В неосмысленном мире жить страшно, как страшно оказаться в погруженном во тьму незнакомом доме. Мир осмысливается каждым по-своему в меру накопления житейского опыта и в качественном соответствии этому опыту. А функцию коллективного осознания действительности отчасти выполняет искусство.
Оно, искусство, именно поэтому необходимо. Никто из известных нам живых существ не способен творчески отображать окружающую действительность, тем более – действительность умопостигаемую. Человек же, если поймет что-то, восхитится чем-то, устрашится чего-то, тут же постарается переплавить опыт в песню, притчу, храм и роспись храма.
Искусство – лакмус, индикатор, причем одновременно – как наличного состояния, так и вектора устремленности.
Человек подходит к искусству с немым вопросом: «Помоги мне понять себя». И всем знакома радость узнавания, когда в книге, или пьесе, или фильме человек угадывает себя и свою эпоху. Глядя на себя со стороны, человек тогда получает уникальный опыт оценки действительности. История и религия тоже отчасти служат этим целям, но уроки искусства наглядны и незаменимы.
Если я в искусстве не вижу себя, то либо я выпал из гнезда, либо искусство ушло куда-то в сторону. Классическим именуется и признается то искусство, в котором может узнать свой внутренний лик человек любой эпохи. Если я не нахожу себя в произведениях, переживших века, значит, я живу вне главных смысловых координат. Знакомство с лучшими произведениями мировой культуры и сочувствие им говорит мне, что я к общечеловеческой семье принадлежу.
Если у Шекспира или у Данте я себя нашел, а в современном искусстве меня мало что трогает, значит, эпоха и я – скрытые враги. Я – враг эпохи, потому что не ем предлагаемое ею. А она – враг мой, потому что безразлична ко мне и рано или поздно я начну ей мешать.
У советской эпохи было культурное лицо. Были фильмы, не утомляющие в сотом просмотре, были гениальные поэты, как печатавшиеся, так и писавшие в стол, были серьезные философы. И хотя все жаловались (было на что), лик эпохи был сложен и рельефен. А сегодня есть у времени культурное лицо? Наверное, есть, но мы, находясь к нему слишком близко, черт разобрать не в силах. Но может, этого лица и нет вовсе, вернее – есть какая-то рожа или собачья морда.
А иначе откуда это бандитско-ментовское экранное наводнение и дешевые любовные треугольники, помещенные в богатые интерьеры? Что, больше ничего не происходит? Или нечто важное, непременно происходящее на глубине жизни ускользает от взгляда художников? Или народ разучился понимать что-либо за пределами бандитско-денежно-сексуальных отношений? Если на любой из этих вопросов ответить «да», сразу вслед за этим следует слушать «Реквием».
Отдельный человек видит и соприкасается с очень ограниченным числом людей, по которым трудно сложить мозаику эпохи, тем более – лик человечества. К тому же каждый из нас специфически ограничен своим видом деятельности. Шофер разговаривает с шоферами, кассир смотрит на мир из маленького окошка, для работника общепита весь мир хочет есть. Если таким взглядом на мир ограничиться, то ни алкоголизм, ни наркоманию победить нельзя будет в принципе. Искусство именно должно показать нам человека в том, с кем мы не встречаемся повседневно. А оно вместо этого пичкает нас вышеупомянутой смесью.
Европе все еще интересен человек. Связка бандита с полицейским – само собой, и уличная женщина – само собой, но не только. Интересен человек, уставший от однообразия повседневности, интересна динамика отношений в многолетнем супружестве, интересна неосознанная тоска молодости и уютный ужас обеспеченной старости. Бомж интересен и профессор с мировым именем, поздняя любовь и сложные отношения с повзрослевшими детьми. Попросту говоря, человек как таковой все еще интересен европейскому искусству, хотя Европа подлинно гниет, и не понимает ровно ничего тот, кто не понимает этого гниения.
