Владимир Высоцкий: трагедия русской души. Часть 2

Поиски Бога

Так был ли Высоцкий верующим человеком? Успел ли он принять крещение? Смог ли войти в церковную ограду? Постараемся найти ответы на эти вопросы.

О духовных исканиях поэта и его отношении к вере могут лучше всего рассказать, опять-таки, его песни. Его стихи – это то, что существует объективно, независимо от скандальных книг о Высоцком и лживых, сделанных с помощью компьютера фильмов о нем. Все, кто знаком с творчеством Владимира Семеновича, знают, что в своих песнях Высоцкий очень часто обращался к духовным темам, широко использовал религиозные мотивы, духовные образы и церковную терминологию. В его стихах мы нередко можем встретить славянизмы: лик, человече, ныне, присно, во веки веков и другие. Его песни изобилуют очень нехарактерными, непривычными для советской поэзии словами: церкви, святая святых, благодать, образа, иконы, кресты, лампады, ладан, свечи, купола, колокола, набат, малиновый звон, молитвы, крещение, первородство, апостол, дьякон, пономарь, звонарь, архангелы, ангелы, херувимы, рай. Не говоря уже об именах Божиих: Господь, Бог, Дух, Христос. Поэт, безусловно, был знаком со Священным Писанием, он нередко цитирует библейские тексты. Конечно, справедливости ради, нужно заметить, что Высоцкий далеко не всегда употребляет священные слова и цитаты к месту, иногда то, как он использует духовные образы, коробит. Но, тем не менее, то, что он так часто прибегает к духовным темам, свидетельствует: духовный мир, вера очень интересны ему, он весьма неравнодушен к религиозным вопросам. Скажите, у кого из поэтов советского периода мы найдем такое количество стихов, где упоминается имя Божие (и совсем не всуе) и поднимаются духовно-философские вопросы?

Приходится иногда слышать возражения такого рода: для Высоцкого церковная терминология была просто «красивым» материалом – не более; он обращался к духовной тематике только для того, чтобы создать красочный образ – без всякого смысла и без веры.

Известно, что поэт обладал очень большим кругозором, имел обширные, энциклопедические познания в самых разных областях: русской и зарубежной литературе, искусстве, истории; он использовал совершенно различные специальные профессиональные термины из разных областей человеческого знания. Но в обращении к духовной тематике я вижу совсем другое: здесь нет поверхностного взгляда, все очень серьезно; к тому же не нужно забывать о том, когда писались эти стихи и где. В стране, где духовно-религиозные темы были не только немодны и непопулярны, но и просто запретны и презираемы. О религии можно было писать либо плохо, либо ничего. Человека, который говорил о Боге без глумления, могли не только не понять, но и просто посчитать душевнобольным. Многие из нас хорошо помнят, как тогда относились к верующим. И, тем не менее, Высоцкий рискует и поднимает в своих песнях, которые он пел перед тысячами людей, те закрытые, гонимые темы, что волновали его самого и тревожили его ищущую духовных ответов душу.

Не мог неверующий, равнодушный к духовным проблемам человек спеть:

Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что – не то это все, не тот и не та!
Что – лабазники врут про ошибки Христа…

И дальше:

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу…

Или другая песня – «Купола российские»:

В синем небе, колокольнями проколотом,
Медный колокол, медный колокол
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом –
Чтобы чаще Господь замечал…

Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стертую перекатами, –
Если до крови лоскут истончал –
Залатаю золотыми я заплатами –
Чтобы чаще Господь замечал!

Особое место в творчестве поэта занимают стихи, где слышится отчетливое предчувствие его раннего ухода из земной жизни. Это песни «Баллада об уходе в рай», «О фатальных датах и цифрах», «Райские яблоки» и другие.

Один из нас уехал в рай,
Он встретит Бога там,
Ведь есть, наверно, Бог…

(Баллада об уходе в рай)

Или очень пронзительная песня «Я из дела ушел»:

Я из дела ушел, из такого хорошего дела!
Ничего не унес – отвалился в чем мать родила.
Не затем, что приспичило мне, – просто время приспело,
Из-за синей горы понагнало другие дела.

Мы многое из книжек узнаем,
А истины передают изустно:
«Пророков нет в отечестве своем» –
Да и в других отечествах – не густо.

Растащили меня, но я счастлив, что львиную долю
Получили лишь те, кому я б ее отдал и так.
Я по скользкому полу иду, каблуки канифолю,
Подымаюсь по лестнице и прохожу на чердак…

А внизу говорят – от добра ли, от зла ли, не знаю:
«Хорошо, что ушел, – без него стало дело верней!»
Паутину в углу с образов я ногтями сдираю,
Тороплюсь, потому что за домом седлают коней.

Открылся Лик – я стал к нему лицом,
И Он поведал мне светло и грустно:
«Пророков нет в отечестве своем –
Но и в других отечествах – не густо»…

В песне о фатальных датах и цифрах присутствует некоторый оттенок иронии, но на самом деле поэту не до смеха. И куплет, где Высоцкий ставит Христа в один ряд с безвременно ушедшими, поэт исполняет очень серьезно и трагически – это видно по сохранившейся видеозаписи его выступления.

А в тридцать три Христу – Он был поэт, Он говорил:
«Да не убий! Убьешь – везде найду, мол».
Но – гвозди Ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чем не думал.

Когда Владимир Семенович вспоминает Христа в другой своей песне, «Я не люблю», то делает это тоже без тени иронии, с уважением: «Я не люблю насилья и бессилья, вот только жаль распятого Христа».

В военных песнях Высоцкого духовная тема поднимается неоднократно. Вот несколько цитат:

Вот от копоти свечек уже очищают иконы.
И душа и уста – и молитву творят, и стихи.
Но с красным крестом все идут и идут эшелоны,
Хотя и потери, по сводкам, не так велики.

(Песня о конце войны)

Или строки из песни «Их восемь – нас двое»:

Взлетят наши души, как два самолета,
Ведь им друг без друга нельзя.

Архангел нам скажет: «В раю будет туго!» –
Но только ворота – щелк,
Мы Бога попросим: «Впишите нас с другом
В какой-нибудь ангельский полк!»…

Мы крылья и стрелы попросим у Бога,
Ведь нужен им ангел-ас,
А если у них истребителей много,
Пусть пишут в хранители нас.

Хранить – это дело почетное тоже:
Удачу нести на крыле
Таким, как при жизни мы были с Сережей,
И в воздухе, и на земле.

Или:

Мы летали под Богом, возле самого рая,
Он поднялся чуть выше и сел там,
Ну а я до земли дотянул.

(Песня о военном летчике)

Скоро будет «Надя с шоколадом»:
В шесть они подавят нас огнем.
Хорошо, нам этого и надо.
С Богом, потихонечку начнем!

(Разведка боем)

Стихотворения со строками, в которых Высоцкий затрагивает духовные темы, поднимает религиозные вопросы, есть во всех песенных циклах поэта. Подчас эти строки – лишь вкрапление в песню, но даже так они очень украшают ее, наполняя новым смыслом, как это сделано в песне «Вершина»:

Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк
И молимся, чтобы страховка не подвела.

«Духовные» цитаты из песен Высоцкого, можно, конечно, приводить долго – их совсем не мало, но хотелось бы вспомнить последнее стихотворение Владимира Семеновича, написанное им в 1980 году, – посвящается оно Марине Влади, его последней жене:

И снизу лед, и сверху – маюсь между.
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там за дело, в ожиданье виз.
Лед надо мною – надломись и тресни!
Я чист и прост, хоть я не от сохи,
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека – сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Кто-то может усмотреть в последних строках этих стихов большую гордыню, ведь кто может сказать, что ему есть чем оправдаться перед Богом? Но я думаю, что понимать эти строки нужно как предчувствие поэтом своего скорого ухода и как осознание ненапрасности прожитой, пусть и с ошибками, жизни. Свое существование, свое бытие здесь на земле поэт оправдывает тем, что не кривя душой, не приспосабливаясь пел и работал для людей, отдавая им себя без остатка и пробуждая в их душах своими лучшими песнями самые светлые, добрые чувства и веру, честь, честность, любовь, мужество и надежду.

Я от суда скрываться не намерен:
Коль призовут – отвечу на вопрос.
Я до секунд всю жизнь свою измерил
И худо-бедно, но тащил свой воз.

Но знаю я, что лживо, а что свято, –
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, –
Мне выбора, по счастью, не дано.

(Мой черный человек в костюме сером)

То, что поэт все эти годы не только находился под покровом Божиим, но был храним и помощью Марины Влади, тоже правда. Можно по-разному относиться к этой женщине, но она действительно несколько раз спасала поэта от смерти.

***

Обычно, чтобы доказать, что Высоцкий не верил в Бога и писал богохульные стихи, церковные критики поэта ссылаются на три его стихотворения: «Про плотника Иосифа и Деву Марию» (действительно, очень неприятное произведение), «Песня космических негодяев» и «Моя цыганская». Слава Богу, первая из названных песен не очень известна широкому кругу слушателей, и даже многие из тех, кто любит и слушает Высоцкого, не знают о ее существовании. Да, к сожалению, есть в огромном наследии поэта и эта кощунственная песня. И из песни, как говорится, слов не выкинешь. В оправдание автора можно сказать только то, что когда он писал ее, то, действительно, не ведал, что творил, не очень задумывался над тем, какой смысл вкладывает в это сочинение. Для Высоцкого эти стихи, несомненно, были лишь подражанием своему кумиру Пушкину, у которого тоже есть подобное произведение. Я имею в виду печально известную «Гаврилиаду». Для Александра Сергеевича, который, в отличие от Высоцкого, родился в православной стране и получил христианское воспитание, это тем более тяжелая ошибка, о которой он, как известно, очень сожалел. Но ошибаются все, и кроме плохих стихов и у Пушкина, и у Высоцкого есть огромное количество других – светлых, духовных, добрых и талантливых – произведений. К тому же песня «Про плотника Иосифа…» является довольно ранним произведением автора, а Высоцкий, как и любой поэт, был разным в различные периоды жизни. Сам Владимир Семенович говорил, что это песня не про какие-то реальные библейские события, а просто про семейные проблемы, – об этом свидетельствует Людмила Абрамова в одном из интервью.

А про неудачные стихи лучше всего сказать строчкой из песни самого Владимира Семеновича: «Люди добрые простят, а злые пусть осудят…»

Другая названная мной песня Высоцкого – «Песня космических негодяев» – заканчивается строчками:

То-то есть смеяться отчего:
На Земле бояться нечего:
На Земле нет больше тюрем и дворцов.
На Бога уповали бедного,
Но теперь узнали: нет Его –
Ныне, присно и во век веков!

