Слышит ли Бог человека?

Режиссер Андрей Прошкин о мифах, исторической достоверности и прекрасной игре якутских актеров

В 2012 году зрителей ждёт премьера фильма, который — мы очень на это надеемся — станет важной вехой в культурной жизни России и, возможно, всего христианского мира. На экраны выходит фильм «Орда». Это фильм-притча, который ставит трудные, порой мучительно трудные вопросы, и дает на них ответы. Какой должна быть молитва? Что есть предстояние перед Богом и что такое чудо? Как соотносятся святость и святительское служение? Кроме того, создатели фильма постарались с максимально возможной точностью воспроизвести быт и нравы той давно ушедшей эпохи. Режиссер картины — Андрей Прошкин, генеральный продюсер — руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. Монтаж «Орды» закончен осенью, и нашей редакции посчастливилось быть в числе первых, кто посмотрел этот фильм.

Андрей Прошкин
Андрей Прошкин
— Андрей Александрович, сколько времени продолжалась работа над фильмом «Орда»? О чем этот фильм?

— Работа над фильмом «Орда» (его рабочее название «Святитель Алексий») продолжалась два с лишним года, с лета 2009-го. Замечательный сценарий написал Юрий Николаевич Арабов, взявший за основу один эпизод из жизни святителя Алексия, митрополита Киевского, — его поездку в столицу Золотой Орды Сарай с намерением излечить жену хана Тайдулу от слепоты. События, отраженные в фильме, происходят в середине XIV века.

Это масштабное постановочное кино, и много времени ушло на подготовку съемок, подбор актеров. Всё приходилось создавать своими руками — строить декорации, шить костюмы. Ведь у нас не было фактически ничего. Дело в том, что до нашего времени дошли очень скудные сведения о жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом — характеры, отношения людей, антураж — приходилось додумывать или создавать с нуля.

Таким образом, «Орда» не столько историческое кино, сколько фильм — миф, основанный на житийном сюжете. Это не социальная или бытовая история — это картина вообще о человеке, о Боге. Это метафора о том, слышит ли Бог человека и что кажется человеку на этот счет? Хотя, конечно, мы стремились, чтобы происходящее на экране выглядело достоверным.

Я очень не люблю говорить о смысле фильма, потому что каждый зритель во время просмотра находит в картине что-то свое. И очень часто режиссеры потом бьют себя кулаками в грудь и говорят, что снимали одно, а у зрителей в результате сложилось совсем другое ощущение. И картина начинает жить своей жизнью.

— Тем не менее в чем, на ваш взгляд, заключается актуальность той эпохи для нас? Какие уроки можно извлечь нам сегодня из событий более чем 600-летней давности, чему, может быть, поучиться у наших предков?

— Вы знаете, мне не нравится слово «поучительность». В советское время в нас вбивали такую странную идею — об утилитарности искусства. То есть что искусство обязательно что-то должно: должно что-то нести, учить и так далее. Мне кажется, это несколько упрощенная точка зрения. Я не знаю, в чем поучительность картины, но менее всего хотел бы кого-то учить и не считаю себя вправе это делать.

Впрочем, на основе изученного нами материала — исторических документов, свидетельств — можно проследить какие-то параллели, которые, вероятно, связывают наше общество с тем обществом. Я говорю о Золотой Орде, поскольку там происходит основное действие фильма. То, что как-то связывает ту эпоху с сегодняшним днем, наверное, уверенный, твердый прагматизм в жизни, ощущение абсолютной самодостаточности и прочности этого общества, его основ. Излишняя самонадеянность, непонимание истинного положения вещей.

— Продолжая тему исторических уроков и параллелей, как вы оцениваете личность святителя Алексия? Какие черты этого человека вы хотели бы видеть в Максиме Суханове, который снялся в роли святителя?

