Оно

Оно уже давно пришло в нашу жизнь. Агрессивно вторгаясь не только в повседневный быт, но и в сознание, оно принимает разные формы и обличья, оставаясь неизменным по сути. От него не спрятаться нам самим и не укрыть наших детей. Оно представляет собой не только плотный поток образов и смыслов, существующих как в реальном, так и виртуальном медиапространстве, но и объемлет все стороны нашего существования: и быт, и культурное пространство, и даже политику.

То, о чем писали Освальд Шпенглер и Питирим Сорокин в прошлом веке, то, что описывал Ж. Бодрийяр как некий социокультурный феномен, – стало и нашей повседневной реальностью. Называя это массовой культурой, мы частично обозначаем данный феномен, но не открываем его сути. На самом деле – это и есть современная цивилизация, и от этого простого факта, к сожалению, никуда не деться.

Вызовы этой цивилизации очень серьезны, и они требуют христианского осмысления. Церковь за свою 2000-летнюю историю существовала в самых разных культурно-цивилизационных и исторических реалиях. Она пережила и ереси, и гонения; существовала как в условиях симфонии с христианскими светскими властями, так и при откровенно антихристианских и даже богоборческих сатанинских правителях. И каждый период дал своих святых и был богословски осмыслен.

Однако сегодняшняя ситуация – особая и не имеет прямых исторических аналогий. Она характерна наступлением абсолютной гегемонии постиндустриальной глобальной цивилизации, мотором которой и является массовая культура.

Но Церковь не может остаться на обочине этой цивилизации и оказаться в некоей социокультурной резервации, которую для нее активно готовят «передовые» круги, формирующие стратегии и смыслы «нового» общества, которое они сами именуют в том числе и постхристианским. Хотя бы потому, что члены Церкви неизбежно существуют в реалиях современного мира и хотят получить ответы на многие вопросы. И, конечно, эти ответы не могут содержать лишь рекомендации «выбросить телевизор» и утверждения об абсолютном зле, исходящим от Запада. Такие вульгарные упрощения лишь отдаляют нас от анализа ситуации с истинно христианских позиций.

В церковно-православном сознании сформировались две крайности в отношении к окружающей нас постинформационной цивилизации и массовой культуре.

Одна характерна отрицанием этой реальности, попыткой спрятаться от нее в раковину псевдоправославной субкультуры.

Другая представляет собой попытку не просто воцерковить эту культуру, но втащить ее в Церковь такой, как она есть.

Первая приводит вовсе не к автономному существованию, а к некоей периферийной модели, встроенной в общецивилизационную жестко детерминированную модель на правах общества филателистов или кружка любителей древности. В этом случае нам уготована роль странных энтузиастов, реконструирующих разные исторические эпохи, которые тоже одеваются в странные архаичные одежды и воспроизводят ритуалы давно ушедших времен. Такое место Церкви вполне устраивает антиклерикальные круги, однако нам не следует идти у них на поводу.

Вторая приводит не просто к размыванию понятия о сакральном, а к полной постмодернистской атомизации смыслов, когда уже невозможно отличить свет от тьмы и правду ото лжи. Правдой в этом случае становится все, к чему приставляется слово «православный»: «православный рок», «православное современное искусство», «православное телевидение» и т.д.

Ни первая, ни вторая позиция не приводит к трезвому осмыслению современной реальности с точки зрения Предания и не отвечает на вопросы, которые требуют нашего творческого и деятельного ответа. В том числе и на один из главных: что же такое массовая культура, жесткая и бескомпромиссная экспансия которой не дает нам возможности отстраниться от нее?

Несмотря на то, что массовую культуру часто ассоциируют с западной так называемой «англо-саксонской» цивилизацией, она, конечно, не имеет ни «западных», ни «восточных» корней, а представляет собой вненациональную глобальную субстанцию. Хотя само понятие «массовой культуры» родилось в послевоенные времена и связано с наступлением эпохи массового потребления, ее истоки лежат в начале века, во временах возникновения модернизма и расцвета левых интернациональных революционных идей в Европе. Именно тогда произошла одномоментная деформация не только традиционной культуры, но и общественного сознания. И если в России эта деформация привела к цивилизационной катастрофе, то в Европе аналогичные процессы носили более эволюционный характер. В результате такой «эволюции», которая в связи с военными катаклизмами перенеслась в Новый свет, и сформировалась массовая культура, оформившаяся в социокультурный феномен после Второй мировой войны.

Поскольку массовая культура – это мотор и одновременно топливо глобальной цивилизации, то она, конечно, не ограничивается только лишь телевидением, поп-музыкой, киноиндустрией и рекламой. Это и политика, и стратегии, и коммуникации.

Все это, в том числе та же политика, существует по одним и тем же законам, подчиняется одним и тем же правилам гигантской индустрии шоу-бизнеса, массовой штамповки и тиражирования образов и смыслов.

