Отраженная действительность

Кто он такой, наш современный человек? О чем с ним можно говорить? Чем он живет и от чего мучается? Если он мучается только от нехватки денег, а живет так блекло, что из впечатлений дня невозможно составить страничку для дневника, то что это и как это назвать?

В неосмысленном мире жить страшно, как страшно оказаться в погруженном во тьму незнакомом доме. Мир осмысливается каждым по-своему в меру накопления житейского опыта и в качественном соответствии этому опыту. А функцию коллективного осознания действительности отчасти выполняет искусство.

Оно, искусство, именно поэтому необходимо. Никто из известных нам живых существ не способен творчески отображать окружающую действительность, тем более – действительность умопостигаемую. Человек же, если поймет что-то, восхитится чем-то, устрашится чего-то, тут же постарается переплавить опыт в песню, притчу, храм и роспись храма.

Искусство – лакмус, индикатор, причем одновременно – как наличного состояния, так и вектора устремленности.

Человек подходит к искусству с немым вопросом: «Помоги мне понять себя». И всем знакома радость узнавания, когда в книге, или пьесе, или фильме человек угадывает себя и свою эпоху. Глядя на себя со стороны, человек тогда получает уникальный опыт оценки действительности. История и религия тоже отчасти служат этим целям, но уроки искусства наглядны и незаменимы.

Если я в искусстве не вижу себя, то либо я выпал из гнезда, либо искусство ушло куда-то в сторону. Классическим именуется и признается то искусство, в котором может узнать свой внутренний лик человек любой эпохи. Если я не нахожу себя в произведениях, переживших века, значит, я живу вне главных смысловых координат. Знакомство с лучшими произведениями мировой культуры и сочувствие им говорит мне, что я к общечеловеческой семье принадлежу.

Если у Шекспира или у Данте я себя нашел, а в современном искусстве меня мало что трогает, значит, эпоха и я – скрытые враги. Я – враг эпохи, потому что не ем предлагаемое ею. А она – враг мой, потому что безразлична ко мне и рано или поздно я начну ей мешать.

У советской эпохи было культурное лицо. Были фильмы, не утомляющие в сотом просмотре, были гениальные поэты, как печатавшиеся, так и писавшие в стол, были серьезные философы. И хотя все жаловались (было на что), лик эпохи был сложен и рельефен. А сегодня есть у времени культурное лицо? Наверное, есть, но мы, находясь к нему слишком близко, черт разобрать не в силах. Но может, этого лица и нет вовсе, вернее – есть какая-то рожа или собачья морда.

А иначе откуда это бандитско-ментовское экранное наводнение и дешевые любовные треугольники, помещенные в богатые интерьеры? Что, больше ничего не происходит? Или нечто важное, непременно происходящее на глубине жизни ускользает от взгляда художников? Или народ разучился понимать что-либо за пределами бандитско-денежно-сексуальных отношений? Если на любой из этих вопросов ответить «да», сразу вслед за этим следует слушать «Реквием».

Отдельный человек видит и соприкасается с очень ограниченным числом людей, по которым трудно сложить мозаику эпохи, тем более – лик человечества. К тому же каждый из нас специфически ограничен своим видом деятельности. Шофер разговаривает с шоферами, кассир смотрит на мир из маленького окошка, для работника общепита весь мир хочет есть. Если таким взглядом на мир ограничиться, то ни алкоголизм, ни наркоманию победить нельзя будет в принципе. Искусство именно должно показать нам человека в том, с кем мы не встречаемся повседневно. А оно вместо этого пичкает нас вышеупомянутой смесью.

Европе все еще интересен человек. Связка бандита с полицейским – само собой, и уличная женщина – само собой, но не только. Интересен человек, уставший от однообразия повседневности, интересна динамика отношений в многолетнем супружестве, интересна неосознанная тоска молодости и уютный ужас обеспеченной старости. Бомж интересен и профессор с мировым именем, поздняя любовь и сложные отношения с повзрослевшими детьми. Попросту говоря, человек как таковой все еще интересен европейскому искусству, хотя Европа подлинно гниет, и не понимает ровно ничего тот, кто не понимает этого гниения.

Но нам почему никто не интересен, и почему мы не угадываем великое в немногом? Искусство отображает и осмысливает жизнь. Иногда оно пытается осветить дорогу тусклым фонариком интуиции. Но сначала должна быть жизнь. Если нет искусства, значит, нет жизни. Скажите это, и вы не ошибетесь. У коров нет искусства, потому что они не люди. У народа нет искусства, потому что он либо не умеет осознавать и пропускать через сердце многообразие бытия, либо самого бытия у него нет, а есть коровье (волчье) существование. Нельзя никого удивить балетом или загипнотизировать кинематографом, если вы никого не любите и ни о чем не плачете; ничего не читаете и ни к кому не прислушиваетесь. Сначала – внутренняя жизнь, потом – все остальное.

Говорят «Давайте снимем кино. Где взять денег?» Но не говорят «Давайте обсудим один из уже снятых фильмов» А ведь шедевры имеют каприз рождаться от диалога, и для гения нужна среда обитания. Вне специфической среды гений – заурядный обыватель и тоскующий налогоплательщик. Специфическая среда человека, умеющего под орех разгрызать смыслы, это вовсе не СПИДоносная богема и не циррозно-алкоголический бомонд, а пара-тройка людей, погруженных в смысловое поле и между собой общающихся.