Но, как уже становится понятно из самого названия песни, она совершенно не выражает жизненное кредо автора. Она написана от лица этих самых «негодяев» – неких космических молодчиков, бороздящих на своем звездолете бескрайние просторы космоса и уже потерявших надежду вернуться на Землю. Они во всем разуверились, и в их душах царят цинизм и мрак, подобный окружающей их космической тьме:

Вечность и тоска – ох, влипли как!
Наизусть читаем Киплинга,
А вокруг – космическая тьма.

Нам прививки сделаны от слез и грез дешевых,
От дурных болезней и от бешеных зверей,
Нам плевать из космоса на взрывы всех сверхновых:
На Земле бывало веселей!

«Цыганская песня» Высоцкого также очень хорошо описывает состояние тоски, душевного томления и безысходности. Но, в отличие от предыдущей песни, это, к сожалению, уже личные переживания поэта, у которого также были периоды глубокого уныния. Герой его песни нигде не обретает успокоения, его душа мечется и страдает, и ни в кабаке, ни даже в церкви он не находит облегчения. Человек, преданный страсти печали, не видит в жизни вообще ничего хорошего: «Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!».

Я тогда по полю, вдоль реки.
Света – тьма, нет Бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той –
Плаха с топорами.

В душе, побежденной страстью уныния, и в правду, воцаряется, тоска и мрак, изгоняющие Божественную благодать. И тогда ни внешние утешения, ни окружающие красоты, ни яркий солнечный свет не могут рассеять эту тьму. Поэт здесь не отрицает бытие Божие в принципе, а лишь свидетельствует о том, что в душе человека унывающего не остается места для Бога. Что ж, песня эта является очень хорошей иллюстрацией состояния унывающей души. Но, слава Богу, у Высоцкого были в жизни не только периоды тоски и депрессии, но и времена радости, хорошего настроения и душевного подъема.

Через тернии к звездам

Хорошо нам, таким православным и воцерковленным, сегодня рассуждать о том, правильно ли пел о Боге и вере Высоцкий или нет. Как умел, так и пел. Слава Богу, что хоть так. Может быть, порой и ошибался, но искренне и честно выражал свое понимание этих сложных вопросов. «Как он дышит, так и пишет…» Он не лукавил, не лицемерил, как многие тогда; его путь к вере был тернист, он бродил в потемках и сам прорывался через тернии к звездам.

Высоцкий родился в стране, где атеизм был государственной идеологией, где была поставлена задача полностью уничтожить веру и религию. Появился он на свет в 1938 году, когда проводились массовые расстрелы духовенства и просто верующих людей. Происходил из самой обычной неверующей советской семьи. Отец его был кадровым офицером, членом партии.

Понятно, что в детстве ему неоткуда было получить знания о Боге. Еще одна беда, которая выпала на долю маленького Володи, – это ранний развод родителей: они разошлись после войны, и каждый вскоре создал новую семью. В 9 лет Володя попросил отца взять его с собой в командировку в Германию. Одной из причин его ухода из дома матери послужили плохие взаимоотношения с отчимом. Высоцкий стал жить вместе с отцом и мачехой, Е.С. Лихолатовой. Семья отца несколько лет проживала в Германии. Здесь будущий поэт учился в школе, а также занимался с частным преподавателем фортепьяно по программе музыкальной школы, так что можно сказать, что музыкальное образование Высоцкий имел. Позже кроме гитары Владимир освоил еще и аккордеон. Поэтому неправы те, кто считает Высоцкого человеком немузыкальным, а его песни примитивными. Он не был профессиональным музыкантом и композитором, но обладал очень хорошим чувством гармонии и ритма. Многие его песни (особенно лирические) являются довольно сложными, красивыми и гармоничными произведениями. И это не только мое субъективное мнение, об этом мне говорили люди, занимающиеся музыкой профессионально.

Но вернемся к детским годам поэта. Развод родителей для детей само по себе очень тяжелое испытание. Но когда ребенок еще и растет, лишенный материнской любви и заботы, это обязательно скажется на его дальнейшей судьбе. И хотя, как известно, у Володи с мачехой сложились хорошие отношения, родную мать ему она заменить не могла. Когда человек недополучает в детстве родительской любви, тем более при отсутствии духовного воспитания, он стремится потом восполнить этот недостаток любви и, к сожалению, часто идет неправильным путем, совершая многие ошибки и грехи. То, что ребенок не имел в детстве нормальной крепкой родительской семьи, будет также очень сильно мешать ему потом при создании уже собственной семьи. Безбожие и крушение семейных устоев – общая трагедия русского народа в XX веке.

Владимир остался жить в семье отца, и когда они вернулись из Германии. Его отрочество пришлось на послевоенное время. Тогда очень многие мальчишки, потеряв отцов на фронте, а то и вовсе оставшись без родительского попечения, стали так называемой «шпаной». Слонялись без дела по улицам, воровали, начинали выпивать. С некоторыми из таких ребят Володя общался и дружил. Как он сам потом сказал в одной из своих песен: «Я рос, как вся дворовая шпана». Оттуда родом «блатные» песни Высоцкого. Конечно, это также сказалось на его дальнейшей жизни, особенно послужило развитию пагубных привычек.

Преподобный авва Дорофей говорит: «Иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя (мирского); иначе судит дела игумена и иначе ученика; иначе старого и иначе юного; иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, все создавший и все ведущий». Он объясняет, что Господь не взыскивает одинаково с тех, кто с детства был воспитан в вере, и с тех, кто вырос в греховной среде, но судит по своему милосердию и человеколюбию. И Владимир Семенович, который в детстве не мог получить православного воспитания, рос и жил в государстве, где религия была вне закона (а потом и вовсе Хрущев обещал советскому народу показать к 1980 году по телевизору последнего попа), конечно, будет судиться Богом по тому, как он сам прорывался, стремился к Нему, по тем хорошим песням и делам, которые у поэта, несомненно, были. Святитель Иоанн Златоуст в «Слове на Пасху» говорит, что Господь и «намерения целует (то есть приветствует. – о. П.Г.)», а не только дела человека.

Та актерская среда, в которой вращался Высоцкий, также была очень далека от духовной и нравственной жизни. Мне приходилось общаться с профессиональными артистами, поэтами, творческими людьми, принимать их исповедь; все они народ очень непростой. Творческим людям бывает порой легче прийти к Богу, они менее приземленные, более душевные, чем представители других профессий, но артистам сложнее бывает воцерковиться, поменять свою жизнь, начать вести духовную работу над своей душой. Артистам, поэтам очень трудно бывает отключиться от своего творчества, и в свою реальную жизнь они несут те образы и роли, которые они играют на сцене или создают в стихах. Их нервная система является их рабочим инструментом, они играют на собственных нервах, как на струнах. Отсюда и перепады настроения, и многочисленные любовные связи, и все другие страсти. Жизнь богемы полна соблазнов, против которых сложно устоять.

Над бездной

Натуру Владимира Высоцкого можно назвать карамазовской. Один персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» говорит про Митю Карамазова: «Мы натуры широкие, карамазовские… способные вмещать всевозможные противоположности и разом созерцать обе бездны: бездну над нами, бездну высших идеалов, и бездну под нами, бездну самого низшего и зловонного падения». Эта чрезмерная широта, метание из крайности в крайность, к сожалению, присуща русской душе, и эта черта является большой ее трагедией. Владимиру Семеновичу были также очень свойственны такие крайности. Об этих двух безднах написана его знаменитая песня «Кони привередливые»:

Вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю, погоняю.
Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю.
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю.

Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть!
Но что-то кони мне попались привередливые –
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю.

Нахлестывая, подгоняя своих коней, мчащихся над обрывом, поэт прекрасно осознавал, что путь этот очень скользкий, опасный, грозящий гибелью, но – слаб человек – замедлить бешеный темп своей жизни ему удавалось лишь на время.

Его страсти, грехи очень мучили его самого, он, как мог, боролся с ними. Известно, что Высоцкий неоднократно лечился от алкоголизма, у него были периоды, когда он вообще не пил, порой по нескольку лет.

Слово «страсть» со славянского языка переводится как «страдание», и Владимир Семенович страдал от своих неправильных поступков, от пьянства, от того, что своими любовными связями причиняет боль любимым людям. «Жжет нас память и мучает совесть, у того, у кого они есть», – пел он в одной из своих песен. А совесть у Высоцкого, безусловно, была.

Иногда говорят: Высоцкий мучался, впадал в депрессию, пил, потому что его гнали, преследовали, притесняли, не понимали, не давали работать и выступать с концертами. Думаю, что это не так. Поэт страдал и тосковал не из-за этого. По тем временам Высоцкий имел очень многое. Он был одним из самых любимых и востребованных певцов и артистов. Слава его была поистине всенародна, его песни слушали все: от простых работяг до партийного руководства. У него были деньги, связи, иностранные машины. Он неоднократно выезжал за рубеж. Да, его не награждали госнаградами и званиями, его пластинки выпускали крайне неохотно, но все это с лихвой компенсировалось всесоюзной народной любовью и огромным количеством магнитофонных пленок с его песнями, которые ходили по стране. Да, были периоды притеснения со стороны начальства, властей, но не в этом трагедия Высоцкого. Он страдал от другого – от того, что видел, как губит себя, свой талант и доставляет страдания своим близким. Страдал, потому что обладал чуткой, тонко чувствующей честной душой и непрожженной совестью. Он понимал, что так, как он живет, жить нельзя, но найти силы, чтобы вырваться из этого порочного круга, не мог. Однажды я беседовал с человеком, который ставил и исполнял трюки в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя», – каскадером Владимиром Юрьевичем Жариковым. Владимир Высоцкий в фильме играл капитана Жеглова – одну из главных ролей. Жариков, конечно, общался с Высоцким во время съемок. Однажды у них состоялся весьма откровенный разговор, во время которого каскадер сказал Владимиру Семеновичу: «Володя, ты же убиваешь себя, убиваешь свой талант. Найди в себе силы, брось пить!» Высоцкий очень грустно посмотрел на него и промолвил: «Уже слишком поздно. Я ничего не могу с собой сделать».

К сожалению, Владимир Семенович хотя и, несомненно, имел веру, так и не смог войти в ограду церковную. А борьба со страстями невозможна без духовной жизни и участия в таинствах Церкви, через которые мы получаем благодать Божию, духовную энергию для борьбы с грехом. Невоцерковленность – это еще одна наша общенациональная трагедия. Ведь даже сейчас, при отсутствии гонений на Церковь и очень большом количестве храмов, подавляющее большинство народа находится вне церковной жизни. Поэтому и живем мы так плохо.

Известно, что 1969 году поэт в первый раз пережил клиническую смерть, второй раз он прошел через это за год до своей кончины – в 1979 году. Люди, пережившие подобное, как правило, все приобретают в той или иной степени веру. Там атеистов нет. Но, к сожалению, не все прошедшие даже через такое тяжелое потрясение приходят к подлинно духовной и церковной жизни.