Эти образы только на первый взгляд представляются примитивными и плоскими конструкциями – на самом деле за ними стоит сложная работа лабораторной части этой индустрии. Такую функцию выполняет так называемая «элитарная» культура. Это современное искусство (contemporary art), рок-музыка, современная философия (в первую очередь структурализм). Это психоделическая наркотическая культура, позиционирующая себя как «молодежная»; это псевдорелигиозные культы и секты Нью Эйджа.

Все это вместе создает мутную «экспериментальную» среду, где вырабатываются смыслы и рождаются образы, тиражируемые затем массовой культурой.

При этом «элитарная» культура, несмотря на наступление эпохи постмодернизма, демонстративно дистанцируется от массовой культуры, высокомерно презирая ее как примитивную «жвачку» для не посвященных в эзотерические тайны.

Такое ироничное презрение характерно для контемпорари арта по отношению к коммерческой живописи и рекламе, для авторского кино – по отношению к блокбастерам, для эзотерического рока – по отношению к поп-музыке, для аналитической прессы – по отношению к гламурным изданиям, для политической элиты – по отношению к «электоральным массам».

Но все это является не более чем подведомственными играми внутри одного и того же ведомства. И массовая, и элитарная культура – это две части единого целого, существующего на острие современной цивилизации и вырабатывающего смыслы и коды, ее определяющие. Это единый организм, питающийся из одного источника и объединенный общей целью.

Что же это за цель?

Как бы ни была она замаскирована, как бы ни были атомизированы рассыпанные в пыль смыслы прежней культуры, основной вектор все же един. Он направлен на стирание из остатков прежде христианской, а ныне абстрактно-гуманистической и постхристианской по самоопределению европейской цивилизации памяти о Боге. И прежде чем быть внедренными в массовое сознание через массовую культуру, методы символического обезбоживания смыслов отрабатываются именно в элитарной, экспериментальной культуре. Так проповедовал и трактовал эти методы гуру постмодернизма Бодрийяр: «Эквивалент умерщвления бога при жертвоприношении – в плане означающего, в плане имени, которое его воплощает. Только будучи растерзано, рассеяно на свои фонетические элементы при умерщвлении означающего, имя бога начинает незримо присутствовать в стихах и по-новому артикулировать в ритме своих фрагментов, при этом никогда не восстанавливаясь как единое целое»[1].

Что же мы можем противопоставить этой антихристианской экспансии?

У меня нет точного рецепта, да я и не дерзну предложить его для всей Церкви. Однако, не призывая предавать анафеме окружающий нас мир и искать сатанизм во всех его проявлениях, скажу, что необходимо, тем не менее, глубоко изучать и трезво оценивать феномен современной культуры с позиции святоотеческого предания. При этом надо отдавать себе отчет, что делать это придется не в академической тиши, а в ситуации реальной войны, которую ведет против Церкви авангард этой культуры.

И в том числе поэтому каждый ее член может и должен в меру своих сил искать и находить христианские ответы на вызовы нехристианской, а чаще и откровенно антихристианской современной культуры. Только это может помочь Церкви не только соборно осмыслить вызовы современного мира, но и нести в него свет и слово Христово. Иногда это может быть слово учительное, как у апостола Павла в ареопаге, иногда грозное и обличительное, как у святителя Иоанна Златоуста или святого праведного Иоанна Кронштадтского. Но оно всегда будет современно и правдиво. И, конечно, будет услышано.

И тогда для нас не будет неожиданным испытанием и непосильным бременем ни агрессивная антихристианская экспансия, ни «актуальные» пляски в храмах, ни тщательно продуманные и далеко спланированные провокации антицерковных сил. Никакая злобная, но по сути плоская и примитивно-ущербная антицерковная революция не сможет угрожать церковному единству.

Ведь слова Христа: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10: 16) – обращены к каждому из нас.

Как и всегда.

Андрей Яхнин

7 августа 2012 г.

