Баба Тоня, пережившая все «прелести» гражданской войны, коллективизации, оккупации, разрухи и голода, приезжая к нам из села, всякий раз с неподдельным умилением и радостью говорила: «Как же хорошо вы живете!»
***
Это просто беда нашего времени: при очевидном изобилии и разнообразии еды, одежды и «товаров народного потребления» – словом, всего, что должно по идее облегчать нашу жизнь, – все больше людей впадают в тягчайшее, безвыходное (как им кажется) уныние.
Конечно, бывают случаи исключительные, когда человек пережил горькую потерю или вошел в «полосу» бед, скорбей и напастей и душа его, отягощенная невыносимым (как кажется) грузом обстоятельств, впадает в тягчайшее уныние.
Но ведь существует множество других примеров, когда «объективные» внешние обстоятельства не имеют к происходящему в душе человека прямого отношения. То есть человеку именно кажется, что обстоятельства его невыносимы, в то время как при ближайшем рассмотрении они вполне сносны и даже при ином расположении сердца могут служить причиной благодарности, счастья и радости.
Удивительно, насколько мы подчас не умеем ценить то, что имеем!
Кажется, немалую роль в нынешней эпидемии уныния сыграл насаждаемый повсеместно дух гедонизма, наслаждения, стремления к обладанию, упоению всеми земными благами. Причем именно не удовлетворение тем, что приходит естественным образом при разумной и доброй организации жизни, а жадное, болезненное стремление к какому-то «среднестатистическому» счастью, стремление к такому уровню материальной жизни, который почему-то кем-то когда-то был признан «золотым стандартом». И как-то мы постепенно усвоили мысль, что без этого «стандарта» жизнь не может считаться ни счастливой, ни состоявшейся.
Говорят, у американцев самое жестокое оскорбление – это назвать человека «неудачником», то есть тем, кто не сумел достичь в жизни этого самого «стандарта». И у нас уже принято стало оценивать человека по его социальному статусу, по степени материального преуспеяния.
Но ведь раньше ничего подобного не было, по крайней мере у нас и в широком употреблении. И никогда у русского народа не считалось оскорблением назвать кого-то или даже назваться самому неудачником. И мы даже знаем множество веселых, неунывающих и сметливых таких «неудачников», которые странствуют по страницам нашей классической, да и современной русской литературы и горя не знают.
И это примечательно. Понятие счастья, радости, довольства у нас как-то никогда не увязывалось прямо с достижением материальных благ, а все больше с духовным расположением, с радостной благостью, настроенной все приключающиеся напасти переносить благодушно и стойко.
Очевидно, корни такого отношения кроются в православной вере. Помните, как у апостола Павла: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть». К слову, апостол вовсе не настаивает на внешней нищете как непременном условии благочестия и продолжает так: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 11–13).
Удивительный отрывок! То есть дело даже не в том, нищий ты или богатый, нуждаешься в чем или нет, а в том, чтобы во всех обстоятельствах оставаться христианином, быть благодарным за то, что есть, и не впадать, с одной стороны, в уныние, а с другой – в надменное самодовольство.
Примечательно, что самый частый, по крайней мере – в приватной беседе высказываемый, аргумент такого уныния – это пустота. Непонимание и нечувствование смысла жизни. То есть и «завал» житейский бывает причиной уныния, но все же именно не внешние обстоятельства большей частью, а нежелание их терпеть, непонимание, для чего и зачем «это все», становится причиной уныния.
Нас слишком долго приучали к безверию. Но, кажется, сама благодать хранила наш народ и в самые тягостные периоды истории давала ему духовные, нравственные силы для преодоления бед и напастей.
Может быть, это было связано с тем, что народ наш после революции терпел в известном смысле насилие над собой, хотя по рвению сердца, по нетерпению и утрате веры сам стал причиной такого тяжкого рабства. Но все же, как кажется, в большинстве своем народ очень скоро опомнился от своего «кровавого разгула» и больше новую власть терпел, чем радовался ей, воздыхая о своих согрешениях и сетуя, что переусердствовал, «перевернув жизнь».
Может быть, за эту «подневольность» Дух Божий не оставлял наш народ.
