Что такое социопатия, и как с ней бороться

Беседа с детским психиатром Галиной Козловской

Социопатия – это довольно новый термин в перечне психических нарушений. Встречается социопатия во всех возрастах: как у маленьких детей, так и у подростков и взрослых. Это психическое расстройство личности, которое возникает вследствие неправильных условий жизни, неблагоприятного воздействия среды. Особенно уязвим в данном отношении детский возраст, поскольку неправильное воспитание может пагубно отразиться на психике и привести к развитию социопатии. Разобраться в проблеме и показать пути ее решения нам поможет доктор медицинских наук, детский психиатр, профессор Галина Вячеславовна Козловская.

– Галина Вячеславовна, социопатию провоцирует неправильное воспитание. А какое воспитание правильное?

– Понятия правильного и неправильного воспитания достаточно условны. Но, тем не менее, все мы в определенной степени представляем себе, что такое правильное или адекватное воспитание. Оно в меру разумно, в меру доброжелательно и в меру строго. При таком воспитании взрослые пытаются выявить скрытые, потенциальные возможности ребенка и дать им развиться в максимальной степени. Если же возможности ребенка ограничены из-за каких-то неустранимых физических или психических недостатков, то важно усиленно стимулировать его сохранные функции, чтобы по возможности развить личность, сформировать характер, довести физический статус до максимально возможного в этих непростых условиях. И мы знаем немало случаев, когда инвалиды, люди с ограниченными физическими возможностями добиваются успехов в других областях, не требующих больших физических нагрузок. Например, в музыке или живописи. То есть правильное воспитание – это, безусловно, не потворствование, не приглаживание недостатков, не разрешение ребенку капризов, не какая-то чрезмерная доброта, которая может идти во вред. Процесс воспитания представляет собой упорный совместный труд взрослого и ребенка. Труд, направленный на совершенствование задатков ребенка и на его адаптацию к окружающему миру, на подготовку ребенка к серьезной творческой деятельности, ведь во всем, чем бы ни занимался человек, может присутствовать творческое начало. Даже обычные житейские ситуации, семейная жизнь, родительство требуют творческого подхода и творческих решений.

– А как выглядит неправильное воспитание?

– Оно может выглядеть по-разному. Во-первых, это тип воспитания, называемый «Золушка», – когда ребенок угнетен, унижен, когда взрослые предъявляют к нему завышенные требования, не признают его успехов; он недополучает ласки и подарков; его плохо кормят, он плохо, неряшливо, небрежно одет. Такой ребенок находится в состоянии глубокой эмоциональной и физической депривации (ограниченности). В его воспитании наказания преобладают над поощрениями и похвалами.

Другой, противоположный предыдущему, тип неправильного воспитания – «кумир семьи». Такому ребенку все позволено, от него требуют быть всегда первым, но это требование проявляется весьма специфическим образом: что бы он ни сделал, он, по мнению родителей, всегда лучше всех. Он никогда ни в чем не знает отказа, в нем мощно подпитывается эгоизм. Такой ребенок может быть искренне уверен в том, что мир крутится вокруг него. Ему неизвестно, что значит усиленно трудиться, он не в состоянии уступить, сделать другому приятное, поделиться.

Кадр из фильма «Игрушка»
Кадр из фильма «Игрушка»
Третий тип неправильного воспитания – это гипоопека, когда ребенок недополучает необходимой ему помощи от окружающих. Попросту говоря, им не занимаются, и возникает педагогическая запущенность, безнадзорность. А есть и гиперопека, когда за ребенка как бы стараются жить, все за него делают, везде протежируют, ограждают от любых трудностей, не спускают в младенчестве с рук. Это тоже неправильно.

– Неужели такие разные формы воспитания приводят к одинаковому результату?

– Представьте себе, да! К пубертату, когда уже определяется личность и юный человек начинает самостоятельно входить в окружающий мир, результат во всех четырех случаях примерно одинаков. Эти люди формируются как асоциальные типы. В разной степени, конечно, но тем не менее…

– Чем характеризуется такой тип человека?

– Это, как правило, люди несамостоятельные, неуверенные в себе, с большими амбициями и большой неудовлетворенностью. К примеру, «кумир семьи» требует к себе особого внимания. А его нет! Более того, он претендует на лидерство, но для этого нет оснований. Он считает себя важной птицей, а оказывается, что он недостаточно образован и умел. И ничем он, в общем-то, не выделяется среди окружающих, а претензии при этом остаются очень большими, что порождает обиду и злость.

– Ну, а «Золушка»?

– К сожалению, в реальной жизни «Золушке» на ее жизненном пути не всегда попадается принц, который вознаградил бы ее за лишения. Подрастая, она нередко становится злым существом, обиженным на весь мир. Такой человек тоже претендует на какие-то невероятные успехи, на безусловное признание окружающих. И, не получая этого, озлобляется еще больше.

При безнадзорности (гипоопеке) и при гиперопеке у подростка возникает отрицательное отношение к близким и к окружающему миру вообще. Такие люди конфликтны, для них характерно подчинение сильному и пренебрежение к слабому. Они пытаются унижать слабых, вымещая на них свои обиды, претензии и злость. Кому-то может показаться чрезмерным упрощением такой взгляд на связь воспитательных мер с развитием социопатии. Но на самом деле все очень серьезно. Именно такие особенности воспитания формируют девиацию личности. И в ряде случаев эта девиация (отклонение) настолько закрепляется, что уже становится спонтанной, не зависит от внешних влияний, действует как конституционально обусловленное, врожденное качество. Формируется так называемая нажитая психопатия, которая отличается от ядерной, конституциональной психопатии тем, что она сформирована окружающей средой, а не задана от природы. Эта нажитая психопатия и есть та группа социопатий, которая, по сути дела, создана социумом. Как правило, такие личности десоциализированы, они плохо адаптируются к обычным людским взаимоотношениям.