[1] Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2008. С. 333.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Печати Печати
Протоиерей Андрей Ткачев
Это не очень веселая картина, но она соответствует тому, что говорил святитель Игнатий. Он говорил, что отступление попущено Богом, что не в силах наших остановить его, что нужно изучить дух времени и по возможности устраниться от него. И не будет так, что все грешники покаются, но будет так, что скверные и чистые, праведные и нечестивые будут находиться рядом.
Публика и народ Божий Публика и народ Божий
Анастасия Рахлина
Ведь это правда, – впервые, может быть, за почти что сто лет, минувшие после революции, люди, годами если не дружившие, то державшие друг друга в добрых приятелях, больше не могут общаться, потому что для нас, православных, такое общение превращается в как минимум то самое праздное слово, за которое придется держать ответ на Страшном Суде. Ну а как максимум, – в предательство Того, Кого мы так любим. Рвутся многолетние связи.
Духовный опыт современного искусства Духовный опыт современного искусства
Антон Леонтьев
Серьезные дискуссии о современном искусстве не так часто собирают много участников, если только они не являются искусствоведами. Гораздо большие аудитории способны привлечь сами современные художественные или псевдохудожественные явления, будь то авангардная инсталляция, зрелищное стадионно-политическое действо или, скажем, рок-концерт в монастыре. Игровой принцип, нивелирование массового и элитарного искусства и другие особенности, которые присущи постмодерну, безусловно, являются сильными средствами выразительности, которые способны «зацепить» как просвещенного знатока, так и неспециалиста.
Новое искусство короля Новое искусство короля
Алексей Харитонов
«Акутальное искусство» отличает ряд интересных особенностей, наводящих даже на богословские рассуждения. Зло, как учит Христианство, носит принципиально паразитический характер. Чтобы существовать, ему надо паразитировать на чем-то добром — как дыра в ткани требует существования ткани. «Актуальное искусство» целиком и полностью паразитично — оно не создает ничего нового, но только паразитирует на старом. Не создает новой архитектуры, но только издевается над архитектурой православных храмов; не рисует новых картин, но только делает порнографические пародии на старые.
Комментарии
Галина 7 ноября 2012, 17:41
Спаси Вас, Господи, Андрей! Как хорошо, что Вы об этом сказали. Из комментарий видно, что не всем понятна суть пришедшего «Оно». Оно было во всяком времени и пространстве, а теперь «Оно» рядом с нами, такое вот, смоделированное, как и всегда моделированное на свою эпоху, да так «естественно» и ловко, словно само из нас рождающееся. Да, каждый должен знать это, чтобы от ложного умильно-смиренного состояния перейти к адекватно понимаемому и делательному. Низкий поклон за статью.
серафим10 октября 2012, 15:34
Бытие определяет сознание! что в себе стяжаешь, то и излучаешь , что излучаешь то и созерцаешь! всяк человек ложь и даже в правоте не избежать тщеславия!
Н.Н.22 августа 2012, 14:19
Василий, Вы имеете право на своё мнение.
А у меня к Вам 3 вопроса:
1. прихожанином какого храма Вы являетесь?
2. имеете ли ВЫ духовника?
3. назовите поимённо священников, которых знаете лично Вы, имеющих очень дорогие автомобили, при чём купленные за свои деньги, а не подаренные.

Елена21 августа 2012, 08:34
А правильно ли то, что я делаю, а не мерзко ли это? Всё, даже законодательная власть сейчас ухлёстывают за западом. Лишь бы не отстать, лишь бы они не подумали, что мы лузеры. Уже и милицию переименовали. Только, чтоб не отстать. Нам дан такой подарок от Господа-православие! Это ведь не только, ходить в храм по воскресеньям, ставить свечки и соблюдать пост. Это не только вера. Это-стиль жизни. Это так как ЖИЛ Христос, а не только заповедал нам. Он УМЕР за всех! А мы только плачемся: "ну что можно сделать? Это всё идёт с запада." Надо показывать своим примером, своей каждодневной жизнью, что есть другой стиль. Не сдаваться ни в коем случае. Не запад надо осуждать за грязь, а самим всё чистить вокруг и заражать своим примером. Чтоб люди видели и знали, что есть другая культура, другой стиль. Что это другое тоже достойно, чтобы на него обращали внимание, потому что он лучше и потому что только то, что правильно и хорошо делает нас людьми.
Елена21 августа 2012, 08:33
Вы знаете, после Пусси Райот, я уже думаю, что не с Запада на нас грязь льёт, а уже из нашей стороны скоро всех "зальёт". Не надо судить запад, когда у нас, посмотрите, что делается! В деревнях: пьянство, безработица, деградация, наркота. В городах-полное развращение: геи требуют прав, проституция, вовсю открытая вакханалия. Везде-блуд, сожительство, разводы, предательство. И это считается нормой и отражется на культуре и искусстве, а потом возвращается через "искусство" и "культуру" к нашим детям. Посмотрите, что делается на телевидении! К телевизору детей подпускать категорически нельзя! Интернет забит порнухой. Можно всё валить на запад. Но давайте подумаем: а кто мы? Маленькие детки, которые не понимают, что творят, и в случае чего обвиняют Ваньку, Саньку, Маньку "это он первый начал"? Или мы сообщество взрослых дядей и тётей, у которых работаю мозги, и которые должны понимать, что прежде чем ублажить себя, подумай, а доставит ли это удовольствие окружающим?
Василий15 августа 2012, 19:07
Н.Н.
Ведь не часы, квартира, мерседесы и др. МЕШАЮТ людям жить, а СЛОВО БОЖИЕ, которое проповедуют священники!

