Российско-греческая мемориальная акция «От Рождества до Воскресения» знакомит со святыми новомучениками и исповедниками Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV–XX веков, примерами живой веры, которую имели балканские народы во времена долгих столетий оттоманского владычества. По мнению одного из ее организаторов – известного режиссера Константина Харалампидиса, эти малоизвестные для жителей нашей страны страницы истории не просто далекие героические образы, но прямое указание пути для современных христиан, которые в сегодняшнем динамично развивающемся мире легко могут потерять то, что ценой своей жизни сохраняли их предки на протяжении многих веков.
О жизни понтийских греков в России – потомков криптохристиан и сохранении исторической памяти, благодаря которой не прерывается связь православных народов, Константин Харалампидис рассказал порталу «Православие.ру».
– Судьба Византийской империи стала одной из главных тем вашего творчества. А какую роль она сыграла в вашей судьбе?
Константин Харалампидис |
Когда мальчишкой я рос в Казахстане, в городе Алма-Ате, то, как это ни парадоксально, я называл себя «ромеем», но не греком. И то же самое могут о себе сказать и все мои соплеменники. Это, конечно, очень удивительно: сейчас, в XXI веке, где-нибудь в Кызылорде, в Тбилиси или Москве греки до сих пор называют себя подданными Римской империи, несмотря на то, что она была разрушена в 1453 году. Поэтому связь с Византией и собственно ее влияние живы до сих пор.
Одна часть моих предков – выходцы из Константинополя, то есть из Малой Азии, другая же их часть – из Понта. Все они, спасаясь, бежали в Россию и обрели здесь родину. Мой прадедушка по папиной линии бежал в Геленджик из Трапезунда в конце XIX века с фамилией Кот-Оглы. Подлинная же его фамилия была Харалампидис, но Турция – страна только для турок, и поэтому почти все греки, жившие под гнетом турок, имели турецкие имена и фамилии и исповедовали Православие тайно. Подлинные свои фамилии люди вернули себе значительно позднее. В основном это произошло еще в дореволюционное время в России, а вот я 45 лет назад родился с фамилией Кот-Оглы.
Зная о том, что мои предки носили другую фамилию, я в 2001 году попытался вернуть себе фамилию предков, и у меня это получилось. А вот мой родной отец до сих пор фамилию не поменял, что связано с бюрократическими сложностями: он живет в Казахстане, и ему нужно предоставить подтверждающие документы, согласно которым его предки когда-то действительно были Харалампидис. Естественно, таких документов не сохранилось. Я же, гражданин России, пришел в районный ЗАГС Москвы по месту прописки и рассказал его сотруднице историю своей семьи. В частности, о том, что мой прапрадед был священником криптохристианской церкви в Турции, тайно исповедовал Христа, но имел турецкое имя и турецкую фамилию. Я сказал ей, что мы всегда знали о том, что истинная наша фамилия – Харалампидис. Но как мне вернуть ее, ведь у меня нет никаких бумаг, свидетельствующих об этом? Работница ЗАГСа оказалась верующим человеком. Я увидел слезы в ее глазах. Она слушала историю моей семьи и горько плакала. Она сказала мне: «Миленький ты мой, есть только один выход из твоей непростой ситуации – мы напишем такую формулировку: “Фамилия Кот-Оглы с турецкого языка на греческий переводится как Харалампидис”. Вот и все». Сейчас у меня в паспорте в графе «Фамилия» написано: «Харалампидис». Но в титрах моих фильмов и на афишах я все равно дописываю к своей исторической, так сказать, фамилии фамилию Кот-Оглы, чтобы не прерывалась связь и с теми моими предками, которые жили под турецким игом.
– Как и чем живет греческая диаспора на территории бывшего СССР сегодня? Сильно ли отличаются «русские» греки от «греческих»?