— Поскольку, как я уже сказал, сведения о том времени крайне скудны, мне сложно дать исчерпывающую оценку жизни и деятельности митрополита Алексия. Однако можно представить, что это была выдающаяся личность для той эпохи. Это был интеллектуал, очень образованный для того времени человек, очень умный и волевой. Кроме того, что был пастырем, он, конечно, являлся выдающимся администратором — как церковным, так и государственным. Святитель Алексий был главным воспитателем малолетнего князя Дмитрия Донского и оказывал довольно сильное влияние на его политику, особенно в начале княжения. И нам хотелось прежде всего отразить ум и мощь этого человека.

Кроме того, что Максим замечательный артист, оказалось, что его индивидуальность ложится на характер нашего героя; по крайней мере таково мое мнение.

— Кроме Максима Суханова, кто еще участвует в фильме?

— Князя Ивана играет Виталий Хаев, слугу святителя Алексия Федьку — Александр Яценко, истопника Василия — один из моих любимых актеров Алексей Шевченков.

В фильме представлены ордынские ханы Джанибек (играет Иннокентий Докояров), Бердибек, ханша Тайдула — это реальные личности. Тайдула, например, была женой могущественного ордынского хана Узбека, при котором Золотая Орда достигла наивысшего расцвета и который исламизировал ее, во многом огнем и мечом. Сама Тайдула была очень волевая женщина. Сохранилась даже монета с ее профилем, что свидетельствует о ее колоссальном политическом влиянии. Кончина ее, правда, была довольно трагической — ее разорвали лошадьми.

Тайдулу играет, на мой взгляд, выдающаяся актриса Роза Хайруллина. Роза — легенда нестоличного русского театра, долгое время играла в Казани, Самаре, а теперь — в Театре-студии Олега Табакова. Знаю, что уже второй год она репетирует роль короля Лира, и уверен, у нее это отлично получится.

Ордынских персонажей мы собирали практически по всем бывшим советским республикам. У нас снималась команда совершенно потрясающих якутских актеров. Актерская школа в Якутии была для меня открытием — там, оказалось, совершенно «шекспировские» ребята, такой степени органики, мощи!

— В процессе подготовки картины что было вами прочитано, изучено, какие материалы, исторические свидетельства?

— Это и русские летописи, и знаменитый двухтомник В.Г. Тизенгаузена — сборник письменных материалов о Золотой Орде того времени. Мы очень скрупулезно изучали историю монгольского общества после Чингисхана.

Наиболее интересными для меня как режиссера были записки путешественников, попадавших в Орду, потому что сторонний глаз более выпукло обнаруживает какие-то вещи и доносит до нас. Это и «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома Рубрука», и записки европейских послов, купцов, бывавших в Орде.

Святитель Алексий и ханша Тайдула (кадр из фильма)
Святитель Алексий и ханша Тайдула (кадр из фильма)
Стоит отметить и подробные записки известного марокканского путешественника Ибн Баттуты. Читая его, понимаешь, насколько отличается взгляд на те или иные явления европейца и мусульманина-марокканца. Какие-то вещи, которые у европейцев вызывали оторопь, для него, наоборот, были признаком благочестия.

На все эти свидетельства мы опирались в процессе подготовки картины. Кроме того, много консультировались с учеными-историками, изучали музейные экспозиции, живопись того времени, историю костюма, планы археологических раскопок.

— Где проходили съемки?

— Павильоны мы строили на «Мосфильме», и к нам даже экскурсии ходили! Я считаю, что у нас был очень талантливый художник Сергей Февралев, новая звезда в своей профессии. Человек, который умеет не только придумать, но и воплотить свои идеи в жизнь, сделать. У нас были сложные декорации и с бассейнами, и с горящими печами. Для одной из декораций, например, были сделаны специальные облицовочные плитки. Причем Сергей заставил каждую плитку расписать и сделать вручную, а потом покрыть лаком. Декоратор ему говорил, что это всё ерунда и это давно делают машины. Но именно потому, что это было сделано руками, и складывалось полное ощущение реальности происходящего.