Позволю себе с вами не согласиться. В современной ситуации, когда в стране царят безработица, резкое социальное расслоение, чиновничий произвол, пошлость на телевидении, Церковь воспринимается как островок правды в море лжи. И когда люди видят, что многие священники, подобно чиновникам и олигархам, роскошествуют на фоне нищеты простого народа, это не может не вызывать негодование.
гриша13 августа 2012, 22:17
Я не понимаю зачем разбирать мирскую жизнь ? Простите но статья отдает чем -то: мы свой мы новый мир построим. Только теперь на христианских идеях, и будем дальше управлять . Все это напоминает политтехнологию.
Игорь Валент13 августа 2012, 06:57
А нужно ли вообще реагировать на "масс-культуру" и что-то кому-то доказывать? Может быть жить и не замечать все это? Не в том смысле, чтобы "телевизор выбрасывать". Пусть пишут, показывают и говорят что хотят. Церковь же будет делать свое. Нужно только провести "полосу отчуждения" и указать конкретные газеты, жрнл, телепрограммы, сайты и, конечно, конкретных "сочинителей" воспринимать которых деструктивно. Сейчас, после пасквилей на Патриарха и Pussy Riot, очень хорошо "проявились". Мне, кажется. что гораздо плодотворнее духовный арсенал Церкви - пмсания Св.Отцов, религиозных философов прошлого - дать верующим в более доступной, современной формой. Думается эта атака масс-культуры ни что иное как "восстание масс" (по Ортеге-и-Гассету) или нарастание субпассионарного элемента в обществе (по Л.Н.Гумилеву) в "передовых" странах Запада и у нас. И это все имеет аналоги в истории. В религиоведении известен результат такого "восстания масс" и забывания Бога - это внеисторические общности типа австралийских аборигенов, африканских ашанти или наших нанайцев. Шаманство. Видимо таков финал западноевропейской культуры.
Зорро из Кзыласкера12 августа 2012, 12:01
В "православную резервацию" уже отправлены "зараженные оспой одеяла" в виде модернистских всепрощенческих и прочих обновленческих ересей.
Но если Господь попустил англосаксам уничтожить индейцев идолопоклонников то России - дому Пречистыя Богородицы и русскому народу народу богоносцу погибнуть, верю, не даст.
Простите за высокопарные словеса.
Mifh11 августа 2012, 14:05
Ребята!)) Что мы кричим? Давайте сойдём с трибуны своей гордыни!? И Улыбемся ближнему своему. Не пройдём мимо человека которому плохо, а поможем, чем можем. "Что было то и есть. Что есть то и будет." Набор страстей, человеческих, тот-же. Набор добродетелей тоже не измнился(на сколько мне известно).
Господь сказал :"Возлюби ближнего своего как самого себя"
Александр11 августа 2012, 01:36
"Однако сегодняшняя ситуация – особая и не имеет прямых исторических аналогий."

Часто слышно - сегодня столько технологических систем и новых схем общения/времяпровождения/жизни - как возможно среди всего этого "это средневековое христианство"? И как только такой вопрос задан - это означает, что человек утратил из виду образ Христа - внутри и вокруг себя. Это уже наказание, действующая над тобой расплата за грех - думать так.

На самом же деле - во все эпохи, в любом историческом контексте - действуют одни и те же самые людские страсти, перечень и схемы действия которых отчетливо выведены в святоотеческой литературе. Их действие, равно как и спасительная благодать Церкви, пребывает доныне и будет пребывать всегда.

Ничего не изменилось и не изменится. Страстей не стало и не станет ни меньше, ни больше - за всю человеческую историю. Вся современная жизнь пронизана теми же страстями, что и жизнь предыдущих тысячелетий и будет пронизана ими.

Да, формы выражения-проявления этих "старых" страстей стали новыми, но сущность их осталась та же. Вот эти новые формы и сбивают с толку, а если взглянуть вглубь этих "новых порядков" - под ними все та же старая гниль.

Если, конечно, с этими страстями бороться по научениям святых отцев, то все вскрывается. А без борьбы со "старыми страстями", конечно, ничего не видно. Вокруг тогда одни "новые технологии" и "постиндустриальный мир".

С уважением.
Н.Н. 9 августа 2012, 23:08
Н.Н.
Марина
А вот без КРАЙНОСТЕЙ никак нельзя обойтись? Просто жить, трудиться, молиться, любить, прощать, терпеть. Вон сколько дел полезных.

