«По делам их узнаете их».
(От Матфея, 7:20)
Есть у апостола Павла в его Послании к коринфянам парадоксальная для внимательного читателя фраза: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1 Кор. 13, 2). Толкуя эту фразу, многие богословы углубляются в сравнения духовных даров, рассуждают о степенях веры, о превосходнейшем над верой даре любви… Однако, у любого человека, хотя бы раз прочитавшего Евангелие, все же возникнет вопрос: возможно ли иметь такую, «горыпереставляющую», веру без любви, без любви к Богу? Ведь истинная вера даруется именно Им, не зря апостолы просили Христа умножить в них веру. Истинные вера и любовь в понимании христианина неразрывны… Что же имел в виду апостол?
Думается, смысловой парадокс этой фразы исчезает, если вспомнить, что «вера без дел мертва»: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва» (Иакова, 2 : 19, 20). Вероятно, надо в выражении апостола Павла под словом «любовь» понимать именно действенную любовь – дела любви. То есть, если человек имеет веру колоссальную, а не любит никого действенно, не умножает на земле любовь своими трудами, то вера его тщетна. Душа христианина, отступающего от Божьих заповедей, жизнь в реальности по которым и есть главное дело Любви, постепенно уходит в сумрак, – Бог удаляется от его сердца, и вера иссякает. Человек ступает на путь смерти духовной, становится «ничем».
В связи с таким прочтением высказывания апостола вспоминается фраза митрополита Антония Сурожского: «…на языке Писания и в опыте Церкви любовь – не чувство, не эмоция – это степень жизни, полнота, которая способна отдаваться бесстрашно». Непонимание высказывания апостола Павла связано еще и с тем, что обыкновенно мы ассоциируем любовь именно с чувствами, подчас забывая, что человеком «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (От Матфея, 11, 12), что любовь на земле – это тяжелый жертвенный труд, которым человек доказывает свою верность Богу.
У фразы 1 Кор. 13, 2 есть и еще один смысл, которым может быть охарактеризовано состояние демонов, которые тоже веруют, но верой, основанной не на любви к Богу, а на знании. Поэтому по своему «духовному» состоянию они ничтожны.
«Ты веруешь‚ что Бог един: хорошо делаешь: и бесы веруют‚ и трепещут» (Иак 2:19).
Если бес Бога "в глаза не видел", то он верит, что Он есть, потому что знает об этом. Здесь смысл "верует" и "знает" тождественны.
Ап. Павел в своих посланиях часто употреблял это слово "знаю", но его знание Бога было основано на прямом свидетельве Любви в его сердце. Имхо к "знанию" Бога люди приходят только через веру и любовь, а бесы, как духи, знают о Его существовании непосредственно. как-то так...:)
Не знаю, откуда у Марины Удаловой есть основания считать, что наличествует смысл Послания о вере демонов, но моё мнение, что такой подход неверен, так как демоны не нуждаются в вере, так как их понимание Бога, возможно, основано на их знании о Нём. А чтобы судить о том, есть ли Любовь в демонах, нужно самим быть демоном, что нам исключено и противно природе.
Да, правы Вы, правы! И то делается, и не на сайтах Православия пишут о вере. Но сложно это... Да и как православные мы себя осознаем, зачастую, плохо... - потому и здесь надо писать. 2 миссии есть: среди православных и среди "язычников"... имхо и только имхо:)
ибо "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех
надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет
одно стадо и один Пастырь".
ПОПАЛА НА ВАШУ СТРАНИЦУ И ПОНЯЛА КАКАЯ Я НЕВЕЖЕСТВЕННАЯ!!! МОЛИТЕ БОГА ЗА ЛЮДМИЛУ!!!
usamm@rambler.ru
Сестра Марина покорнейше благодарю Вас за разъяснение, в том числе и для меня многогрешного, и набравшись наглости позвольте мне обратиться к Вам за помощью - вопросом. Я офицер ВМФ, для своих любезных подчиненных готовлю духовно-просветительское мероприятие, которое будет называться "Как найти настоящую жену или что значит быть мужем". Цель мероприятия низвергнуть ложные понятия о сожительстве как норме, привеллегированности интимных отношений в выборе спутника жизни и их вседоступность, сформировать у слушателей чувство ответственности при отношениях с девушками (моя аудитория сугубо мужская), указать границы общения. Если Вы принимаете мое прошение, то я отправлю Вам краткий план мероприятия, где тезисами изложены темы. Для меня будет важно мнение православного человека - женщины, а так же возможно Вы поможете мне конкретными ссылками по данной теме в интернете. Учитывая что для выступления готовится, презентация, подбирается видео, то помощь лишней не будет.
Покорнейше прошу меня простить за навязчивость. Спаси Вас Христос.
как же так Вы говорите "спастись на дела надеясь - погибель", если мы говорим о делах Любви - милосердии, сострадании, отдании души за друга? разве это не любовь с верой? Приведу простой пример: сестры милосердия в хосписе - верующие женщины не только Библию умирающим читают и молятся, они ведь и моют их, и судно выносят, и о проблемах человека говорят, они его жуткую БОЛЬ РАЗДЕЛЯЮТ. Разве не такими делами спасаются?
Уважаемый Валентин,
если дана человеку благодать, укрепляющая его веру, то он просто не может не любить людей. И эта любовь - не "вдохи на скамейке" или эмоции, это "стиль жизни", это его милосердное служение делом Богу. Если же человек по каким-то грешным причинам уклоняется от делания, то благодать его покидает и истинная вера в сердце оскудевает, и он становится "ничем".
Спаси Бог за размышления!
С уважением брат Дионисий. Спаси Вас Христос.
Спаси Господи! Храни Вас Бог!