Почему?

– Потому что обычные человеческие коммуникации строятся на определенных принципах, на требовании соблюдения иерархии и, что самое главное, на необходимости трудиться, выполнять какие-то деловые обязательства. А этого социопаты не умеют, ведь умение трудиться – это навык терпения, когда человек вкладывает определенные усилия в расчете на некое будущее вознаграждение. Причем совсем не обязательно материальное! Для него гораздо важнее осознавать, что когда-нибудь, рано или поздно он добьется нужного результата: чему-то научится, что-то создаст и тому подобное. Если же в человеке не воспитана потребность трудиться, когда труд сам по себе приносит ему радость, а вынужденное безделье воспринимается как наказание, то такой человек глубоко несчастен. Хотя не все это осознают. Многим кажется, что главное – иметь много денег, тогда не надо будет работать, а можно без конца развлекаться. Однако не зря говорится, что не в деньгах счастье. За деньги далеко не всегда можно купить настоящее эмоциональное, духовное удовлетворение. Комфорт, достаток, насыщение элементарных жизненных потребностей приобрести, конечно, можно. Но это еще не счастье. Когда человек не поглощен мыслями о том, где раздобыть денег на хлеб насущный, у него появляются другие желания, другие потребности. И для их осуществления все равно придется трудиться. Если же навыка трудиться нет, а есть стремление получить все быстро и сразу, то человек испытывает разочарование.

– Социопатов сейчас много?

– Увы, да. Современное общество таково, что среди молодежи очень много деформированных личностей, у которых нет так называемого социального, эмоционального интеллекта, под которым понимается не тот интеллект, который присущ человеку от природы: память, речевые навыки и тому подобное, а интеллект, формирующийся в процессе воспитания. Эмоциональный интеллект выражается в том, что человек умеет понимать эмоции окружающих людей, умеет им сочувствовать, оказывать эмоциональную поддержку. Благодаря этому он становится людям приятен. Они видят, что ему можно доверить какие-то свои переживания, поскольку он поймет, не будет осмеивать, а наоборот, поможет.

– А социальный интеллект?

– Социальный интеллект заключается в том, что человек способен планировать свое будущее, свои действия. И не просто планировать, а выражать их словами как для себя, так и для окружающих. Объяснить, зачем он что-то делает, каковы его намерения. Человек, обладающий социальным интеллектом, умеет критически оценить себя, видит свои и чужие недостатки, может сказать о них не грубо, в лоб, а деликатно, проявляя свой эмоциональный интеллект. К сожалению, эти тонкие душевные качества сейчас слабо развиты у молодежи. Наблюдается феномен, который получил в психиатрии название «алекситимия». Это невозможность выразить словами свои желания, действия, планы.

– Неужели у современных молодых людей настолько неразвита речь?

– Нет, тут дело не в недоразвитии речи, а в том, что человек не обладает навыками самоанализа, не умеет разбираться в людях, не способен проанализировать свои и чужие поступки. На мой взгляд, к такому печальному положению вещей во многом привело то, что в наших школах перестали серьезно изучать классическую литературу.

– И то, что дети мало читают? А если и читают, то часто какую-то ерунду.

– Совершенно верно. Но школа тут играет особую роль. Раньше, как вы помните, детей приучали писать сочинения на литературные темы, анализировать действия и характеры героев. Учили понимать музыкальные произведения, описывать настроение, которое вызывает та или иная музыка, рассказывать, какие образы и картины всплывают в воображении при ее прослушивании. Чем сложнее произведение, тем сложнее бывает произвести анализ чувств, заложенных в музыке. Сейчас это практически не тренируется, и у многих подростков не сформирована тонкая душевная организация, необходимая для сопереживания, для настоящего творчества, умения ладить с окружающими. В этом плане очень многие молодые люди беспомощны, они даже не всегда осознают девиацию своих поступков, свою социальную недостаточность, социопатию, которая, конечно, не всегда бывает в степени настоящего психического расстройства, но которая все равно мешает человеку быть счастливым, потому что он не находит себе места в окружающем мире, строит нелепые планы. Скажем, милая девочка-подросток вдруг заявляет, что она хочет быть проституткой, потому что, по ее понятиям, это дешево и сердито.

– А желание стать фотомоделью, которое сейчас нередко высказывают девочки, из той же оперы?

– Конечно! Обратите внимание на то, что о своем желании стать модельерами подростки заявляют гораздо реже, поскольку понятно, что для этого надо много трудиться, уметь хорошо рисовать. А фотомоделью, думают девочки, быть совсем несложно. Главное – иметь соответствующие данные, надеть наряд и показывать себя на подиуме. А то, что это на самом деле тяжкий и неблагодарный труд, большинству претенденток в голову не приходит. Незнание жизни, даже на своем подростковом уровне, тоже, как правило, обусловлено недостаточностью культурного багажа. Сбрасывание литературной классики с корабля современности привело к тому, что у огромной массы современных подростков нет нормальных, истинных ценностей: ценностей дружбы, любви, преданности, трудолюбия.

– Больше того, традиционные, общечеловеческие ценности современной масс-культурой целенаправленно опровергаются и высмеиваются!

