Монах Геннадий (Русев), строитель скита Псково-Печерского монастыря в деревне Малы Псковской области
С чего начинается скит?
Что такое вообще скит? Это место, где монах живет уединенно и по более строгому уставу, чем в монастыре. Слово «скит» происходит от Скитской пусты́ни (или пустыня Скит) в Египте, здесь жило много отшельников в пору расцвета египетского монашества (IV – VII века). Само отшельничество стало появляться в III веке: с одной стороны, христиане вынуждены были спасаться от гонений со стороны римских императоров, с другой – подвижнический дух, движущий первыми христианами, современниками апостолов, постепенно ослабевал, и к III веку духовная жизнь христиан стала более расслабленной. Поэтому некоторые из них, самые ревностные, принимали решение покинуть мир, светское общество и уединиться в пустыне. Так и появилось монашество – из отшельничества.
Лето в скиту |
Скит начинается с молитвы. Может не быть стен, бытовых условий, даже храма может не быть поблизости. Святые отцы говорят, «где живет один монах – там уже монастырь». Потому что он освящает место своей молитвой. Само слово «монах» - от слова «монос» - один. И даже если в обители двадцать, тридцать насельников – каждый из них в идеале должен быть один. Точнее, один на один – с Богом. Бывает так, что в монастыре люди живут много лет вместе и ничего не знают друг о друге.
Суровая зима
Я приехал в Мальский скит 25 декабря 2002 года, дом на хозяйственном дворе был не достроен, и я поселился в небольшой пристройке старого сарая, ночью температура в ней опускалась до -20° C. Ночевать было тяжело: спал я в шапке-ушанке, в телогрейке, в ватных штанах, надевал несколько пар теплых носков, укрывался тремя одеялами. Часа полтора поспишь, пока буржуйка топится, потом просыпаешься от холода и топишь ее снова… В таких условиях я жил месяц, пока печник строил в сарайчике настоящую печь из кирпича.
У иордани на Мальском озере. Крещение |
Кажется, в таких обстоятельствах человек может сломаться, начать унывать. Но я с удивлением обнаружил: в этот первый тяжёлый месяц Бог стал ко мне ближе, я всегда ощущал Его незримое присутствие рядом со мной, чувствовал Его благодатную помощь – и молитва лилась необычайно легко и радостно. Но как только была закончена печка и я переселился в сарайчик, появилась кухня, улучшились бытовые условия, ощущение близости Бога стало слабеть… Тогда я понял, ради чего древние подвижники скрывались в пустынях, в горах, в диких лесах – несли свой иноческий подвиг там, где не было никаких земных благ, никаких удобств…
Держаться на плаву
Наш скит еще не действует, как настоящий скит. Место, где он расположится – бывший Мальский Спасо-Онуфриев монастырь, упраздненный при Екатерине II, один из храмов бывшего монастыря сейчас приходской (Рождества Христова), а другой, разрушенный наполовину еще во время нашествия на псковскую землю польского короля Стефана Батория (XVI век) был в 2002 году отдан Псково-Печерскому монастырю. Сейчас идет реставрация, службы совершаются редко. Не все еще готово для принятия братии. А вообще в скиту обычно более строгий устав, больше молитвенное правило. Туда отправляют людей опытных, прошедших монашеский искус, показавших себя в духовном плане с положительной стороны. Не могу сказать, что все это я прошел. Я просто строитель – и не более того. В скиту жить тяжелее, чем в монастыре – со мной вместе иногда живут один-два человека, но большую часть времени я здесь один., Приходится самостоятельно принимать решения, заботиться о хлебе насущном. В духовном плане в скиту тоже тяжелее, потому что в монастыре ты огражден стенами, обстоятельствами монастырской жизни, а там предоставлен сам себе. Приходится больше напрягать духовных сил, чтобы как-то держаться на плаву, не расслабляться. Когда я был на Афоне, познакомился с отцом Николаем Генераловым, который в свое время восстанавливал русский скит Ксилургу. На многие вещи он просто открыл мне глаза. Я много лет наблюдал, что послушники приходят в монастырь с особым рвением, стремлением к подвигу, а через некоторое время смотришь – желание подвига ослабевает, это часто бывает после пострига, монах расслабляется, становится ленивым. Я спросил у отца Николая, почему это происходит. Он мне ответил так: когда человек приходит к Богу, то благодать идет впереди него, защищая его и открывая ему путь, и часто человек начинает мечтать о себе, мнить о себе, что он молодец, все у него хорошо. И тогда благодать уходит назад, человек остается один, а благодать идет за ним, готовая поддержать его в любое время. И человек начинает бороться с трудностями уже сам, и так совершенствуется духовно. А кто-то наоборот: расслабляется и рискует потерять все. Именно это происходило со мной, когда я оказался в скиту: очень велика была опасность расслабиться. Зайдешь к соседской бабушке за молоком, хочется посидеть подольше, погостить, побеседовать «за жизнь» – и сразу начинается пустая болтовня, обсуждение общих знакомых… Был бы я в монастыре, конечно, такого искушения не было бы.