Можно, но в данной ситуации это ТЕПЛОХЛАДНОСТЬ. Сейчас ведь происходит суд РПЦ за Христа (ведь ни часы, квартира, мерседесы и др. МЕШАЮТ людям жить, а СЛОВО БОЖИЕ, которое проповедуют священники!), не так ли? И каждый православный воцерковлённый человек решает за себя: отмолчаться или дать отпор тем, кто при нас хулит наших пастырей, которые предстоят пред ПРЕСТОЛОМ. Господь сказал, что когда нас будут судить за Него - что бы мы не заботились о том, что и как говорить, Он сам вложит в уста нужные слова (простите за вольное изложение).
Вот когда лично на Вас, Марина, будет возводиться всяческая хула - вот тогда терпите, прощайте и обязательно любите своих хулителей.
Ольга 9 августа 2012, 18:38
Уважаемый автор! Спасибо! Очень полезно и своевременно лично для меня!
Марина 9 августа 2012, 11:07
Всеи идеи приходят из мира духовного.
И деятели массовой культуры усваивают их, и все остальные люди. Только надо здраво по-христиански рассуждать, к чему это всё, из какого источника: от духов света или от духов злобы?
Очень часто, когда со мной что-то происходит я вспоминаю, какими мотивами я руководствовалась, когда принимала решение. И бывает так, что в голове сразу возникало правильное решение, но я его по греховности своей не принимала, а действовала безрассудно, что приводило к прискорбным последствиям. Отсюда вывод - будьте внимательны к своим помыслам. Молитесь, чтобы Господь просветил вас и выбор будет правильный.
Сириус 9 августа 2012, 03:03
Читаю комментарии,и честное слово хочется вас всех обнять и поблагодарить,дорогие читатели этого сайта.Спасибо,за то что спорите,не всегда соглашаетесь с авторами и комментаторами,но не плывёте по течению,пытаетесь каждый по своему хоть как-то противостоять распаду мира сего.Этот мир был создан Богом,его распад[разрушение всего и вся]есть козни лукавого.Так должны ли мы безропотно наблюдать как разрушается жизненное пространство наших детей?
Максим 8 августа 2012, 17:25
Общество потребления... Как то сразу вспомнились такие его проявления, как операции по смене пола, увлечение женщин силиконом, а теперь ещё и пластические операции в интимной зоне, с целью "придания товарного вида". То есть изначально даже само тело человека позиционируется как... товар... а не как храм для души. Модификация...
А что модифицируют? Сперва мозг - через пропаганду идей и идеалов потребления. Затем тело. Затем - душу? И куда же ведёт такая модификация? Между тем число "модифицированных" растёт стремительно. Жаль, об этом мало говорят, однако это тоже проблема. Притом судят об "эстетике" теперь отнюдь не художники или скульпторы. А дельцы в белых халатах (чуть забрызганных кровью) - бизнесмены из клиник "эстетической" хирургии. Глобальная переделка... Модификация ВНЕШНОСТИ... Оболочки. Небезопасная, кстати (вспомним смерть Майкла Джексона). Кстати поп ИДОЛ - и называетется ИДОЛ, что очень характерно...
Вопрос - как правильно реагировать на это? Какой давать на это ответ, хотя бы себе самим?
Алексей 8 августа 2012, 15:25
Все верно. О подобном и сам размышлял. Самый верный путь к спасению - через монастырь. В миру жить сложно
Артем 8 августа 2012, 14:20
Два раза читал,очень сильно!
Степан Титов 8 августа 2012, 11:39
Прекрасный анализ!
Однако я бы не стал так усложнять эти явления и искать какой-то глобальный заговор. Думаю что в основе современной культуры, в особенности "элитарной", той самой "лаборатории" о которой вы писали, лежит элементарная гордость. Это целый клубок из тщеславия и комлексов неудовлетворённости и невостребованности который движет теми, кто пытается сформулировать новые законы описания современной культурной среды. Жалкие гордецы и линтяи не в состоянии предложить ничего, все их рефлексии меркнут на фоне достижений христианских цивилицаций. Так вот для того что бы хоть как-то возвысить себя, оправдять свою творческую беспомощность, искусственно изобретаются новые формы и новый языки описания мира которые как зеркало отражают их посредственность и опустошённость. Чёрный квадрат - вот манифест постхристианской цивилизации! Навязанное обобщение некогда богатой духовным содержанием жизни уже не даёт места многогранности и многомерности традицонной культуры заставляя людей уплощать понятия и встраивать своё мировоззрение в ортогональную сетку нового мира отбрасывая лишнее, то что не вписалось в эту модульную структуру.

P.S. Пишите также сложно, пишите ещё сложнее! Не слушайте упрёков от непонимающих такой "сложности" граждан. Всё очень понятно и гармонично.
Аркадий 8 августа 2012, 10:22
Спасибо автору за статью.

Согласен насчет цели массовой культуры - абсолютное обезбоживание людей, культ гуманизма и потребления, превращение людей в бездуховное жвачное стадо, которым легко манипулировать и управлять.
Глобальная цель всего этого также понятна и давно предсказана:
концентрация власти над человечеством в одних руках.