Такие люди есть. Их даже много. Но, видимо, они не общаются. Не общаются же люди либо от самодовольства, либо от уныния. Наше общество больно и тем, и другим. Одна его часть унывает, а другая – надувается от любви к себе, как жаба. За первых нужно молиться, вторых Бог смирит, как Сам знает. Получается, что люди, которым есть о чем говорить, молчат по углам, а люди, не имеющие ни одной своей мысли, трещат, не закрывая рта. Буквально все не совсем так, и я сгущаю, но тенденция именно такова.

Во времена одичания то искусство, которое не просто развлекает или развращает, но которое в поисках природных черт лица стремится смыть с современника бесовскую сажу, является другом Церкви. И Церкви предстоит узнать друга в том искусстве, которое не жертвует совестью ради кассовых сборов. А серьезному искусству было бы важно ощутить свои корни в небольшой книжечке под названием Новый Завет. Иначе будет то, о чем сказал некто проницательный и небезразличный: «Искусство расцерковлено, а Церковь обескультурена». Эта фраза настолько емкая и точная, что может служить диагнозом, и в нее стоит вдуматься и вдумываться.

Высшей и главной целью Церкви является превращение земного человека в наследника вечной жизни и Божиего Царства. Но есть и локальные или промежуточные цели. Сегодня такая цель – не дать человеку перестать быть человеком, посредством оживления совести удержать человека от полной деградации. У высокого искусства та же задача. Поэтому Церковь и искусство сегодня по определению – союзники.