– И это приносит горькие плоды. Если высшие чувства и высокие идеалы не сформированы, в человеке превалирует животное начало. Его желания примитивны, хотя интеллект при этом сохранен. Одна моя знакомая девочка с 10 лет порывалась надеть туфли на высоких каблуках. Это была ее самая заветная мечта, и когда в 12 лет девочке наконец такие туфли купили, она была на седьмом небе от счастья. Хотя выглядела в них нелепо, даже уродливо! Ножки тоненькие, физически она неразвита и еще совершенно не подготовлена к такой взрослой нагрузке. Носить туфли на высоких каблуках для нее вредно, но бедняжка ничего не желала слышать, потому что ей казалось, что благодаря этим туфлям она превратилась в красавицу. Теперь она мечтает стать продавщицей и работать в бутике, чтобы покупать самую модную одежду. Хотя нельзя сказать, что семья ее ориентирована на стяжательство материальных благ. Родители с детства старались дочке читать, водили в театр, но сейчас ни ей, ни другим девочкам в классе совершенно не интересны хорошие книжки, их не увлекают никакие предметы, они не хотят заниматься в кружках. К учебе и нормальным детско-подростковым интересам они относятся с каким-то недетским цинизмом. Я бы даже сказала, извращенно. К примеру, три мушкетера воспринимаются чуть ли не как рэкетиры или, во всяком случае, уголовные элементы, которые устраивали козни против собственной страны, боролись с женщиной. То есть все переворачивается с ног на голову! Отказ от классического наследия порождает и отказ от традиционной системы ценностей, традиционного восприятия всемирно известных произведений. Над этими странными, нелепыми суждениями можно было бы посмеяться, если бы не горечь от осознания того, что на наших глазах растет когорта людей, совершенно чуждых нам по духу и по восприятию жизни, оторванных от классической культуры и традиционных понятий о добре и зле, чести и подлости, верности и предательстве. Да что там три мушкетера! Даже про Зою Космодемьянскую сейчас порой можно услышать, что она сама виновата. Зачем молчала? Рассказала бы все, и немцы ее отпустили бы. Ну, и прочие такие же нелепые фантазии… Строго говоря, с медицинской точки зрения социопатия не является психиатрической проблемой. Это скорее проблема социальная, и лечить ее должны не врачи, а общество.

– А преступники – тоже социопаты?

– Конечно. Если только они не попали за решетку случайно, по недоразумению, из-за какого-то тяжкого стечения обстоятельств. Опять-таки хочу подчеркнуть, что преступники-социопаты не являются психиатрическими пациентами, потому и оказываются не в психиатрической больнице, а в тюрьме. С точки зрения психиатрии их можно определить как людей не совсем полноценных, но лекарств для них не придумано, кроме воздействия достаточно строгого тюремного заключения и разумных воспитательных мер. Если же тюрьма больше похожа на санаторий, за что сейчас ратуют некоторые правозащитники, то ощущение безнаказанности только еще больше усугубляет их социопатию.

– Вам могут возразить, что лишение свободы само по себе наказание.

– Для многих людей уголовного склада лишение свободы, не сопряженное с неудобствами, а наоборот, предоставляющее возможность спокойного и достаточно комфортного иждивенчества, – это никакое не наказание. Разумеется, тюремное заключение не должно носить издевательский характер; грубое, бесчеловечное обращение, промозглые камеры и прочие безобразия, безусловно, недопустимы. Но в то же время это должно быть серьезное испытание: строгое, с определенными рабочими и воспитательными обязанностями. Если мы говорим о подростках, то они должны учиться, чтобы догнать сверстников, к ним надо применять трудотерапию, поскольку социопаты, как я уже сказала, не умеют трудиться, а хотят получить все и сразу.

– А наркоманы – социопаты?

– Я бы сказала так: социопаты представляют собой группу риска по наркомании и другим видам зависимости, поскольку у многих социопатов внутренняя структура личности очень слабая, а потребность в удовольствиях – на первом плане. И вот эта личностная слабость приводит к тому, что люди прибегают к наиболее легким способам получения удовольствия: к классическим наркотикам и к новым, как теперь называют, нехимическим наркотикам типа компьютерных игр и Интернета. В киберпространство легче всего погружаются как раз те люди, которые не находят себе признания в реальном мире. В мире виртуальном они могут назваться другим именем, придумать себе другую внешность, биографию и получить в лице этого фантома то признание, которого им так недостает в действительности. К сожалению, психологическая зависимость от экрана затем перерастает в физическую, и в конце концов нехимическая зависимость приобретает классические формы наркомании. Так же, как и при наркомании, в данном случае наблюдается повышение толерантности, когда больному нужно все больше и больше сидеть перед компьютером, так сказать – увеличивать дозу компьютерного наркотика. При отлучении от компьютера возникает абстиненция, а при возобновлении игр – эйфория. Ну, и в конечном итоге происходит разрушение фронтальной коры головного мозга, неокортекса, который, в сущности, делает нас человеком, поскольку именно неокортекс «заведует» формированием наших личностных качеств, интеллектуальных и творческих спос

– Воспитание детей в неполных семьях может таить в себе угрозу формирования социопатии?