Но сейчас…
Сейчас дело иное. Множество, именно множество, если не большинство, людей добровольно, с самозабвением бросилось у нас в погоню за земным счастьем. И «золотой стандарт» стал в полном смысле нашим золотым тельцом. Теперь достижение карьерных высот, внешнего благополучия, достатка и комфорта стало у нас главным мерилом состояния жизни. И вот это по-настоящему опасно, потому что свидетельствует о повсеместном духовном оскудении.
Думается, что это «добровольное рабство» как раз и лишает нас благодати Духа Святого – именно потому, что не вызвано никаким внешним принуждением или насилием.
А без благодати Божией жить человек не может! Жизнь его тогда ограничивается плотскими и душевными потребностями и погоней за их удовлетворением. Но даже удовлетворение этих потребностей не доставляет отраду душе, не насыщает ее, а, напротив, истощает, потому что ничто не может заменить человеку общения с Богом в Духе Святом.
В русском языке есть подзабытое ныне или в лучшем случае узко понимаемое слово – целомудрие.
Обычно под целомудрием понимается половое воздержание, телесная и душевная чистота. Но слово это глубже по своему значению. Достаточно вслушаться в него, чтобы понять, что речь идет о какой-то сокровенной, особенной мудрости, и мудрость эта связана с целостностью.
Надо понимать, слово это говорит о том, что высшая человеческая мудрость заключается в разумном единстве жизни: телесной, душевной и духовной, соединяющей человека с Богом. Об этой целостности, об этом единстве с Богом должен человек заботиться более всего остального, и эта целостность составляет смысл и содержание, полноту человеческой жизни.
Отсюда главная причина абсолютного большинства «безвыходных» уныний – беспечность о духовной жизни и наступившая вследствие этой продолжительной беспечности пустота.
Здесь никакими самоуговорами и убеждениями не поможешь. Здесь именно нужно сознательно обратиться к свету, распахнуть закрытую наглухо «форточку души», чтобы свежий воздух благодати наполнил жизнь утраченным смыслом и содержанием.
И первое, что нужно сделать человеку, пребывающему в унынии, – это от всего сердца, от всей души со слезами раскаяния попросить у Бога прощения за то, что так долго пренебрегал Его призывом, думал прожить «по-своему», сам по себе. Чем и обрек себя на тьму, духоту и жестокую тоску с унынием. Это на самом деле великий грех, совсем не малый! И следствие этого греха, как видим, тоже не шуточное…
Невозможно обмануть Бога, «спрятавшись» от Него за своим неверием, потому что только Бог и есть наша жизнь в ее подлинном, высшем смысле.
Нужно, обязательно нужно принести свое покаяние в храм и излить на исповеди, а потом приобщиться тела и крови Христовой, которыми в безумной дерзости своей, может быть, так долго пренебрегал. И с этого дня все силы души, все внимание и усердие обратить к Богу, к исканию Его правды, которая открывается в Церкви: и в Священном Писании, и в опыте жизни святых отцов, и в возможности общей и частной сердечной молитвы…
Без этого не может быть действительного и полного исцеления от тоски и уныния!
Но не всегда благодатные перемены происходят с человеком сразу. А случается, что и верующие люди, посещающие храм и участвующие в таинствах, впадают в уныние.
Здесь, может быть, дело в том, что от человека в делании добра требуется настойчивость и усердие. Требуется понуждение себя и терпение. А терпение проявляется, конечно, не тогда, когда человеку легко и радостно, а тогда, когда трудно и физически, и душевно. Словом, благодать Божия, желая духовного преуспеяния и возрастания человека, иногда оставляет его на время, чтобы человек мог проявить свою веру в терпеливом и усердном делании добра даже в обстоятельствах душевной пустоты и стеснения. Именно такие сознательные, порою крайние усилия в духовном делании необходимы, потому что служат проявлением доброй человеческой воли не благодаря, а вопреки обстоятельствам.
Потому и говорит святой Иоанн Златоуст, что главное средство от тоски и уныния – это благодарность Богу. Пусть даже с усилием и усилием крайним, но сознательно приносимая благодарность и есть действительное выражение нашей веры, и без этого выражения никакой духовной жизни нет и быть не может.
