Снижение численности населения Сербии почти на 380 тысяч человек не стало сюрпризом для специалистов, потому что в Сербии уже два десятка лет людей умирает гораздо больше, чем рождается. Каждый год страна теряет целый город размером с Бачку Паланку, а прошлогодний отрицательный прирост, составивший 34 907 человек, и вовсе побил все рекорды среди показателей, зафиксированных в Сербии в мирное время.
– Черные дни еще впереди, и вымирание населения с еще более пугающей очевидностью покажет следующая перепись населения, – с уверенностью утверждает специалист Центра демографических исследований Владимир Никитович.
– На протяжении уже 50 лет в Сербии недостаточная репродукция населения, потому что двое людей не оставляют двоих после себя. Каждое вновь родившееся поколение малочисленнее, чем предыдущее. Поколения с большей численностью к настоящему моменту состарились и способствуют увеличению смертности. Снижается и количество женщин, смещается порог рождаемости, детей появляется все меньше. И совершенно очевидно, что ситуация не улучшится в ближайшие 15–20 лет, – говорит Никитович и добавляет, что ни государственная программа по поощрению рождаемости, ни меры, принимаемые для возвращения сербов из-за рубежа, не могут дать ощутимых результатов.
– Отрицательный естественный прирост – долговременное явление; эту тенденцию нельзя переломить в одночасье, – объясняет наш собеседник.
Людей старше 65 лет сейчас на 12% больше, чем молодежи до 15 лет. В середине XX века рождалось 150 000 детей в год, а в прошлом году родилось только 68 304. Когда-то сербские женщины рожали в среднем трех и более детей, а сегодня на одну женщину приходится 1,4 ребенка. Для того чтобы хотя бы поддерживать ту же численность при смене поколений, этот показатель должен составлять минимум 2,1 ребенка на одну женщину.
– Более 300 000 беженцев из Хорватии, Боснии и Герцеговины и переселенцев из Косова и Метохии влилось в население Центральной Сербии. Тем не менее, иммигранты не могут восполнить отток населения из страны, потому что уехали молодые и образованные, а приехали в большинстве своем малообразованные люди старшего возраста, – рассказывает Никитович.
Другие европейские страны сталкиваются с теми же проблемами, что и Сербия; несколько лучше ситуация только в Скандинавии, которая годами «импортирует» население и таким образом частично решает проблему. По мнению демографа, из соседних стран в еще худшем положении находятся только Румыния и Болгария.
– Отрицательный естественный прирост – общеевропейская проблема, но она более выражена на юге, чем на севере. Сербия столкнулась с проблемой вымирания на десять лет раньше остальных стран из-за абсолютной доступности абортов. Аборты были доступны всем и практически бесплатно. В других странах такого не было, – утверждает наш собеседник. Тот факт, что число абортов в Воеводине приближается к числу рождаемых детей, вызывает серьезное беспокойство.
В Белграде ежегодно рождается 18 000 детей и совершается, по официальным данным, по крайней мере 8 000 умышленных прерываний беременности. Для того чтобы хотя бы начать решать ключевые проблемы Сербии, нужно, прежде всего, сильное государство и воля к переменам – уверены специалисты. На данный момент мы имеем только массу стратегий, большая часть которых – мертвые слова на бумаге.
Государственная демографическая программа, сформулированная в Стратегии поощрения рождаемости, предполагает дотации на первых четверых детей и компенсацию в размере 100% от заработной платы всем беременным. Однако для того, чтобы эти государственные инициативы стали эффективно применяться в реальности, необходимо изменить ряд законов, а с этим определенно придется подождать до лучших времен, потому что в министерствах твердят, что денег на все это сейчас нет.
Чтобы все беременные сотрудницы и молодые мамы во время отпуска по беременности получали полную зарплату, нужно изменить закон о медицинском страховании, в котором беременность приравнена к любой другой «болезни», и потому беременным гарантируется компенсация в размере 65% от заработной платы. Представители Министерства здравоохранения утверждают, что в бюджете нет средств на обеспечение таких мер на общегосударственном уровне, и остается только рассчитывать на то, что локальные муниципалитеты возьмут пример с Белграда и Нови Сада, где власти выплачивают беременным полную зарплату.
Подобным образом дела обстоят и с родительскими пособиями. Законом предписана выплата на каждого ребенка единовременной однократной дотации, но сейчас только на первого ребенка пособие в размере 31 000 динаров выдается единовременно, на всех последующих детей дотация дробится на 24 выплаты. Законопроект, предлагающий выплачивать семьям пособие в 20 000 динаров ежемесячно на третьего и последующих детей вплоть до достижения ими совершеннолетия, едва ли будет принят. Несмотря на то, что падение численности населения уже достигло драматических масштабов, правительство твердит, что на все это катастрофически не хватает денег и что не стоит поощрять в обществе такие нереальные ожидания.
***
Данные об эмигрантах сомнительны
Согласно последней переписи населения, 294 000 сербов работает за границей. Это весьма сомнительная цифра, по мнению Владимира Натановича. Специалисты утверждают, что эти данные просто нереальны и число эмигрантов из Сербии гораздо выше. Даже по данным предыдущей переписи на тот момент за границей проживало 400 000 сербских граждан.
– Люди, проживающие за границей, были переписаны исключительно по спискам членов землячества. К тому же в анкетах было много сложных вопросов, и многие просто пропускали их. А сербов, живущих за границей целыми семьями, у которых никого не осталось в самой Сербии, и вовсе никто не учитывал, потому что некому было предоставить о них хоть какие-нибудь данные.
Перевела с сербского Анастасия Галанина
Я хоть и не трижды православный, а просто православный, но имея возможности, не имею абсолютно никакого желания уезжать из России в "нормальную страну".
Не понимаю: что я там забыл?