– Сегодня греки живут во всех республиках бывшего СССР. Снимая моих соплеменников, я со съемочной группой проехал практически по всему черноморскому побережью Кавказа. Довольно большая диаспора проживает на территории Краснодарского края и в Ставрополье. Их жизнь ничем не отличается от жизни других россиян: их волнуют те же самые проблемы, что и русских людей. При этом, безусловно, греки сохранили свою национальную идентичность. Говорят на понтийском диалекте греческого языка – кстати, общепризнано, что это самый древний диалект. Практически во всех городах и селах России, а также в других республиках существуют греческие общественные объединения. Они поддерживают тесные связи с Элладой. Есть программа обучения новогреческому языку. Как правило, детей учат народным понтийским танцам, понтийским и эллинским песням. Часто в общинах совместно празднуются православные и мирские праздники, периодически проходят съезды греков из бывших республик Союза, международные понтийские съезды. Безусловно, очень важно, кто стоит во главе греческой общины. Способен ли человек, избранный диаспорой, свои личные интересы поставить ниже интересов общины? Если да, то в этом случае жизнь диаспоры наполнена всевозможными яркими событиями. К счастью, такие люди есть. Президент Ассоциации греческих общественных объединений России Иван Игнатьевич Саввиди в течение нескольких лет устраивает паломнические поездки из разных городов России, и более того – даже бывших республик СССР, на историческую родину – в Трапезунд, с посещением монастыря Панагия Сумела. Благодаря его усилиям в этом монастыре турецкие власти даже разрешили отслужить литургию. Я знаю, что Иван Игнатьевич помогает совершенно неизвестным ему людям в решении даже бытовых вопросов. Это очень важно, когда ты можешь напрямую обратиться к человеку – избранному лидеру и получить поддержку. Совсем недавно Иван Игнатьевич помог мне в проведении концерта-реквиема «Исповедники Православия после гибели империи» в храме Христа Спасителя. Это требовало определенных затрат. Например, мы привезли из Греции хор «Эргастири Псалтикис» из 30 человек, и это произошло именно благодаря Ивану Игнатьевичу Саввиди, за что низкий ему поклон.
Встреча иконы святых новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв. |
– Одной из самых известных ваших работ стала трилогия «От Рождества до Воскресения», две части которой уже представлены зрителю. О чем будет последний фильм, и каков в целом замысел этой масштабной документальной киноработы?
– Собственно, результат жизни святых мучеников и исповедников является для всех нас серьезным уроком, и это как будто ясно всем. Но нередко современные люди, считающие себя даже православными, полагают, что святость – это некое предназначение, данное свыше. Будто святые люди помечены Господом от рождения, и их главная задача – не отступить от сценария, который уже написан и в финале которого избранного героя ждет героическая смерть, а затем и нимб. Есть и еще одно обстоятельство, как рассуждает нередко современный человек: святые люди жили так давно, что, во-первых, мы не знаем, как там все было и были ли они вообще, а во-вторых, в то далекое время были совершенно другие условия. Тогда было место подвигу, а сейчас что? Сейчас мы только выживаем. Нам тут не до подвигов – условий нет никаких. В итоге все эти мысли допускаются человеком и живут внутри него только для того, чтобы ему не уподобиться и даже не попытаться применить старания для изменения себя. Думают так: «Ну какой же смысл ходить в храм и исполнять какие-то там законы, держать посты, не блудить? Для чего напрягаться, если святым все равно не станешь? Бога в принципе я не отрицаю, но предназначения на святость не имею. Если бы оно было, я бы это точно почувствовал, ощутил бы как-то энергетически. Было бы какое-то свечение внутри меня, а может быть, и нимб был бы виден заранее, до героической смерти. Только виден бы он был только мне одному, в зеркале. Другие-то могли бы этого и не видеть, но мне самому откровение было бы точно! Я бы осознавал собственную значимость. А так – хожу пешком. А было бы предначертано, так летал бы, перемещался бы в пространстве и времени». Вот что такое святость с точки зрения современного человека. Я, конечно, не говорю обо всех. Подобные рассуждения исключают присутствие воли человека: за него должны решить все и уготовить ему святость.