– Разумеется! Неполная семья всегда дисфункциональна. Как бы мама ни старалась взять на себя двоякую роль, олицетворяя собой и женское, и мужское начало, ни физиологически, ни психологически это невозможно. Поэтому избежать перекосов не получается. Надо сказать, что влияние отца в семье долгие годы недооценивалось, а ведь отец играет колоссальную роль в деле воспитания гармоничной личности. Причем не только в виде каких-либо конкретных воспитательных воздействий, а даже просто самим фактом своего присутствия. Наличие отца в семье придает уверенности не только детям, но и маме. Двойное осуществление воспитательных функций (как со стороны матери, так и со стороны отца) тоже идет ребенку на пользу. Данный вопрос пока еще мало изучен, но накопленный фактический материал позволяет утверждать, что наличие отца в семье играет колоссальную роль. Особенно для мальчиков. Неслучайно среди социопатов преобладают именно мальчики, и очень многие происходят из неполных семей. Или из тех семей, где отец ведет себя деструктивно, подавая мальчику дурной пример. Мальчики вообще более отзывчивы на правильное или неправильное воспитание, поэтому в их поведении при наличии дурного примера быстро появляются девиации. А с другой стороны, они легче, чем девочки, поддаются коррекции.

– Можно ли говорить о каких-либо врожденных социопатических наклонностях ребенка, или тут все зависит от воспитания?

– Если мы имеем в виду социопатию, то тут все связано с воспитанием, то есть с внешними воздействиями. А вот при психопатии главное – врожденные задатки. Хотя неправильное воспитание тоже играет некоторую формирующую роль. Когда у ребенка имеется какая-то мозговая недостаточность, травмы головы, перенесенные инфекции, повышенное внутричерепное давление, неправильное воспитание еще больше усугубляет проблему. Тут требуется обязательное лечение всех предпосылок, устранение факторов риска и определенная учеба родителей.

– Какая именно учеба?

– Родители таких детей часто не могут выставить им правильные рамки поведения и невольно способствуют развитию патологии. Многие недооценивают роль домашнего труда, не понимают, как важно для гармоничного развития ребенка с детства приучать его убирать игрушки, помогать маме в уборке квартиры и приготовлении еды. Детям надо давать посильные поручения и добиваться, чтобы они выполняли их не тяп-ляп, спустя рукава, а тщательно. Это развивает чувство ответственности. Конечно, нельзя лишать ребенка игрового детства, но радость должна быть не только от этого, а и от каких-то других успехов, не только игровых. Да, в дошкольном возрасте обучение музыке, спортивные, художественные и прочие занятия тоже проходят в игровой форме, но там все равно надо стараться добиться от ребенка каких-либо реальных успехов, а не просто хвалить его за то, что он появился на занятиях. При этом любые, даже самые маленькие, успехи непременно должны поощряться, потому что достижение чего-то нового должно идти через признание успеха и выработки умения справляться с неуспехом. Ребенку надо объяснять, что неуспех – это естественное явление, что он бывает у любого человека, и, столкнувшись с неудачей, нельзя опускать руки. Родителям следует определить, к чему у их ребенка есть склонности, и стараться эти склонности развивать. Тут ребенок тоже должен трудиться.

– Вроде бы такие простые вещи, а на самом деле это, можно сказать, профилактика социопатии?

– Да. Сейчас родители вообще часто не понимают многих, казалось бы, простых вещей, потому что средства массовой информации и некоторые специалисты сбивают их с толку. Для помощи родителям, которые не справляются с воспитанием трудных детей, необходимо создавать медико-социальные структуры – по типу тех, что существуют сейчас в Москве. В этих центрах такие дети занимаются по специальным методикам, которые учат их дружить, избегать страхов, конфликтных ситуаций, преодолевать трудности.

– А как родителям вести себя с подростками?

– Это сейчас самая сложная проблема. Пубертатный период проходит относительно гладко, если у подростка имеется увлеченность каким-либо продуктивным занятием. В советское время было множество кружков, где психологически деформированные подростки получали косвенную помощь. Вроде бы там ставились не медико-психологические, а социальные задачи. Но на самом деле параллельно происходила профилактика, а нередко и коррекция социопатии. Интересные дела: авиамоделирование, радиотехника, вождение автомобиля, турпоходы и прочее – отвлекали мальчишек от бесцельного шатания по улицам, помогали формировать мужские качества. Было много и бесплатных спортивных секций, театральных студий, шахматных и прочих кружков, в которые с удовольствием ходили дети и подростки. Когда у детей помимо учебы есть еще какая-то сверхзадача, это обычно помогает ребятам с угрозой социопатического формирования личности. Создание подобных кружков и пропаганда занятий в них может очень сильно помочь подросткам пройти нелегкий переходный возраст.

– А что можно посоветовать женщинам, которые, выйдя замуж, вдруг обнаружили, что их муж – социопат? Ведь признаки, о которых вы говорите: стремление подавить слабого, раздражительность, нежелание трудиться, зависимость от компьютерных игр, алкоголизация, нередко проявляются не во время ухаживания, а когда люди начинают совместную жизнь.

– Лучше всего постараться распознать эти признаки как можно раньше, до замужества, и поостеречься связывать свою судьбу с таким человеком. Тут не стоит питать никаких иллюзий: жить с таким человеком будет очень трудно. Ну, а если решительный шаг уже сделан, надо проявить мудрое терпение и пытаться вывести своего суженого из той западни, в которой он оказался из-за неправильного воспитания в детстве. Но это возможно лишь при большой любви, ведь любят, как известно, не за что-то, а просто так.

– И даже вопреки.

– Да. В таком случае можно надеяться на постепенное исправление личностной деформации, потому что социопатия – это все-таки нажитое состояние. А значит, и исправимое. Но, проявляя терпение и любовь, социопата нельзя распускать. Жена не должна взваливать на себя все обязанности, в том числе и по зарабатыванию денег. Наоборот, перед социопатом совершенно необходимо ставить какие-то сверхзадачи – не заоблачные, а посильные. И отчасти действовать с ним, как с малым ребенком, подбадривая и хваля за успехи, помогая переживать неудачи. Далеко не все женщины с этим справляются, ведь в муже хочется видеть опору, а не еще одно малое дитя. Поэтому все-таки лучше подходить к браку серьезно и с социопатом не связывать свою жизнь. Эти люди своей расхлябанностью, неустойчивостью, капризностью, упрямством, безосновательными претензиями на лидерство могут испортить жизнь и жене, и детям.