Благо одиночества
Для любого монаха одиночество – это благо. Да и для мирянина тоже. Потому что в одиночестве мысли собираются, не рассеивается человек. Когда ты находишься в общении, часть душевных ресурсов и телесных сил приходится отдавать другому человеку, а ведь их можно было посвятить Богу. В уединении больше открывается Бог, ты находишься наедине с Ним. Святые отцы говорят, «через язык расточается богатство души». В одиночестве есть и отрицательные стороны, но они всегда оборачиваются во благо со временем. Например, больше нападает уныние, тоска. Если ты борешься с этим, молишься, потом приходит благодать, утешение. Почему, когда ты один, уныние и тоска нападают больше? Наверное, потому, что ты лицом к лицу встречаешься с самим собой, ты глубже видишь свою душу, и многие твои тайные страсти, грехи выползают наружу. А когда ты с другими, ты отвлекаешься и на самого себя взглянуть некогда.
Окропление нового дома на хоздворе скита в праздник Крещения |
Единство с Богом
В уединении больше открывается Бог, ты находишься наедине с Ним. Все-таки это разные понятия – одиночество и уединение. В уединении ты чувствуешь единство с Богом, и потому ты уже не одинок. А настоящее одиночество – это состояние, когда ты от Бога отдаляешься, забываешь о Нем. При этом ты внешне можешь вести активный и незамкнутый образ жизни – каждый вечер проводить в веселой компании, путешествовать по всему миру, развлекаться, одним словом, жить в свое удовольствие, но… при всем при этом чувствовать себя одиноким, чувствовать, что чего-то тебе не хватает: вот ты берешь от жизни все, а никак не можешь насытиться. И прожитая жизнь кажется пустой и бессмысленной. Можно назвать это модным словом «депрессия», а можно – почти забытым ныне словом «уныние».
Одиночество в миру
Крестный ход на Светлой седмице |
Бывает, что человек, живущий без семьи, становится эгоцентричен, существует лишь «для себя», и ему очень трудно ради другого жертвовать даже своими мелкими привычками. Конечно, далеко не все одинокие люди замыкаются на себе, но неслучайно же есть такие устойчивые выражения, как «закоренелый холостяк» или «старая дева». Но можно вспомнить и противоположные примеры, когда одинокие люди несли подвиг любви и служения ближним: это и благочестивые вдовицы и диакониссы, существовавшие в первые века христианства, современные сестры милосердия, монахи и монахини… Здесь можно привести в пример келейницу нашего известного старца отца Иоанна (Крестьянкина) Татьяну Сергеевну Смирнову. В молодости она была послушницей у владыки Иоанна (Вендланда), многие ее подруги стали монахинями, а ее благословили ехать в Печоры, где она уже много лет живет одна. Татьяна Сергеевна занималась реставрацией старинных икон, а потом многие годы ухаживала за немощным старцем, записывала с его слов тысячи ответов на письма. Сейчас она пишет воспоминания об отце Иоанне, выпускает маленькие «келейные книжицы» с записками, молитвами и советами старца, их дарят паломникам, посещающим келью отца Иоанна. Уединенная жизнь может быть благом лишь в том случае, если ты посвящаешь свободное время не себе, любимому, а Богу или человеку, нуждающемуся в твоей помощи.
Видимая и невидимая помощь
Не могу сказать, что я одинок. Даже в те дни, когда кажется, что помощи ждать неоткуда, я знаю, что не один. Могу привести в пример один случай чудесной помощи нашего местного праведника – Матфея Болящего. Он жил в конце XIX века и был прихожанином Рождественского храма, в возрасте около 26 лет, заболел тяжёлой формой суставного ревматизма, и сорок лет до самой смерти неподвижно пролежал в небольшой комнате без окон, страдая также от камней в почках. Свою болезнь Матфей принял смиренно, и за подвиг необыкновенного терпения Бог даровал ему особый дар рассудительности. К нему за советом приходили многие люди, приносили пожертвования. Однако денег Матвей не принимал, он отдавал их на восстановление храма. До сих пор жители села Малы и паломники ходят на могилу Матфея, просят его о помощи. И я тоже не исключение.
Храм и колокольня Спасо-Онуфриева скита |
- Отец Геннадий, вам нужны деньги для скита?»
- Да.
- А сколько вам нужно? Мы прямо сейчас и дадим.
Я говорю как есть:
- Десять тысяч долларов.
Она от неожиданности открыла рот и засмущалась. Явно не ожидала от меня услышать такую сумму! Конечно, у них с собой не было так много денег, было только 10 000 рублей, они их и пожертвовали в этот день. Паломники-благодетели стали думать, где взять эти деньги, чтобы помочь мне с котельной. Одна из приехавших женщин, ее звали Елена Мотина, оказалась владелицей компании по продаже измерительных приборов. Постепенно она собрала необходимую для скита сумму и пожертвовала на котельную.
Опытный наставник
У человека, живущего в уединении, обязательно должен быть духовник. Иначе можно запутаться в своей духовной жизни и возмечтать о себе незнамо что. Это было и со мной: я все практически делаю сам, сам решаю многие организационные вопросы, сам ищу средства на реставрацию. И, в какой-то момент у меня появились мечты установить в скиту строгий устав по образцу афонского, строже, чем в Псково-Печерской обители, совершать особые молитвенные подвиги. Мы читали вечерню, утреню в соответствующее время суток – как на Афоне, даже пробовали совершать ночную молитву, что было очень тяжело, ведь днем мы работаем и даже некогда прилечь отдохнуть.
На богослужении в скитском храме в честь иконы "Достойно есть" |
Очень живо и близко даже мирянину. Спасибо.