Государственный академический ансамбль русских народных инструментов "РОССИЯ" (руководитель Дмитрий Дмитриенко) исполняет произведение греческого композитора Евантии Ребуцики "Прощай Константинополь" |
Сегодня человеку свойственно всячески оправдывать себя. И как важно для него услышать слово, которое не будет потакать его слабостям. Мне думается, что наше время довольно жесткое, и хвалить человека за то, что он где-то там внутри себя не отрицает Бога и иногда, на Пасху, заходит в храм поставить свечку, – этого недостаточно. Жития святых мучеников и жизнь безвестных героев веры указывают нам честный и прямой путь к Богу. Об этом, собственно, я и снимаю свое кино.
Следующий свой фильм я посвящу исповедникам и мученикам Российским, пострадавшим после революции 1917 года. Живя не в Византийской, а в Российской империи, они так же становились криптохристианами, мучениками за веру Христову. Они осознали византийский урок и преподнесли нам, современным людям, урок русский. Приняв эстафету из Византии, они пронесли в своих сердцах греческий огонь и явили современному миру целый сонм новомучеников и исповедников Христовых. Это говорит о том, что духовные основы, заложенные в Византийской империи, живы и будут жить, пока горит этот греческий огонь веры православной.
– Новый просветительский проект «Исповедники Православия после гибели империи», в который входит издание цикла аудиокниг, а также проведение концерта-реквиема, завершившего в этом году юбилейные Рождественские чтения, знакомит нас с неизвестными многим греческими новомучениками. Сделанное на высоком художественном уровне театрализованное действо не смогло оставить равнодушным никого из зрителей. Перед нами проходят разные образы святых, которые жили в разные века, были разного возраста, общественного положения и образованности. Какие архетипы святости вам было важно показать здесь?
Концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи». Юноши в понтийских национальных одеждах выносят на сцену греческий корабль с гербом византийской империи. |
На мой взгляд, очень важно сегодня нам знать о том, что люди способны были идти на смерть, понимая, что она будет неминуема. В мирные дни человек, как это ни парадоксально, больше боится смерти, чем в период войны, например. Общаясь между собой, люди суеверно боятся произносить вслух названия страшных болезней: а вдруг они прилипнут к ним через слово? Сегодняшний лозунг «Бери от жизни все и живи красиво» по существу является проявлением атеизма. Мы временно живем на этой земле, и вся наша жизнь – командировка, как часто говорит мой знакомый священник. И в этой командировке, утверждает он, мы должны подготовиться к жизни вечной. Физической же смерти мы не минуем. Только вот какая она будет – позорная или героическая, вот в чем вопрос.
– Какой урок, по вашему мнению, должны извлечь русские и греки, познакомившись с жизнью этих святых? И какой урок извлекли вы, на протяжении нескольких лет занимаясь этой темой?
– Основной урок и для русских, и для греков, мне кажется, заключается в очень простых вещах: если каждый из нас будет осознавать ответственность за все, что происходит в мире, в твоей стране, в твоей семье, – все это в итоге повлияет и на жизнь «империи», в которой ты живешь. Ведь «империя» состоит из людей. Как пишет старец Паисий Святогорец, Господь спросит каждого: что ты сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой? Нельзя ждать каких-то особых условий для того, чтобы проявлять свои лучшие качества: любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь, неспособность ответить злом на зло и, в конце концов, любить и врагов своих. Этот урок в процессе работы извлекал и продолжаю извлекать для себя и я сам.
– Притеснение христиан в наши дни наблюдается во многих частях света. Христиане подвергаются гонениям и в благополучной Европе, где из общественного сознания все больше вытесняются элементы христианского мировоззрения. Можно ли, по-вашему, соотнести эпоху новомучеников, о которых вы рассказываете в своем творчестве, и нашу эпоху? Достойны ли современные греки подвига своих предков?
– Сегодня идет невидимая война. И это гораздо страшнее открытых гонений христиан. Сейчас человечество растлевается через средства массовой информации, через пропаганду чуждой нам поп-культуры, подменяются ценности, а вопроса о Родине вообще практически не существует. Воспитывается некое псевдо-общепланетарное сознание – проще говоря, где лег спать, там и родина. У человечества настолько затуманены мозги, что, к сожалению, в большинстве своем люди не могут четко определить, что – хорошо, а что – плохо. Но есть люди, которые и в это сложное время сохраняют свое сердце чистым. В нем есть готовность идти на лишения, быть изгоем, но сохранить свою душу.