На мой скромный взгляд, в наших силах молиться Богу, не принимать в душу гниющий дух времени и не бояться говорить спокойно правду об всем этом своим близким и окружающим.
В конечном итоге качество выполнения этого зависит от степени истинности и искренности личного покаяния конкретного человека.
К сожалению, многие предпочитают не озвучивать открыто свои христианские взгляды, потому что это удобно - я вроде христианин, но не навязываю своих взглядов окружающим, не выгляжу белой вороной, я толерантен.

К слову, я долгое время слушал готический рок и вообще увлекался современной рок-музыкой. При этом я регулярно ходил в церковь, участвовал в таинствах.
Понадобилось много времени и сил, чтобы понять, что рок (особенно готический с его культом смерти)и
христианская жизнь несовместимы.
Дух тьмы не может сочетаться со светом благодати.

Убежден в одном: искреннее покаяние и вера в промысел Божий помогает человеку противостоять различным культурным,информационным и прочим соблазнам.

Храни всех Господь.
Марина 7 августа 2012, 23:23
Ой, не мирно на душе у автора... Эгоцентрично и запутано. Кто как мыслит, тот так и излагает.
"В церковно-православном сознании сформировались две КРАЙНОСТИ в отношении к окружающей нас постинформационной цивилизации и массовой культуре". Одна - отрицание, вторая - "попытка... втащить её в Церковь такой как она есть".

А вот без КРАЙНОСТЕЙ никак нельзя обойтись? Просто жить, трудиться, молиться, любить, прощать, терпеть. Вон сколько дел полезных!

Невозможно отстраниться от "бескомпромиссной экспансии массовой культуры"? Элементарно - дом, семья, дети (желательно "семеро по лавкам") - и не про какую "бескомпромиссную экспансию массовой культуры" вообще не вспомнишь.

А вот если в гордом одиночестве "тихо сам с собою ты ведёшь беседу", то тут и до экспансии недалеко. Скучно ж ведь, без экспансии!

Дивные слова есть у митрополита Антония Сурожского: "Даже если весь мир вокруг тебя изуродован, это не оправдание для твоего собственного уродства".

