На днях отпевал пожилую женщину. После отпевания обратился к родственникам с напутственным словом. Говорил, как обычно в таких случаях, о том, что у Бога все живы, что наша цель – это достижение благословенного единства с Ним и единственное, что мешает нам в достижении этой цели, – это наши грехи. И что не всегда, к сожалению, человек успевает принести достойные плоды покаяния, так что нам надо крепко молиться о прощении грехов наших усопших сродников… А чтобы мы могли благотворно влиять на их загробную участь, чтобы молитвы наши были услышаны, надо стараться жить по правде Божией, потому что между нашим духовным, нравственным состоянием и действенностью нашей молитвы существует прямая связь.
Фото: Православие.Ru |
Я люблю такие неожиданные встречи, но, к сожалению, меня уже ждали другие люди, и не было возможности нам поговорить подробнее. Я только пригласил женщину на беседу в храм. Есть, правда, сомнение, придет ли она, хотя… и надежда, конечно, есть. Чего не бывает в жизни! Насторожило меня только то, что что-то нарочитое, упрямое было в ее словах; жаль, я не успел у нее спросить, не принадлежит ли она к иной конфессии. Ну да ладно.
Итак, есть ли в Библии упоминание о том, что молитвы за усопших имеют какой-то смысл? И могут ли молитвы влиять на загробную участь наших близких? Вопросы интересные и важные. И мне захотелось поговорить об этом более основательно. Может быть, добрая женщина, которую я встретил, прочтет мою писанину, и наша беседа, таким образом, продолжится, а может быть, она и придет когда-нибудь в храм, если не в мой, так в другой. Во всяком случае, я бы этого очень хотел.
Начнем вот с чего. Что меня заставило подумать об инославном происхождении рассуждений этой женщины? Это слова: «В Библии этого нет». Это типично протестантская постановка вопроса. Но дело вот в чем. Несмотря на всю исключительную важность Библии, этой святой книгой не исчерпывается вся полнота жизни, все ее разнообразие, в том числе и жизни духовной всего человечества, различных народов и каждого человека в отдельности. Можно сказать, что Библия – это выражение, существенное воплощение этой жизни. Но также Библия и часть этой жизни. А все, что остается неописанным, все, что остается за пределами начертанных слов, – это что, уже не жизнь, не завет, не продолжение непосредственных и живых отношений Бога и человека?
Важно еще помнить вот о чем. Господь создал Церковь, в которой непостижимыми путями происходит наше спасение, и именно Церковь есть, по слову апостола Павла, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). Церковь – это тело Христово. То есть это и есть Сам Христос, живущий здесь и сейчас, говорящий с нами, открывающий нам Свою волю, милующий и спасающий… Вот это очень важно понять. Церковь и есть та самая жизнь, которой мы можем и должны приобщиться, к голосу которой должны прислушиваться, потому что голос ее и есть голос Бога, Его глагол, вечно рождающийся и вечно обращенный к нам. Вырывать Библию из контекста Церкви и пытаться что-то в ней понять – это занятие, как ни жестко это звучит, совершенно бесперспективное. Единственный положительный исход такого чтения или изучения Библии может заключаться в том, что человек придет в Церковь и станет действительным участником жизни Христа. Тогда все встанет на свои места, тогда слова Писания обретут для человека великую преображающую силу, станут тем самым «мечом обоюдоострым», который проникает даже до разделения души и духа (Евр. 4: 12).
Кроме Священного Писания в Православной Церкви есть еще понятие Священного Предания, то есть понятие об истине, которая продолжает нас просвещать, поучать не только со страниц Библии, но и примером жизни святых людей, их «словом, житием, любовью, духом, верою, чистотой» (1 Тим. 4: 12). Поучает нас посредством святых тот самый Дух Святой, Которым создана и Которым живет Церковь во всей своей соборной полноте.
«Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10: 16), – говорит Господь Своим ученикам, и то, что говорили апостолы, чему они учили, не все, конечно, было записано. Многое с исключительным благоговением и трепетом сохранялось и хранится до сих пор как Церковное Предание. Со временем, кстати, это Предание, передаваемое из уст в уста, было записано и в иных книгах, кроме новозаветных. Это и послания ближайших учеников апостолов, а затем учеников их учеников и так далее… Но не следует думать, что истина, передаваемая из уст в уста, неизбежно искажалась, как в «испорченном телефоне». Такое искажение (неизбежное в делах житейских) немыслимо в делах церковных, и именно в той части, которая относится к нашему спасению, потому что Церковь – это и есть истина, Церковь и есть Сам Христос, Его Духом Церковь содержится и управляется. Это важно понять: наши человеческие, греховные оценки и критерии неприменимы к Церкви. Все те беззакония и заблуждения и нестроения, которые мы видим, и даже часто, в церковной ограде, к Церкви, к ее сущностному содержанию не имеют никакого отношения. И потому важно понимать, что в Церкви принадлежит ее естеству, естеству Божественной и непререкаемой истины, а что относится к человеческой, греховной немощи и относится, если можно так сказать, к пограничной, «околоцерковной» области. Но чтобы во всем этом разобраться, нужно, вне всякого сомнения, самому быть внутри Церкви, быть причастником того Духа Христова, Которым Церковь и живет, и движется, и существует.
Всегда Церковь жила верой в то, что загробная участь людей до Страшного суда не решена окончательно и что живущие здесь, на земле, могут своими молитвами благотворно влиять на загробную участь своих родных и близких. Повторю: это учение существовало всегда, но действенную силу оно приобрело с пришествием в мир Спасителя, благодаря Его искупительной жертве за наши грехи. И мы попытаемся, пусть очень коротко, проследить историю отношения к молитве за усопших в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви.
Хоть мы и знаем, что до прихода в мир Спасителя загробная участь всех людей была пусть в разной степени, но все-таки печальна и безотрадна в силу полного господства над человеком греха, но и в Ветхом Завете мы находим примеры молитв людей, живущих на земле, об умерших.
Самый яркий такой пример – это молитва иудеев за своих собратьев, погибших на поле брани.
После битвы с идумеями под хитонами падших в сражении иудейских воинов были обнаружены посвященные иамнийским идолам вещи, захваченные в качестве трофеев. Поскольку подобное приобретение было явно греховным, то «сделалось всем явно, по какой причине они (воины) пали». И тогда все иудеи обратились с молитвой к Богу, «прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех». Больше того, сделав сбор со всех присутствующих, Иуда Маккавей послал приношение в Иерусалим, чтобы в храме «принесли жертву за грех» погибших, и, по слову Писания, он «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении…» – то есть заботясь о прощении своих собратьев в день Страшного суда. «Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (см.: 2 Мак. 12: 39–45). Отрывок совершенно исчерпывающий для того, чтобы понять, что и в ветхозаветные времена существовала традиция молитвы и принесения жертв за умерших.
Можно сказать, что эта традиция носила профетический, пророческий характер, потому что реальное духовное положение людей того времени не оставляло им надежды на избавление от уз греха. Эта надежда простиралась в будущее, связана была с мессианскими ожиданиями и предчувствиями.
Теперь насчет «брат брата не вымолит». Сразу скажу, что таких слов в Библии нет, но можно предположить, что женщина имела в виду следующие слова из Псалтири: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48: 8). Предположим, что это и есть те самые слова, тогда попытаемся понять, каков же их смысл.
В этом псалме звучат слова предупреждения, обращенные к живущим здесь, на земле, чтобы они помнили о страшном дне суда Божиего и не надеялись на свое богатство, силу и власть, а старались проводить время земной жизни в покаянии и чистоте. Главное содержание стиха – это обличение нераскаянных. Ибо в день Страшного суда никто не избавит нас от праведного суда Божиего – не только посторонний человек, но даже и самый близкий, как, например, любящий брат.
Но заметим, что здесь идет речь именно о Страшном суде, о последнем, решающем слове, в то время как до этого момента, по учению святых отцов, есть еще время для покаяния живущих здесь, на земле, и есть еще время для умилостивления Господа и принесения Ему за усопших жертв духовных и вещественных.
Святитель Василий Великий толкует этот отрывок в том смысле, что все ветхозаветные люди и даже пророки были связаны грехом и как связанные не имели власть освобождать кого бы то ни было от уз смертных, но когда явился Господь Иисус Христос – совершенный Человек и совершенный Бог, – Он Своей властью искупил нас от вечной смерти и в Его лице мы имеем упование и надежду на спасение.