– Если я правильно понимаю, то для социопатов еще характерно непризнание своей вины, некритичное отношение к себе. Женщины часто говорят, что муж, который дома творит Бог знает что, категорически отказывается идти к психологу, закрывается от проблем, не желает налаживать нормальную семейную жизнь.

– Да, в этом как раз и проявляется недостаточность социального интеллекта, характерная для социопатов. Если бы были ужесточены социальные требования, предъявляемые к таким людям, число социопатов заметно убавилось бы. Только важно, чтобы требования были конкретны и не сводились, как в последние десятилетия, к материальному обеспечению семьи без какой-либо нравственной составляющей, ведь воровство – это тоже способ материального обеспечения, и нередко, как мы видим по нашей новейшей истории, весьма успешный.

– Я что-то не припомню, чтобы в те времена, когда в нашей стране не позволялось тунеядство, было так много неработающих мужчин, которые сидят на шее у жены или у престарелых родителей-пенсионеров.

– Конечно. Общество должно быть требовательно к своим гражданам. Одновременно оно должно помогать им, создавать условия для честного труда и нормальной, нравственной жизни. К примеру, в свое время было лечение алкоголизма в лечебно-трудовых профилакториях. Оно было добровольно-принудительным и давало, вопреки уверениям некоторых либеральных правозащитников, хорошие результаты.

– Сейчас предлагают ввести такое лечение для наркоманов.

– Дай Бог, чтобы это получилось! К слову сказать, наркомания хорошо лечится в монастырях и православных общинах, где жесткие требования, дисциплина, труд, воздержание и одновременно приобщение к истинным ценностям, высоким целям и настоящим, а не суррогатным духовным радостям. Именно это социопатам необходимо как воздух.

С Галиной Козловской беседовала Татьяна Шишова

10 мая 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Оксана 5 мая 2023, 14:52
Это лечится успешно..
Оксана 3 апреля 2021, 12:53
Что делать если муж социопат? Я была Золушкой,которая нашла такого мужа и сразу не разобралась,думала всему можно помочь.В итоге сейчас у меня ребенок и нет больше такой "роскоши"терпеть.Можно ли мне развестись?Итак страшно,что незнаю куда податься.Моя мама терпит такого же,даже хуже.Мы с мужем купили вместе квартиру,я ее обставила за счёт свой,а лучше ничего не стало.теперь страшно.Буду делить если квартиру,мне кажется он меня убьет..Я только сейчас поняла,что тормозов у него нет.Но если жить с ним,разве это жизнь?а ребенок мой?я уже и уверенность начинаю в себе терять.мне так страшно.
Никита 5 февраля 2021, 20:11
Это ещё под вопросом кто здоров, а кто нет. Ведь не с проста у современных людей это стало распространяться. Это как минимум психическая реакция на внешние раздражители. А возможно и вовсе эволюционная составляющая. Возможно мы и есть люди будущего. Холодный разум, эмоциональная отстранённость, логическое мышление.
Елена Поддубская10 апреля 2019, 02:23
Я считаю, да и в интервью упоминается, что у социопатов нарушена работа коры ГМ и со временем у них наступает органическое поражение ГМ поэтому взрослым социопатам помочь нельзя, только свою жизнь сломаешь и дети станут социопатами. У моей матери на мрт обширные очаги органического поражения ГМ. Она была такой, как мы здесь обсуждаем.
Артём Кавсов25 апреля 2017, 17:11
Уважаемая Галина, я считал, что социопат, это глубокое расстройство, о чём я прочитал на сайте https://experimental-psychic.ru/sociopaty/ Там сказано, что характерной чертой социопатов является то, что они НЕ УМЕЮТ СОПЕРЕЖИВАТЬ, СОЧУВСТВОВАТЬ, ИСПЫТЫВАТЬ ЧУВСТВО ВИНЫ И ПРИВЯЗАННОСТИ. За это «свойство» порой социопатов определяют как людей, у которых КЛИНИЧЕСКИ ОТСУТСТВУЕТ СОВЕСТЬ (и это считается одним из главных признаков социопатов). Однако также им НЕ ДОСТУПНЫ ВОВСЕ ИЛИ ДОСТУПНЫ В ИЗВРАЩЕННОМ И/ИЛИ ОГРАНИЧЕННОМ ПРОЯВЛЕНИИ ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА И ДР. Как правило, социопаты ПРЕВОСХОДНО ВРУТ, потому на них не действуют те барьеры, которые делают ложь психологически неудобной для других людей (в первую очередь такие барьеры связаны с совестью и чувством вины, а, как мы помним, социопаты этим не страдают). Исходя из этого описания, сложно мне представить, что такая ужасная патология возможна из-за неправильного воспитания и кажется такое возможно только при серьёзных именно сдвигах в психике. Не иметь чувства вины - до такого вряд ли можно дожить, это чистой воды патология, инвалидность. Ну вот мою знакомую воспитывали как у Вас написано по типу "золушки + гипоопека", я это знаю на 10%. Её очень избивала мать, не воспитывала её, а ещё и воспитание младшей сестры переложила на неё, а за шалости сестры, опять побои. Да, она озлоблена немного на мир. Но у неё есть чувство вины и совесть, и сочувствие и особенно, она очень прямолинейный человек и не умеет врать. Ей доступна, дружба и ответственность. Хотя, два брака распалось у неё в основном из-за её характера. Растолкуйте, если можно. Потому, что у меня сложилось впечатление от Вашей статьи, что социопат это всего лишь озлобленный эгоист. Однако эгоисту может быть жалко животного(сочувствие), и эгоизм не означает - бессовестный врун. А исходя из прочитанного мною на вышеуказанном сайте - социопат - это нечто страшнее.