Владислав 7 августа 2012, 23:00
Замечательная статья.
Главное во время .Вот интересно, сколько нас так мыслящих...?
Елена М 7 августа 2012, 21:33
"Ведь слова Христа: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10: 16) – обращены к каждому из нас. " - это особенно понравилось. Именно так, проповедуя, не нужно забывать о простоте изложения дабы до каждого дошло и, в тоже время, пусть сказанное будет мудрым. И не забывать при этом, что, проповедуя истину, попасть в положение овцы, окруженной волчьей стаей вполне возможно и естественно.
Сергий Андреевич 7 августа 2012, 21:06
Всем доброго!
Считаю "вызовы" современной культуры фейерверками на Курской дуге, а вот страсти, сочуствующие этой культуре и почти не отделимые от личности и собственного достоинства, назову серьезными аппаратами, на которые только Бог управу найдет. Наше дело возревновать, как Давид, и в критический момент дать Богу подействовать на голиафчиков и через наше смирение.
Уверен, что если будем играть в вопрос-ответ с бесами через участие сердца в общественной жизни, проиграем, а вот кроткие наследят землю без вопросов и ответов современной культуре, чистые сердцем узрят спасительное попущение Бога даже в ответе культуры нашим греховным запросам, нищие духом не будут прежде Царства внутри себя искать внешней риторики "православие и ...". Гражданин РФ в США не задумывается, как устроить Россию там, но должен хранить Родину в сердце при поездке за границу. Так и Божьи дети не разукрашивают времменное пристанище в противоборстве или соответствии с культурой, но несут красоту внутри и создают ее образы лишь когда переполнены от Бога.
Христос со своими до скончания века и они ему доверяют. А у кого Дух не Христов, тот и не Его.
Виталий Я-ЗА 7 августа 2012, 19:07
Бедные, мы бедные христиане! То у нас все вокруг развращаются! То у нас вся молодежь подалась в «поколение пепси»! То по телевизору нам с утра до вечера показывают только всякую гадость! На улицу выйти страшно, кругом педофилы, самоубийцы, все же прочие – самовлюбленные потребители мирских благ! Куда бедному христианину податься? Конечно налево, то бишь «общества филателистов» и «кружки любителей древности». Или может направо, то бишь в постмодернистскую Церковь! Пошел бы может посредине, да «точного рецепта», где эта средина не ведает. Вот раньше жисть была другая, чинная и благородная, никаких тебе массовых культур. Сидели отцы христиане, благоденствовали (ну там немножко гонения, конечно, были, ну еще может какая малость), никто им мозги не компостировал и «память о Боге» не стирал, и князя мира сего не было.
Андрей, прошу извинить за сарказм, но уже начинает удивлять (мягко говоря) такое упадочническое направление мысли у ряда авторов и им вторящих отзывов посетителей сайта. Что, Вы Ramblerа начитались, посетили ряд масонских сходок, наслушались «Эхо Москвы», телесериалов или ток-шоу насмотрелись? Разве нет занятий более достойных?
«Вы - соль земли… Вы - свет мира. (Мф 5:13,14)
“Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим 8:31)
Геннадий 7 августа 2012, 18:29
Андрей.
Давайте не будем "перекладывать с больной головы на здоровую". Уж если и предъявлять кому обвинение в разработке и насаждении массовой культуры, то в первую очередь христианам. Отложите в сторону О.Шпенглера, П.Сорокина, Ж. Бодрийяра и обратитесь, например, к Деяниям Апостолов. Проанализируйте содержание, с одновременным замещением понятий и представлений того времени на современные лексические аналоги.
Массовая культура это неизбежный элемент системы общества, жизнедеятельность которого основана на техническом производстве и информационных технологиях. Информационные технологии предполагают унификацию обмена, масштабирование адресации, экстерриториальность. Если изъять информационные технологии из оборота, то произойдет откат уровня развития цивилизации к натуральному производству.
Поэтому проблема не в том, что некоторые увидели феномен "массовая культура" (кстати, в мире 2.1 млрд. христиан - они, что все какие-то бескультурные?), а в том, что православные христиане увлеклись в обличении своих братьев католиков и протестантов, понося все исходящее "с запада", при этом сами ничего не предлагая иного, а ведь если честно, то вся человеческая цивилизация на данном этапе обязана за текущее благоденствие именно западному христианству.
Сириус 7 августа 2012, 17:58
Прекрасная статья,хотя согласен с ДАРЬЕЙ-слишком уж академичен язык.То,что когда-то предсказывали писатели-фантасты становится реальностью.Нельзя отрицать сам факт происходящего,и тут очень правильно высказался АНДРЕЙ,спасибо ему за это.Действительно,нам-то как жить в этой суровой богопротивной реальности? Без борьбы всего православного люда нам не выжить.Мы должны использовать все имеющиеся возможности для противостояния реальности разрушающей не только христианское сознание,но и общечеловеческую мораль.Я ЗНАЮ О ЧЁМ ГОВОРЮ-прогуляйтесь по сайтам,и вы поймёте мой пессимизм.Возьмите совыременную книгу,новый фильм,сходите в нынешний театр-объявлена война не христианству даже,объявлена война самому взгляду христианскому.Всё,что,когда-то было нормой поведения порядочного человека,сегодня представляется неким пережитком,достойным лишь грубому осмеянию.Если откровенно говорить,то лично я не был бы против того,чтобы уйти всему православному люду в катакомбы ,но в реальности ведь ничего из этой затеи не получится.Значит,всё правильно,надо противостоять каждый чем может.
Роман Мельмонт 7 августа 2012, 15:35
Прекрасная статья!БРАВО!!!
Галина 7 августа 2012, 15:29
Присоединяюсь к мнению Александра. "Где просто, там ангелов со сто..."
Татьяна 7 августа 2012, 14:43
Интересно и правильно сказано о современной массовой культуре, как об общем отступлении от Бога. Бороться с этим, действительно, должен каждый из нас и на своем месте.По мере сил и возможностей.
Ya 7 августа 2012, 14:39
Постеппенно с воцерковлением и испытаниями, укреплением в вере, Утешитель Дух Святой будет просвящать нас и отвегать совревенную музыку театр и современное искусство, клипы, кино, телевидиние, шоу и тому подобное. Я бы никогда не поверила что такое отвращение я буду испытывать к современной культуре, если бы сама не прошла через этот духовное пробуждение-очищение от страстных влечений к предметам массовой культуры:)
Данила 7 августа 2012, 14:25
Очень интересная статья. Удачно поставлена проблема и обозначена актуальность. Действительно, было бы интересно более подробно заняться изучением современной культуры, философии и осмыслить их с точки зрения Писания и Предания. Единственно, чего надо остерегаться. Анализируя таким образом современную действительность, мы вторгаемся в область психологии, социологии, культурологии, политологии и других социальных наук. Мы перестаём работать исключительно в области богословия и апологетики и переходим к междисциплинарному анализу. Поэтому мы несём полную ответственность за качество передачи тех мыслей, которые мы заимствуем из других наук. Приведу пример. В данной статье, в числе негативных проявлений массовой культуры, указывалась современная философия (стукрурализм). Должен заметить, что структурализм - достаточно широкое направление мысли, которое используется в социологии, психологии, лингвистике. Это не только философия, но и метод анализа текстов и социальных процессов. Структурализм положил начало семиотики - науки о знаках и символах. Поэтому, на мой взгляд, обвинять его в "безбожии" преджевременно. Другое дело, постмодернизм, хотя и тут есть некоторые оговорки. Спаси Господи автора за ценную статью, которая может служить началом более фундиментальных исследований, которых, как справедливо было отмечено, сегодня очень не хватает.
Зоя 7 августа 2012, 14:20
Потрясающе!!! Потому, что вечером в инете читаю свои утренние мысли... Эти мысли потекли как-то вдруг, после утреннего правила за мытьем посуды..... Вклинились они в раздумья о будущей жизни внуков. Не об их профессиях и обеспечениях, а о противостоянии миру лжи симулякров. Как в вере воспитать... А потом забылось. День проскочил в суетах и вдруг снова настигла та же тема, только извне и талантливо изложенная. Это потрясло.
Дария 7 августа 2012, 13:12
Статья понравилась не смотря на академический язык. Подумалось, мы сейчас живем в эпоху чем-то сродню с временами первых христиан. Тогда христиан казнили физически, а теперь - психологически. И выход у нас такой же - свидетельствовать делами и словом, и ничего не бояться. Ведь с нами Господь! Спасибо автору за то, что напомнил об этом
Вячеслав 7 августа 2012, 12:48
"глубоко изучать и трезво оценивать феномен современной культуры с позиции святоотеческого предания..."
Мнения большинства святых отцов по поводу театральных и прочих зрелищ известны...
"Святой вселенский собор сей совершенно возбраняет быти смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творити и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго." (51 Правило 6-го (Трулльского) Вселенского собора) Актриса у св. отцев именовалась позорищной...
Просматриваю сейчас свою видеоколлекцию, скачанную когда-то на православных сайтах, переосмысляю... Многое из того, что нравилось раньше, теперь смотреть не могу. Смотрю современные фильмы и делаю вывод: немногие из них могут сейчас чему-нибудь научить. В фильмах же снятых неправославными режиссёрами с участием невоцерковленных артистов (такие фильмы, как правило идут, по центральным каналам) чувствуется фальш. Я веду речь о таких фильмах как "Дом у большой реки" (о голливудском и окологолливудском непотребстве речи не веду вообще!). Не удивлюсь тому, если телеискусство для меня вообще потеряет всякую значимость...
Александр 7 августа 2012, 12:13
Всё это было предсказано.
Агнец срывает печати, зло становится всё более изощренным.
Будем готовы положить живот свой за Веру нашу и детей наших, чтобы не отвернулись потомки наши от Господа.

