Мир вступил в стадию вселенского перемещения. Есть ли механизмы, превращающие мигрантов в коренное население, вписывающие их в рамки новой цивилизации? Что могут сделать школа, государство, церковь, бизнес? И чего они сделать не могут?
Участники: Дмитрий Соколов-Митрич – журналист; протоиерей Дмитрий Смирнов – проректор Православного Свято-Тихоновского Богословского Института; Валерий Тишков – директор Института этнологии и антропологии РАН; Евгений Ямбург – директор Центра образования № 109; Александр Верховский – руководитель информационно-аналитического центра «Сова»; Лев Гудков – социолог, директор Левада-центра.
...<часть дискуссии>
О.Димитрий Смирнов: Выход у нас, как у народа, я имею в виду не только славянский этнос, но народ Российской Империи и российской культуры, только один – вернуться к многодетной семье. И все вот эти благоглупости, которые этому препятствуют, должны быть категорически отброшены. Когда средняя русская, российская женщина рожала семь детей, мы стали великим народом и создали Империю от Польши до Аляски.
А.Архангельский: Потом детей перебили и женщин тоже.
О.Димитрий Смирнов: Ввели некую инфекцию. Мы первая страна в мире. В 22-м году этот, не к ночи будь помянут, Ульянов ввёл аборты. В Америке только в 72-м году. И началось! А потом ещё вот эта тоже зараза с противозачаточными средствами и т.д. От детей стали предохраняться, как от бандитов. Поэтому если бы у нас города наполнились бы людьми, которые выросли в нашей культуре, все эти народы, 180 их штук, то не было бы никакой угрозы. Любой этнос – он только бы украшал.
А.Архангельский: Вы сами оцените степень реалистичности Вашего предложения.
О.Димитрий Смирнов: Элементарно. В моем приходе, который один из самых больших в мире, никто не делает абортов. Как это достигнуто? Просто проповедью с амвона.
А.Архангельский: Я не про аборты. Я про многодетные семьи.
О.Димитрий Смирнов: И многодетных семей у нас гораздо больше, чем в нашем государстве в средневзятом регионе и даже Чечне. На одном приходе, а таких приходов несколько. Поэтому если дать в прайм-тайм в пятницу вечером бесплатно эфир на 52 минуты, то через 10 лет или через 5 лет мы изменим ситуацию радикально.
Лев Гудков, директор «Левада-центр»: Мне кажется, это абсолютно нереальная вещь.
О.Димитрий Смирнов: Давайте попробуем.
Лев Гудков: Да тут что пробовать, если...
О.Димитрий Смирнов: Что? Это как с Господом Богом: «Бога нет – поэтому не надо туда ходить».
Лев Гудков: Нет, это сложная демографическая проблема, и никакие средства здесь её не поднимут. Это обсуждать можно, конечно.
О.Димитрий Смирнов: Зачем обсуждать? Время в прайм-тайм. Больше ничего. На Первом канале.
Лев Гудков: У нас губернатор ввёл зачатие всеобщее, какую-то такую практику, в Ульяновске, по-моему. Мне кажется, что, конечно, можно и пропагандировать и многодетную семью и прочее, но это не даст никакого эффекта. И ставку делать на увеличение численности русского этнического населения, в общем, м... надо, но не будет этого.
...