Буквально на днях автор этих строк присутствовал в Государственной Думе на круглом столе, посвященном дню русского языка. Вопреки ожиданиям, мероприятие оказалось больше для галочки, ритуальное, как высказались знающие люди, без реального обсуждения насущных проблем. Лишь слова подлинных патриотов русского языка, таких как Владимир Крупин и Всеволод Троицкий, обнажали грани нависшей над родным языком трагедии. Больно и горько видеть, что в кругах, призванных заниматься нашим образованием, за внешними улыбками царит откровенное равнодушие к созиданию родной культуры и родного языка. А ведь День русского языка, 6 июня, не случайно совпавший с Днем Рождения А.С. Пушкина, заслуживает особого внимания.
Валерий Духанин |
Если сравнить русский с английским, то сразу становится ясно, где подлинная глубина языка. Допустим, главный день недели мы называем воскресеньем в честь Воскресения Христова – и это ориентирует нас на самые высокие идеалы, а по-английски sunday значит «солнечный день», восходя к языческой традиции обожествления солнца. Русское слово «образ» восходит к древнерусскому понятию иконы, образа Божия, напоминая, что подлинное назначение человека – в чистоте, правде и жизни по совести, ибо человек сотворен по образу Божию (соответственно, безобразие есть утрата Божия образа). Английское же слово image восходит к имитации, подделке, когда человек стремится создать о себе какое-то представление в обществе, показаться кем-то, не будучи по сути таковым. В русском языке образование есть, прежде всего, одухотворение и нравственное возвышение, ибо это есть созидание в человеке образа Божия. А по-английски education, восходя к латинскому educare «вести, тянуть, тащить вперед», предполагает прагматичное, земное развитие.
Прав был К.Г. Паустовский, который писал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Но что мы видим сегодня? Достаточно пройтись по нашим улицам, чтобы наглядно понять, насколько русский язык поруган, втоптан в грязь, осквернен. Грязное слово в каком-то смысле стало образцом народной речи, этому учатся в СМИ, это считается даже за доблесть. В одной воинской части мне пришлось услышать, что офицеру стыдно обращаться к солдатам без матерных слов, потому что он считает, что тогда его перестанут уважать, он будет выделяться и солдаты перестанут его слушаться. А в действующем учебнике по русскому языку для школьников я прочитал, как детям объясняются жаргонные выражения, наподобие «за бугром», «до лампочки» и др. Тем самым низкокультурные выражения уже в школах вводятся в лексикон детей.
Иногда приходится слышать, что мы, русские, ничего не умеем, что у нас никогда ничего не получается, что, мол, всё хорошее только на западе, откуда только и стоит всё брать и заимствовать. Но наша словесноть, наша русская литература дала миру писателей такого масштаба, рядом с которыми мало кого можно поставить из представителей европейской словесности. Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев... Их еще будут переводить и переводить на языки других народов. Но как бы выглядели их произведения, если бы они не знали чистого и возвышенного слова? Что дали бы они миру, если бы в молодости освоили только жаргон, междометия и жесты? Не потому ли многие современные вроде бы талантливые авторы заведомо оказываются в творческих низинах, что избирают недостаточно чистую, а подчас и пошлую речь?
Каждое произносимое нами слово по своей сути сакрально. Оно живет и проявляет себя, хотя бы мы этого не замечали. Когда говорят, что словом можно убить или воскресить, то это вовсе не только в смысле эмоционального влияния. Есть сокровенная духовная сторона слова, которая всегда созвучна внутреннему миру человека. В слове, которое мы произносим, может быть отблеск Божией Вечности, а может быть проявление миазмов греха. И деградация слова выражает нашу внутреннюю, духовную деградацию. С христианских позиций ненормативная лексика, о коей мы упомянули, есть лексика демонизированная. Когда ум и сердце человека постоянно погружаются в духовную скверну, его общность с инфернальным миром выражается в его слове. Напротив, приобщенность благодати Божией одухотворяет и слово человека. Вот почему в Евангелии сказано, что именно наше собственное слово станет главным свидетелем о нас на Божием Суде: От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься (Мф. 12: 37); За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда (Мф. 12: 36).
Хочется обратить внимание на еще один очевидный факт. Современное падение русского языка напрямую связано с падением России на мировой политической арене. Не зря говорится: «Чем сильнее государство, тем влиятельнее язык его народа». Если мы посмотрим на историю, то увидим, что распространение русского языка среди народов, присоединяемых к России, совершалось вполне естественно, не только по причине политической силы, но и в связи с фактом самой культурной высоты России. Например, люди, долго прожившие в Чечне, рассказывают, что говорить на русском там считается признаком высокой культуры, потому что это язык Пушкина и Достоевского. Однако устойчивости языка способствует не только культура, но и политическая стабильность страны.
