Православие в Исландии: свидетельства наших дней. Часть 2

Православные исландцы: путь к вере предков

В Православной Церкви Рейкьявика, как и отметил отец Тимофей, почти все прихожане – из числа иммигрантов. Православный исландец или исландка – это пока еще редкое явление. Конечно, о таких единичных случаях нельзя не рассказать, тем более что почти у каждого человека – свой путь к истинной вере.

С православной исландкой Гудрун Анастасией Финнбогадоттир я встретился в день прилета в Рейкьявик, сразу по приезде из аэропорта на городскую автостанцию. Внешне Гудрун Анастасия выглядела строго и немного отстраненно и была по-скандинавски сдержанной, неэмоциональной. Беседовали мы в машине, на которой она приехала к автовокзалу.

Гудрун Анастасия Финнбогадоттир
Гудрун Анастасия Финнбогадоттир
Справка. Гудрун Анастасия Финнбогадоттир родилась в 1940 году в Рейкьявике. В 1966 году окончила филологический факультет Лейпцигского университета (Германская Демократическая Республика). Работала переводчиком и журналистом; значительную часть своей жизни прожила во Франции.

– Я родилась в нерелигиозной семье, мой отец был противником религии, хотя бабушка и дедушка, наоборот, принадлежали к числу религиозных людей, – рассказала Гудрун Анастасия. – Меня крестили, когда мне было 13 лет, полагаю, не без влияния бабушки. Скажу откровенно: мне это не очень понравилось; думаю, я согласилась на крещение и конфирмацию во многом ради своих родных.

Более того, юная исландка прониклась идеями социализма, считая, что именно через них лежит путь к справедливости. Личные взгляды отчасти определили будущее место учебы: социалистическая Германия. В Лейпцигском университете Гудрун Анастасия учила немецкий и русский языки; здесь же она встретила своего будущего мужа, палестинца (он изучал в Германии медицину). У них родилось двое детей, но их семейная жизнь в полной мере не сложилась: через 20 с лишним лет после свадьбы супруги стали жить раздельно.

– Я осталась с детьми в Париже, работала журналистом, – говорит Гудрун Анастасия. – В 1980-х годах решила писать докторскую диссертацию – о влиянии перестройки на русских писателей. Эта тема меня прямо-таки захватила. В практической части работы требовался конкретный материал, поэтому я поехала в СССР, чтобы провести интервью с писателями. В стране тогда все бурлило, интересное было время. Я смогла поговорить со многими писателями – неординарными, замечательными людьми. Правда, диссертацию так и не написала – перестройка закончилась, СССР распался, и я не видела смысла развивать свою тему. Но я продолжала приезжать в Россию, так как у меня были там друзья.

Зимой 1992 года Гудрун Анастасия получила письмо от знакомого кинооператора: он писал об «интересной теме для исландского телевидения». Речь шла о вновь открытом Ново-Голутвином монастыре в Коломне. Исландской журналистке было интересно пообщаться с молодыми девушками, которые были воспитаны в советской среде, но решили посвятить себя служению Богу.

Проект храма в Рейкьявике
Проект храма в Рейкьявике
– Я приехала накануне праздника Пятидесятницы (в июне 1992 года), хотя и не знала об этом, так как в монастыре все время говорили о Святой Троице (и я думала, что речь идет о сугубо православном празднике). Я провела интервью с игуменьей и некоторыми насельницами, а затем решила остаться еще на несколько дней. Было непросто. Очень длинная служба, женщины вокруг говорили о моей одежде (я была в брюках). В общем, я чувствовала себя неважно, да и спина разболелась. Но вечером, когда я прогуливалась в саду, что-то произошло. Все вокруг выглядело торжественно и прекрасно, окружающий мир был озарен лучами заходящего солнца. Я пошла к игуменье и сказала: «Ваше пение исцеляет». Неожиданно я поняла, как хорошо себя чувствую. Боль прошла, появилась легкость. На следующее утро, во время самого праздника, была торжественная служба, которую возглавил митрополит Ювеналий. Замечательный день, русская природа. У меня появилось ощущение, что я нахожусь на небесах. Самое интересное, что я это никак не связывала с Богом, говоря самой себе: «Просто я чувствую себя замечательно». К тому же и архиерей произвел на меня благоприятное впечатление: он был очень мягок во время интервью, даже не стал критиковать американские секты, когда я о них спросила. Когда же я задала ему вопрос о моем возможном крещении, он ответил: «Вы сами должны все обдумать».