В 1977 году Высоцкий пишет песню «Райские яблоки»; она, безусловно, навеяна опытом переживания им клинической смерти. Он пишет про свое умирание и возвращение в тело, но то, что он описывает, не нужно принимать за какое-то подлинное видение или откровение. Это аллегория, образ того, как он сам на тот момент понимал загробный мир. Картина получилась очень искаженной. Многие вообще не могут понять, о чем эта песня. Но реалии загробного мира закрыты даже для людей, знающих учение Церкви о рае и аде, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9). Что такое райские обители, мы узнаем только после смерти, когда, по учению Церкви, каждой душе с третьего по девятый день будут показаны селения рая. И неудивительно, что человек, не воцерковленный, не просвещенный в духовных вопросах, понимает реалии жизни вечной согласно собственным, очень искаженным представлениям. Песня Высоцкого даже не о «поездке» в рай, а о состоянии большой тревоги и о болезненном предчувствии близкой кончины:

Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем, –
Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем.
Не скажу про живых – а покойников мы бережем.

В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок,
И ударит душа на ворованных клячах в галоп.
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок.
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

Прискакали. Гляжу: пред очами не райское что-то:
Неродящий пустырь и сплошное ничто – беспредел.
И среди ничего возвышались литые ворота,
И огромный этап, тысяч пять, на коленях сидел.

Герою песни удается проникнуть за райские ворота.

Всем нам блага подай. Да и много ли требовал я благ?!
Мне – чтоб были друзья да жена чтобы пала на гроб.
Ну, а я уж для них наворую бессемечных яблок…
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.

В онемевших руках свечи плавились, как в канделябрах,
А тем временем я снова поднял лошадок в галоп.
Я набрал, я натряс этих самых бессемечных яблок –
И за это меня застрелили без промаха в лоб.

И погнал я коней прочь от мест этих гиблых и зяблых,
Кони головы вверх, но и я закусил удила.
Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок
Я тебе привезу: ты меня и из рая ждала!

Поэт, к большому сожалению, не понимает, что такое рай; он только чувствует, что по своей жизни, далекой от нравственности, недостоин райского блаженства, и считает, что рай для него закрыт как некий секретный охраняемый объект. Как в русской пословице: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». Но он хочет попасть туда с черного хода, обманным путем, чтобы украсть часть райских благ и вернуться на землю, где ему хорошо с любимой. Он не готов к райской жизни, она для него непонятна, ему хочется еще пожить на земле. Песня спорная, но она отражает предчувствие Высоцким скорого ухода. Это тревожит его, но не заставляет задуматься о покаянии, а ввергает в тоску, как и в песне «Моя цыганская». Он нисколько не сомневается в бессмертии души, но не видит себя в той будущей жизни; даже рай пугает его своей неизвестностью и недоступностью. Здесь, в этой песне, – обычный для всех людей страх смерти. Он не знает, что двери райские открываются покаянием, ибо нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного. Да и рай – это совсем не такое, как в песне, место, это область света и божественной любви. Но все это, к сожалению, неизвестно поэту. Кто слышал запись этой песни, знает, что Высоцкий исполнял ее с какой-то беспредельной щемящей тоской, с криком души, и в этом крике слышится в том числе и присущая всему человечеству тоска о потерянном рае.

Вечная память!

Многие верующие люди задаются вопросом: принял ли Высоцкий крещение?

На этот счет существует много противоречивых мнений, но я хотел бы привести одно свидетельство очень близкого к Владимиру Семеновичу человека – его второй жены Людмилы Абрамовой. Когда она давала интервью газете «Московский комсомолец», корреспондент задал ей вопрос: «Был ли Высоцкий верующим человеком?» На что она ответила: «Судя по тому, как тактично он относился к моей сумбурной, очень бестолковой, но очень искренней религиозности, верил. У меня все шло от любви к Толстому в большой степени, а у Володи – от жизни. В начале 1970 года он приезжал ко мне сказать, что едет креститься в Армению. Когда две актрисы с Таганки тайно крестились в Тбилиси, длинные языки нашлись, и Юрий Петрович (Любимов, главный режиссер Театра на Таганке. – о. П.Г.) это расхлебывал. А если бы крестился Володя, то Юрий Петрович потерял бы и театр, и партийный билет. Володя остался бы неуязвимым: его песни создавали вокруг него силовое поле, но у Любимова были бы настоящие неприятности, а Семену Владимировичу (отцу Владимира Высоцкого. – о. П.Г.) пришлось бы уйти в отставку… Он просил крест: “Вот ты Веньке подарила!” Веня Смехов у меня выпросил вот такой величины напрестольный крест, который моя бабушка подобрала, когда в Самаре разрушали храм. Я подарила Володе довольно своеобразную вещь: женский Георгиевский крест, учрежденный для сестер милосердия во время последней русско-турецкой войны. Такой крест был у одной из моих прабабушек».

Вселенская Православная Церковь не имеет общения с Армянской Церковью, но их крещение Православной Церковью принимается. Я уверен, что Высоцкий, если он крестился в Армянской Церкви, просто не знал о догматических и канонических расхождениях Православной Церкви с армянами и считал, что крестится в Православие, тем более что сам он армянином не был, а в Армению поехал просто чтобы избежать огласки. В Армении, кстати, есть не только приходы Армянской Церкви, но и православные храмы; но в каком храме намеривался креститься Владимир Семенович, мы не знаем.

Сын поэта Аркадий тоже подтверждает факт крещения отца.

В пользу того, что Высоцкий действительно принял крещение, говорит и такой факт: сохранилось несколько его фотографий, на которых он в рубашке с расстегнутым воротом, и хорошо видно большое серебряное распятие у него на груди. Известно, что дома у Владимира Семеновича были иконы и кресты.

Сохранился список книг, оставшихся после его смерти, и среди них есть следующие: «Сокращенный молитвослов» (Издание Почаевской лавры), «Православный церковный календарь на 1977 год» (Издательство Московской Патриархии), «Библия» (Издательство Московской Патриархии, 1968), «Новый Завет» (Издательство Московской Патриархии, 1976), «Новый Завет в русском переводе с параллельными местами», напечатанный в Швеции в 1966 году. Этот список можно найти в альманахе «Мир Высоцкого. Исследования и материалы». Согласитесь, человек, равнодушный к христианской вере, никогда бы не стал держать у себя в библиотеке эти необходимые каждому православному книги. И, судя по годам выпуска, они вовсе не являются какими-то букинистическими редкостями.

Леонид Васильевич Мончинский, писатель, друг Владимира Высоцкого, в соавторстве с ним написавший роман «Черная свеча», дает такое свидетельство: «Никогда не спрашивал, крещен ли, но когда он жил у меня в Иркутске, то вставал утром на молитву вместе с моей верующей мамой, совершал крестное знамение и молился. Мы с ним заходили в действующий храм». Мончинский также говорит о вере Высоцкого: «Он ушел верующим человеком».

Марина Влади сомневается в том, что Высоцкий был крещенным человеком, так как, по ее словам, сам он никогда не говорил ей об этом. Но мы знаем, что Марина Владимировна и сейчас позиционирует себя как атеистка, а уж тогда точно ни во что не верила. В то время многие предпочитали не распространяться о своей вере. Мне известны семьи, где супруги годами скрывали друг от друга факт собственного крещения и крещения детей. К тому же вера – вещь сокровенная, и, возможно, Высоцкий не хотел говорить на эту очень личную, деликатную тему с равнодушным к вопросам веры, пусть даже и любимым человеком.

Владимир Семенович оказал на меня в свое время большое влияние; я чувствую с ним духовную связь и считаю своим долгом молиться за него, правда, не на литургии, а во время служения панихиды и в келейных молитвах.

Его песни не раз помогали мне в жизни; я использовал цитаты из них в своих беседах и лекциях, в книгах и статьях. Высоцкий очень помогает мне наладить контакт с людьми, далекими от Церкви. Его песни поются в любых компаниях и церковными, и светскими людьми. А после того как возьмешь в руки гитарку и споешь что-нибудь из Высоцкого, уже гораздо легче вести разговор на более серьезные, духовные темы. Помню, однажды меня попросили выступить в школе на вечере памяти Высоцкого (молодежь, оказывается, тоже его слушает), и для меня эта встреча явилась поводом обратиться к школьникам со словом о Боге.

Да, наши русские поэты – люди небезгрешные, но искренние, честные и любящие свой народ. Может быть, за это им многое простится. И самой большой благодарностью им будет поминовение их в народных молитвах. Поэтому я молюсь за также любимых мною Сергея Александровича Есенина[1] и Игоря Владимировича Талькова, тем более что брат Игоря Владимир Тальков подарил мне когда-то книгу о нем с надписью: «Отцу Павлу на молитвенную память о моем брате Игоре».

А Владимир Семенович сам просил молитв о себе и верил, что за него «кто-то поставит свечу». Вечная память рабу Божию Владимиру и низкий поклон за все, что он для нас сделал.

Священник Павел Гумеров

8 февраля 2012 г.

[1] Сегодня все больше исследователей причин гибели С. Есенина приходят к выводам, что его смерть не была самоубийством. Но даже если поэт ушел из жизни сам, он, несомненно, сделал это в состоянии психического помрачения. Известно, что его трагическая кончина последовала вскоре после его выхода из психоневрологической больницы.
Комментарии
Марина23 ноября 2024, 07:53
Здравствуйте! СпасиБо за статью о Богоискании Владимира Высоцкого. Не сомневаюсь, что Высоцкий знал Господа Бога и испытал благодать от Духа Святого, иначе бы его творчество было совсем другим. Зачем искусство если в нем нет Славы для Господа?! Согласна с мнением Батюшки, что творчество Высоцкого- это путь постоянного выбора между Добром, Любовью и злом. Путь очень -очень трудный и без сопричастия с Господом пройти через «Угольное ушко» невозможно. Жизнь Владимира Высоцкого - это трудная каждодневная борьба выбора. Надеюсь, что последний и окончательный был сделан в сторону Господа, поэтому рБ Владимир исстрадавшийся ушел на Небеса. Царствия Небесного!
Лариса22 марта 2020, 22:11
Огромное спасибо отцу Павлу статья очень понравилась. Я тоже молюсь за Владимира Семёновича. В Советское время мы мало слышали о Боге, но каждый думающий человек обязательно придёт к православной вере. Монолог Гамлета в исполнении Владимира Семёновича (очень меня заставил задуматься...), его песни - в них много Бога и я верю в то, что он всем сердцем верил в Бога, а разве его талант не от Бога? Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего Владимира и прости ему все согрешения вольные и не вольные и помяни его во Царствии Твоём!
р.Божия Ирина31 января 2016, 03:01
"Был ли Высоцкий верующим человеком?" Ответ сына Никиты Высоцкого:"Он пришел к вере в Бога и в конце жизни крестился.Для него это была не формальность,а нечто важное". Газета "В Новом свете".#5(1091),стр.29 Нью Йорк
Овчинников Сергей 3 ноября 2015, 09:49
"Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков".