Еще в этой связи святые отцы говорят о решимости. О твердом намерении переносить все находящие испытания терпеливо и с всецелым упованием на Бога, на Его милость, которая и жесточайшие испытания обращает в неизреченные блага при нашем согласии и доверии. Это нам очень важно понять и помнить! Бог желает нам такой исключительной радости, что если бы мы могли хоть в малой степени почувствовать ее, то, по слову многих отцов, согласились бы в этой земной жизни претерпеть самые жестокие мучения.
И притом все наши скорби и несчастья зачастую только кажутся нам такими по сравнению с навязанным нам представлением о «золотом стандарте» счастья. А на деле все наши беды и напасти всего лишь нетрудные и нетягостные «трудности», по неизреченной милости Божией с великим снисхождением предоставляемые нам для спасения, которое без трудов и скорбей и терпения никак не возможно.
И наоборот – внутренняя расслабленность, вялость, вечное ожидание «преференций» от жизни, постоянное недовольство и мучительные мечты о комфорте и достатке парализуют волю, делают человека склонным к меланхолии и унынию.
Дело зачастую совсем не в трудностях, а в отношении к жизни, в решимости переносить скорби и испытания, во внутренней собранности. Вот чему нам нужно учиться самим и чему учить детей, чтобы они выросли действительно добрыми людьми, крепкими душой и телом.
Чехов с присущей ему меткостью когда-то сказал: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение самое наглое». От этого самомнения, от сластолюбия человек становится расслабленным, вялым, утрачивает терпение – важнейшее качество полноценной жизни. И именно от недостатка терпения рождается и зреет в душе человека уныние.
Мы становимся заложниками своей расслабленности. Комфорт и сытость не приносят счастья. Это не значит, что нужно непременно спать на голой земле, одеваться в рубище и довольствоваться хлебом с водой. Но это значит, что нужно с благодарностью принимать то, что посылает Господь, искать возможность для приложения сил – и не для своей только выгоды, но во славу Божию, на пользу людям.
И самое главное, что нам нужно иметь, – это твердое упование на милость Божию и такую же твердую решимость ради Него переносить находящие искушения. А дух уныния нужно гнать от себя с гневом, как некую мерзость, приражающуюся к душе, но власти над ней не имеющую. И слова благодарности, сказанные пусть даже через силу в самую трудную минуту, даже вопреки смущенному чувству и разуму, – это самые ценные, золотые слова. Потому что эти слова – выражение подлинной свободы, доверия Богу, любящему нас больше, чем мы можем себе представить.
Очень коварная эта страсть, если вцепится просто так не отделаешься. Оно застилает глаза, т.к. перестаешь видеть вещи в реальном свете- все не просто плохо, все ужасно, хуже не куда, хотя на самом деле это не так. Оно не дает адекватно оценить ситуацию, ясно думать, полноценно жить. Ощущение будто нечто черное ,вязкое, злое заполняет легкие, и не дает дышать, хотя окружающие дышат легко и свободно. В таком состоянии на самом деле очень трудно прийти к Богу, тем более с покаянием. Лучше не связываться с этой мерзостью- сожрет с потрохами. Лучше всего как в статье написано- гнать, гнать всеми силами. Как бы трудно в жизни не было, с таким "товарищем" как уныние дальше кладбища не уйдешь.
Для большинства, кто выбрал жить в мире, а не в монастыре, материальный аспект жизни важен, это факт. Важно иметь нормальное жилье, важно иметь возможность достойно обеспечивать свою семью, важно иметь запас финансов, чтобы иметь возможность получить квалифицированную медицинскую помощь в случае необходимости и т.д. Уж так устроен этот мир.
Сколько молодых семей в России могут позволить себе иметь достойное жилье и при этом не залезть в непомерные долги на долгие годы (посмотрите на средние зарплаты, цены недвижимости и ставки по ипотеки)? Сколько людей, получив образование, могут получать достойную оплату своего труда, чтобы обеспечивать свою семью?
Тут речь о том, что у многих людей не решены базовые вопросы, а не о стремлении к роскоши. И нерешенность базовых вопросов создает не меньше пустоты, а порой и уныния, чем переизбыток материального и отсутствия стремления к чему-то более высокому.