В тот же день к гостье из Исландии пришла одна из монахинь со словами: «Если вы желаете креститься, игуменья Ксения полностью вас поддерживает».

– Меня пригласили на праздник, и я с благодарностью сказала: «Да», – говорит Гудрун Анастасия. – Думаю, я поняла в тот момент, что мой отказ будет означать отвержение всего, что я считала драгоценным, самой жизни. Вера – это взлет, но в то же время понимание, что вы сможете безопасно приземлиться. Да, вам приходится покидать путь, который ранее вы считали приемлемым и комфортным, хотя в реальности этот путь, с множеством компромиссов, вел к духовной катастрофе. Сейчас я все это знаю, но 20 лет назад, в праздник Святой Троицы, Бог даровал мне прозрение и смелость, чтобы решиться на этот полет – полет веры. Я не перестаю благодарить Бога за тот особый и неповторимый день. Меня крестил священник, рукоположенный в сан в тот же день. Игуменья предложила для меня имя Ксения, но я не желала быть иностранкой и попросила другое имя – Анастасия. Священник пошел мне навстречу, хотя все монахини вначале говорили: «Нет, это невозможно».

Исландия. Водопад Гуллфосс
Исландия. Водопад Гуллфосс
После крещения Гудрун Анастасия еще десять лет прожила в Париже, посещая службы в храме святого Александра Невского на рю Дарю. Затем последовали три года жизни в южной Франции, где она ходила в Греческую Церковь.

– Если честно, я была шокирована отношением ко мне со стороны окружающих, – признается собеседница. – Они не принимали мою веру – ни французы, ни исландцы (думаю, из-за их общей нерелигиозности). А мои церковные знакомые казались закрытыми в своих догмах. Я чувствовала себя одинокой. К счастью, священник в южной Франции – отец Михаил (француз, перешедший в Православие) – смог меня понять. Поэтому после трехлетнего проживания в Сален де Жиро я духовно окрепла.

В 2005 году Гудрун Анастасия вернулась в Исландию, уже окончательно. Правда, в церковь стала ходить не сразу. Отдельные моменты ей не нравились; в беседе со мной она упомянула о своих сомнениях. Речь, в частности, шла об исландских жертвователях, помогавших оплачивать аренду здания для прихода в 2006–2008 годах.  

– Сейчас я хожу в церковь регулярно и считаю отца Тимофея очень хорошим священником, – замечает Гудрун Анастасия. – Правда, мои родственники остаются нерелигиозными людьми, а я сама явно не миссионер. В Исландии сильны антицерковные настроения. Мои сыновья получили образование во Франции – тоже одной из самых нерелигиозных стран. В Исландии религиозные люди, как правило, сектанты.

– Но возможно ли обращение исландцев в Православие? Или это нереально?

– Не думаю, что нереально. Знаю одного молодого исландца, он сейчас живет в США. В свое время этот человек искал истинную Церковь и после посещения лютеранских, католических и православных приходов выбрал Православие. Хорошие люди находятся в поиске. Другое дело, что наша община пока очень маленькая и в ней много иностранцев. Поэтому исландцы думают, что Православие предназначено только для русских, греков и т.п. Надеюсь, ситуация изменится, когда мы построим храм. Тем более что часть служб переводится на исландский. Я сама перевожу акафист Пресвятой Богородице, а также думаю о переводе объяснений Божественной литургии… Конечно, Исландия – либеральная страна, и с этим тоже нужно считаться.