Но нам почему никто не интересен, и почему мы не угадываем великое в немногом? Искусство отображает и осмысливает жизнь. Иногда оно пытается осветить дорогу тусклым фонариком интуиции. Но сначала должна быть жизнь. Если нет искусства, значит, нет жизни. Скажите это, и вы не ошибетесь. У коров нет искусства, потому что они не люди. У народа нет искусства, потому что он либо не умеет осознавать и пропускать через сердце многообразие бытия, либо самого бытия у него нет, а есть коровье (волчье) существование. Нельзя никого удивить балетом или загипнотизировать кинематографом, если вы никого не любите и ни о чем не плачете; ничего не читаете и ни к кому не прислушиваетесь. Сначала – внутренняя жизнь, потом – все остальное.
Говорят «Давайте снимем кино. Где взять денег?» Но не говорят «Давайте обсудим один из уже снятых фильмов» А ведь шедевры имеют каприз рождаться от диалога, и для гения нужна среда обитания. Вне специфической среды гений – заурядный обыватель и тоскующий налогоплательщик. Специфическая среда человека, умеющего под орех разгрызать смыслы, это вовсе не СПИДоносная богема и не циррозно-алкоголический бомонд, а пара-тройка людей, погруженных в смысловое поле и между собой общающихся.
Такие люди есть. Их даже много. Но, видимо, они не общаются. Не общаются же люди либо от самодовольства, либо от уныния. Наше общество больно и тем, и другим. Одна его часть унывает, а другая – надувается от любви к себе, как жаба. За первых нужно молиться, вторых Бог смирит, как Сам знает. Получается, что люди, которым есть о чем говорить, молчат по углам, а люди, не имеющие ни одной своей мысли, трещат, не закрывая рта. Буквально все не совсем так, и я сгущаю, но тенденция именно такова.
Во времена одичания то искусство, которое не просто развлекает или развращает, но которое в поисках природных черт лица стремится смыть с современника бесовскую сажу, является другом Церкви. И Церкви предстоит узнать друга в том искусстве, которое не жертвует совестью ради кассовых сборов. А серьезному искусству было бы важно ощутить свои корни в небольшой книжечке под названием Новый Завет. Иначе будет то, о чем сказал некто проницательный и небезразличный: «Искусство расцерковлено, а Церковь обескультурена». Эта фраза настолько емкая и точная, что может служить диагнозом, и в нее стоит вдуматься и вдумываться.
Высшей и главной целью Церкви является превращение земного человека в наследника вечной жизни и Божиего Царства. Но есть и локальные или промежуточные цели. Сегодня такая цель – не дать человеку перестать быть человеком, посредством оживления совести удержать человека от полной деградации. У высокого искусства та же задача. Поэтому Церковь и искусство сегодня по определению – союзники.
Сейчас допишу и включу телевизор. А потом долго буду вверх-вниз прокручивать пару сотен каналов и, так ничего путного и не найдя, постараюсь уснуть.
Но появляются и просветительские фильмы обращающиеся к массовой аудитории, которые говорят о необходимости поиска новых путей развития общества, необходимости смены изжившего себя целеполагания наживы и удовольствия,ведущего общество в тупик, замены вектора безудержного потребления на приоритеты общественного блага, созидания, духовности, альтернативных путях!
Таков фильм Фонда Св.Андрея Первозванного:
"Мост в будущее. Свет Мира":
http://www.youtube.com/watch?v=VllYgGgZ2v0&feature=related
Лучше бы сказать так: Современное общество со всей его культурой и историей секуляризировано, то етсь отсечено от Церкви (секулятор - палач). Я бы на Вашем месте исправил эту ошибку и покаялся, так как Церковь это Тело Христово и не может быть "обескультурена"
Бог может использовать зло для спасения человека.
Так бесы ничего не могут сделать человеку без попущения Бога. Но то, что Бог попускает им делать, служит для вразумления и спасения людей.
При этом бесы как были врагами человека, так и остаются.
Так же и этот фильм сам по себе не полезен для души.