Сейчас допишу и включу телевизор. А потом долго буду вверх-вниз прокручивать пару сотен каналов и, так ничего путного и не найдя, постараюсь уснуть.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Портрет Дориана Грея Портрет Дориана Грея
Протоиерей Андрей Ткачев
Оскар Уайльд пишет «Портрет Дориана Грея». Ведая о том или нет, он пишет художественную иллюстрацию к словам апостола Павла о двух людях внутри одной личности — о человеке внешнем и внутреннем.
Посади современное искусство за стол Посади современное искусство за стол
Максим Соколов
Проблема в том, что когда смиренные христиане, совершенно не желая идти на кого-либо с дрекольем, отказываются и от посещения кощунственных мероприятий, проводимых в закрытых помещениях, и от прогулок по главной улице в известные парадные дни, начинается новый этап художественной свободы. А именно -- визит хора феминисток в Храм Христа Спасителя, где они, встав у царских врат. открыто и бесстыдно кощунствуют, воспроизводя аналогичные концерты комсомольских активистов в 20-30-е гг. XX века. Тех времен, когда Русская Церковь всходила на Голгофу.
Духовный опыт современного искусства Духовный опыт современного искусства
Антон Леонтьев
Серьезные дискуссии о современном искусстве не так часто собирают много участников, если только они не являются искусствоведами. Гораздо большие аудитории способны привлечь сами современные художественные или псевдохудожественные явления, будь то авангардная инсталляция, зрелищное стадионно-политическое действо или, скажем, рок-концерт в монастыре. Игровой принцип, нивелирование массового и элитарного искусства и другие особенности, которые присущи постмодерну, безусловно, являются сильными средствами выразительности, которые способны «зацепить» как просвещенного знатока, так и неспециалиста.
Ревизор и журналисты Ревизор и журналисты
Протоиерей Андрей Ткачев
Смех обличителей – не смех ради правды и торжества справедливости. Их смех хамский. Им, как мокрицам, без сырости жить нельзя. В чистоте они мрут, и в чистоте они не заинтересованы. И вот это уже совсем плохо. Плохо, что язвительные писаки в принципе не способны врачевать болезни и не заинтересованы в этом, но лишь способны жить на открытых ранах, как кровососущие насекомые.
Художник-фронтовик Борис Неменский о кризисе культуры Художник-фронтовик Борис Неменский о кризисе культуры
Он прошёл Великую Отечественную, его работы давным-давно висят в Третьяковке, среди его учеников - яркие художники, известные педагоги и даже Оскаровский лауреат, по его книгам учатся десятки тысяч школьников. Он, Борис Неменский, остался одним из немногих в русском искусстве, кто ещё имеет право говорить прямо и без оговорок.
Комментарии
Владимир21 февраля 2014, 06:20
Сейчас все передачи развлекательные. Например есть такие ток-шоу, на которые приглашают виновников каких-то "вопиющих историй", а потом разные гости в студии дружно этих людей осуждают. И невольно задаешся мыслью, а имеют ли те люди на это моральное право, может они хуже тех, кого осуждают, но в чем-то другом, о чем и сами не догадываются. А о фильмах и говорить нечего. Боевики да грызня "офисного планктона"... Посмотрит человек фильм например "Судьба человека", глядишь и в душе у него что-то хорошее останется. Таким наверно должно быть искусство.
Павел 7 августа 2012, 11:53
Был народ, а теперь стала каша. Набор индивидуумов. Нет общности. И потому мы так тоскуем. Общность советская была двоякая. Первая ее сторона (здоровая) - это остаток русской православной общности. "Братцы, за Родину!". Вторая сторона, или половина, больная и уродливая - это марксистско-ленинский коллективизм, коммунистическая утопия. Соединяло эти две плоскости в крышу-домик наличие относительно независимого от внешнего мира СССР. Когда держава распалась и все стали каждый за себя, то обе стороны этой советской общности исчезли. Россия сильно зависима от глобалистов информационно, военно, финансово, политически, идеологически. Власть дует в уши про трехцветный флаг и "россия-вперед", но сама внедряет здесь чужие нам ценности. И основным содержанием этой русской жизни сейчас является процесс гибели русского народа. Гибель духовная, нравственная, и физическая. Этот процесс гибели люди искусства должны подать и объяснить под правильным православным углом, т.е. изобразить в фильмах грехопадение и покаяние человеческое. Но а) такой фильм некому создать б) такой фильм не пропустят на экран. Потому и нет искусства.
Владислав 6 августа 2012, 15:25
Все верно!
Но появляются и просветительские фильмы обращающиеся к массовой аудитории, которые говорят о необходимости поиска новых путей развития общества, необходимости смены изжившего себя целеполагания наживы и удовольствия,ведущего общество в тупик, замены вектора безудержного потребления на приоритеты общественного блага, созидания, духовности, альтернативных путях!
Таков фильм Фонда Св.Андрея Первозванного:
"Мост в будущее. Свет Мира":
http://www.youtube.com/watch?v=VllYgGgZ2v0&feature=related
Светлана31 июля 2012, 15:26
Мне кажется, вся проблема, что совести не осталось у людей (не у всех конечно). Телевидение -это бизнес, очень прибыльный! И дядям. Важно, что смотрим мы и наши дети, пока деньги текут к ним рекой. И так во всем, не только в телевидении. Кино- советские режиссеры и актеры вкладывали душу в работу, а не считали гонорар или оценивали пиар историю фильма. Абсолютно все сферы жизни - бизнес, вплоть до здоровья детей, инвалидов и прочее.
Людмила30 июля 2012, 21:39
Иногда у меня создается впечатление(да простит меня о. Андрей),что многие свои статьи он пишет,как отклик души на происходящее вокруг.Мне бы не хотелось,чтобы современный православный стал похож на злую старуху,закутанную во все черное,и говорящего только о бесах,искушениях и конце света.В последнее время сталкиваюсь с чем-то непонятным:как только православный высказывает свое мнение,на него сразу шикают,мол,осуждаешь,грех.
Мария30 июля 2012, 18:00
Совершенна согласна с автором, каждый раз включив телевизор и просмотрев имеющиеся каналы убеждаюсь, что совершенно нечего посмотреть, кроме некоторых программ канала Культура, поэтому просто перестала смотреть телевизор, благо, при желании все можно найти в Сети или на DVD и без рекламы.
Марина30 июля 2012, 08:01
Спаси,Господи, о. Андрей за статью.Очень актуальная тема. На протяжении долгого времени жду:ну когда же появиться произведение,которое бы всколыхнуло,заставило переживать сочувствовать,где мы самих бы себя узнали.Держу "ящик"только из за телеканала"Союз".Начинаешь листать,останавливаюсь на фильмах советской эпохи.Рада бы посмотреть современное,но после нескольких кадров передёрнешься брезгливо и дальше листать.Современные фильмы о войне,рад бы посмотреть,да не можешь.Здесь и историческая фальсификация и бытовая неправда.Чего стоят, например, бойцы 42-го года в банданах.А разведчик, в укрытии кряхтит так,что за версту,наверно слышно.Если бы они действительно так кряхтели.И нравы современного человека,не отягощенного моралью перенесены на героев прошлого.Взять хотя бы девушек на войне глазами современного режиссера.Ещё раз спасибо!
гость из-за бугра30 июля 2012, 07:08
"Европа подлинно гниет, и не понимает ровно ничего тот, кто не понимает этого гниения." - Великолепная фраза! Что называется, в "яблочко"! И не только Европа, а вся так наз. западная "цивилизация" насквозь прогнила-протухла, потому и слово "цивилизация" беру в кавычки. Нет больше никакой цивилизации, была да вся вышла. Осталось одно зловонное смердение.
Александр30 июля 2012, 02:59
Спасибо Вам за интересную статью! Удивительно, как точно совпадают некоторые наши мысли. Я вот, например, могу с удовольствием посмотреть криминальный боевик, если в нем есть некий посыл обществу, попытка увидеть мир глазами гангстера или продажного чиновника. Ничего плохо в этом не вижу, лишь бы не было лишнего пафоса и наигранности, что, конечно, никак не способствует умственному и духовному развитию человека. Сильнее всего от такого искажения действительности страдают дети, которые ещё не в состоянии отличать добро и зло, правду и ложь, без помощи взрослых.
Елена М30 июля 2012, 01:35
В наше время особенно сильно проявляется именно эта суета сует и вечная суета.Человек живет в каком-то бешанном темпе, везде бегом, бегом на работу, чтобы успеть, бегом с работы, опять , чтобы успеть (кому в садик за ребенком, кому в ясли, кому в магазин и домой, чтобы успеть приготовить ужин, а то и обед на следующий день, а если еще нужно успеть посетить старых родителей или больных родственников)Вобщем, в такой ситуации телевизор - это единственное окно в мир, в которое можно смотреть не обременяя себя тем, чтобы наряжаться и куда-то ехать (театр, киноконцертный зал), создавая для себя дополнительные трудности и трятя силы, которых уже ни на что не остается. Поэтому, конечно, тем, кто работает над составлением программ теле, необходимо понимать всю ответственность их перед людьми, ведь только у телевизора человек, уставший после тяжелого трудового дня и семейных забот может одновременно и отдохнуть и получить информацию, желательно чтобы эта информация была и для души.А христиане такие же люди как все остальные и почему это они должны лишаться чего-то, например, теле.
прот.Александр29 июля 2012, 23:37
Дорогой отец Андрей, разве можно так выражаться, что искусство помогает человеку познать себя, а религия помогает лишь отчасти? И что значит: "Церковь обескультурена"? О какой собственно культуре идет речь?
Лучше бы сказать так: Современное общество со всей его культурой и историей секуляризировано, то етсь отсечено от Церкви (секулятор - палач). Я бы на Вашем месте исправил эту ошибку и покаялся, так как Церковь это Тело Христово и не может быть "обескультурена"
читатель для Ирины29 июля 2012, 22:23