Мы можем только стараться быть достойными своих предков. Как и у всех людей на планете, у кого-то из греков это получается, а у кого-то нет. Когда я вижу чистых молодых людей, не испорченных современной жизнью, мне всегда хочется плакать. «Как же удалось этому человеку сберечь свое сердце? – думаю я. – Дай Бог здравия и спасения твоим родителям, которые воспитывают тебя».
***
Композиции с диска Исповедники православия после гибели империи. (С) Издательство Московской Патриархии
"Отступление от веры смывается мученичеством" (старец Паисий Святогорец). Читает народный артист России Алексей Петренко.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
"Христос воскресе!". Рассказ. Читает Константин Харалампидис.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Житие преподобномучеников Рафаила и Николая, святой девы Ирины и иже с ними. Читает Анастасия Харалампидис.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Елена, Гаврас в том числе, степень его влияния трактуется по разному на этот счет нет единого мнения у историков.
Греческие колонии существовали в Крыму с античных времен, соответственно, там всегда существовало довольно значительное по численности греческое население. Как и в Понте, в Крыму сформировался, по сути, отдельный этнос - крымские румеи, со своим языком (диалектом греческого), обычаями и т.д. После присоединения Крыма румеев переселили на берега Азовского моря. Возможно, именно оттуда Ваши предки попали в Рязань (специально в Рязань греков не переселяли). Думаю, Вам стоит попробовать связаться с греческими обществами Азова (например, с мариупольским обществом), может быть, они смогут Вам помочь.
Но насчет Гавраса я бы поспорила. Разве не с него началась, по сути, независимость Понта, и разве не он стоял у истоков формирования собственной государственной системы там? Не Великие Комнины же, в самом деле.
Термин "православные армяне" не очень люблю за недостаточную точность: сами-то армяне (ААЦ) тоже так себя называют. "Халкидониты" уже не оставляет простора для толкований.
Кстати, если хотите, можем перейти с этим разговором в мой ЖЖ, здесь общаться не очень удобно из-за премодерации.
Феодор Гаврас не был основателем Понтийской государственности это слишком сильно сказанно.
На становление Понтийской государственности относительное влияние оказала Грузия в лице царицы Тамары.
Армяне-халкидониты с точки зрения православного не правильный термин, его используют армяне приверженцы ААПЦ.(Армяне вообще называют всех православных халкидонитами, а себя православными), правильнее будет армяне-православные.
Приходы православных армян в Трапезундской империи было не много, в отличии от Карса, Эрзурума и т.д
Данные переписи Генерального штаба Османской империи 1914г (вилайет Трабзон и вилайет Чаник). Cовпадает с терр. бывшей Трапезундской империи.
1.Греки-православные - 264,463 тыс. чел.
2.Армяне-григориане - 69,942 тыс. чел.
3. Мусульмане (лазы, турки, греки, грузины, хемшилы и т.д.) - 1203,554 тыс. чел.
По-правде говоря, из невидимой, эта война уже обрела вполне реальные формы.
Хорошая статья, но напишите пожалуйста о сегодняшней жизни православных греков: с чем столкнулись верующие в момент "случайного" долгового кризиса(?), что предлагалось им МВФ в обмен на транши и почему греки отказались(?) и пр.
Это будет поучительно для нас славян. Греки, видя только попытки попрания Веры тут же дают адекватный ответ - не молчат и не просто говорят, а действуют ибо Вера без дел мертва. А унас говорильня.
Напишите, есть ли ювеналка в Греции?
Несколько уточнений:
1. Не вполне правильно (вероятно, на слух?) записаны понтийские слова в начале интервью: должно быть "эси па ромеос исе?"
2. Нельзя сказать, что "почти все греки, жившие под гнетом турок, исповедовали Православие тайно". Тайных христиан было действительно много, но большинство все же исповедовало христианскую веру открыто (что, конечно же, было сопряжено с большими трудностями и опасностями, с поражением в гражданских правах и т.п.).