Каждому православному надо помнить, что очень просто нам опуститься до уровня Пониковского "А ты, кто такой?". Так фарисеи Христа спрашивали. К слову, никаких выводов я о человеке и не делал. Когда вижу, что христиане делают замечания, возникает вопрос, о чем они думают. Простите, видимо, дал Вам повод, как-то нелестно подумать обо мне.
При нашем молчании, из ложного желания не осудить мы попустительствуем этой дикости, что одни члены прихода следят за другими, одергивают их, назначили себя наставниками и советчиками над остальными . Подобное поведение в своих крайних формах - просто хамство и грубость. И происходит это в доме Отца Нашего. Это уже становится обычаем (нормой). Когда это происходит в моем присутствии и я молчу, я чувствую, что в этом участвую. В нашей церкви советы дает священник или юродивый, если он есть. Когда они моляться, если успевают все за всеми замечать? Они идут дальше и дальше. Дурной пример заразителен. Их примеру последуют и другие. Это же как «приятно», уличил брата, и чувствуешь уже себя лучше. Скоро это зайдет слишком далеко и терпеть это будет уже невозможно. Раньше у нас такого и близко не было. Мне кажется, что все, что не по Христу, идет приходу во вред. Вроде и хорошо, что человек на все службы ходит, а если он использует, чтобы считать себя праведником и другим хамить, то таким образом он и себя губит и людей из Церкви гонит. Кто такую пользу или вред измерит? И плоды-то какие, злые, как собаки, эти молящиеся, за другими следящие в доме Отца Нашего!
Праведный гнев вызывает существование поэтов и писателей, никогда не читавших Евангелие, а также существование христиан, презирающих всякую поэзию и литературу. И то, и другое — нонсенс, т.е. явление, не имеющее смысла, явление уродливое.
Протоиерей Андрей Ткачев
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/dukhovnoe_i_dushevnoe.html?type=98&cHash=9f5cbbc1ef
я все больше и больше разочароввываюсь в нашем телевидении , все реже и реже включаю ящик .
надоело ..три минуты посмотришь и понимаешь - что это ПУСТАЯ трата времени .
Тема "что такое искусство?" (в том числе "какое искусство нужно нам?") не может быть последовательно раскрыта и понята простому человеку, который впервые вынужден задуматься над этой проблемой.
Наверное первым делом, следует дать свое определение этому феномену, так как подводить под неопределенное понятие примеры деятельности и бытия человека не совсем корректно по отношению к собеседнику. В самом деле можно ли сказать, что Адам был или не был художником или поэтом, или танцором, или философом, если мы не имеем фактов существования райских картин, поэм, танцевальных шоу и т.д. И тогда что?:
-искусство избыточно и не требуется человеку? или искусство заложено в душу человека и поэтому всегда было, есть и будет?;
-искусство порочно в своей сути? или искусство в любой реализации движение к совершенству?;
-искусство обличающее следствие грехопадения человечества? или искусство сложный и тесный путь к познанию Истины?
Если же мы не имеем четкого умозаключения о явлении, то благоразумнее сужать проблему до уровня: "какие дурацкие декорации фона действия" или "какое вызывающее несоответствие одеяний актеров времени события" и т.п.
молитва должна быть живая.
вот Ты включаешь ТВ, а там Поплавский(!) поёт песню про маму с танцующими девицами.
Как тут не скажешь Господи, помилуй...
от всего сердца
или Вы ДЕНЬ В ДЕНЬ молитесь теми же молитвами,что и 30 лет назад (ну это я по своей греховности)
а более опытные правило совершают несколько ранее, оставляя "на сон" несколько молитв.
Неверно:не было у советской эпохи лица,была маска.А теперь эта маска сброшена и вылезла из нее уголовно ментовская сущность.
По себе судите? Про Сталина забыли. Не иначе, как он и советская эпоха виноваты в том, что за 20 лет не всё ещё проели, пропили, изгадили,развалили и продали, что было завоёвано и построено нашими отцами и дедами, которые, окаэывается, имели не лицо, а маску.