Как атеист, наркоман и блудник мог ТАКОЕ написать???
sed23 августа 2015, 00:45
Бога в Высоцком было больше чем в любом из нас. Это любой умный человек чувствует нутром, вне зависимости от ваших псевдораскладов по полочкам его творчества. Талантливых людей мерить своим вершком-большая глупость. У них диапазон выбора влияния слишком велик. Если по простому-им больше дадено, но больше и спросят.
Светлана 8 августа 2014, 15:20
Я родилась, когда Владимира Высоцкого уже не было в живых, но песни его люблю и слушать могу бесконечно. У меня тоже от них мороз по коже. Но только от того, на сколько живые и яркие образы смог сотворить автор, невольно и сам вживаешься в них. Не считаю, что у Высоцкого были хорошие и плохие стихи, были просто разные персонажи, от имени которых он пел, разные состояния души. И если поэт всё это вылил в стих без утайки, то мы это прячем глубоко в себе. Говорить можно много, говорить можно разно. Но не так важно то, что ты сказал, как то, что ты вложил в свои слова, что ты при этом чувствуешь (завить тоже можно называть радостью за ближнего). Высоцкий пел искренне.
Спасибо автору за статью.
Прочитала комментарии к статье: рада, что людей добрых и милостивых всё же больше. А то представила, как бы здесь судили мою жизнь, выложи я её на рассмотренье.
Владимир Степанов27 марта 2014, 16:20
Я тогда по полю, вдоль реки...

Мне эти слова Высоцкого говорят не об его унынии, а о его отношении к Советской России. Он говорит с одной стороны о красоте России, о её просторах, полях, реках и васильках. С другой стороны о лживой идеологии. Света - тьма, нет Бога! Обыгрываются реалии идеологического советского света, которого тьма как много (что и было в жизни каждого человека), и который совсем не свет, а именно тьма, где нет Бога.
Одновременно говорит о жизненных дорогах людей. Пути человека скованы густым лесом и страшилками, в конце такой начерченной дороги, не имеющей выбора, человека ждёт мучение и смерть - будь то тюрьма на земле, либо ад после жизни.
Советский человек, лишённый свободы выбора, лишённый Бога действительно часто приходил таким путём к сатане - спиваясь, прелюбодействуя, попадая в воровскую среду.
Иоанна24 ноября 2013, 16:59
Спаси, Господи, отец Павел! Очень интересная статья!!!!!
Татьяна А.16 сентября 2013, 13:32
Огромное спасибо Батюшке за статью! С творчеством В.С.Высоцкого знакома с детства.Отец его любит и эта любовь передалась и мне.
Жаль нынешних фарисеев и людей,которым не понятно творчество В.Высоцкого. Сомневалась, можно ли за него молиться, теперь буду.
Константин 2 июля 2013, 18:14
«В судьбе талантливого русского поэта Сергея Есенина как бы слились воедино судьбы многих заблудших сынов и дочерей России. Оторвавшись от православного миросозерцания, а потому не видя смысла в своей жизни, поэт поддался вихрю блудных страстей, взбунтовавших его против Бога, в Которого он продолжал тем не менее верить. Его душа, лишенная за многие грехи Божией благодати, превратилась в игрушку злобных духов, возбудивших в ней яростное стремление к свободе от всех нравственных законов, установленных Творцом. Вселившийся в поэта богохульный дух заставлял его писать такие же богохульные стихи, подавляя всё то детское, сердечное и доброе, что вместе с верой в любящего Бога еще жило в его душе. Но когда на время отходил от него дух злобы, все чаще повергавший несчастного поэта в глубину мрачного отчаяния, тоски и безысходности, он создавал чудные, светлые, проникнутые щемящей любовью к Родине стихи».
P.S.: Вероятно, что нечто подобное происходило и с Владимиром Высоцким.(см. книгу Игумен N. «От чего нас хотят "спасти" НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?» Или на сайте http://igumen-n.logoslovo.ru/book.php)
Наталья 4 мая 2013, 21:18
Мы,люди, своим земным умишком, никогда не сможем вычислить степень веры Высоцкого. Да и не наше это дело. Мы можем лишь оценить что происходит в нашей душе после общения с творчеством великого поэта, через его стихи , песни , роли. А в душе определенно становится чище,краше,понятнее , что добро , а что зло. И еще в душе царит любовь. Почему никто не пишет о том, сколько любви в его стихах. Чего только стоит "я поля влюбленным постелю", это же целая Вселенная. Только искренне верующий человек может писать такие стихи , не пером , а сердцем .
Геннадий 5 февраля 2013, 17:56
Благодарю Вас, о.Павел, мне понравилось все, что Вы написали. У меня тоже свой Высоцкий, в свое время имея возможность печатать на машинке во время срочной службы, я перепечатывал в нескольких экземплярах редкую по тем временам книгу "Нерв",взятую у одного из офицеров почитать. Идея перепечатать возникла спонтанно и отнимала много времени вечерами и ночами, так как времени было мало (служба моя проходила в штабе и по службе часто приходилось работать ночью, поэтому не удивляйтесь).Сейчас трудно сравнивать те ощущения от чтения стихов Владимира Семеновича и от того, что теперь я могу окунуться в мир его произведений,внимательно вчитываться и не бояться чего-то упустить, когда слушаешь кассету магнитофона. Это было или в 1985 или в 1986 году. В каждом периоде жизни мы что-то новое открываем для себя в творчестве Высоцкого и уже придя к Богу я по новому услышал для себя его песню "Белое безмолвие" и глубоко запала в душу строчка "...снег без грязи, как долгая жизнь без вранья". Прости нас,Господи! Всем ангела-хранителя!
Наталия26 января 2013, 00:20
Прекрасная статья. Один Господь знает душу человека, не нам судить. Чему плохому учит творчество Высоцкого. Ничему. А учит , как пишет батюшка, дружбе, любви, мужеству. Так давайте же и мы поучимся. В первую очередь поучимся у Христа - любить ближнего. И из любви молиться о его душе, которая, несомненно, искала,чувствовала, знала Бога.
Mike Jagger25 января 2013, 23:47
Доргой Владимир Семенович! Я верю, что вы живы! Мы и так живем очень тускло поэтому я даже не сомневаюсь
. что такой выдающися человек жив. Поэтому желаю мноо песен и творчества
Игорь Х.25 января 2013, 22:09
"Я тогда по полю, вдоль реки.
Света – тьма, нет Бога!
А в чистом поле васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той –
Плаха с топорами."

Друзья, это вовсе не говорит о неверии Вл.Высоцкого, а наоборот в этом стихе подчёркивается что если у души "Света – тьма, нет Бога!", то конец пути этого человека будет трагический - " Плаха с топорами".
Это касается также и тех у кого "И ни церковь и ни кабак ничего не свято" их ожидает "под горою вишня" т.е. обман, разочарование.

Или в песне "Две судьбы".
Когда герой оказался в "гиблом месте", то "Судьба Нелегкая" "Злая Бестия" говорит:
"Брось креститься причитая,
не спасёт тебя Святая Богородица.
Тот, кто руль и вёсла бросит,
тех нелёгкая заносит - так уж водится".

Это слова не героя, а Злой Бестии.

Очень важно быть внимательным и не приписывать В.Высоцкому слова тех его персонажей в песнях, которые он явно не разделяет.

Аркадий25 января 2013, 19:47
Еще раз, и потом как у Вас получиться, почитайте его стихи, если в Вас ничего ... (в смысле доброго плода), не теряйте времени он не Ваш поэт. Высоцкий без Вас Высоцкий.
Татьяна22 сентября 2012, 07:46
Те, кто имеет (простите!) наглость утверждать, что Высоцкий был "кумиром" для кого-то из любящих его людей - оскорбляют этих людей и клевещут на них, судя о других исключительно, видимо, по себе. Неимеющий в себе любви не может и понятия-то иметь об образе мыслей и чувств любящего - как неожиданно оказывается. Поэтому я вынуждена свидетельствовать сейчас о том, что Высоцкий для нас - не "кумир", а любимый старший брат, неоднократно спасавший своим веским словом нашу совесть и читоту тогда, когда слова Божия было объективно не услышать по всей стране. О брате ли нам не молиться сейчас - дожив до таких времён, когда невозбранно можно молиться?! Не дождётесь. Отцу Павлу поклон и благодарность за весь поднятый разговор. Только всё же фильм мне придётся защитить: как ни странно это оказалось для меня самой, но я увидела в нём икону, созданную на языке кинематографии. Герой изначально пребывает уже в "смерти"; он исходно - в реальном фактическом аду; так что "смертная" маска там как нельзя более кстати. Но когда из этого ада смертник "транслирует" в мир живых любовь, молитву и покаяние; когда из состояния смерти человек оказывается способен так "животворно" преображать ближних своих... это ПОДВИГ.
Татьяна 4 августа 2012, 16:31
Спаси Вас Господи Батюшка!!!
Давно искала, что-то подтверждающее духовность Высоцкого т.к. слушая его песни поняла, что он хотел быть с Богом,но не мог прорваться через козни бесовские, своей страсти и его окружения!Особенно меня впечатлила его песня "Мир вашему дому",где как мне кажеться он себя сопоставляет с тем истребителем,а того которого в нем сидел,с теми страстями которые в нем сидели и с тем грехом который его вел к погибели....
Сергей23 мая 2012, 22:36
Спасибо большое Вам за Вашу замечательную статью о Высоцком, отец Павел!
Храни Вас Господь!
Сергей
Евгений18 мая 2012, 16:19
Как вообще можно спорить с отцом Павлом о том, что Высоцкий внес огромный духовный вклад в нашу культуру, что он, как минимум, не отрицал Бога и уж точно своими песнями и своей жизнью доказал свое стремление к добру, к правде, к Создателю!
Действительно, в ранних своих песнях он был атеистом, ведь изначально он пел:"...и мне не жаль распятого Хритса", но потом: "...вот только жаль..." Также он страдал от различных духовных и физических болезней на протяжении всей своей жизни. Но кто не без греха? Действительно, правда, где-то читал , что ад полон ревнителями не по разуму, то есть теми кто осуждает своих братьев! Храни всех Господь. Даждь намъ всем разумъ!
Andrej 1 апреля 2012, 05:55
Был Владимир Семёнович Высоцкий крещёным или был атеистом - с нас рассуждения и выбора не снимает - молиться и за врагов можно и нужно, если, конечно, достаточно духовной силы. А уж за блистательного русского поэта сам Бог велел. Но в кумиры и образцы для подражания я, пожалуй, ставить остерёгся.
А вот как пример борьбы со страстями и беспомощность без помощи Божией это да.
Так что пускай он сам с Богом считается, а моё дело не осуждать и не приговаривать. Спаси Господи.
Василий23 марта 2012, 10:01
Отец Павел,
с удовлетворением прочел Вашу статью о В. С. Высоцком. Рад тому, что у него есть молитвенники. Ведь Вы конечно, за него молитесь. Статья Ваша, на мой взгляд, адекватна.
Василий