– Видимо, это дополнительная трудность…

– Да, конечно. Вообще при слове «Православие» (Orthodox) у многих возникают образы людей в черном, образы чего-то очень строгого. Исландцы не знают Православия.

– Но хотят ли они его узнать?

– К сожалению, не так много людей ищет истину. Думаю, люди деморализованы, и пока нельзя сказать, как все изменится.

«Вот, пожалуй, исчерпывающий ответ на мой вопрос», – подумал я. В обществе, где либеральные стандарты (например, однополые «браки») практически стали «нормой», наивно ожидать активного поиска смысла жизни. Да и образ Православия как «иностранной» конфессии тоже непросто изменить. Особенно в лютеранской стране побеждающего секуляризма, каковой является Исландия наших дней.

Линда Анна Йоханнессон
Линда Анна Йоханнессон
В отличие от Гудрун Анастасии, у Линды Анны Йоханнессон – еще одной исландки из числа прихожан Никольской церкви – были православные корни. Родители ее мамы – карпатороссы, в свое время обосновались в США. Мама Линды Анны родилась в Пенсильвании, но была крещена в Православной Церкви и воспитывалась в православной среде. Правда, замуж она вышла за исландца (лютеранина) и в феврале 1946 года переехала с ним в Рейкьявик – в страну, где в то время не было ни одной православной церкви.

– Я родилась в 1949 году и была третьим ребенком в семье, – рассказывает Линда Анна. – Крестили меня в Лютеранской Церкви, так как в Исландии были только лютеране и католики. После учебы в Швейцарии я работала в Исландии переводчиком, а затем трудилась в «Международной амнистии» – в Англии и Швеции.

По словам моей собеседницы, о Православии она знала только из рассказов своей матери. Первая встреча с Православием реальным произошла, когда Линде Анне было 17 лет. Но впечатления от той встречи остались, увы, не самые лучшие.

– Я была в Копенгагене (Дания) и зашла в Александро-Невскую церковь, – вспоминает моя собеседница. – Конечно, я ничего не поняла, но заметила, что священник говорил громко, словно он был зол. Я испугалась. Потом я спросила у мамы: «Почему же священник был зол?» – но она мне ответила, что такова старая манера проповеди. В любом случае, Православие меня тогда не привлекло, да и людей в храме было немного.

И только спустя 15 лет Линда Анна смогла изменить свое первое мнение о Православной Церкви.

– Это было в Париже, в начале 1981 года, – рассказывает она. – Я побывала на литургии в Александро-Невской церкви на рю Дарю. После службы меня переполняли чувства радости. Мне очень понравилось пение, я ощущала, что происходящее в храме действительно меня коснулось.

Правда, даже столь волнительная и эмоциональная встреча с Православием не изменила религиозную жизнь исландки. Только в 1990 году, переехав на работу в Швейцарию, она начала регулярно посещать православные богослужения. Формально Линда Анна покинула Лютеранскую Церковь Исландии еще в 1981 году, но к Православию не присоединялась.

– Я ездила в русскую церковь в Женеве и в греческую церковь в Шамбези, – говорит она. – Уже тогда думала о переходе в Православие, но священник в женевской церкви с нами практически не общался. Когда же я начала спрашивать прихожан о том, как мне стать православной, одна женщина дала мне совет: поскольку твои предки были православными, тебе нужно просто помочить ноги в воде. Такие странные были у них идеи. В 2004 году я вернулась в Исландию, но поняла, что мне очень не хватает Православной Церкви. Затем одна грузинка рассказала мне о русском приходе и пригласила на освящение храма на Солватлагата – место, где богослужения совершались с 2006 по 2009 годы.

Это был поворотный момент. Линда Анна стала посещать литургии каждое воскресенье. При этом по-прежнему не переходя в Православие.

– Вообще я не чувствовала себя комфортно в Исландской Лютеранской Церкви, – признается моя собеседница. – Это государственная Церковь, все священники являются государственными служащими. Я не ощущала присутствия веры у лютеран, словно какая-то мертвенность там была. Как говорит моя мама, у лютеран воскресенья наполнены не радости, а скорби, будто это время Страстной пятницы. Кроме того, мне не нравилось, что Исландская Церковь не уделяла должного внимания правам человека. Для меня это очень важно.