То есть отношение к загробной участи усопших во времена ветхозаветные и отношение к их участи после пришествия в мир Спасителя разнятся именно тем, что Господь Своей искупительной жертвой приобрел власть и в загробной жизни переменять участь людей с худшей на лучшую. Это мы знаем и из события сошествия Христа во ад, где Он освободил от мучительных уз не только праведников, но и кающихся грешников.
Несомненно, что только Господь может определить загробную участь человека, и несомненно, что участь эта напрямую зависит от образа веры и жизни человека здесь, на земле. Но несомненно также и то, что возможно и даже необходимо молиться за наших родных и близких, прося Господа о прощении их грехов, и несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны, если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям.
Подводя итог, можно сказать так. Молитва за усопших, тем паче горячая молитва, исполненная любви и самоотвержения, приятна Богу и, если можно так сказать, склоняет Его на милость по отношению к тому, кто молится, и к исполнению Его просьбы. Множество подтверждений тому мы находим в Новом Завете. Так, Сам Господь говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22). Апостол Иаков заповедует «молиться друг за друга», нигде не уточняя, что это относится только к живущим здесь, на земле. Апостол Петр призывает «постоянно любить друг друга от чистого сердца» (1 Пет. 1: 22), также не ограничивая эту любовь только отношениями земной жизни. Больше того, именно «от избытка сердца глаголют уста», и первым изъявлением этой полноты для верующего человека является молитва, в том числе и молитва о близких.
Главное здесь в том, что сострадание, милосердие и любовь, проявляемые человеком в молитве за усопших, угодны Богу, привлекают Его благодать, потому что эти качества – любовь, милосердие и сострадание – и есть качества Самого Бога.
В вашей статье не раскрыт один маленький аспект, так сказать краеугольный камень.
Почему для того чтобы ВСЕМОГУЩЕМУ БОГУ облегчить загробную участь души требуется наша молитва или милостыня ? Он всемогущ ! Он сотворил мир ! Он есть БЕСКОНЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ !
Я верю святоотеческой литературе о том что наша молитва неведомым для меня образом помогает нашим умершим сродникам. Но вот вопрос снова и снова всплывает в моем уме: "Без молитвы Бог никак не может им помочь ?".
Но верить в это я ОТКАЗЫВАЮСЬ.
"12
И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с ДЕЛАМИ СВОИМИ.
13
Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по ДЕЛАМ СВОИМ".
И тут к месту вспомнить слова Христа о том, что уверовавшие в Него на суд не приходят.
Вроде все понятно.
Дорогие, молитесь и ищите Бога, познавайте Его, в том числе через Его записанное слово, - Библию. Тогда вам не нужно будет полагаться на человеческое мнение. Но когда есть живое общение с Богом, когда есть освящение, покаяние, тогда нет значительных препятствий для познания глубин Иисуса Христа.
Также показательный пример молитвы за воскресение из мертвых есть здесь 3 Цар., 17: 22-24, когда Илия помолился за отрока и душа отрока сего возвратилась в него и он ожил.
Или еще один пример 4 Цар., 4: 27-37, когда Елисей молился за умершего сына Сонамитянки - и здесь ребенок ожил.
И таких примеров, думаю, на самом деле много, просто мы о них мало что знаем.
А помните, что Иисус воскрешал мертвых и апостолам дал власть воскрешать мертвых, исцелять больных, очищать прокаженных и они делали это? Думаю, и ныне Господь желает, чтобы мертвые воскресали, дабы прославилось имя Его, ведь Он повелел 12 апостолам воскрешать мертвых, исцелять больных, очищать прокаженных. Ведь Господь не меняется, как и написано "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак., 1: 17).
Автор статьи так и не привел разумных обоснований дозволенности молитвы за умерших, чтобы они были спасены в День Суда, ибо таковых по Писанию нет (лично я не нашел). А в приведенном отрывке 2 Мак., 12: 39–45, если хорошенько задуматься, то похоже, там подразумевается молитва о воскресении из мертвых непосредственно, т.е. прослеживается их ожидание, что павшие в сражении воскреснут по молитве и оживут, т.е. вскоре оживут, а не в День Суда.