Р. S. Прошу обратить внимание на мою статью и хотя бы кратко ответить.
Краткое исследование злодеяния произведенного над стихами В. Высоцкого. http://filmfox.blog.ru/

Andrew. OCA. USA14 марта 2012, 09:44
Брат Павел! Буди милостив ко мне грешнику!
То, что ты написал о таком же грешнике как и я, пусть просыпет семена Веры Истинной в души тех, кто судит нас как тот фарисей в том храме...
Пусть они отдают и десятину, и каждое воскресение крестят лоб в храме... Они молодцы... Пусть продолжают в том-же духе...
Но твоя статья нам, таким как Семёныч, дала Надежду!
Да благословит тебя Спаситель!
Александр24 февраля 2012, 23:12
"Поэтому и живем мы так плохо." Что это за обобщение и как оно может быть связано с Высоцким, а всё очень просто, я не припомню чтобы поэт давал концерты в городах типа Урюпинск. Да какое там бабло не говоря уже о том, что про наркоту в то время даже и не слышали. Средняя Азия всё это могла предоставить от души. И хотя он не зарывал талант свой в землю, но стимулировал его в режиме форсаж хотя скорее всего без этого бы и не было того Высоцкого которого мы все так любили."Вечная память рабу Божию Владимиру и низкий поклон за все, что он для нас сделал."
православний22 февраля 2012, 13:58
Вічна пам'ять Степану!
Сергей Паровой.16 февраля 2012, 12:35
Очередь.

В одной очереде все, к суду скорому
кто - то раньше, кто поздней, нету выбора
По закону рождены, вроде Божьему
а по сущности своей - одна выгода

Пред иконами толпясь - просим милости
призывая всех святых, с поднебесья
Как на входе, так и на выходе...........
ожидая - благ земных - шла процессия

Предложения росли - искушая плоть
выжимая, всё что есть, с мира бренного
Вроде, поровну - дал - отец Господь
не послушалась - толпа, слова верного

Порубил голов - топор правосудия
всех,кто прав,кто виноват, в общем хаосе
Не убий - поправ закон - взяв оружие
что насеяли, тем и напиталися

Ходу нет назад, как привыкли жить
Кто, от большего, кто - от малого
По течению - кто, а кто против плыть
с роду малого - так и до старого......

В одной очереде все, к суду скорому
кто - то раньше, кто поздней, нету выбора
По закону рождены, вроде Божьему
а по сущности своей - одна выгода

С. Паровой.

17.01.12.
Сергей Паровой.16 февраля 2012, 12:34
Вечность

Было Много - войн, все века в крови
кто, за славу воевал, кто за золото
Кто, за царский трон, кто за смысл любви
кто, за дьявола, кто за - Господа

Повторяясь каждый раз, гибли воины
провидение судьбы - было выше нас
Потеряли, в битвах тех, обе стороны
неприступных нету стен, есть всему свой час

Ярко золото блестит, клинка крепче сталь
в сундуках, не сбережёшь - состояния
Вместе с жизнью украдут, потому мораль
и богатство, есть - удел наказания

Шаткий, царский трон, вопрос времени
там где власть - обман и предательство
В вечно царствие своё, цари верили
на погост ушли, со знаком качества

Ведь - любовь и ту, что спасти пришла
на виду у всех, на крест вздёрнули
Чуда требуя, в раж - толпа вошла
получив своё сполна, поздно поняли

Исковеркали на нет - веру чистую
осудили, кто не так - Богу молится
Позабыли, со своей вечной битвою
нету время, о спасении души позаботиться

С.Паровой.

22.01.12.
Алена15 февраля 2012, 14:22
Отвечаю человек для Самуила

Советую Вам получше изучить значение термина "идолопоклонство", а потом уже обвинять и доказывать что-либо. Ваши доводы выглядят смешно

Статья очень понравилась!
бервинов сергей15 февраля 2012, 12:27
Я люблю с утра гулять
Свежим воздухам дышать
Но сегодня утро особенным вдрук было
Густым туманом все накрыло
Лирическая нота на душе изливалась
И да церкви я пошел,там был праздник
Поставил свечку у иконы,за всех живых
И у христа распятого
За тех кого нет в живых
А я стою молитву шепчу,что-бы легче стало
И тихо отошел я просто наблюдая
Каждый со своей бедой идет у каждого проблемы
эх ты мир мой горе и отрада
Из храма вышел,посмотрел на небо
Там голубь белый мир несет
Под колокольный звон душа поет
И я пошол по парку о жизни размышляя
Какова она была да и сколька еще будет
Так приятно в парке с мыслями собратся
Птички песень на пивают о весне грядущей
И мне старик так вежливо улыбнулся
Бутто скозать хотел убери печаль с очей
Будет все нормальна,будет свет огней
жена обнимет,друзья хлопнут по плечу
Может все изменится и я жить начну!
священник Павел Гумеров14 февраля 2012, 21:48
Сердечное спасибо за слова поддержки и благодарности всем, кто правильно понял мою статью. На самом деле, мое эссе было написано не только про творчество Высоцкого, но главное, про трагедию души-христианки не дошедшей до Церкви, а также о любви, сострадании и неосуждении.
А всем, кто неправильно понял мои мысли, тоже спасибо. Хочется ответить им словами стихотворения Владимира Семеновича: "Спасибо вам, мои корреспонденты, что вы неверно поняли меня!"
Анатолий14 февраля 2012, 07:51
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ! ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА ГОСПОДИ И ВЛАДЫКО ЖИВОТА МОЕГО, ДУХ ПРАЗДНОСТИ УНЫНИЯ,ЛЮБОНАЧАЛИЯ И ПРАЗДНОСЛОВИЯ НЕ ДАЖДЬ МИ.............. ТВОРЧЕСТВО ЭТО ХОРОШО МОЖЕТ БЫТЬ, РИЗЫ СУДИИ ПРАВЕДНОГО НЕ БУДЕМ ПРИМЕРЯТЬ ,ОСУЖДЕНИЕ ГРЕХ ,ОТЕЦ ПАВЕЛ МОЛИТЕСЬ ЕСЛИ СМОЖЕТЕ ЗА МЕНЯ ГРЕШНОГО :АНАТОЛИЯ: СТИХОВ НЕ ПИСАЛ,В КИНО НЕ СНИМАЛСЯ,В ТЕАТРЕ НЕ ИГРАЛ УМРУ ПЫШНО НЕ ПОХОРОНЯТ ,ДУШУ ХОЧЕТСЯ СПАСТИ, И ЗА ВЫСОЦКОГО МОЛИТЕСЬ, ЕМУ ТОЧНО НЕ ПОМЕШАЕТ ВАША МОЛИТВА ,ПРОСТИТЕ БРАТИЯ И СЕСТРЫ ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ. МЕНЯ ГРЕШНОГО ЗА МНЕНИЕ. ОБРАЗ ВЫСОЦКОГО НЕ СОЧИТАЕТСЯ С ОБРАЗАМИ СВЯТЫХ ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ БАТЮШКУ СЕАФИМА С ПРОПОВЕДЬЮ :ОЙ ЛЮСЬ СМОТРИ КАКИЕ ПОПУГАЙЧИКИ ИЛИ ЖЕРАФ БОЛЬШОЙ ЕМУ ВЕДНЕЙ,А ЧТО-ТО ПОСЕРЬЕЗНЕЙ ОТ УНЫНИЯ ПОСЛЕ ЛОМКИ И ЗАПОЯ, СЕЙЧАС ЭТО НАЗЫВАЕТЬСЯ ДЕПРЕСИЯ, БУДЕМ СПАСАТЬСЯ ПРИМЕРАМИ СВЯТЫХ КОТОРЫЕ СЧИТАЛИ СЕБЯ ГРЕШНЕЕ ВСЕХ, МОЛИТЬСЯ И БОДОРСТВОВАТЬ ,ГОРЕ МИРУ ОТ СОБЛАЗНОВ.
Маргарита13 февраля 2012, 13:54
ох...действительно, даже не простая грусть и, как более сложное, сочувствие В.Высоцкому за то, что он такой какой есть, появляется у людей в их комментариях. я имею в виду тех, кто (лично мое мнение) "мудрствует лукаво".

как мудро, что существуют и такие фразы:
"А судьи кто?"
"Кто ты, судящий чужого раба?"

и, действительно, пока еще никто не отменял право на существование "запрета" на осуждение пастыря, то есть любого (!) лица священного сана в Православной церкви.

может быть,мм, как бы сформулировать? мне лично жить становится спокойнее на душе, когда я чувствую хоть какой-то "страх"? 1 - в отношении невозможности судить священника, и 2 - в отношении витиеватых мнений (по полному праву демократии, ведь у нас же всякий имеет право...) в адрес этого человека, В.Высоцкого.(он ведь умер уже, а где же простое уважение к тому, кого уже нет с нами, и он не может уже ни прокомментировать\ответить\рассказать\объяснить???
жутко как-то становится. честное слово.

для небольшой информации расскажу один фактик: моя подруга своему мужу турку дала послушать однажды песни В.Высоцкого. конечно турок не знал русского, понятное дело. и сам по себе, ну турок как турок... а потом сказал ей, что ему голос понравился и как поет (хоть слов и не понимает), потому что мужественный человек (о В.Высоцком), и что-то еще в этом роде на тему того, что он сильный. очень понравилась манера исполнения. и турок слушал много его песен просто
Александра13 февраля 2012, 00:05
Простите.
Я очень люблю творчество Владимира Высоцкого и они помогают мне лучше сосредотачиваться на молитве.
О фильме слышала немало отрицательных комментариев, но, на самом деле, это единственный фильм, который заставил меня заплакать. До этого я вообще ни над каким произведением заплакать не могла. Так что лично для меня и фильм оказал большее значение.
Конечно, Высоцкий не кумир, не святой. Человек, грешный, как и все мы. Сегодня как раз неделя о блудном сыне. Что мы можем знать о его внутреннем состоянии, особенно в последнее время жизни.

В дом заходишь как
Все равно в кабак,
А народишко -
Каждый третий - враг.
Своротят скулу,
Гость непрошеный!
Образа в углу -
И те перекошены.

"..."

"Кто ответит мне -
Что за дом такой,
Почему во тьме,
Как барак чумной?
Свет лампад погас,
Воздух вылился...
Али жить у вас
Разучилися?

Двери настежь у вас, а душа взаперти.
Кто хозяином здесь?- напоил бы вином".
А в ответ мне: "Видать, был ты долго в пути -
И людей позабыл,- мы всегда так живем!

"..."

"Я коней заморил,- от волков ускакал.
Укажите мне край, где светло от лампад.
Укажите мне место, какое искал,-
Где поют, а не стонут, где пол не покат".