Не смотря на то, что умом понимают, что это всё поза, - дух алчет плотских наслаждений. И не может никогда насытиться.
От этого тоска, уныние, депрессия.
Если бы мы могли радоваться жизни просто, без затей.
Вот я, когда был молодой в 19 лет, то рад был испытывать свою крепость и мужество, мне было приятно жить впроголодь, было приятно много работать, я был рад, что могу, и смотрел на это как на игру, типа тренировки на выживаемость, что ли. Чувствовал свою силу и возможности и это было приятно.
Сейчас так уже не могу ). Сейчас необходимость напрячься угнетает, а не вдохновляет.
я совсем ничего достойна за мои прежние грехи
но я получила от ТЕБЯ ГОСПОДИ столько доброты.
...20 лет тому назад спасение от тяжелой болезни
которая привела бы к неминуемой скорой смерти тогда
без покаяния без понятия что надо молиться
и просить слезно на коленях прощения вымаливать и творить добро.ГОСПОДИ ОТЕЦ НЕБЕСНЫЙ благодарю ТЕБЯ за все -недостойная
но в эти дни по одной понятной мне причине посетило меня уныние.спаси ГОСПОДЬ вас отче святый Димитрие за совет что надо гнать уныние.
Вот именно не заслужила значит того, чего просила--а просила и прошу
и хочу продолжать просить материального
чтобы получить возможность поехать в паломничество на Святую землю.
ГОСПОДИ помилуй.
Спасибо за вразумляющие слова. о. Дмитрий! Статью прочитала . Произвела на меня ошеломляющее впечатление.
Страшно мне вот чего в своей жизни - толчка себе не могу дать , а умом и сердцем всё поняла!Как бы рывками, получается,преодолеваю уныние. Ну, и и часто неделя за неделей идут, год за годом, а я такая же. Правда говорит о.Дмитрий- насколько материальное становится важным вместо любви к Богу, а так нельзя.
Если бы мы были неграмотными, то молитвой "Господи, помилуй!" могли бы спасаться (я прочитала у одного греческого подвижника). А как мы грамотные, то сколько всего - стандартнго вредного для людей -вмещаем себе лишнего в головы и унываем попусту...
Спаси, Господи.
Важно довериться Богу и полагаться на Его Промысел и Волю, хотя это кажется порой непросто... И быть благодарным. Бог не оставит нас... "Ибо иго Мое Благо и бремя Мое легко". (Мф., 11, 28-30)
http://karelin-r.ru/stories/209/1.html
Жила я в однокомнатной квартире, рада была, что есть отдельная хата. Под нами жила женщина-алкоголичка. Пила беспробудно, орала, ругалась матом. Смеялись, что она прикольная такая в кавычках. Ничего терпилами были почти 2,5 года. Как-то раз пошли мы в Драматический театр на предс тавление......жанр классика......не помню название........ Суть сюжета такова.....женщина бухает, семья в полной нищете,,,,орет на сцене (почти как наша соседка). Мы с мужем не могли сдержаться, сидели смеялись скозь сзезы, смеха конечно же больше. Зато остальные знакомые в зале просто рыдали. Получается, что стресс в виде шумной соседки пошел нам на пользу......зато нисколько не горочились драмой! Адаптировались к настоящим житейским будням!
Делание добрых дел всегда идет совместно со скорбями,ведь враг не дремлет,а чтобы Вам не так было больно и обидно,
подумайте,для чего вы делали добрые дела,вам хотелось просто помочь людям? неважно какие они ,хорошие или не очень,ну и пусть насмехаются,важно что Вы делали добро от чистого сердца,а это главное
Не понятно. Вместо того чтобы остановиться, подумать, вспомнить о своей душе, начать готовиться к вечности... Но ни чего такого нет даже и в помине.СТРАШНО!!!
Я не осуждаю, а стараюсь понять.Что с нами происходит? Ведь мы не вечные на земле и все эти шубы, роскошная мебель, бытовая техника останутся здесь на земле, а мы пойдем в вечность. Надо помнить об этом и ГОТОВИТЬСЯ.Но...мало кто это понимает. И унывают люди, если нет вот этих вот самых предметов роскоши,любыми путями добывают все это для себя. Вот бы такие усилия приложить для своего СПАСЕНИЯ !!!