Анжела Ярощук 3 марта 2017, 10:20
Отличить или выявить такого человека среди окружения очень сложно.
Это обусловлено тем, что социопатия, как вид психического расстройства, еще не до конца изучена учеными. Определить причины возникновения этого психологического отклонения ученым пока не удалось.
Серёга Жарков 8 января 2017, 23:38
как лечить сей недуг?! я так и не понял
Полина10 ноября 2016, 17:57
Спасибо! Очень ценное и полезное для меня интервью!
Хочется выразить не только благодарность, но и надежду на развитие данной темы. Что делать, как помочь близкому человеку (скажем, подростку, который ещё формируется) выйти из этого пагубного состояния - социопатии. Труд, истинные ценности, литература - как это объяснить (и нужно ли именно объяснять?), как это привить? Время-то уже потеряно - подросток не захочет "воспитываться". Любовь всё может. Молитва. Но и любовь иногда подвергается сомнению со стороны подростка...

Как найти в Москве упомянутые медико-социальные центры помощи родителям в воспитании детей?
Какие центры работают с подростками-социопатами?

Ещё раз спасибо!
Игорь 14 января 2015, 01:45
Психиатрия крайне слаба как наука, если речь идет о пограничных расстройствах и т.п. В ней много спекулятивного. Одно дело - поражения головного мозга, наркомания и т.п., а другое - особенности характера, психиатрические мантры, навязываемые ярлыки и стереотипы, прокрустово ложе якобы "диагноза". Чаще всего эти чары действуют на молодых и слабых, подверженных внушению.