"О таких домах
Не слыхали мы,
Долго жить впотьмах
Привыкали мы.
Испокону мы -
В зле да шепоте,
Под иконами
В черной копоти".

И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли да глядели глаза,
И где люди живут, и - как люди живут.
Марина12 февраля 2012, 17:59
Однажды мне пришлось слышать, как в одной из лекций о.Андрей (Кураев)говорил о трагедии Марины Цветаевой. Помню, я тогда подумала, как хорошо, что есть люди не просто неравнодушные, а докапывающиеся до глубин, до мелочей, и не голословно, а профессионально (думаю, в данном контексте допустимо применить этот термин к священнослужителям)занимаются реабилитацией - не политической, а духовной - дорогих большинству россиян имён.
Огромную благодарность о. Андрею за этот труд!
Такая же, просто огромная, благодарность и Вам, о. Павел! То, что вы делаете, необходимо не столько тем, кто уже ушёл, сколько нам - оставшимся. Спасибо огромное за доброе слово о Поэте.
И помогай Вам Господь в вашем нелёгком служении!
Дарья12 февраля 2012, 14:47
Здорово! Спасибо за прекрасную статью! меня давно мучает вопрос молиться за него или нет.
Татьяна12 февраля 2012, 00:59
Митрополит Питирим (Нечаев)совершил очное отпевание Владимира Высоцкого в храме Воскресения Словущего на ул. Неждановой (ныне - Брюсов переулок). Кто интересуется, прочтите в книге "Русь уходящая. Воспоминания о митрополите Питириме". Опубликована также и проповедь владыки после отпевания.
виктор12 февраля 2012, 00:21
мне очень повезло...я видел, как говорят, "вживую", Владимира Высоцкого трижды: дважды в Одессе ( возле киностудии, где он снимался и в ресторане, где Володя пел песни..в кругу друзей, в очень приличном,тихом и уютном застолье). И в Москве, на ул.Горького ( тогда она так называлась)он стоял возле двери( куда она вела --не знаю) в черном кожаном плаще и шляпе, как у капитана Жеглова. Высоцкий стоял опершись спиной о стену и толпа людей, почти непрерывным потоком струящаяся по тротуару, возле него делала петлю и ОБХОДИЛА ЕГО! Никто не подходил к нему..а он стоял такой печальный...я запомнил на всю жизнь его печальные глаза, трагические морщины на лице...это было зимой 1979-80 года( декабрь --январь).Сейчас мои дети, и уже одна внучка--слушают его песни и поют под гитару..Володя Высоцкий--гений! Спасибо батюшке за статью, и--позвольте добавить: не крещенный человек не мог ТАК писать о Боге, Вере, Любви.. С уважением
Виктор.
Алексей Добычин11 февраля 2012, 23:03
Спасибо за статью. Не думаю, что поколению 60-х, 70-х так уж важно знать, был ли В. С. Высоцкий крещеным. В те годы некрещеных наших соотечественников было великое множество, что не мешало им быть честными и самоотверженными людьми. Но то, что у русского народа в душе генетически присутствует вера, пусть даже не осознанная, это несомненно. А в подтверждение того, что В. С. Высоцкий в душе своей имел Бога, приведу его стихотворение.

Благодать или благословение,
Ниспошли на подручных своих,
Дай им Бог совершить омовение,
Окунаясь в святая святых.

Исцеленьем от язв и уродства -
Будет душ из живительных вод,-
Это - словно возврат первородства,
Или нет - осушенье болот.

Все, что мучит тебя, испарится,
И поднимется вверх к небесам,
Ты ж, очистившись должен спуститься,
Бог с грехами расправится сам.

Не стремись прежде времени к душу,
Не равняй очищенье с мытьем,
Нужно веником выпороть душу,
Нужно выпарить мрак из нее.

Загоняй поколенья в парную
И крещенье принять убеди,-
Лей на нас свою воду святую -
И от варварства освободи!

Владимир Высоцкий (1971)

Эка11 февраля 2012, 21:41
Простите,благословите.
Высоцкий с Влади венчались в Грузии,в соборе Светицховели.Скорей всего,его покрестили там же,пнред венчанием.
...-...11 февраля 2012, 00:29
http://www.pravoslavie.ru/answers/6929.htm
Екатерина10 февраля 2012, 20:07
Спаси Вас Господи, о.Павел!
Такая глубокая статья, написанная с любовью к Владимиру Семеновичу. Меня она просто потрясла именно своей глубиной и желанием помочь читателю, что о человеке творческом нельзя судить сгоряча, как должно быть взвешено каждое слово.
Ведь каждый истинный поэт пишет кровью сердца.

Спасибо Вам!!!
Варвара10 февраля 2012, 16:47
"Слово «страсть» со славянского языка переводится как «страдание»" Ну спасибо, что объяснили. Какая-то тенденция со стороны церкви пошла насчет превозношения Высоцкого. Эдак лет через 20 глядишь и канонизируют Владимира Семеновича как мученика и страдальца за Родину.)
Сергій10 февраля 2012, 14:42
Странное знакомство выпало мне в годы юности: человек некий сделал мне поистине царский подарок. – Записи Владимира Высоцкого (отчество стали прибавлять только по смерти поэта) я прослушал практически все. Потому что всё сказанное и пропетое, что ложилось на магнитофонную ленту, сразу же или несколько позже попадало к моему странному благодетелю. Давно это было.

...Наверно, испытывать пылкий восторг или неприязнь можно только к чужому. К тому, чем живешь или жил когда-то, отнесёшься иначе. Будь то песни Высоцкого или православная вера.

Посему прошу поставить меня в один ряд с гордецами, фарисеями, мытарями и грешниками, осуждающими и высокомерными, далекими от христианского милосердия. Средь них моё место.
Афанасий10 февраля 2012, 12:22
«Человек»! У Вас болезненное и искаженное восприятие! Какое в статье «идолопоклонство»?! Вероятно, Вы не прочитали статью, а «пробежали». Автор статьи пишет: «Поэт, к большому сожалению, не понимает, что такое рай; он только чувствует, что по своей жизни, далекой от нравственности, недостоин райского блаженства, и считает, что рай для него закрыт как некий секретный охраняемый объект. Он не готов к райской жизни, она для него непонятна, ему хочется еще пожить на земле. Это тревожит его, но не заставляет задуматься о покаянии, а ввергает в тоску». Можно привести и другие места. Осуждение священника Вы тщетно пытаетесь представить, как ревность о православии. Отец Павел доказал свое Православие книгами, которые выходят в церковных издательствах.
Владислав10 февраля 2012, 11:38
Зачем же смешивать отношение к человеку и к его творчеству?
Высоцкого конечно жаль, судьба его действительно печальна. Доброе отношение к нему отца Павла вызывает уважение.
Но вызывает удивление, что его творчество, являющееся по крайней мере неоднозначным, преподносится как нечто благотворное, полезное и назидательное. Пусть там есть и неплохие мысли, но одно только исполнение этих песен самим Высоцким вызывает мороз по коже.. Какое уж там благотворное влияние..?

P.S.
Прошу прощения у всех кого обидел мой комментарий от 2012-02-08 22:27.
Никита10 февраля 2012, 08:45
Как далеки мы от христианского милосердия! Имею в виду авторов некоторых комментариев. Перед нами трагически-тяжелая судьба талантливого человека, который в безбожное и лживое время, как мог, с серьезными ошибками и падениями пробивался к свету и вере. Отец Павел проявил к нему пастырскую любовь. Попытался открыть в нем немало доброго и хорошего. Статьей он стремится побудить нас оказать посильную молитвенную помощь. Для большей убедительности он даже ссылается на свой опыт восприятия. И что же? Ревнители «чистоты» буквально напали на него с резкими упреками. «Зачем о таком писать»? «Зачем, нам читать о таком грешнике, далеком от православия»?

«Не будь жесток, чтобы не испытать на себе гнева Божия, хотя и представляется тебе, что ты пламенеешь ревностью благочестия» (преподобный Нил Синайский)
Галина Евстропова10 февраля 2012, 02:29
Спасибо за статью, отец Павел! От всей души спасибо!
НАДЕЖДА10 февраля 2012, 01:27
Царствие Небесное рабу Божьему Владимиру! Спаси Господи за статью,отец Павел.Очень полезная статья для нас и для души Владимира Высоцкого.Если мы его поминать будем,очень поможем ему.Думаю много чутких людей для молитвы за него найдется.Талькова поминаю,а вот Высоцкого-нет.Теперь буду поминать.Действительно,мы ему благодарны должны быть,что он в такое бездуховное время,как мог,правду в народ нес и людям это нравилось.Наверное,те,кто не родился еще или маленьким был,пишут негативные вещи о нем.Не знают,что за время было.
Людмила 9 февраля 2012, 21:26
Очень благодарна за эту мудрую статью. Преклоняюсь перед творчеством Владимира Семеновича! Тогда, в семедесятых ,Он был глотком свежего воздуха среди тотального удушья. Расстроилась, когда видела рекламу фильма. Слава Богу, батюшка разъяснил то, что вызывало у меня сметение от этого чисто коммерческого фильма. Это фильм не о Высоцком, а о нездоровье душ тех, кто обсасывает болезнь гениального человека, представляя все очень однобоко.
Хочу спросить, вас православных, а что зависть, лицемерие, гордость, чревоугодие, то, о чем мы все каемся, что меньшие грехи, чем блуд и пьянство? Согрешил в одном - согрешил во всем.
Александр Васильев 9 февраля 2012, 19:10
Прочёл теперь и комментарии... То, что автор Высоцкого любит и пытается его не судить, а оправдать - разве это плохо? Нас ведь учат искать доброго помысла! Но насторожило то, что диакон и монахиня спрашивают: почему нельзя поминать на Литургии? Да просто потому, что нельзя по канонам, раз не знаем, крещён ли - то сть член ли Церкви (а ведь не знаем!). Поэтому и предаём его милосердию Божию. А келейно молиться никто не запрещает.
Александр Васильев 9 февраля 2012, 17:57
Отец Павел, возможно, Вы не знаете, но тексты своих песен Высоцкий продолжал шлифовать уже тогда, когда пел их по нескольку лет; в результате многие песни существуют в разных вариантах. Так вот, у меня была запись цитируемой Вами песни в ином варианте: «Я не люблю насилья и бессилья, и мне не жаль распятого Христа». Судя по всему, этот вариант, правда, более ранний. Однако изменив позже "и мне не жаль" на "вот только жаль", Высоцкий пропевал эту фразу с едва скрываемой иронией. К сожалению.
Татьяна Клапцова 9 февраля 2012, 17:43
Отец Павел, благодарю за замечательную статью! Мне самой бесконечно дорог и близок этот поэт и человек. Если не ошибаюсь, в книге "Прерванный полет" Марина Влади описывает их совместную поездку в Армению (год, к сожалению, не помню). Они зашли в какой-то храм (возможно, это было в Эчмиадзине; книги под рукой нет, поэтому не могу подсмотреть), М.В. вскоре вышла и ждала на улице. Т.к. Владимир Семенович долго не выходил, она вернулась и была потрясена тем, что увидела его стоящим на коленях и плачущим...
человек для Самуила 9 февраля 2012, 16:01
Вы ,наверное, забыли, что если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму. И священный сан вообще не является гарантией правоверия и благочестия. Мирянин -- такой же член Церкви, как и священник, и именно миряне говорят при рукоположении -- аксиос.