Усопшие - живы, только они в ином мире!Вот, если не покажется нескромностью, то приведу пример из своей биографии. Был у меня когда-то в детстве очень плохой поступок, когда я школьницей была - несколько раз приезжал в гости к нам домой дедушка из другой местности, и обычно днем, когда я бывала одна, придя из школы, и я не ставила даже чайник и не угощала его, стеснялась! Дедушка был добрый, виду не подавал, что устал с дороги, сидел тихонько на стуле у стола, улыбался.И мы с ним ждали прихода родителей к вечеру с работы! И вот прошло уже столько лет, время настало,он умер.Однажды я поняла, что дедушку не кормила с приезда, и стала жалеть о своем поведении, мысленно жалела, стала молиться за него. Вот вдруг утром я ощутила удивительный сон- дедушка подошел к моей кровати и подхватил меня на руки и снова опустил и сказал с ласковой улыбкой: "Когда ты молишься, нас так вкусно кормят!" И я проснулась с этим ощущением доброго его прихода тут же! Вот так бывает!
А я еще раз утверждаю, что это подтасовка, считать, что отшедшие - это умершие, если бы, в данном случае, имелось ввиду отшедшие-умершие, то после этого слова следовали бы слова: от мира сего, а не "от веры и надежды", ведь это и без того написано в разделе о умерших, так что и не зачем повторяться, ведь итак ясно, что речь об усопших.
13:22murka "Отошедших" в данном случае - умерших.
Разве можно отойти от христианства "в вере и надежде" ???" Разумеется можно и , если Вы внимательно читали, то я даже пример привела.Здесь речь идет не об отошедших от мира сего, а именно от веры и надежды, это ведь и так находится в разделе об усопших, их и называют обычно усопшими, а не отшедшими.
Разве можно отойти от христианства "в вере и надежде" ???
Я не очень понял, сударыня, суть ваших упрёков. Слова я из контекста не вырывал, ибо слово «отшедший» в поминальнике об умерших значит только одно – «умерших» и искать там иные смыслы, в силу конкретики контекста представляется надуманным. Поэтому приведённые вами примеры святых переходивших из одного религиозного вероисповедания в другое не месту, ибо это может быть только с живыми. Моя мысль была проста – мы молимся о прощении грехов , тех кто умер в православной вере – веря и надеясь на будущее Воскресение. И другого смысла в этом молитвословии нет и придумывать его «человеколюбиво и зело благочестиво» не надо.
Кроме того, из факта, что Бог возлюбил мир, желает спасения всему человечеству, делать вывод про невзирания на другие религии несколько странно. Да, мы должны делать добро всем людям, но молимся мы как о христианах, только о православных христианах, то есть о Церкви. Польза для живых при молитве об усопших нами видится видимо разная, ибо как я уже писал, я усматриваю её в возгревании Памяти Смертной.
"А в поминовении об усопших "Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братьям и сестрам нашим, и сотвори им вечную память" - важны слова "в вере и надежди воскресения", то есть действительно о верных речь." Не гоже, Владимир, вырывать слова из контекста. Важны слова не просто "в вере и надежде", а, именно, "отшедшие в вере и надежде".А здесь, на самом деле,начинается большое поле для толкований. Что значит отшедшие? Думаю, что , в данном случае, речь идет о тех, кто отошел от христианства.Есть ведь даже примеры из жития святых, как они из христианства в ислам переходили, потом обратно возвращались.И вот за таких мы тоже произносим эту молитву, я вот это так понимаю.Да и сама концепция христианства заключается в том, что Господь-то любит всех, невзирая на то, к какой религии человек принадлежит, а мы у него должны тоже этому учиться, чтобы и в нас была искра Божия.Кроме того, Вы очень не внимательны, читая чужие комментарии, я ведь пишу, что эти молитвы более всего нужны нам самим.
Церковь когда молится за павших на поле брани ( во второй мировой войне в частности ), молится только за павших православных христианах. О других людях умерших на том-же сражении церковь не молится.
Я не знаю судьбу каждого умершего язычника ( это выяснится на страшном суде ). Я знаю слова Бога:
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.»