Бог может использовать зло для спасения человека.
Так бесы ничего не могут сделать человеку без попущения Бога. Но то, что Бог попускает им делать, служит для вразумления и спасения людей.
При этом бесы как были врагами человека, так и остаются.
Так же и этот фильм сам по себе не полезен для души.
астафоркин29 июля 2012, 22:03
Елена М
Каждому православному надо помнить, что очень просто нам опуститься до уровня Пониковского "А ты, кто такой?". Так фарисеи Христа спрашивали. К слову, никаких выводов я о человеке и не делал. Когда вижу, что христиане делают замечания, возникает вопрос, о чем они думают. Простите, видимо, дал Вам повод, как-то нелестно подумать обо мне.
астафоркин29 июля 2012, 21:55
Бесов Достоевского объединяют отстствие любви и отсутствие границ. Персонажи романа неоднократно повторяют «мы существа в беспредельности». Это болезнь души, потерявшей свои пределы. Эти люди выбиты из стихии собственной жизни, проживают ее крайне неудачно на всех ее путях. святые знают свои пределы. Почему за бесами идут гадаринские свиньи? Почему люди никак не могут на них повлиять, почему они неуправляемы? Какое еще пророчество приберег для нас Достоевский? В романе все участвуют в бесовщине, в том числе своим бездействием и предательством. Глаза у всех раскрываются на пожаре. А куда они раньше смотрели? Наше бывшее руководство СССР и членов политбюро на западе с недоумением спрашивали, почему они раньше не сняли Горбачева, все же было ясно. не было бы счастья, да несчастье помогло. Прижало, и достали с пыльных полок нашу классику, и зашелестели страницы. Те, кто говорит, что русская литература – часть мировой, находится где-то в середине; выдают свой уровень, до русской литературы надо еще дорасти.
астафоркин29 июля 2012, 21:54
Мы стараемся идти за святыми, учиться у них. Когда человек только приходит в Церковь, у него возникает и новое искушение: пойти в другую сторону. Ведь до этого он не мог предать Христа. Что же на другой стороне? Достоевский создал пророческий роман «Бесы», отвергнутый, неуслышанный в свое время, но сбывшийся, разоблачающий грех «не сотвори себе кумира», этой болезни русской души. Интересно, что на европейские языки роман переводится либо как «одержимые», либо как «злые духи», либо как «демоны». Но по-русски это все вместе и много чего еще. Достоевский облек бесов в плоть и кровь, показал, что бесы среди нас. В романе (не прямо) один бес прикасается к ребенку, и он становится таким же. Мы видим разрушительную природу одержимости (бесовства), связанного со слепой, «святой», безумной, нехристианской, неправославной верой глубоко греховного и порочного человека, которого любили, боготворили, перед ним преклонялись, ему пытались подражать, во имя его приносились жертвы, совершали странные вещи.
астафоркин29 июля 2012, 21:24
Елена М
При нашем молчании, из ложного желания не осудить мы попустительствуем этой дикости, что одни члены прихода следят за другими, одергивают их, назначили себя наставниками и советчиками над остальными . Подобное поведение в своих крайних формах - просто хамство и грубость. И происходит это в доме Отца Нашего. Это уже становится обычаем (нормой). Когда это происходит в моем присутствии и я молчу, я чувствую, что в этом участвую. В нашей церкви советы дает священник или юродивый, если он есть. Когда они моляться, если успевают все за всеми замечать? Они идут дальше и дальше. Дурной пример заразителен. Их примеру последуют и другие. Это же как «приятно», уличил брата, и чувствуешь уже себя лучше. Скоро это зайдет слишком далеко и терпеть это будет уже невозможно. Раньше у нас такого и близко не было. Мне кажется, что все, что не по Христу, идет приходу во вред. Вроде и хорошо, что человек на все службы ходит, а если он использует, чтобы считать себя праведником и другим хамить, то таким образом он и себя губит и людей из Церкви гонит. Кто такую пользу или вред измерит? И плоды-то какие, злые, как собаки, эти молящиеся, за другими следящие в доме Отца Нашего!
астафоркин29 июля 2012, 21:17
Евгений:

