Москва, 7 августа 2012 г.
Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший митрополит Владимир. Божественная литургия на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры. 28 июля 2012 г. |
В день памяти святого равноапостольного князя Владимира члены делегаций вместе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром, постоянными членами Священного Синода Русской Православной Церкви и другими иерархами сослужили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией на Соборной площади Успенской Киево-Печерской лавры.
В ходе пребывания в Киеве ряд представителей Поместных Церквей в интервью порталу «Православие в Украине» высказали свое отношение к проблеме церковного раскола на Украине.
В частности, глава делегации Константинопольского Патриархата митрополит Галльский Эммануил выразил убеждение, что к восстановлению церковного единства есть «единственный путь — это возвращение раскольников в Православную Церковь, которую возглавляет митрополит Владимир». «Считаем, что сам образ, личность и деятельность митрополита Владимира как Предстоятеля Украинской Православной Церкви на протяжении последних 20 лет были и остаются главными факторами стабильности церковной жизни в Украине», — отметил иерарх.
При этом митрополит Эммануил напомнил, что «Константинопольский Патриархат не имеет связей с раскольниками, он их не признаёт и не признáет. И Константинопольская Церковь не имеет другой линии, кроме той, которая присуща всем православным. Не может быть даже и речи об одностороннем признании раскольников». Говоря о том, что звучащие время от времени утверждения о возможности такого признания никоим образом не связаны с реальностью, он сравнил их с известным произведением У. Шекспира: «Как Шекспир написал "Сон в летнюю ночь", так и Филарет пытается написать свой "Сон в летнюю ночь"».
В беседе с корреспондентом владыка Эммануил также коснулся темы взаимоотношений между Константинопольской и Русской Православными Церквами. «Сегодня отношения между Константинополем и Москвой улучшились, и мы должны как зеницу ока беречь эти хорошие отношения между нашими Церквами — взаимоотношения, которые мы с таким трудом возделывали на протяжении многих лет», — сказал архипастырь, выразив уверенность, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл расположен к тому, чтобы решать имеющиеся на повестке дня вопросы.
Представитель Александрийской Православной Церкви митрополит Аксумский Петр также однозначно высказался о невозможности признания раскольников со стороны других Поместных Церквей. По его свидетельству, прошедшие юбилейные торжества стали свидетельством стабильности, которая существует сегодня в Украинской Церкви. «Ничто не сможет разрушить и расколоть спокойствие в Церкви», — уверен владыка.
Митрополит Ловчанский Гавриил, возглавлявший делегацию Болгарской Православной Церкви, рассказал об истории возникновения и об уврачевании церковного раскола в Болгарии, отметив: «Правительство содействовало в свое время возникновению раскола в 1992 году. Потом был принят такой закон о вероисповеданиях, которым фактически раскол был упразднен. Правительству очень помогло разобраться в ситуации то, что они видели: ни одна Православная Церковь не признает раскольников, все признают только каноничную Церковь. В правительстве же люди светские и не всегда могут разобраться в этих вещах, но они видели, что Православная Церковь едина и не признает раскольников».
Болгарский архипастырь особо выделил роль состоявшегося в Софии в 1998 году Всеправославного Собора. «Он вызвал раскольников именно как раскольников, а не как каноническую Церковь, и потребовал от них покаяния, — констатировал владыка Гавриил. — Они все написали, что каются, понимают, что согрешили».
Если Украинская Православная Церковь примет из раскола тех, кто сейчас в нем пребывает, то и Поместные Церкви будут их признавать, самих же по себе раскольников никогда не признают, засвидетельствовал митрополит Ловчанский Гавриил.
Иерарх Элладской Православной Церкви митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай, в свою очередь, заявил, что не может быть и речи о признании «Киевского патриархата», потому что Поместные Православные Церкви признают только каноническую Православную Церковь. «Излечение раскола — это внутренний вопрос Украинской Православной Церкви, и решать его она должна так, как сама считает нужным, чтобы не было давления со стороны других Поместных Православных Церквей», — сказал он.
Митрополит Николай высказал суждение о невозможности признавать «таинства», совершаемые раскольниками, поведав о том, как в похожей ситуации поступили в Греции: Священный Синод Элладской Церкви решил не признавать крещения уклонившихся от церковного общения греческих старостильников, а принимать их только через перекрещивание.
Представлявший на торжествах Польскую Православную Церковь архиепископ Люблинский и Холмский Авель подчеркнул: «Раскол — это грех, а любой грех лечится не иначе, как через покаяние. Церковь имеет свою структуру, свою дисциплину, свое каноническое право, Церковью нельзя манипулировать. В Церкви есть простой и определенный канонический путь».
Он также заявил о невозможности признать «священнодействия» раскольников. В продолжение темы польский иерарх рассказал: «Мы в Польше живем в нелегких условиях, потому что православных у нас очень мало. Нам удалось подписать с Римско-Католической Церковью декларацию о взаимном признании Таинства Крещения, потому что в Польше есть смешанные браки, и этот вопрос все равно возникает. Но с Римско-Католической Церковью нет в этом отношении такой проблемы, потому что апостольское преемство сохранено в обеих Церквах… Раскольники могут осуждать это, мол, католиков принимают, а своих не принимают. Но тут надо проникнуть глубже, потому что проблема берет начало от руководителя». Владыка напомнил, что глава «Киевского патриархата» находится под анафемой и возглавляемая им структура не имеет места среди канонических Церквей.
Руководитель делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии архимандрит Серафим (Шемятовский) также говорил о том, что принятая в Украинской Православной Церкви практика совершения Таинства Крещения над теми, кто был крещен в расколе, является обычной и для других Церквей. «У нас даже тех, кто переходит из Греко-Католической Церкви, заново перекрещивают. И если приходит священник, его заново крестят, а потом рукополагают», — рассказал он.