Если Вы не видите, что для автора статьи Высоцкий -- это идол, то другие видят. Эта статья -- настоящее идолопоклонство. Если бы эта статья была чисто биографическая или литературоведческая, то и вопросов не было бы.

Люди критикуют не Высоцкого, а статью. Суть критики этой статьи -- это отвержение идолопоклонства.
Вам надо научиться различать подлинную духовность и душевность.
Самуил 9 февраля 2012, 14:50

Господь Спаситель любил даже мытарей и грешников. Посещал их, разделял с ними трапезу, не боялся клеветы законников. Авторы комментариев (Владислав, Марина, Natalia, Игорь, человек и некоторые другие), осуждающие отца Павла за попытку увидеть у В. Высоцкого что-то доброе и хорошее, показывают лишь фарисейскую брезгливость: не смущайте нас и таких, как мы, подобными статьями. Некоторые (Владислав, человек) даже присвоили "право" учительствовать и свысока иронично отзываться о священнике – авторе замечательных и духовно полезных книг. Печально.
Энвер 9 февраля 2012, 14:31
а почему надо думать, что такой эрудированный человек, как Владимир Семенович Высоцкий, не знал разницу между словами "дьяк" и "дьякон". Как раз в песне подчеркивается, что именно дьяки (читай - власть) захватили церковь и ведут себя там непотребно. Вспомните, какая тогда была власть, что было в большинстве церквей (за исключением единичных всесоюзных памятников культуры) - спортзалы, склады, и т.п. и там и курили, и пили даже, возможно. Послушайте еще раз эту песню, допуская такую точку зрения, друзья! Статья - замечательная. В том числе, с точки зрения русского языка.
Стихи Высоцкого о войне - гениальные по-доброму.
С уважением ко всем читателям и с благодарностью к автору статьи за православный взгляд на творчество Русского Поэта, в котором поднимаются непреходящие вопросы и есть попытки человека на них ответить.
Светлана 9 февраля 2012, 13:07
К творчеству Высоцкого у меня всегда было отношение неоднозначное.Не воспринимался.Бунтарство его казалось пиарным,не искренним,но гениальность при этом не признавать было глупо.Благодаря этой статье и некоторым комментариям поняла: "все у нас не так,ребята".Вдруг стало стыдно.А что я о нем вообще знала,да и нужно ли?!!После меня останется только тире между двумя датами,а он,может и ошибался,но кричал,когда многие молчали.А Отец Павел в нем не художника видит,а подобие Божие,как и подобает христианину.Без осуждения,но с любовью.Статья об этом.
Галина 9 февраля 2012, 13:02
Уж мы-то отличим дьяка от дькона, и постимся два раза в неделю, и милостыню подадим...Спасибо, Господи, что мы такие хорошие, не то, что этот пьяница Высоцкий....
Это по поводу некоторых комментов. Прости, Господи, сама так же грешу!...
Спасибо, батюшка, за статью! Спокойная и добрая статья о любимом поэте, артисте - нынче редкость на фоне истерик всевозможных фанатов
Евфросиния 9 февраля 2012, 12:22
Благодарю за статью, она дышит любовью, она слышит душу того, кого любишь и за кого молитвы возносишь. Любовь все покрывает и нет препятствий любить человека ни в грехе, ни в пороке, суд о которых не нам, Господи. Тоже переживаю отчего нельзя за Литургией молиться? Не согласна, что читатели "раскололись на две половины". Любить - не значит кумирить.
Алексей Маслаков 9 февраля 2012, 10:25
Честно говоря очень удивляют комментарии. С интересом прочитал обе части статьи и с искренним уважением отношусь к автору, благодаря которому больше узнал о В.Высоцком. Но. Что мы с вами сделали в комментариях? Мы раскололись на две половины, одна из которых Высоцкого считает кумиром, другая грешником. То есть мы, считая себя православными, нарушили тем самым две заповеди:
1. Не сотвори себе кумира.
2. Не суди.
Чем мы вообщем то, что в жизни, что в комментариях к данной статье и занимаемся. И как мы можем, считая себя православными, верующими людьми так жить и писать такие комментарии? Не упел человек опубликовать свои мысли, так мы сразу обрушились на него с критикой! Или наоборот, герой рассказа Кумир и Гений! Что это?
Да, я тоже не разделяю некоторых мыслей автора, но это его мысли, его мнение. Да, я могу не разделять поступков Высоцкого, Есенина, Талькова..., но это их поступки, их грехи. Главная мысль всего, это любить людей такими какие они есть. А если в этих людях есть что-то доброе, то именно это и надо обличать и превозносить, а не говорить о том, что этот человек пил, с кем жил и сколько раз женился. Это не наше дело. У каждого своих грехов хватает о которых надо думать.
А если неверующий и грешный человек посеет в нас доброе семя или сделает что-то, что перевернет нашу жизнь в светлую сторону, мы по прежнему будем осуждать его? Думаю, что нет. И пусть этот человек будет Высоцким или кем другим, это уже не важно.
Елена О. 9 февраля 2012, 09:01
Жалко, что так много негатива выплескивается из комментариев... Ну не нравится тебе человек - оставь в себе. Ведь известно же - где душевное смущение возникло - там лукавый притаился. А у нас нынче столько фырканья везде, и как раз у православных людей.
Была у меня коллега - она Высоцкого на дух не переносила, обзывала наркоманом, "что это за песни", "какой он еще гений?" и тому подобное. ЗАМЕТЬТЕ. Таким же образом она выражалась и про Православную Церковь, с гневом. Но это же не нормально - столько злобы в душе носить. С этим человеком было очеть тяжко работать.
Я нисколько не хочу оправдать Владимира Высоцкого, унизить Церковь, просто очень не хватает терпения у людей, и это грустно.
Алена 9 февраля 2012, 07:12
Спасибо, отец Павел! Любовь к песням Высоцкого у меня от папы - филолога, историка, педагога.

Отец Паисий Святогорец говорил, что мухи и пчелы, летая в одной местности видят разное. Мухи - нечистоты, пчелы - благоухающие медом цветы. Геронда призывал уподобляться пчелам и не иметь дурных помыслов о людях.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал так:
Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он, или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать пред Богом, - себя.

Где наша любовь, где наше смирение, братья и сестры, зачем нам Евангелие, если нам вполне хватило бы горы камней для побивания тех, которых мы считаем грешниками в отличие от себя?!
Андрей 9 февраля 2012, 05:13
Думаю, что попытка убедить, или разубедить взрослого человека в его отношении к Высоцкому обречена на неудачу изначально. Те, для кого он является кумиром (!), ни за что не согласятся низвергнуть его с пьедестала своей души. Любовь слепа и человеку свойственно оправдывать тех, кто ему близок по плоти, или по духу. Для противников творчества Высоцкого, также будет нелегко отказаться от своих убеждений, благо фактов, на которых зиждется их мнение предостаточно. Не скрою, что для меня Высоцкий не является кумиром, скорее наоборот, и мое отношение к его творчеству однозначно отрицательное. Можно бесконечно долго спорить о том, был ли он крещен, или нет, является его жизнь примером для нас, или же нет и т.д. Для себя с определенностью могу лишь констатировать одно: то, что я не слушаю его песни, это НИКАК не препятствует моему спасению, если только я не буду осуждать тех, кто их слушает. Если кто-то находит в его творчестве что-то, возможно, душеспасительное, то это сугубо их личное мнение, которое НИКАК не является мнением Церкви. Ну, а если кто-то проповедует о Высоцком с церковного амвона, то это не мое дело, на это есть церковные власти и начальство, которые должны следить за этим.
Татиана 9 февраля 2012, 04:54
Полностью согласна с Алексием!Всем осуждающим, непонимающим о. Павла - духовного роста! Спаси вас Господи!
Андрей 9 февраля 2012, 03:50
Я - внук поэта Серебряного века. Дедушка мой, крещённый в Православии, оставил прекрасные стихи, но в нескольких местах он совершенно превратно пишет о Святых Таинствах и Богослужении. Молюсь за него, но никак не могу простить ему эти несколько мест. После прочтения Вашей, отец Павел, статьи, чуточку полегчало. Благодарю Вас!
Никита 9 февраля 2012, 02:19

Владислав! В Вашем сарказме к автору статьи легко увидеть самомнение и высокоумие.
Отец Павел автор семи книг: «Малая Церковь», «Она и она. В поисках супружеского согласия», «Семейные конфликты. Профилактика и лечение», «Православная аскетика, изложенная для мирян. О борьбе со страстями», «Таинство причащения» и др. Она опираются на Священное Писание и творения святых отцов. Книги очень востребованы. Две переведены и изданы в Сербии. «Малая Церковь» вышла уже третьим изданием. Они многим помогли и помогают в духовной жизни. А Вы что написали? Критические комментарии к статьям в Интернете? «Если возникает в тебе гордость, вспомни, что ею истребляют все плоды добродетели, и успокоишься» (Преподобный авва Исаия»).
раба Божия Тамара 9 февраля 2012, 02:03
Спасибо, отец Павел! статья прекрасная и душевная. со школьных лет слушали его магнитофонные записи: они потрясали до глубины души! только так могу написать о нашей реакции на его песни! Владимир Высоцкий много для нас сделал - это истинно так! мы узнавали новости из его песен, а не из лживых газет. об его эрудиции можно судить по его песням - у него богатый словарный запас. а кажущаяся примитивность - только видимость. Спасибо вам еще раз, отец Павел, низкий поклон за эту статью!
Алексий 9 февраля 2012, 01:44

Статья проникнута христианской любовью. Отцу Павлу небезразлична загробная участь этого, несомненно, очень одаренного человека. Ради этого он исследует его материалы к биографии, чтобы решить: как ему молитвенно помочь. А от комментариев противников статьи (Владислава, Марины, Natalii, Игоря, Юлии и других) веет фарисейской бездушностью. Во всех этих замечаниях скрыто присутствует мотив: «Мы не такие. Зачем нам предлагают статью о таком грешнике».
Elyzaveta 9 февраля 2012, 00:52
Спаси Вас Бог, отец Павел. Писать о Высоцком не легко, поэтому большое спасибо за Вашу статью.И пусть не всем дано понять Высоцкого. А ведь именно Высоцкий всколыхнул когда-то духовность многих из нас, заставил думать о чести и достоинстве, об ответственности и трусости, о жизни и смерти, о геройстве и приспособленчестве.Он был и остается величайшим РУССКИМ ГЕНИЕМ. http://www.pravmir.ru/vladimir-vysockij-est-chto-spet-pered-vsevyshnim-pesni-v-ispolnenii-prot-mixaila-xodanova/
человек 9 февраля 2012, 00:06
Сначала автор призывал закрыть глаза на нравственный облик Высоцкого. Теперь автор договорился до того, что чуть ли не упрекает людей за их церковность : "Хорошо нам, таким православным и воцерковленным, сегодня рассуждать..."