Праведный гнев вызывает существование поэтов и писателей, никогда не читавших Евангелие, а также существование христиан, презирающих всякую поэзию и литературу. И то, и другое — нонсенс, т.е. явление, не имеющее смысла, явление уродливое.
Протоиерей Андрей Ткачев
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/dukhovnoe_i_dushevnoe.html?type=98&cHash=9f5cbbc1ef
Екатерина29 июля 2012, 21:01
Грех осуждения порождает эта говорящая икона и это прискорбно... Душа умирает... Вот так и ходим полуживые-полумертвые... Недавно была на отдыхе 2 недели, не смотрела телевизор, больше читала, общалась с людьми. И так легко и интересно было. А будучи дома, голова начинает болеть от постоянного шума глупой коробки. Но домашних пока не переубедить. Спокойствие и непрестанная молитва - вот что красит человека, раскрывает его Божественную природу.
Ирина29 июля 2012, 18:42
Я не знаю, надо или не надо смотреть телевизор, но знаю один случай, когда женщина в минуту тяжелого стечения обстоятельств, под влиянием настроения решила свести счеты с жизнью. Она уже все приготовила, но на секунду присела перед этим на диван, а перед нею стоял включенный на тот момент телевизор, и шел фильм, по-моему, "Ирония судьбы". Женщина совершенно тупо уставилась на экран, потом "включилась" в сюжет, как-то увлеклась и посмотрела фильм до конца. А когда он закончился, ей как-то все обстоятельства представились в другом свете, и показалось, что все не так уж и страшно, и она отказалась от своего страшного замысла. Вот вам и телевизор...
Евгений29 июля 2012, 17:07
Телевизор лучше смотреть, а Церковь самодостаточна и может обойтись без культуры. Впрочем Церковь порождает культуру изменяя людей, в нее приходящих.
гость29 июля 2012, 12:13
Полагаю, что христианину вообще не стоит смотреть телевизор. Современное телевидение портит человеку помыслы и подталкивает ко греху осуждение. Испорчиные помыслы рождают греховные поступки, плюс ко всему телевизор забирает время а в деле спасения души о значении времени говорить не стоит. Дале ,касательно искусства. Разбирать качество мирского искусства считаю христиане не должны такие разборки веют гордостью и осуждением дескать смотрите грязь, а что вы хотели увидеть в мирском творчестве? Или то что показывает телевидение творят православные христиане ? Если да , то думаю ошибочно помогать их таковыми. По этому думаю что такую тему поднимать не стоит. Простите за мое убогое мнение не кого не хотел обижать ведъ это полемика не чего личного простите и не кого не хотел осуждать.
гость29 июля 2012, 10:15
Я думаю что христианам вообще не надо смотреть телевизор и давать оценку увиденному по телевизору т.к. такая оценка наталкивает ко греху осуждения. Телевидение портит помыслы людей а от испорчины помыслов рождаются греховные дела. Таким образом тему тв искусства даже не стоит подымать.
николай29 июля 2012, 08:55
перестаньте смотреть телевизор , перестаньте щелкать каналы "туда сюда" , перестаньте убивать свое время ...... и тогда не будет возникать таких вопросов .
я все больше и больше разочароввываюсь в нашем телевидении , все реже и реже включаю ящик .
надоело ..три минуты посмотришь и понимаешь - что это ПУСТАЯ трата времени .
Елена, 26 лет.28 июля 2012, 21:34
И сейчас есть искусство и культура, но они не доступны массам: массы не хотят слушать современный джаз, неоклассику, авангард и другую серьезную музыку, массы не хотят ходить на выставки, в театр, в органный зал. Массам нужен Стас Михайлов и Дом-2. Это просто деградация, падения уровня культуры, однако всегда была и всегда будет та интеллигентная прослойка населения, которая тянется к культуре даже тогда, когда эта культура где-то в андеграунде и живет тихо своей жизнью.
Геннадий28 июля 2012, 16:52
Отец Андрей.
Тема "что такое искусство?" (в том числе "какое искусство нужно нам?") не может быть последовательно раскрыта и понята простому человеку, который впервые вынужден задуматься над этой проблемой.
Наверное первым делом, следует дать свое определение этому феномену, так как подводить под неопределенное понятие примеры деятельности и бытия человека не совсем корректно по отношению к собеседнику. В самом деле можно ли сказать, что Адам был или не был художником или поэтом, или танцором, или философом, если мы не имеем фактов существования райских картин, поэм, танцевальных шоу и т.д. И тогда что?:
-искусство избыточно и не требуется человеку? или искусство заложено в душу человека и поэтому всегда было, есть и будет?;
-искусство порочно в своей сути? или искусство в любой реализации движение к совершенству?;
-искусство обличающее следствие грехопадения человечества? или искусство сложный и тесный путь к познанию Истины?
Если же мы не имеем четкого умозаключения о явлении, то благоразумнее сужать проблему до уровня: "какие дурацкие декорации фона действия" или "какое вызывающее несоответствие одеяний актеров времени события" и т.п.
Наталья28 июля 2012, 16:48
Спасибо. Эта статья больше искусство, чем телевизионная каша.Там - это совсем не искусство. Там - это пропаганда. Здесь - отражение действительности и осмысление.
Имямя28 июля 2012, 01:33
почему многим не нравится последний абзац?

молитва должна быть живая.
вот Ты включаешь ТВ, а там Поплавский(!) поёт песню про маму с танцующими девицами.
Как тут не скажешь Господи, помилуй...
от всего сердца

или Вы ДЕНЬ В ДЕНЬ молитесь теми же молитвами,что и 30 лет назад (ну это я по своей греховности)

а более опытные правило совершают несколько ранее, оставляя "на сон" несколько молитв.
Н.Н.27 июля 2012, 23:23
D:
Неверно:не было у советской эпохи лица,была маска.А теперь эта маска сброшена и вылезла из нее уголовно ментовская сущность.