Потом мы построили настоящую древнюю Москву на Клязьме, во Владимирской области, и достаточно масштабную декорацию золотоордынской столицы Сарая — в Астраханской области, всего в нескольких километрах от села Селитренного, где сейчас проводятся раскопки Сарая. В плане воссоздания исторического облика той эпохи была проделана очень большая работа.

В «Орде» довольно много внутрикадровой музыки. Это различные ордынские мотивы, звучащие на улицах города, с использованием национальных инструментов. Всю музыку к фильму написал композитор Алексей Айги.

— С какими трудностями сталкивались во время съемочного процесса?

— Трудностей было много, но я бы не стал их выпячивать. Ну, например, жара. Она была очень сильная во время съемок, и некоторые актеры очень переживали по этому поводу. Но мне кажется, на таких вещах не следует зацикливаться. Нужно просто всегда держать в голове, что съемки — это такое дело, к которому полгода или год готовишься, чтобы потом за короткий период быть готовым выжать из себя все соки, и на это время о комфорте лучше вообще забыть.

— В СМИ были сообщения, что якобы в фильме очень негативно представлен образ Орды и по этому поводу вначале было даже некое непонимание с продюсером — компанией «Православная энциклопедия», хотя потом компромисс был найден.

— Нет, это не совсем точно сказано. Да, у нас были какие-то недопонимания, местами довольно острые, но это всё совершенно нормально, так сказать, рабочий процесс, и в итоге мы пришли к единому мнению.

Что касается образа Орды, то, наоборот, моя жена Наташа, монтажер фильма, как-то заметила: «Что они у тебя все такие милые?» У меня никогда не было цели сделать из монголо-татар монстров. Другое дело, что некоторые сцены могли быть довольно острыми и какие-то человеческие проявления вызывали у продюсеров непонимание. Но когда картина уже была смонтирована, по крайней мере «ордынские» вопросы все отпали.

— Почему решили назвать фильм именно «Орда»?

— Мы с самого начала понимали, что название «Святитель Алексий» — рабочее. Все-таки по нему нельзя точно определить, о чем картина. Название «Орда» появилось где-то в середине съемок. Продюсеры показывали часть отснятого материала на Первом канале, и там им предложили такое название. И действительно, все основные события разворачиваются в Орде. У нас нет такого емкого портрета Руси, просто по сюжету не предусмотрено.

Название «Орда» все сразу приняли. Арабов даже сказал: «Жаль, что не я придумал».

— Фильмы такого рода, на ваш взгляд, пользуются популярностью в России? Если нет, то в чем причины?

— Пожалуй, самым успешным фильмом из затрагивающих духовно-религиозную проблематику в России был «Остров». Хотя его кинопоказ, с точки зрения кинобизнеса, не был таким оглушающе успешным, можно сказать, что картина состоялась благодаря телевидению. Когда фильм вышел на телеэкраны, он вызвал большой интерес и споры. Безусловно, отношение к нему было разное, но «Остров» мало кого оставил равнодушным, это факт.

Вообще, я бы не стал обобщать подобные вещи, говоря о популярности тех или иных фильмов. Один яркий пример: в свое время все прокатчики отказались от фильма Петра Буслова «Бумер», аргументируя тем, что это очень пессимистичная история, в которой все герои в финале терпят поражение и погибают; что такая история никому не нужна и никто ее не будет смотреть.

В итоге же, как известно, картина пользовалась огромным успехом у зрителей. Поэтому что-то прогнозировать сложно.

— В одном из интервью, которое цитировали информагентства, вы сказали, что фильм, профинансированный государством как социально значимый проект, может не дойти до зрителя. Якобы государство не выделяет средств на поддержку фильма в прокате и не помогает ему выйти в свет.

— Дело в том, что сейчас очень тяжело попасть в широкий прокат, не имея серьезных средств на рекламу. К сожалению, государство не обязано выделять средств еще на продвижение фильма. А прокатчики сами не особенно рвутся покупать картину, в которой рефреном проходит тема чуда и святости, если, конечно, это не фэнтези с драконами и воздушными замками.