Так эти семьи вокруг - их достаточно. Но они настолько простые и обычные, что непонятно, что именно вы хотите увидет в качестве примера. Ну живет семья, денег мало, 3 ребенка, 1-ка квартира - а они рады и счастливы.
А почему? Да как раз по тому, что и показывают на православных каналах (Союз) и рассказывают в храмах - главное, это вера в Бога, Любовь ко Господу и Ближнему.
Когда ты веришь, когда ты знаешь, что все тебе дает Господь и все должно быть и надобно исполнять и жить по Его воле - тогда никаких проблем с унынием не будет (по крайней мере, как минимум они преодолеваются гораздо проще). А если сюда добавить любовь к ближнему - то вот оно и счастье. Обычное, мирское.
Вот где-то так. Это по собственному опыту.
Отцу Димитрию большое спасибо за статью - это действительно большая проблема в наши дни.
Думаю что человек всегда может быть счастливым,если он представляет ,что идёт вместе со Спасителем своим по жизни и старается уповать на Него...Так вот в моей жизни произошло обыкновенное чудо:тесные обстоятельства отступили,но"о ужас" как же трудно оставаться в благодарности и верности быть такимже стремящимся каждый день шагать по жизни со Христом- Спасителем своим..Поэтому ещё неизвестно что лучще человеку :бороться со внешними напастями или со внутренним падшим эго,не придавленным ничем.А примеров мирской жизни полно:они рядом с нами,даже в людях которые может не настолько верующие или даже не верующие,даже великие подвижники учились бывало у простых сапожников:)
Чем больше этих мгновений тем больше счастья.
Но, достигнув желаемого большинство обособилось в своем "счастье". Даже родственников стали стесняться, сторониться, смотреть высокомерно. Знаю об этом достоверно. Т.е, на личном опыте. И в этом смысле ссылка о.Димитрия на чеховскую точность основательна и бесспорна.
Многие просто потеряли смысл жизни, потому что ничему другому, кроме как ДОБЫВАТЬ, не научены.
Даже высоконравственные развлечения (театры, концерты и пр.) не решают проблемы.
С мыслью читателя Сергия о том, что не все в стране купаются в достатке спорить сложно. Хотя в "глубинке" никто без куска хлеба и всего необходимого для жизни не существует. И уж тем более, из числа тех, кто трудится "не покладая рук".
Но и у них часто глаза грустные и вечное недовольство. Хотя, во дворе машина, холодильник полон, мебель, телевизор с кучей каналов....
"Ищите в себе радость".
Только верно, что без общения с Богом она в нас не восстановится. Даже в объеме горчишного зерна.
Это, если потерять и маленькую надежду на это.
Спасибо, о.Димитрий. Храни Вас господь!
И ведь большинство людей, по крайней мере в крупных городах, совсем не голодает, а наоборот, привыкло потреблять гораздо больше, чем нужно нашему организму.
Уважаемый Дмитрий, на сегодняшний день огромное количество людей еле-еле сводят концы с концами и это при том, что все работают не покладая рук. Средств не хватает не то что на приятный досуг, а на приличную одежду и нормальное питание.
Чесно говоря, не могу отнести себя к человеку погибающему в комфорте и сверхдостатке (не стремлюсь к этому), впрочем как и многие мои знакомые.
Многию люди отнюдь не скудны умом и способны различать пропаганду "золотой мифической жизни" подрывающей основы спокойствия души, но и видят манипуляции с сознанием по поводу внушения различных психических состояний.
Полностью с вами согласен, что на деле все наши беды и напасти всего лишь нетрудные и нетягостные «трудности», по неизреченной милости Божией... Хотя читая в новостях о введение в действие нового подразделения МВД - ювенальной милиции, смущаюсь.
Часто читаю о жизни ангельской - монашеской, а вот о жизни достойной мирской, достойной православного человека, живущего в государстве и действующего соответственно - прочитать негде. НЕТ ПРИМЕРОВ. Молчок и изоляция, либо пустые и обобщающие слова.