Господи Иисусе Христе, помилуй нас, грешных.
андрей 7 августа 2012, 11:13
актуально. уход в гетто - не путь, но бегство. а воцерковление всего мира - скорее мечта, чем задача. остается свидетельство. исповедание истины не существует без осознанной борьбы и борьба эта проходит по линии свидетельства. нужно грамотное и внятное свидетельство на всех фронтах, такое при котором жар сердца скрыт за четкостью точных оценок и формулировок. ученый-христианин, искусствовед-христианин, философ-христианин, не молчащие, но занявшие место в рядах свидетелей, так же важны, как учащий священник или молящийся монах. слово вообще остановить нельзя, а слово, соединенное с благодатью есть и мазь на рану, и свет против тьмы, и меч на врага. Христос "духом уст убьет нечестивого", как пророчествует Исайя (Ис. 11:4) и подхватывают Павел(2 Фес. 2:8) и Иоанн(Откр. 19:15). духом уст сражаться подобает и нам.
Татьяна 7 августа 2012, 10:31
Очень точная характеристика нашей реальности. Думаю, что изучать и оценивать с христианских позиций развитие антихристианской культуры мы должны не только каждый по отдельности, но и все вместе, делясь своим опытом и размышлениями, создавая общую защиту и оружие против весьма профессионального и хорошо организованного авангарда современных антихристианских сил. Помоги нам, Господи!
Александр 7 августа 2012, 10:16
Добрый день Андрей.
Возможно я бы и согласился с Вашими высказываниями, но мне очень тяжело читать Ваши мысли, они более направлены не на простой люд, а на философов. Я придерживаюсь , таких высказываний: "Всё гениальное просто, а всё простое гениальное" и если Вы мне позволите, то я сделаю Вам маленькое замечание, - напишите немного проще, или хотя бы в дужках расшифруйте (что оно означает), потому что читая, я не улавливаю смысл целиком, а обдумываю каждое слово, а потом складываю целую картину.
Я просто наведу вам пример, юриспруденции: эмфитевзис, суперфиций, франчайзинг, разница между ипотекой и арендой, или субарендой, - если для Вас это просто , то для многих - нет. Из за чего попрошу Вас в последующем, писать немного проще - ибо православие и есть самая простая и настоящая религия, а многие ищут от большого ума и не находят. Это Вам сказано не в укор, а с просьбой. Заранее спасибо за понимание. С уважением, Александр.
Любовь 7 августа 2012, 10:08
Спасибо автору за цельный взгляд. Очень интересно узнать, что же делать художнику и как внутри культуры настоящей работать христианину. Как вы думаете, изменение культуры внутри нее возможно ли?
Георгий 7 августа 2012, 07:53
Интересно !
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×