По себе судите? Про Сталина забыли. Не иначе, как он и советская эпоха виноваты в том, что за 20 лет не всё ещё проели, пропили, изгадили,развалили и продали, что было завоёвано и построено нашими отцами и дедами, которые, окаэывается, имели не лицо, а маску.
Уголовно-ментовская сущность зависит не только от эпохи, но и от внутреннего устроения человека. Только та эпоха (со всеми её недостатками; но и Моральным кодексом) тянула человека вверх, старалась делать лучше и образованнее.
А сейчас совсем другие задачи - воспитать быдло, которым легко управлять. Если называть вещи своими именами - всё становится предельно ясно. Вот современное "искусство" и выполняет поставленные перд ним задачи.
Алексей27 июля 2012, 12:41
Спаси Бог, отец Андрей!
Вот эти два абзаца, я пожалуй бы выделил. Все верно.Это про нас.
"Нельзя никого удивить балетом или загипнотизировать кинематографом, если вы никого не любите и ни о чем не плачете; ничего не читаете и ни к кому не прислушиваетесь. Сначала – внутренняя жизнь, потом – все остальное".
"Получается, что люди, которым есть о чем говорить, молчат по углам, а люди, не имеющие ни одной своей мысли, трещат, не закрывая рта".
Евгений27 июля 2012, 11:21
Последнее время отец Андрей пишет очень как-то сумбурно и непонятно простым людям. Очень много аллегории и афоризмов. Раньше читал его статьи с интересом. Сейчас с трудом. Отец Андрей стал сам модернистом и импрессионистом. Только слова. Очень хочется вернуть тот стиль его статей, который был раньше. Впечатление, что текст идет не от сердца, а от пресыщенного художественного таланта. Хочется пожелать все-таки больше сердечной мысли. Благослови всех Бог!
Антон27 июля 2012, 09:52
Можно и в современном мире найти настоящее искусство - посмотрите Хаяо Миядзаки, например. Очень рекомендую из последнего: "На склонах Кокурико" /Правда режиссер его сын Горо, но это уже нюансы.


Антон
Валентина27 июля 2012, 08:39
Я увидела в этой статье-крик души! что делать?! Поколение NEX!Пока гром не грянет, мужик не перекрестится! Детей жалко! дА и злые мы все стали! Спаси Господь, отец Андрей, Божией Вам помощи!
Елена М27 июля 2012, 07:15
астафоркину : Ну уж и не Вам решать, уважаемый, кто "действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами» , а кто обличает "согрешающих и нечестивых, по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа". Об этом, может быть, после смерти нашей станет ясно.
А Ирине скажу: нельзя так язвительно,Ирина, все мы люди, прежде всего и в сане и без оного.
Виталий Я-ЗА27 июля 2012, 05:08
Отец Андрей, а ведь неплох Федоров Евгений Алексеевич со своей инициативой о наделении некоторых сми статусом "иностранный агент"? Ведь очень даже возможно, что окажется, практически все наше телевидение (все его 200 каналов, за исключением "Союза" да "Культуры") обслуживает иноинтересы, сгущаю конечно. Но уже не раз озвучено - на содержание телевидения зритель никак не влияет (нету, попросту, у него этого механизма). Телевизор - это не зеркало, не отражение действительности. Интернет - это не зеркало, не отражение действительности (смотрю 1-ую страницу Рамблера на утро 27.07.12: "Бастрыкина предложили лишить статуса «неприкасаемого», NASA раскрыло детали проекта самой мощной ракеты-носителя, Море у побережья Одессы наводнили ядовитые рыбы-драконы, В Подмосковье под колесами поезда погибли 3 школьницы, Традиции моряков и десантников нарушил «Водоканал», Три человека погибли при взрыве метана на шахте в Кемеровской области" - где здесь хоть одна строчка положительной информации?). Культура - это не проплаченный гельман и иже с ним. Смотрю иногда отца Дмитрия Смирнова (его "Беседы на диване") на его блоге...
Андрей27 июля 2012, 02:03
Все так и есть, масса феноменов нашей культуры создается на потребу - иной ли души заблудшей, или многих "рейтингов"... Сами виноваты мы, если на улицах полно хотдогов и других мягко говоря негодных продуктов, но готовить, кушать дома или брать с собой зачастую не можем (не хотим), жить в деревне и производить "натурпродукт" - тоже... Так и в пище душевной, не говоря уж о духовной... Однако, не унывать же и отчаиваться теперь, а может покаяться, в том числе за сочувствие и увлечения некоторыми сомнительными культурными "достижениями" советского ренессанса, а затем помолясь за авторов - наших братьев и современников, и после благословения попробовать себя на культурном поприще искусства... А то все критикуем покритикуем, "перчим-солим" и сладко кушаем... Вот где и когда искушений возникаем не меньше, чем внутри искусства, в процессе творчества... Хотя постом и молитвой все преодолевается!..