Граждане, не заморачивайтесь этой высокоумной и благолепной чепухой. Это станет очередным способом оправдания лени и эгоизма, навесит ярлык. Церковь уже всё сказала: Евангелие, молитва, борьба со страстями, исповедь, здоровое общение - вот реальное оздоровление (терапия) души (псюхе). Лечить душу психиатр не способен, как не способен сантехник лечить почки. Не обманывайте себя! Настоящая психотерапия нужна и она есть, но это уникальные явления, чаще всего авторские методики и очень дорогое по факту лечение. Диспансеры, поликлиники и высокоумные статьи в интернете в лечении болезней души - трата времени.
Татьяна Львовна, Вы нередко проповедуете эрзац веры, пытаетесь подпереть православие иллюзорной научностью. Но основание его уже прочно.
Илья Проняшин 8 июля 2014, 15:29
Я давно понял что социопат. Учусь на 4 курсе, из-за этой проблемы завалил сессию - сейчас июль, а у меня 8 хвостов. Весь семестр сидел дома, пропускал пары, да еще и курсовик сверхтяжелый взял, который, как оказывается, никому не нужен. В общем очень плохо мне из-за этой социопатии(((
марина11 мая 2014, 03:22
Меня социопатом вся семья сделала,мне 25,а они продолжают делать,с работы уволилась,хочу только подохнуть но их жалко,лучше бы раньше решилась,но куда мне было там...так что в прав автор,если ребенок есть нужно им заниматься,рассказывать , показывать,обучать,а не смотреть как твой ребенок вены по вечерам режет,пока ты личную жизнь устраиваешь
Виктория 2 марта 2014, 07:10
Мне кажется, что людей не топить надо за их недостатки, а следить больше за собой, анализировать каждый свой шаг, как он отражается на ближнем, так как ни крути, а человеку нужен человек. И если уж вам попался социопат - будь то супруг, начальник и прочее, то не голову прятать в песок надо как трусливый страус, а прежде всего задуматься, почему социопат тянется именно к вам - возможно, ему не к кому больше идти. Другое дело, что прогибаться ни под кого не надо, будь то социопат или не социопат и жалость не всегда уместна - врачу некогда жалеть пациента на хирургическом столе - ему помочь надо. Уважайте себя и окружающих так как никто не знает где найдешь, где потеряешь. На все Воля Божья.
Елена 7 декабря 2013, 14:50
Уважаемая Галина,спасибо за отличную статью.Дай Бог,что б это помогло...согласна с вами это больше социальная проблема.Я мама 2 взрослых сыновей.Не могу пожаловаться,хорошие дети,тем не менее читая статью,понимаю,как мне было трудно "слепить",то что из них получилось,надеюсь что мои 2 внучки вырастут достойными дочерьми своих отцов.Ещё раз спасибо!
Людмила19 июня 2013, 09:03
Очень понравилась статья. Полностью согласна с Галиной Козловской. И вполне понятна агрессия в комментариях - задела за живое, а признавать не хочется! Чтобы начались изменения, сначала надо признать, что есть такая проблема. И чем больше будет таких просвещающих статей и выступлений, тем больше возможность осознания и затем изменения.
Михаил 7 мая 2013, 22:12
У этих женщин "МУЖЧИНАДОЛЖЕН" головного мозга. Отвратительно.
Интересно задумывалась ли сама врач и интервьюер о том, скольких людей лично они сами вытолкали за обочину жизни и ввергли в пучину социопатии, и ещё, - есть ли у них мужья и как дела с детьми и сколько их и здоровы ли?
Я по опыту знаю таких дамочек и их отношение к жизни и людям. Такие как раз и есть источник соципатии. По крайней мере мне общество их непереносимо и общество, где правят такие матроны. А ведь они именно ПРАВЯТ.
Социопатию как эпидемию лечить нужно выводя из социума из культуры Галину Козловскую и Татьяну Шишову и подобных им дам.
андрей11 марта 2013, 22:34
Запомните!!!!Любому человеку можно диагностировать псих расстройство!!!Вы когда нибудь повышали голос?-да;вы когда нибудь с кем нибудь спорили?-да;вы поднимали руку на кого нибудь?-да; и все диагноз F60.3 вам поставлен...нравится???вот так то...психиатрия не наука,а способ воздействия на человека(ограничения реализации личности).Докажите это!!!что он(она)болен...ничего вразумительного и обьективного вам не покажут!!!например рентген или узи или анализы крови...ничего!!!
Ирина17 февраля 2013, 22:20
Ирина:
Мой сын- социопат и наркоман.Согласна, начало наркомании в моём случае-лень и стремление к удовольствию с,так называемого,"чёрного входа".
Не согласна, что социопатия- только следствие воспитания. Воспитание как воспитание. Не лучше, не хуже, чем у других. Только в моём случае- невоспитуем он был. Мучилась страшно.
Уверена: не только в воспитании дело...
Наталия16 января 2013, 10:23
Знаете , ездила в поездку в Питер , Псков , Москву, Вологду , Котлас , в Пскове заезжали в ПсковоПечерский монастырь , монах водил по пещерам , от него и услышала , что в монастырь приезжают социопаты, первый раз услышала этот термин . и надо же было проехать через всю Россию ( я из Новосибирска), чтобы узнать о социопатии, вся в расстройстве , так как признаки социопатии есть и у меня. ходила на исповедь , говорю батюшке . куда бежать ведь я явная социопатка, батюшка сказал общо , бежать ко Христу, но вера увы слаба и еле теплится . Может священнику и понятно , а я погружаюсь в чёрную меланхолию, даже церковь увы не помощник социопату, но буду искать всё же священника способного не два слова сказать , а поговорить , хотя опять видно не то...
МАРИНА15 января 2013, 22:27
ВОТ ТОЛЬКО ПРО ОБЩИНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ -- ЧУШЬ. ИЕГОВИСТЫ ,баптисты - это не просто одержимые , это натуральные социопаты , причем деспотичные и неуправляемые. в СЕМЬЯХ АТКИЕ ЛЮДИ НЕВЫОСИМЫ, отравляя жизнь всем , а детям в первую очередь. я НАБЛЮДАЮ СОСЕДКУ -- СИВДЕТЕЛЬНИЦА ИЕГЛВЫ- УЖАС, истеричка, муж пьет , с ын - наркоман 32 лет , нигде постоянно не работает. И МУЖА ПОДРУГИ - БАПТИСТА- на детей орет , чтоб они в его церковь ходили ,а не заниметсч ними вообще , влез в долги, все потихоньку распродает , начав с машины-- вот это правда об общинах. вЕРА ДОЛДНА БЫТЬ РАЗУМНОЙ И В ЦЕРКВИ, ане в этих фанатичных общинах , где мозги точно набекрень уезжают.
Оксана13 января 2013, 15:39
Больше бреда чем действительности! Социопат "жертва неправильного воспитания". Пример - в семье где всех детей воспитывают одинаково вырастают совершенно разные личности, зачастую противоположные. Воспитание незначительно корректирует личность, а вот значительно влияет только степень унаследованных дефектов. Отсюда, "перевоспитать" ни ребёнка, ни тем более взрослого человека, допустим брачного спутника, невозможно. Возможно лишь незначительно сгладить негативные стороны, причём в основном при помощи психотерапевта.
Владислава 3 июня 2012, 20:41

Елена, это именно та мысль, которая появляется первой, после прочтения этого замечательного интервью. "Многие семьи просто изнемогают в борьбе за духовное и нравственное здоровье своих чад, но подчас силы не равны..."
Елена21 мая 2012, 16:47
Возникает вопрос: в статье весьма определенно говорится об исключительной роли воспитания в профилактике социопатии. Но вот пример с девочкой: родители, видимо, хотя бы почти все правильно старались делать, а не очень получилось. И такие примеры можно приводить и приводить. Как-то неопределенно упамянуто об обществе, разве не влияет нахождение ребенка в психопатированном подчас обществе, которое позабыло свои цели и ценности?. Многое черпается и впитывается из СМИ и иже с ними. Семья - это очень много, но однажды ребенок может подумать, что вокруг него-то по-другому все! Хорошо была упомянута и школа, которая устранилась от воспитания и формирования правильного мировоззрения (это еще мягко сказано!). Да много еще чего, аж с самого верху идет. Я вот к чему: многие семьи просто изнемогают в борьбе за духовное и нравственное здоровье своих чад, но подчас силы не равны...
Анна19 мая 2012, 18:21
Цитата:"Лучше всего постараться распознать эти признаки как можно раньше, до замужества, и поостеречься связывать свою судьбу с таким человеком".
То есть не помогать социопату, чтобы он исправился, а покинуть его, боясь трудностей? В одиночестве ему ещё сложнее будет избавиться от социопатии.
Андрей18 мая 2012, 04:10
Странно, что опять все сваливают на мужиков. А если жена попадается - социопатка, что с такой делать? А таких дамочек сейчас многовато....
Анна15 мая 2012, 12:10
наркомания хорошо лечится в монастырях и православных общинах, где жесткие требования, дисциплина, труд, воздержание и одновременно приобщение к истинным ценностям, высоким целям и настоящим, а не суррогатным духовным радостям.