Тем не менее, переход в Православие откладывался: видимо, столь принципиальное решение давалось непросто. В мае 2011 года, перед приездом архиепископа Марка, отец Тимофей спросил о желании Линды Анны быть принятой в лоно Церкви – через таинство миропомазания, которое мог совершить высокий гость из Москвы.

Прихожане Никольской Церкви в Рейкьявике
Прихожане Никольской Церкви в Рейкьявике
– Но я отказалась, – говорит Линда Анна. – Предложение прозвучало для меня неожиданно, я даже не знала вначале, что ответить. Я была незнакома с архиепископом и понимала, что, при плотности его графика, все может происходить слишком поспешно. Кроме того, у меня еще были вопросы к отцу Тимофею о Церкви. Эти вопросы мы обсудили уже после отъезда архиепископа Марка. 28 мая 2011 года, в субботу, отец Тимофей совершил таинство миропомазания, а на следующий день, после исповеди, я причастилась.

Впрочем, по словам моей собеседницы, исландцы почти не интересуются религией, поэтому она мало кому рассказывала о своем возвращении в лоно истинной Церкви. Ее младший брат (лютеранин), узнав о миропомазании, лишь пожал плечами со словами: «Что ж, есть много вещей, которые хуже этого».

– Я словно дар речи потеряла, – вспоминает Линда Анна. – В его устах это прозвучало, как если бы Православная Церковь была чем-то не очень хорошим. Мне кажется, что в Исландии многие люди, формально принадлежащие Лютеранской Церкви, вообще не верующие. Они порой не понимают самого элементарного. При этом лютеранские священники не выступают по радио и телевидению, не пишут статьи, чтобы что-то объяснить. Все это очень плохо.

– Странно, но почему же в Лютеранской Церкви Исландии почти забыто миссионерство? – удивляюсь я.

– Не знаю, – отвечает Линда Анна. – В принципе лютеране стремятся учить о вере в школах, но практически игнорируют средства массовой информации.

Закладной камень на месте строительства Русской Церкви
Закладной камень на месте строительства Русской Церкви
«Или же наоборот – сами СМИ игнорируют государственную Церковь», – подумалось мне. Хотя, в любом случае, многие храмы в Исландии почти пустые: посещаемость церквей очень низкая. Впрочем, это обыденность для скандинавских стран.

– Конечно, некоторые исландцы знают о Православии, – говорит моя собеседница. – Все-таки люди ездят за границу, в том числе в Грецию и на Кипр. Иногда исландцы приходят в наш храм. Я думаю, исландцам будет интересна Православная Церковь, особенно после того, как мы построим храм. Многие покидают официальную Лютеранскую Церковь и присоединяются к различным неопротестантским группам.

– Но как же быть с языком богослужений – он ведь непонятен исландцам…

– Я думаю, служб на английском будет достаточно, – отвечает Линда Анна. – Но для нас, я полагаю, важно иметь определенность в финансовых вопросах, в том числе и для обеспечения священника… Кроме того, лично у меня некоторую сложность вызывали другие моменты. Православные ведут себя здесь по-другому, чем в Греции, Франции и Швейцарии. Например, женщины носят платочки. Один раз я спросила у женщины из Латвии (ее голова была покрыта большим плотным платком): «Вы простудились?» – на что она ответила: «Нет, просто в церковь надо приходить с покрытой головой». Наверное, она на меня рассердилась, я же после этого чувствовала себя не очень комфортно. Кроме того, после литургии прихожане обычно общаются друг с другом по-русски – многие из них не говорят по-исландски, а по-английски говорят не очень хорошо. Для меня это создавало некоторые сложности, я чувствовала себя чужой. Хорошо, что у нас есть отец Тимофей – он очень доброжелателен, благословляет меня. Я молилась о том, чтобы он вернулся из отпуска прошлым летом – он тогда уезжал на пять недель, и богослужений у нас не было.