Простите, если что непонятно или не так, не искусен пока...
Господи, помилуй и спаси Отцев наших, нас и Отчизну нашу!..
Алексей26 июля 2012, 23:13
Хорошая статья, спасибо!...Но у меня после ее прочтения осталось впечатление недосказанности. Как от недопетой песни, недосказанного стиха. Отец Андрей подошел к теме союзничества искусства и Церкви, но не развил ее, видимо, осознав, что "копнул" глубоко и вскрыл пласт, который в двух словах не опишешь. Думаю (и надеюсь) что продолжение последует. Тема-то затронута очень интересная и актуальная.
Людмила26 июля 2012, 22:48
Уважаемому D.Позвольте не согласится,во времена Союза были хорошие фильмы,книги,стихи,постановки.Прекрасные актеры,которых любила вся страна,писатели,которыми зачитывались,поэты,чьи стихи заучивали не по школьной программе.Может вы не жили в то время(слишком молоды)или не прониклись.А сейчас показывают и пишут то,что заказывают богатенькие(причем "направляющая" сила идет из вне страны).Ведь нас надо сделать рабами,физически,материально,а главное-духовно.Даже не рабами,а скотами.С экранов проповедуется забота о телесном,материальном-ешь,пей,веселись,не дай себе закиснуть,а то станешь занудой,от которого все отвернутся.Будь в курсе всех светских сплетен и тогда ты будешь интеллектуал,с тобой будет о чем поговорить.А хочешь "клубнички"? А то скажут,что ты закомплексованный.Какая уж тут культура?Остается альтернатива-православное кино,тв,сайты.Но на это нужны деньги.А деньги у богатых спонсоров,которым не нужны люди,как единица духовная,потому как они к себе требуют определенного отношения.А нужна рабочая скотинка,которой легко управлять.Жаль,что большенство уже "повелось" на поводке.
www26 июля 2012, 22:07
Уважаемый о. Андрей, телевидение -- это средство управления обществом. Телевидение такое потому, что так НУЖНО.
И вопрос тут совсем не в искусстве и не в обществе в целом, а тех, которые управляют.
Лариса26 июля 2012, 21:52
Батюшка, Статья интересная- вот я уже себя и начала и оправдывать а не корить за то что хороший фильм иногда хочется посмотреть, а ведь священство Троице Сегриевой Лавры, да и многих других обителей категорически против не только фильмов по телевизору или в к.театре, но и просмотр новостей. Почему такое не единомыслие в этом важном вопросе- что нам простым смертным думать по этому поводу? и интересно что думает Патриарх Кирилл об этом.
Последний абзац и меня потряс- наверняка батюшка читает и вечернее правило, просто не написал об этом.
Георгий26 июля 2012, 21:46
Реки памяти вновь обезвожены.
Через выступы острых камней
Мы взираем на мир обезбоженно
Из под наших засохших корней,

Голосами кругом опоясаны:
Голоса, голоса, голоса,
До истошности, до исступления!
Но не слушают нас небеса...

Спать ложимся во всем виноватые,
Под вчерашние гимны встаем;
Не дожди, а вожди бесноватые
Льют под окнами ночью и днем.

Перечеркнута лихо с небрежностью
Вся страница случайного дня,
И родня беззаботная, с нежностью
Греет ноги, к огню подогня.

Не насмотришься и не надышишься,
А наслушаться – сколько доколь?
Но молчанию молча научимся,
И снесем до спасения боль...
... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...
У деревьев во всем многогласии
В тесном царстве ветвей и теней
Притаилась готовность к участию
От росточков до конченных пней.
Гвоздь последний неровно заточится
И пропорет древесную брань
День грядущий вовек не закончится
Переломится тайная грань
И раскроется - до основания
Самой прочной основы основ,
И отыщем дорогу спасения
В непорочности каянных слов.
Юленка26 июля 2012, 21:15
А я считаю тупой гордостью считать, что наше искусство испорчено! Чем вам так нравятся Бетховен и Шекспир? Любви научат или исцелят душу? Нет! У меня отчим весь такой из себя "культурный".Только каждый день зол как волк ходит и мне нервы треплет...Я люблю Бритни Спирс и всем улыбаюсь пока...
Сергий26 июля 2012, 20:34
Братцы! Искуство искушает человека, т.е. проверяет. Если человек смягчается для восприятия истины, то искуство помогает развить добро в человеке, если же искуство совпадет в человеке с его поиском истины без Бога, то при внешней красоте происходящего человек гибнет. Отсюда видно, что искуство отражает степень падения человека от Христа, отпадения общества от церкви. В церкви все живет от главного искуства - дела спасения, потому красиво, добро, благолепно, чинно и ближится к высшему, и далее все дела растут от этого. Предполагаю, что написание статей здесь воспринимается через искуство спасения!
Ирина26 июля 2012, 20:20
Уважаемый Астафоркин! Надеюсь, что Вы сами тоже стараетесь придерживаться в жизни этого наставления Игнатия Брянчанинова.
Людмила26 июля 2012, 20:16
У нас в семье, в основном, смотрим "гетто культуры" - канал "Культура".
Татьяна26 июля 2012, 19:09
Отец Андрей, странную Вы статью написали. Пессимизм сплошной.
Сергий26 июля 2012, 18:54
Не может такого быть!
У нас уже 20 лет как "духовное возрождение" после 70 лет сами знаете чего. Эдак и до необходимости коммунизма договориться можно.
светлана26 июля 2012, 18:18
Почему молчат одаренные люди с живой совестью? Они же точно есть? Еще не поздно, но беда уже рядом.