Ниспровержение авторитета народа сопровождается презрением к его языку. А политическое ослабление страны влечет прямую дискриминацию ее языка на территориях прежнего языкового влияния. Вспомним, что произошло с крушением Советского Союза. В течение всего одного года (с января 1989 по январь 1990 г.) были приняты законы о языке в 11 союзных республиках, и русский язык в одночасье там оказался вне закона. Даже на Украине русские люди не имеют достаточной законодательной поддержки своему родному языку (хотя борьба за это продолжается). Если в Бельгии, где располагается штаб-квартира НАТО, наряду с нидерландским и французским также государственным языком является немецкий, хотя на нем говорят всего 1-2% населения, то в Латвии около 30% населения состоит из русских, но им отказывают в праве пользоваться своим языком. В итоге мы видим, что «повелитель многих языков», как называл русский язык Ломоносов, становится языком изгоев. Сначала русский язык начали вытеснять из бывших советских республик. Теперь его пытаются подвергнуть деградации в самой России. Его пытаются сделать мертвым, как язык побежденного народа, как язык погибающей цивилизации, наподобие Древнего Египта, Древней Греции или индейцев, истребленных на американском континенте.
А.С. Пушкин говорил: «Не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка». А в школах русский язык теснят по часам, результаты чего не дают себя долго ждать. Приведу конкретный пример. Как проректор семинарии я участвую в принятии вступительных экзаменов, к нам поступают по преимуществу выпускники средних школ, и вот уже не один год мы констатируем крайне низкий уровень знания русского. Мы вынуждены включить русский язык в нашу семинарскую программу, чтобы хоть что-то исправить. Почему бы нам не задуматься над словами Н.М. Карамзина: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
Конечно, век информационных технологий тоже внес свою лепту в изменение языковой культуры людей. Спросите современных молодых людей, много ли они читают, пишут ли они кому-то письма. На смену книге пришли виртуальные игры и пустое кино. Понятно, что привыкнув к ярким картинкам интернета и коротким смс, молодежь утрачивает культуру чтения, уже почти не знает, что такое написать кому-то письмо, и как следствие теряет потребность в богатствах и красотах русского языка.
К.И. Чуковский в своей книге «Живой как жизнь» справедливо писал: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того нам оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз». Но в СМИ, рекламе, интренет-пространстве как раз штампуются самые примитивные выражения, произносимые молодежью под дружеский хохот словно девизы поколения «пепси».
Мы слишком легкомысленно относимся к слову – этой единственной организующей силе в жизни людей, проявляющейся во всех ее сферах – семье, политике, обществе, нравственном воспитании, образовании. Если не контролировать слово, то вместо чистоты и созидания мы унаследуем деградацию и застой.
А.К. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью <...˃. Что такое Родина? – это весь народ. Это его культура, его язык». Всякий народ знает как светлое, так и темное, и собственно духовное лицо народа определяется тем, что в нем преобладает – свет или тьма. То и другое выражается в нашей речи, нашем слове. Если высокая речевая культура сменяется сленговым общением, жаргоном и жалкими жестами, если самым непосредственным общением становится нецензурщина, то значит, духовная деградация поражает глубины нашей души.
Как писала Анна Ахматова:
Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Но кто же будет хранить?
Понятно, что христианин, живущий церковной жизнью, участвующий в таинствах Исповеди и Причащения, уже самой совестью своей побуждается хранить свое слово, следить за собственной речью. Но помимо каждого из нас в отдельности есть еще общество и государство, в котором мы живем. Если политика государства не будет направлена на сохранение и поддержку русского языка, то потуги отдельных лиц успехом не увенчаются.
Любая серьезная инициатива предполагает наличие в государстве особой структуры, или особого ведомства, отвечающего за реализацию этой инициативы. Допустим, в Министерстве образования до конца 1990-х гг. существовал Отдел русского языка. Упразднение этого Отдела тем более странно, что русский язык есть язык государственный, и политика развития русского языка есть одна из главнейших задач государства. Во многом с вопросом русского языка связаны другие глобальные проблемы – патриотизма, культуры, религии, национальной безопасности. Если в государстве не будет создана специальная структура, которая формировала бы особое отношение к русскому языку, которая выступала бы с инициативами по контролю за СМИ и массовой литературой, то интерес к чистоте и сохранению русского языка останется лишь у отдельных слоев общества.
Что же стоит за политической слабостью нашего государства касательно сохранения русского языка – целенаправленное разрушение культуры русского народа или простое равнодушие малокультурных лиц, дорвавшихся до власти?
И все-таки завершить свои размышления хочется на положительной ноте словами И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Лично я знаю много людей с высшим образование, которые не ругаются, много читает, долго и наверно красиво говорят на темы эстетики и морали, но если им специально заплатят, то они оклевещут вас; если вы скажете, что Иисус Христос - БОГ, то они ославят вас идиотом; если вы не будете заискивать перед ними, то они начнут вас унижать и т.д. и т.п. Что причина тому, что человек не сквернословящий и положительный в образе жизни, тем не менее запросто вас приговорит к смертной казни, хотя бы по тому поводу, что вы христианин?
Бог сохранит нам и язык и культуру, но не президент, не министр, не учитель, не... даже все вместе взятые.
Вот лично Вы молитесь и пишите для людей об Истине.