При условии, что наркоман сам захотел этого, а не православные сродники под конвоем привезли.
Борис14 мая 2012, 14:00
Все это хорошо. Только я не понимаю сейчас почему, зная творения Святых отцов, нам нужно такое психотерапевтическое объяснение? Ведь нас Господ лечить через учения Церкви и Св. тайнствах! Я не думаю что проявляю фанатизма, потому что психологию читал. Но и вижу что только любовь во Христа. Нелицемерная. Только она, соединенная тайнствами целительна и спасительна, при благословенном духовном руководстве, конечно. Вот об этом психотерапевт не сказал. А остальное - хорошо. Но мы это видим постоянно.
Александр Т13 мая 2012, 23:09
Действительно! А если я сам социопат, мне-то что делать??????(хотя конечно, Господь помогает потихонечку исглаживать эти недостатки, и без него с ними не справится)но может быть есть какие-то клинические меры?
Дмитрий12 мая 2012, 12:50
Все мы в той или иной степени социопаты. Поскольку в СССР уверен при воспитании детей сильно перегибали или недогибали палку в воспитании детей. Невозможно научить человека быть человеком, в атмосфере атеизма, особенно когда родители атеисты. И мне не понравилась категоричность по отношению к якобы социопатам. Ярлык то приклеить легче всего, а вот потом от него отмыться?
Сергий12 мая 2012, 10:40
Эта статья, которая звучит с православного сайта - проповедь.
Эта проповедь - просвещение, которое поможет встать на верный путь ( для меня это путь к Богу ). Просвещение дает возможность познания добра и зла.
Пожалуйста, побольше таких статей.
И не только про детей, но и про взрослых.
Пожалуйста и еще раз пожалуйста.
Антоний12 мая 2012, 02:09
Прекрасная статья, думаю рспечатав - смогу вернуться и перечитать снова, уж очень актуальная тема. Спаси Вас Господь
Дмитрий12 мая 2012, 01:53
У нас страна свободная, и я человек свободный. И я не понимаю почему врач кардиохирург должен вкалывать на стройке??? Может мне кто-нибудь объяснит чем это художники тунеядцы???
Ребята не статья а пропаганда комунистической партии, благо врямя комунизма уходит в небытие. Не будь тех самых социопатов, чем вы бы накормили армию юристов??? Психологов??? Психиаторов??? Среди социопатов встречаются довольно продвинутые и культурные люди, они портят жизнь окружающим, но не всем. Они выбирают объект мести и конечно-же объект так называемого "социального взлома". Благодаря им мы находим слабые места и становимся сильнее. Я социопат, да я не работаю, ибо не считаю это нужным, я сижу на пенсии у государства. "Я больной человек!!!". Я читаю книги, самообразовываюсь, а также получаю образование за образованием, извините но ВЫ!!! дали мне эту возможность!!! Общество которое я пытаюсь взломать.
Ирина11 мая 2012, 05:27
Уважаемая Галина, спасибо Вам! Ваши знания необходимы многим людям! Проблему социопатии НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ОБСУЖДАЕМОЙ В ОБЩЕСТВЕ, к сожалению, из-за ее КАТОСТРОФИЧЕСКОЙ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ. БОГ ВАМ В ПОМОЩЬ!!!!! И еще В РОССИИ НЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ - это УПУЩЕНИЕ. МЕСТО ПОШЛЫХ РЕКЛАМ (за которые кто-то получает деньги) ДОЛЖНА ЗАНЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА О ДОБРОМ, ВЕЧНОМ ...
alex10 мая 2012, 22:14
"Поэтому все-таки лучше подходить к браку серьезно и с социопатом не связывать свою жизнь." - хорошо, что не расстрелять,а что , всё же госпожа Козловская посоветует делать самим этим людям , что бы исправиться ? А то её советы, как советская медицина - констатация факта!, а делать что?
Vitae10 мая 2012, 21:23
Простите, как понять слова: "Ну, и в конечном итоге происходит разрушение фронтальной коры головного мозга, неокортекса, который, в сущности, делает нас человеком, поскольку именно неокортекс «заведует» формированием наших личностных качеств, интеллектуальных и творческих способностей." Это что же получается...я человек до тех пор пока существует ноокортекс?
Светлана10 мая 2012, 16:39
"На мой взгляд, к такому печальному положению вещей во многом привело то, что в наших школах перестали серьезно изучать классическую литературу."
Наример- замечательные книги Марка Твена "Письма с Земли" и "Таинственный незнакомец"... Так же можно ввести в школьную программу "Восстание ангелов" Анатоля Франса и "Словарь Сатаны" Амброза Бирса... Это будет неплохим противоядием морализаторству "православных психологов"...)
нат10 мая 2012, 15:24
Какая хорошая статья! Глубокая по содержанию и в то же время так просто и ясно изложенная.
Меня этот материал воодушевляет заниматься воспитанием своих детей именно с этих разумных позиций и с Божьей помощью.
Ведь через воспитание детей меняется и общество в целом. Другой вопрос, что уже сформированное общество тоже в свою очередь сильно влияет на детей, и избежать его влияния нельзя.
Но хочется верить, что в семье ребенок может получить некую защиту, чтобы противостоять потом навязанным извне псевдоидеалам.
Елена10 мая 2012, 14:28
Спасибо, что затронули такую актуальную тему. Что Вы могли бы рекомендовалось, когда шеф на работе социопат?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×