Ваши статьи, отец Андрей, такие необходимые молодым и не только им,читают те,кто так же,как Вы, думает и чувствует(и страдает,может быть). Вы направляете их духовный рост и не пропадет Ваш труд. Слава Богу, что вы это делаете! Но те,кому это сейчас нужней всего и взгляд свой даже не остановят,к сожалению, на этом.
Конечно, искусство обладают огромной силой воздействия на человека.

:) Скажи,кто твой друг,и станет ясно ,кто ты.
Василиса26 июля 2012, 18:10
Дорогие Дарья и Ирина? Нешто вы и в самом деле подумали, что отец Андрей убьёт кусок вечера переключением каналов? Это же очевидная ирония и перенос действия как бы на себя, на автора. Предполагаю, у отца Андрея к концу дня секунды лишней не остаётся, какие уж тут переключения?

Спаси Вас Господи, отец Андрей. И примите от меня и моих близких благодарность.

раба Божия Василиса
инна26 июля 2012, 18:01
я от телека отказалась 4 года назад и ни чуть не жалею, что нужно, всегда можно найти в интернете. Все новости узнаю в трапезной после воскресной службы.
астафоркин26 июля 2012, 17:47
Ирина
A как на счет помолиться и понять, что такие комментарии писать не стоит. Читайте правило пока не поймете, что

Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами.» Свят. Игнатий (Брянчанинов).
Елена26 июля 2012, 17:14
Людииииииииииииии!
Последний абзац - то про нас !!!!!!!!!, и не нам рекомендовать батюшке правило на сон грядущий читать. Если бы сами читали вдумчиво и молясь, думается, не посоветовали бы такое...
Отче, храни Вас Христос на многие и благая лета.

Простите.
Елена
Елена М26 июля 2012, 14:57
Как Вы правы : ".. включу телевизор. А потом долго буду вверх-вниз прокручивать пару сотен каналов и, так ничего путного и не найдя, постараюсь уснуть." Увидеть по теле что-то для души практически невозможно, редко когда случайно нарвешься на что-нибудь заслуживающее внимания.Вот и, к примеру, письмо от интеллигенции в защиту Пусей. Мы называем их элитой общества,людьми искусства, интеллигенцией, которая, как бы имея вес, вправе давать свои заключения, выступать в поддержку. А, если разобраться, вправе ли? Так уж ли безукоризнена их собственная жизнь, чтобы поучать других? Иногда на одного такого посмотришь и понимаешь, не Пусек он защищает, а себя самого, свой собственный образ поведения, который часто в морально нравственном плане довольно далек от совершенства.Сейчас всякий норовит поругать власть, церковь и почему-то люди совершенно не замечают, что то, что предлагается взамен от оппозиции еще хуже способно сказаться на жизни каждого из нас.Ведь, например, это множество партий способно привести к тому, что, в конечном итоге,никто не понесет ответственности,кивая друг на друга.
Дарья26 июля 2012, 14:25
Ооо, да. Прекрасно написано, очень точно.
Единственное разочаровывает - последний, коротенький абзац.
Надя26 июля 2012, 13:56
Спасибо, батюшка. Как всегда - глубокий анализ и точный диагноз, лучше и не скажешь.
Ирина26 июля 2012, 13:54
Батюшка, по-моему, лучше на ночь почитать вечернее правило, - тогда можно спокойно и быстро уснуть. И проснуться утром с благодарностью Богу.
ЛЮДМИЛА26 июля 2012, 13:37
"...Во времена одичания то искусство, которое НЕ ПРОСТО РАЗВЛЕКАЕТ ИЛИ РАЗВРАЩАЕТ, НО которое в поисках природных черт лица СТРЕМИТСЯ СМЫТЬ С СОВРЕМЕННИКА БЕСОВСКУЮ САЖУ, является другом Церкви. И Церкви предстоит узнать друга в том искусстве, которое НЕ ЖЕРТВУЕТ СОВЕСТЬЮ РАДИ КАССОВЫХ СБОРОВ. А серьезному искусству было бы важно ощутить свои корни в небольшой книжечке под названием НОВЫЙ ЗАВЕТ. Иначе будет то, о чем сказал некто проницательный и небезразличный: «Искусство расцерковлено, а Церковь обескультурена». Эта фраза настолько емкая и точная, что может служить диагнозом, и в нее стоит вдуматься и вдумываться..."
Считаю в"ОТРАЖЕННой ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТи" эту мысль апогейной...Детей очень жалко.ОЧЕНЬ
D26 июля 2012, 13:35
Неверно:не было у советской эпохи лица,была маска.А теперь эта маска сброшена и вылезла из нее уголовно ментовская сущность.Все оттуда и плохое и хорошее только вот хорошего меньше,да и культура то тех времен немало подверглась лагерному влиянию.
ольга26 июля 2012, 13:00
Спаси Вас Господь! Очень актуально! А ведь почти всё общество подсело на сериалы. В доме главное место занимает телевизор. Общение между людьми прекратилось из-за телевизора.Книги не читаются из-за телевизора.
В бывшей школе, где учились мои дети,на уроке литературы детям показывали по дивиди "Войну и мир". И даже не просили читать произведение. Учитель мотивировала тем, что пусть хоть так дети ознакомятся с произведением, чем вообще не знают его смысла.Только смысл не донесён. Высокие чувства остались в стороне.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×