«Как трогательно», – подумал я. Прихожане молятся о своем батюшке, ждут его. Все-таки люди, приходящие в Православие из других конфессий, обычно искренни в вере, ревностны в посещении храма и, как правило, хорошо знакомы с основами вероучения. Наверное, пример православных исландок – хорошее тому подтверждение.

Сергей Мудров

26 июля 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Православие в Исландии: свидетельства наших дней. Часть 1 Православие в Исландии: свидетельства наших дней. Часть 1
Сергей Мудров
«Мы надеемся, что большое миссионерское значение будет иметь строительство православного храма. На мой взгляд, храм должен сочетать в себе традиции и русского, и исландского зодчества, – говорит отец Тимофей, настоятель православного Никольского прихода в Рейкьявике. – Чтобы исландец, видя этот храм и приходя в него, понимал: перед ним не какая-то “иностранная” Церковь, но Церковь его предков. Он должен чувствовать: именно здесь его корни».
Миссия на Гавайях Миссия на Гавайях
Свящ. Иоанн Шрёдель
Миссия на Гавайях Миссия на Гавайях
Беседа со священником Иоанном Шрёделем, главой Миссии святого Иувеналия на Гавайях
Мы утверждаем красоту и богатство нашей веры, нашей духовной традиции. Это в некотором роде психологически и духовно исцеляет Америку – через то, что предлагает православная вера! И мне отрадно, что мои прихожане приезжают в церковь не как в клуб или культурный центр, но именно в храм! Меня очень укрепляет, когда я вижу людей, проделавших такую долгую дорогу, чтобы исповедаться и причаститься. Когда я вижу, какая у них сильная вера!
Частичка Русского мира на Острове свободы Частичка Русского мира на Острове свободы
Беседа с протоиереем Вячеславом Бачиным
Частичка Русского мира на Острове свободы Частичка Русского мира на Острове свободы
Беседа с протоиереем Вячеславом Бачиным, настоятелем Казанского храма в Гаване (Куба)
В октябре 2008 года Фидель Кастро обратился к кубинскому народу с письмом, в котором говорилось о его предложении построить собор Русской Православной Церкви в столице Кубы – как памятник российско-кубинской дружбы. Божиим благословением это желание команданте «совпало» с давней мечтой русскоязычной колонии о своем храме. Казанский храм в Гаване – единственный, построенный для Русской Церкви силами государства, не входящего в ее каноническое пространство.
Комментарии
михаил29 июля 2012, 19:54
В качестве проекта храма в Исландии изображен Крестовоздвиженский собор г.Женева. Выбор очень неплохой, но, полагаю, здесь какая-то ошибка
Татиана Новгородская Палссон28 июля 2012, 11:52
По милости Божией за все время, что я живу в Исландии мне встречались исландцы, которые интересуются православием и питают к нему уважение. Родители моего мужа сразу после свадьбы посетили Россию и ее православные храмы. До сих пор восхищаются! По моему мнению старшее и среднее поколение исландцев, если сами не религиозные, то по крайней мере, питают уважение к вере других. Но молодое поколения исландцев уже воспитано на идеях вседоступности и вседозволенности. По убеждению современного исландца- Бог это любовь, а значит он любит всех такими какими мы есть и не надо нам для этого изменятся, становится лучше. Гомосексуалов Бог тоже любит и их браки не меньше. Зла, неправды как таковых нету вообще! Все имеет право на существование и уважение. Ярким примером этого стали недавние события в Норвегии, тоже скандинавской стране. Человека который жестоко расстрелял 70 подростков признали психически больным человеком и вместо того чтобы наказать и пресечь это большое зло, его будут лечить в теплой и комфортной палате, наверняка лучшие врачи страны.
Нужно, как можно скорее, укреплять позиции православной церкви, которая проповедует истинные моральные и духовные ценности. В Исландии, в стране с общим количеством населения в 300 тыс. человек, даже и один православный храм может изменить и повлиять на многое. Я больше чем уверенна, что местное население потянется в наш храм. Исландцы нация людей творчества, среди них много поэтов, художников. Их души в поиске прекрасного...
