному произволению верующему человеку не стоит включаться на всю ночь в телепространство развлечений, участвовать в увеселительных мероприятиях. Если не все члены семьи верующие люди, то нужно выбирать достойную меру: не отступать от поста телесного, но постараться делать это насколько возможно незаметно и не предаваться чрезмерному веселью. Полного компромисса здесь быть не может. Скорее, мы мягко и с любовью к своим близким должны делать то, к чему нас обязывают и закон Божий, и церковные каноны.
— На что бы вы еще посоветовали обратить внимание постящемуся человеку?
— На то, что пост не только время посильного аскетического подвига, но и время искушений. Выявляется такая духовная закономерность: начиная пытаться жить собраннее, человек выходит на линию борьбы. Наступает время военное: на него ополчаются те силы, которые противятся всему доброму в нашей жизни. Но это происходит не без попущения Божия. Как говорит преподобный авва Дорофей, каждому доброму делу или предшествует, или последует искушение.
А чаще всего искушения постом проявляются в обострении существующих конфликтов или возникновении новых. Вообще человек постящийся, к сожалению, становится иногда гораздо более раздражительным, нервозным... Но зная заранее о том, что пост — время искушений, можно лучше приготовляться к ним и переносить их более благодушно. Главным образом в этом должна помогать молитва. Вообще постом верующие обычно увеличивают свое молитвенное правило: читают псалтирь, полагают земные поклоны, стараются не допускать в правиле каких-то упущений или сокращений.
И вот о чем бы хотелось сказать еще. Человек — и человек верующий также — с очень большой легкостью забывает о должном. Мы постоянно нуждаемся в стимулах, поводах для того, чтобы обратить внимание на то важное, мимо чего проходим в своей повседневной жизни. И именно таким поводом, стимулом для самособирания становится пост. Но, к сожалению, очень часто с его окончанием происходит некий "откат" назад, человек быстро теряет то немногое, что собрать удалось. И очень важно этого избежать, чтобы пост стал для нас очередной, пусть совсем небольшой, но ступенькой в нашем восхождении к Богу. Чтобы с этой ступеньки мы не соскользнули вниз.