А в конце автор совершает "низкий поклон за всё, что он [Высоцкий] для нас сделал".

Батюшка потрясает.




Павел 9 февраля 2012, 00:01

Большое спасибо! Статья очень глубокая. Я для себя открыл много нового о творчестве В. Высоцкого. На душе радостно, т.к. я вынес урок для себя: Высоцкий был настоящим художником, т.к. стремился исполнять свое дело искренне. Он не лукавил в песнях, писал так, как чувствовала его душа (как же это важно для творчества!).
Вот с такой же искренностью и православный человек должен стремиться к своему главному делу - исполнению заповедей Божиих, указанных в Евангелии.

Автору статьи - Божией помощи!

Павел

Людмила 8 февраля 2012, 23:37
Батюшка, спасибо за статью. Бог пускай судит, а не люди - нам надо стараться понять людей, и Ваш текст помог мне задуматься о той обстановке, в которой выросли мои родители.
Елена 8 февраля 2012, 23:34
о. Павел, до чего же вовремя Вы написали эту статью! только в выходной посмотрела фильм о Высоцком и разочарованию не было предела, так неуютно стало на душе, всё смешалось... ни личности и ни таланта не было... Привитое в детстве отцом уважение к творчеству поэта и к нему самому как к человеку буквально было втоптано в грязь создателями фильма. Только вечерние молитвы принесли покой душе.
А на следующий день натыкаюсь на Вашу статью... и полегчало. Спасибо!
Владислав 8 февраля 2012, 22:27
"Владимир Семенович оказал на меня в свое время большое влияние; я чувствую с ним духовную связь"

Теперь все ясно.


"А после того как возьмешь в руки гитарку и споешь что-нибудь из Высоцкого, уже гораздо легче вести разговор на более серьезные, духовные темы."

И что понимали эти святые отцы, начинавшие разговор на
духовные темы с молитвы..


Спасибо Вам, батюшка, что канонизировать его хотя бы не предлагаете.
Галина 8 февраля 2012, 22:26
Замечательная статья! Высоцкий - гениальный поэт.
Владимир 8 февраля 2012, 21:49
Простите, но как-то странно читать: "поэт обладал очень большим кругозором, имел обширные, энциклопедические познания в самых разных областях: русской и зарубежной литературе, искусстве, истории; он использовал совершенно различные специальные профессиональные термины из разных областей человеческого знания. Но в обращении к духовной тематике я вижу совсем другое: здесь нет поверхностного взгляда, все очень серьезно" про человека, который не знал, чем дьяк отличается от дьякона:

"В церкви смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет, и в церкви все не так,
Все не так как надо!"

А уж по состоянию, которое вызывало у Высоцкого посещение храма, можно предположить о серьезнейших проблемах с духовным и даже с душевным здоровьем.

Да и вообще, при чтении статьи у меня часто всплывало в памяти известно высказывание о.Андрея Кураева: "«А как Церковь относится к „Гарри Поттеру“?» А никак не относится. А много чести «Гарри Поттеру» – чтобы Церковь к нему как-то относилась".
Ирина 8 февраля 2012, 21:27
Спасибо за Вашу статью, отец Павел. Для нас, родившихся в 60-е годы, Высоцкий был совестью и горячим, обнажённым сердцем. Радостно узнать, что этот великий поэт принял крещение и верил в Бога.
Ирина 8 февраля 2012, 21:24
Спасибо за статью. перечитывала недавно сборник стихов Высоцкого, очень задумалась про "поставит свечу". Стала молиться. Про грехи - не нам судить. Наши не лучше. Кто без греха?
монахиня Мария 8 февраля 2012, 21:06
Спаси, Господи !
А почему все-таки нельзя молиться на Литургии ?
Хочется вспомнить слова одной женщины, написавшей письмо после смерти Виктора Цоя: Он ловил нас всех "над пропастью во ржи".
Нет, они - не кумиры.Они - миссионеры для людей,не знающих
истинной веры.
Стемпка 8 февраля 2012, 20:50
кому: Natalia:

"К чему эти статьи,Отец Павел?"

Простите, вас кто-то насильно заставляет читать статью? Можно ведьи не открывать ссылку увидев его имя. Ну не нравится вам творчество Высоцкого - да ради Бога, но вот Высоцкий уже точно оставил свой след в истории, оказал огромное полжительное влияние на миллионы людей (это думаю оспаривать не надо), а вот анонима Natalia, есть мнение, врядли через лет 50 лет вспомнят или вообще узнают что это за человек был.

"4-5 песен еще можно послушать,потом просто начинается головная боль. Очень уж на большого любителя его творчество" - это уже мнение подростка, но никак ни взрослого, расудительного человека)
Марина 8 февраля 2012, 20:27
Вторая статья как-то даже меня шокировала, выискивать какие-то крошечные крупицы духовности в стихах совершенно не о том....для чего? .. есть стихи - от них ощущение, как будто чистой воды напился, а здесь как будто вода с грязью.
окончательно поняла, что песни Высоцкого слушать не буду - не хочу идти его путем....
Вячеслав 8 февраля 2012, 20:23
Владимира Высоцкого слушаю часто,а в трудные времена только его песни и помогают. Сейчас его стихи-песни очень актуальны.
Татиана 8 февраля 2012, 20:12
Неожиданно все: и статья, и комменты. Только с разными эмоциями. Статья неожиданно приятна. Так сложилось, что уровень образованности, демонстрируемый при критике науки с амвона, вызывал недоумение, иногда разочарование...При всем моем глубоком уважении к священнослужителям... В статье - достойный анализ, учитывающий все сложности той эпохи и культуры. Автор понимает творчество Высоцкого и его израненную грешную душу! Поймет и другие, не менее больные... Неожиданны комменты... те, что про гордыню и др. грехи.Что ж так-то? А как же - "Не судите, да не судимы будете"? Спасибо автору! Благодарю Господа Бога за то, что избавил меня от некоторого разочарования и укрепил Веру.
Al 8 февраля 2012, 19:52
Какая чудесная, нежная статья! Она почему-то вселила в меня надежду и веру в лучшее! Веру в всемогущую Милость Бога. Когда любишь человека, всегда хочется оправдать его, потому что веришь в него... и видишь в нем образ БОжий. Я мало знаю творчество поэта, но хочется верить что все это так и есть, как здесь написано.
Спасибо!
Natalia 8 февраля 2012, 19:35
Спаси,Господи.
Не хочу никого обидеть.
К чему эти статьи,Отец Павел?
Ведь для многих В.Высоцкий-это прежде всего кумир. Вчера многие так и называли его в своих комментариях. Ну,пел. О чем? 4-5 песен еще можно послушать,потом просто начинается головная боль. Очень уж на большого любителя его творчество.
Кто его в свое время,как бы сейчас сказали,пропиарил? Эффект запретного плода,а он,как всегда,бывает сладок.
Ах был...,ах не был В.Высоцкий крещеный.
Простите,а кому это надо знать? Пьедестал пуст?
Был ли над ним Суд Божий? И как Господь его судил?
Смысл написания этих статей????
Простите,если кого-то обидела.

P.S. Вот недавно были статьи о величайшем РУССКОМ ГЕНИИ - А.В.Суворове. Побольше бы таких статей на православном сайте!
А Высоцкий пусть останется для своей семьи.
игорь 8 февраля 2012, 18:42
Он не мог быть верующим человеком,иначе не натворил бы столько грехов.Высоцкий не нуждается в нашем оправдании,но говорить о его Вере просто нет смысла.И не надо его грехи списывать на то ,что он был гений.Гениальные люди тоже ведь должны быть людьми.А иначе получаются какие-то двойные стандарты- одному допустимо то ,что другие не должны даже думать.По моему,Бог дал свои заповеди всем,невзирая на чью-то гениальность.И права одна читательница,когда говорит,что оправдание греха приводит только к его оправданию вообще.Перед Богом все равны.
Ольга 8 февраля 2012, 18:31
Спаси Вас Господи, отец Павел!
Александр Хабаров 8 февраля 2012, 18:07
Написал когда-то, лет 20 назад, стихотворение "Памяти В.В.", его и оставляю в качестве комментария.

У вавилонской телебашни,
в эпоху спирта и разврата,
я вас любил, такой вчерашний,
такой сегодняшний когда-то…
Я пил неправедные соки
и пел до праведного хрипа,
и хохотали лже-пророки
из преисподней генотипа.
Раскачивались ваши души -
как туши в медной паутине.
Париж рукоплескал снаружи,
Россия гибла в сердцевине…
Теперь меня похоронили,
воздвигли куклу из гранита,
и, как жуки, сползлись к могиле
допить, что мною недопито…
И некому средь бела света,
средь гомона и суща лиха -
забыть хотя бы пол-куплета
и помолиться — тихо-тихо…
диакон Всеволод 8 февраля 2012, 18:07
Уважаемый отец Павел, а почему его нельзя помянуть на Литургии, ведь если есть сомнение в том крещёный он, или нет, то их всегда можно трактовать в пользу Литургического поминовения, мы же не уверены на 100% в том, что он не был крещён. Или здесь другие факторы имеют место (например неоднозначная смерть, или ещё, что-то)?


С уважением,
диакон Всеволод Гонцов
Виктор 8 февраля 2012, 18:06
Спасибо Вам за эту статью, батюшка!
Алексей 8 февраля 2012, 18:00
Думаю, что "Песня космических негодяев" -- чистый пример моделирования отрицательного героя, а отрицательные герои занимают важное место в литературе. И, кстати, о, что ее так назвал сам Высоцкий, говорит о том, что эта песня НЕ его кредо.
Яков 8 февраля 2012, 17:03
Высоцкий с крестом - это не кинопробы, это застолье с друзьями, так что факт креста - реальный.
http://a3.sphotos.ak.fbcdn.net/hphotos-ak-snc6/285503_139237116157400_100002133378135_265169_4532526_n.jpg
Армен 8 февраля 2012, 17:00
Спаси Вас Бог, отец Павел.
Тамара 8 февраля 2012, 16:58
Спасибо за такие объективные статьи о Высоцком, я в юности читала сборник его стихов, нравился, но с такой точки зрения посмотреть и на самого поэта и на его творчество у меня, конечно, ума никогда бы не хватило
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×