Татиана Новгородская Палссон28 июля 2012, 10:32
Я очень огорчена, что родные и близкие наших исландских сестер не понимают, почему они стали православными. Я тоже живу в окружении исландцев, мой муж исландец, его родные, близкие и друзья проявляют уважение к вере православной и интересуются ею. Первое их знакомство с православием было наше венчание, нас венчал отец Тимофей в 2006. Всем им очень понравились наши короны, говорили, что наше венчание самое торжественное из всех, на которых им довелось побывать. После венчание многие из наших родственников и друзей познакомились лично с отцом Тимофеем, вели с ним разговоры на духовную тему. Мужчинам было особенно приятно узнать, что единственный православный священник в Исландии, стране рыбаков и моряков, тоже был в прошлом моряк. С тех пор все они интересуются, как поживает отец Тимофей и его семья, и новостями относительно строительства православного храма. Все они ждут с нетерпением увидеть первый в Исландии настоящий храм "восточной" церкви, так они часто называют православие. (Т.к. католическая- западная.) На Преображение с украинской корзиной полной яблок и грушь меня встретила соседка, поинтересовались почему я с корзиной, я ей рассказала о празднике Преображения и почему православные в этот день несут на освящение в храм плоды. Это было лет 3-4 тому назад, а она до сих пор в разговоре со мной вспоминает о моей корзине и какие замечательные церковные традиции православия.
Александр27 июля 2012, 21:41
Очень интересно узнать о людях исповедеющих Православие в самых разных уголках Мира!
Татиана Новгородская Палссон27 июля 2012, 18:23
4-я, заключительная часть. Видя все старания и усилия отца Тимофея в осуществлении великого дела во Славу Божию-строительства первого православного храма в Исландии, с этой большой целью, по благословению Патриарха, он и прибыл на остров в 2005 году. Но эму одному это дело не под силу! И нам прихожанам церкви тоже!
Мы просим Господа, чтобы Он послал, по Его великой милости, добрых и благочестивых людей, которые помогли бы отцу Тимофею (как и он помогает всем нуждающимся) и нам прихожанам церкви в Большом Божием Деле- строительстве первого православного храма в Исландии, Дома Божия, места, где человек встречается с Богом!
Спаси Вас Господи!
Татиана
Татиана Новгородская Палссон27 июля 2012, 17:45
3-я часть. Я шлю этот свой отзыв повторно. Третье мое послание, как я поняла, Вы не получили, но зато получили два предидущих, что очень радует. Я решила в этот раз свой комментарий разместить после 2-й части статьи. Спасибо Вам огромное за фотографии! Было очень трогательно увидеть дорогих сердцу людей, прихожан церкви в Рейкьявике и нашего батюшку, отца Тимофея. Шлю всем Вам низкий поклон, мои Дорогие!
Было очень интересно читать подробное описание пути навстречу к Господу наших исландских сестер. Я очень тронута!
Как сказала Анна Линда, отец Тимофей очень доброжелательный. Более того на своем жизненном примере: своей добротой, милосердием, безграничным желанием помочь всем нуждающимся в его помощи, с большой кротостью и смирением несет свое пастырское служение, показывая, тем самым, всем нам, как должен жить в служении другим истинный христианин. Как и заповедал нам Господь, Иисус Христос: "Больший из вас да будет вам слуга."(Мф.23,11). Так и отец Тимофей служит всем нам и помогает, кому мудрым пастырским советом и наставлением, а мы прихожане видем, что за его кротость и доброту Бог открывает многое... Кому помогает заполнить анкету, писать письма в различные государственные учреждения. А кому-то дает денежку на хлеб если видет, что у человека не за что сегодня купить хлеба ни себе, ни своим детям.
(продолжение следует...)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×