Уголовно-ментовская сущность зависит не только от эпохи, но и от внутреннего устроения человека. Только та эпоха (со всеми её недостатками; но и Моральным кодексом) тянула человека вверх, старалась делать лучше и образованнее.
А сейчас совсем другие задачи - воспитать быдло, которым легко управлять. Если называть вещи своими именами - всё становится предельно ясно. Вот современное "искусство" и выполняет поставленные перд ним задачи.
Вот эти два абзаца, я пожалуй бы выделил. Все верно.Это про нас.
"Нельзя никого удивить балетом или загипнотизировать кинематографом, если вы никого не любите и ни о чем не плачете; ничего не читаете и ни к кому не прислушиваетесь. Сначала – внутренняя жизнь, потом – все остальное".
"Получается, что люди, которым есть о чем говорить, молчат по углам, а люди, не имеющие ни одной своей мысли, трещат, не закрывая рта".
Антон
А Ирине скажу: нельзя так язвительно,Ирина, все мы люди, прежде всего и в сане и без оного.
Простите, если что непонятно или не так, не искусен пока...
Господи, помилуй и спаси Отцев наших, нас и Отчизну нашу!..
И вопрос тут совсем не в искусстве и не в обществе в целом, а тех, которые управляют.
Последний абзац и меня потряс- наверняка батюшка читает и вечернее правило, просто не написал об этом.
Через выступы острых камней
Мы взираем на мир обезбоженно
Из под наших засохших корней,
Голосами кругом опоясаны:
Голоса, голоса, голоса,
До истошности, до исступления!
Но не слушают нас небеса...
Спать ложимся во всем виноватые,
Под вчерашние гимны встаем;
Не дожди, а вожди бесноватые
Льют под окнами ночью и днем.
Перечеркнута лихо с небрежностью
Вся страница случайного дня,
И родня беззаботная, с нежностью
Греет ноги, к огню подогня.
Не насмотришься и не надышишься,
А наслушаться – сколько доколь?
Но молчанию молча научимся,
И снесем до спасения боль...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
У деревьев во всем многогласии
В тесном царстве ветвей и теней
Притаилась готовность к участию
От росточков до конченных пней.
Гвоздь последний неровно заточится
И пропорет древесную брань
День грядущий вовек не закончится
Переломится тайная грань
И раскроется - до основания
Самой прочной основы основ,
И отыщем дорогу спасения
В непорочности каянных слов.
У нас уже 20 лет как "духовное возрождение" после 70 лет сами знаете чего. Эдак и до необходимости коммунизма договориться можно.
Ваши статьи, отец Андрей, такие необходимые молодым и не только им,читают те,кто так же,как Вы, думает и чувствует(и страдает,может быть). Вы направляете их духовный рост и не пропадет Ваш труд. Слава Богу, что вы это делаете! Но те,кому это сейчас нужней всего и взгляд свой даже не остановят,к сожалению, на этом.
Конечно, искусство обладают огромной силой воздействия на человека.
:) Скажи,кто твой друг,и станет ясно ,кто ты.
Спаси Вас Господи, отец Андрей. И примите от меня и моих близких благодарность.
раба Божия Василиса
A как на счет помолиться и понять, что такие комментарии писать не стоит. Читайте правило пока не поймете, что
Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами.» Свят. Игнатий (Брянчанинов).
Последний абзац - то про нас !!!!!!!!!, и не нам рекомендовать батюшке правило на сон грядущий читать. Если бы сами читали вдумчиво и молясь, думается, не посоветовали бы такое...
Отче, храни Вас Христос на многие и благая лета.
Простите.
Елена
Единственное разочаровывает - последний, коротенький абзац.
Считаю в"ОТРАЖЕННой ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТи" эту мысль апогейной...Детей очень жалко.ОЧЕНЬ
В бывшей школе, где учились мои дети,на уроке литературы детям показывали по дивиди "Войну и мир". И даже не просили читать произведение. Учитель мотивировала тем, что пусть хоть так дети ознакомятся с произведением, чем вообще не знают его смысла.Только смысл не донесён. Высокие чувства остались в стороне.