В нашем случае все деньги — а бюджет фильма составляет порядка 380 млн рублей — уже вложены в производство, в декорации, костюмы, технику, пленку. Да, это очень дорогая картина, зрелищная. Но сейчас нужно найти возможности еще оповестить людей, заинтересовать зрителя.

Увы, сейчас ситуация такова, что, если не предпринимать серьезных усилий по продвижению фильма, он заранее обречен остаться где-то на периферии в сознании зрителей. Исключение составляют лишь картины, сделанные телеканалами либо с привлечением медийных ресурсов. Так что очень важно, найдут ли продюсеры дополнительные силы и возможности для продвижения «Орды».

С Андреем Прошкиным беседовал Сергей Стефанов

Источник: «Церковный вестник»

12 декабря 2011 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Виктор14 декабря 2011, 12:47
Замечательно, режиссер сам не знает смысл своего фильма, многообещающе. Не знаю что будет за фильм, но от сценариста фильма "Чудо" ничего благолепного ждать не приходится...
Владимир13 декабря 2011, 11:17
Зачем ставить вопросы о молитве, предстоянии перед Богом, святости и служении освящая людям период, существование которого до сих пор вызывает споры историков, математиков и хронологов? Что-бы посеять сомнение? Есть масса "устойчивых" периодов жизни нашего народа, не подвергающихся сомнению, в которых благодаря молитвам святых, служению, проявлению воли народа совершались действительные чудеса, в т.ч. чудеса стойкости и веры. Быт и нравы какой эпохи хочет показать режиссер фильма? Вовлечь зрителя в круговорот сомнений и домыслов. Фильмы "Остров", "Царь", "Поп" дают ясную картину быта и нравов времени, опираясь на реальные события жизни русского народа, тем самым неся семена воспитания и веры. Какие цели ставят постановщики "Орды"? Для кого фильм? Если фильм создавали с расчетом на недозрелую молодежь или не способный к анализу рабоче-крестьянский класс, то это явная ошибка. В этом случае фильм ждет забвение.
Александр13 декабря 2011, 10:12
Что вообще происходит? Актеры играют святых? Александр Невский, митропоит Филипп Московский, святитель Алексий - кто следующий? Может один из первоверховных апостолов? Пресвятая Богородица? Господь наш Иисус Христос? Люди, приступавшие к написанию жития святых, считали себя "недостойными", "окаянными грешниками", вели строгую подвижническую жизнь и то не всегда дерзали приступать к такому подвигу! "Максим замечательный артист, оказалось, что его индивидуальность ложится на характер нашего героя" - великолепно, просто слов нет! Вероятно актер (по старославянски - "лицедей") вполне комфортно себя чувствует в роли святого человека. Мне кажется, что это просто кощунство. Мы вообще православные или кто? Интересно, Русская Православная Церковь благословляет такие вещи или нет?
Наверное получилось немного сумбурно, но просто возмутила статья и некоторые комментарии. Если кого обидел - прошу прощения.
Моисей12 декабря 2011, 20:50
Максим Суханов - глубокая и многогранная личность, актёр всегда интересен и неповторим. Удачный выбор режиссёра, спасибо!
Павел12 декабря 2011, 20:47
К фильмам по сценариям Арабова у меня отношение очень осторожное после Чуда и Юрьего дня. Такое чувство, что этот деятель, как настоящий современный художник, творит "как он видит", а результат при этом выглядит белибердой или, мягко говоря, неправдой. Но, в отличии от других "современных художников", фильмы Арабова касаются церковных тем, предлагая неприемлемую для меня интерпретацию тех или иных событий. Впрочем этот фильм все-таки планирую посмотреть.
Костя12 декабря 2011, 14:49
Побольше-бы таких фильмов
Сергей12 декабря 2011, 13:35
Вы уже рассказали про этот фильм. Стало ясно -- лживый фильм, достойное "Чуда" и "Русского бунта". Зачем его рекламируете?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×