(Иоан.3:5)
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.»
(Иоан.6:53)
И ещё скажу что по преданию отцов просто хороший человек ещё недостоин Царства Небесного. Именно потому Бог — СПАСИТЕЛЬ.
А если говорить о людях которые не имели возможности слышать за всю жизнь проповеди о Христе, то хорошо сказал о них апостол Павел.
«18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.»
(Рим.1:18-25)
( очень похоже на коммунистов которые считают себя потомками обезьяны. Коммунисты кстати слышали проповедь и были гонителями церкви )
Укажите место в Писании, где Господь молился за умерших в том же смысле, что и мы, будьте так любезны.
Чудеса воскрешения, сами понимаете, не в счёт.
Елене М.:
Приведённые вами слова, не годятся как аргументы, потому молитва о еретиках в помяннике, находится в разделе о живых.
А в поминовении об усопших "Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братьям и сестрам нашим, и сотвори им вечную память" - важны слова "в вере и надежди воскресения", то есть действительно о верных речь.
что касаемо можно ли верного вымолить до страшного суда или нет, не знаю, но надеюсь на милосердие Божие. Очевидно, что молитва не меняющая участи, по моему бессмысленна. Другое дело что Бог есть любовь, и он более хочет человека спасти, а не погубить. И участь человека всё равно более предоставлена Божиему Суду, который и правосуден и милосерден. Неужели вы думаете, раз вы умоляете Бога о ком-то, то Богу без вашей молитвы не хватит Любви, к этому человеку? А как быть с теми о ком некому помолиться? Их дело безнадёжно? думаю, нет, иначе Бог это холодный формалист и статист.
Слава Ему, Единородному от Отца!
Молитва за умерших, благотворней чем за живых, потому что умершие больше не грешат...
Игорь, с чего это вы так решили, что благотворней? У Бога ВСЕ живые. Одно лишь есть отличие: персть во гробе не поет, прегрешений не избавляет...
Упокоившиеся уже ничего не могут изменить в своей участи, ибо как сказано Господом: В чём застану в том и сужу...
Упокоившиеся находятся в вечности, где уже ничего изменить не в состоянии, т.к. только находясь на земле, в ризах кожаных, мы можем исправляться, каятся, творить посильные дела, страдать, жертвовать собой, нести и терпеть скорби во славу Божию. Да и то это всё возможно лишь по Его благодати...
(часть 1)
Сразу нужно различить умерших на верных и всех остальных т.к. сейчас существует нездоровая практика отпевать всех подряд.
Скажу сразу что молится об неверных в смысле изменения их загробной участи бесполезно!
Люди умершие вне церкви т. е. ( еретики представители других конфессий ), люди умершие в смертных грехах ( пьянство, блудное сожительство, воровство, атеизм и т. д. ) Царства Небесного наследовать не могут. За таковых церковь молитвы не приносит. Таковые предоставлены справедливому суду Бога.
Вот пример из писания:
«22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.»
(Матф.15:22-25)
Мы видим что Господа все 12 апостолов просили об этой женщине, но Господь их не слушал пока женщина не подошла и не стала говорить лицом к лицу.
Если человек всю жизнь не искал общения с Богом и умер вне церкви то думаю даже если за него будут молиться 12 апостолов то эту просьбу Бог не исполнит.
Теперь о верных т. е. тех кто знает вероучение и живёт по нему участвуя в церковных таинствах. Об покое в Боге именно таковых мы молимся. Но и тут молитвы церкви не меняют радикально участи человека т. е. вымолить человека из геены в рай не получится никак. Посмертная участь человека зависит от самого человека и его отношений с Богом.
На что-же влияют молитвы или сказать по другому прошения об усопших к Богу ? Влияют они на степень награды или степень кары. И в Царстве Небесном и в геене люди будут не ровны. Если Бог вводит человека в своё вечное Царство то молитвы о человеке принесут ему большую награду. Если христианин будет осужден то молитвы о нём несколько облегчат его участь. Таково предание церкви.
Кстати Иоанн Златоуст в слове четвёртом «О Лазаре» место псалма 48,8 толкует именно что не помогут за тебя молитвы никаких твоих родственников и праведников если у тебя будет не хватать дел добродетели.