Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина – часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно.
Фото: Православие.Ru |
Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти.
В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось – по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.
Солнце в зените, свеча зажжена, в колокол сделано шесть ударов. Читаем шестой час. Сразу к нему добавляем обедницу. Это – костяк литургии без жертвоприношения, то есть без совершения Евхаристии. Антифоны, кондаки, Символ веры, «Отче наш». Все, как на службе. Где-то около часа гасим свечи.
Девятый час положено читать в три часа пополудни. А к нему сразу добавлять вечерню. В Часослове вечерня, как и утреня, лишена кафизм, ектений, стихир. Следовательно, займет она минут 10–15. После вечерни наступает время самого продолжительного перерыва. До сих пор перерыв занимал не более двух с половиной часов, а теперь может продлиться часа четыре. Следующая служба – малое повечерие. Это аналог вечерних молитв. Если читать ее без канонов, то длится она недолго. Ну и остается полунощница. Ее в практике крутят в разные стороны. Вот и вы можете ее прочесть сразу после повечерия. А можете с нее день начать, то есть прочесть перед утреней. Но поскольку мы с вами ставим некий эксперимент, то прочтем ее на законном месте – в полночь. Все! Мы круг закончили и молитвенные сутки нами промолены пядь за пядью. Если круг завтра продолжится, то спать вам осталось часов пять с половиной (полунощница длинна). Но вряд ли вы захотите продолжить эксперимент. Того, что уже было (если кто-то рискнет это воплотить в дело), хватит для того, чтобы многое понять и ощутить. Станет понятно, что жизнь, родившая наши богослужебные чины, и жизнь, которую мы ведем, относятся друг к другу, как чаша воды из горного ручья и стакан хлорированной воды из крана соответственно.
Конечно, темп жизни ускорился, и мы ничего не успеваем. Конечно, подобное молитвенное служение предполагает жизнь на одном месте, а мы ежедневно преодолеваем огромные расстояния на работу и обратно. Конечно, минувшие исторические события так много в нас перепахали и выжгли, что диву даешься, как мы живы вообще. Но это не все.
В монастырях люди никуда не ездят, живут ради Бога в молитве, но и там суточный круг читается как попало, как до революции привыкли, лишь бы «вычитать». Значит, дело не только в темпе жизни. Дело в невнимательности нашей к смыслу молитв. В третий час Дух Святой сошел на апостолов. Молитвы третьего часа напоминают об этом. В шестой час Христос был ко кресту пригвожден. Молитвы шестого часа напоминают об этом. В девятый час Христос сказал: «Совершилось», – и, преклонив главу, отдал душу. Молитвы девятого часа об этом напоминают. Время суток, таким образом, освящается воспоминаниями спасительных событий евангельской истории. Солью Евангелия осаливается время. Попробуйте сказать, что это не важно!
Почему бы не освящать день краткими, но частыми службами часов? Да какое там! Село пьет и вымирает. Оно в христианских делах неученое. А на базарах люди стоят весь день. Почему бы там не читать часы? Что вы! До часов ли ваших на базаре? Там если и молятся, то только об успехе в торговле. Вот и я говорю, что есть хрустальные воды, сохраненные в книгах, а есть хлорированная бурда, которую мы пьем. А кто виноват, не ясно.
Часы составлены по очень важному принципу: молиться понемногу, но часто. Мы же исторически склонны к полной противоположности: выстаивать изредка длинные службы, а потом вовсе не молиться некоторое время. Это чередование больших усилий с длительными расслаблениями способно кого хочешь искалечить.
Благоприятный режим может быть таков: в праздничные и воскресные дни молиться долго и торжественно, но в будни молиться часто по чуть-чуть. Эти частые, но краткие моления не дают остыть духу, но и не утомляют его. Часослов для этих нужд подходит как нельзя лучше.
Впрочем, начинали мы не с этого. Начинали мы с того, что неплохо было бы пожертвовать один день жизни на то, чтобы провести его в молитвах по Часослову; в молитвах, произносимых в то самое время, для которого эти молитвы предназначены. Плод стоит того, чтобы этот опыт произвести.
Молитвы можно взть как раз из Часослова.
Спаси Вас Бог, отец Андрей!
Есть такой ресурс! ПРАВОСЛАВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНИК. Шрифт любой на выбор. http://www.wertogradsoft.narod.ru/calendar.htm Пользуюсь два года.Удобно!
- И Вы в ТАКУЮ Церковь ходите?!
Кто знает где найти Троичные каноны (1-8 гласы)? (для воскресной полунощницы) ????
о.Андрею за статью спасибо ))
Читаю часы дома с 2009 года с разрешения игумении монастыря. Главное - не заноситься, типа "Я Богу служу". Всегда помнить, что Богу не нужны наши молитвы, у Него всё есть. Бог всесовершен и в наших часах не нуждается. Он желает только нашего спасения. И мы для этого же запрягаемся в суточный круг богослужений.
Свящ.Геннадий
то пусть даже и замечательные тексты ещё не есть помолиться!
И об этом конечно надо помнить всегда!
Что касается домашнего чтения, самое сложное в этом деле - разбираться с подстановкой переменных фрагментов служб (тропарей, кондаков, богородичных...) По идее, они разные каждый день, да еще с учетом того, какая часть года - т.е. служба по Октоиху или по Триоди. Напр., когда идет Вел. Пост, и Часы иначе читаются. Конечно, правильный подход - самостоятельно изучать Устав, но параллельно с мирской учебой/работой это сложно, да и без контроля за своими ошибками - малопродуктивно.
Вот был бы какой-то ресурс, на котором автоматически каждый день года формировался бы ПОЛНЫЙ правильный текст суточного круга службы (для мирян), с подстановкой всех переменных частей согласно календарю! Да еще и сразу же церковным шрифтом (размечталась...)
Следа этой древней практики мы не найдём в нынешнем Типиконе. Но в Оке Церковном 1641 года в главе о Великих Часах пред Рождеством и Крещением есть и иной устав - студийский (так ещё служили в Троице-Сергиевой Лавре в то время). Там каждый час положен отдельно (впрочем как опция, можно и совмещать), и на каждом часе в начале великая ектения, а в конце - просительная.
Подумать только. На каждом часе молится священник, на каждом - ектении, преподание мира, главопреклонение... Но в нынешних реалиях это невозможно. Увы. А как бы хотелось...
Это как же надо не любить своего Господа, что бы желать Ему прийти еще на один суд !!!! Да, именно на суд.
Объясняю, для «особо верующих». Каждая голова любого человека, когда видит любой предмет, занимается тем, что судит. И каждая, извините, сволочь сможет спокойно подумать:
- а у Него (Иисуса) глаза или уши некрасивые
- а на иконах Он симпатичнее или какой-то Он сегодня несексуальный.
Это называется суд человеческий. И Вы желаете еще, чтобы Вашего Господа опять судили? Много «ума» нужно, чтобы такое проповедовать людям и верить самому. А вот пророки прошлого, говорили, что прийдет Судья – Сын Божий. Все точно. Только у Бога Сын то не Один. И будет процесс н е з р и м ы м. То есть, видеть Его никто не сможет – будет Он (Судья) бестелесный, духовный. И, соответственно, массовых мероприятий (хлеба и соли) никаких не будет. Просто люди начнут, как сказано у пророков, болеть, неизвестными болезнями. Кто с ума сойдет и станет неадекватен, кто будет корчиться от боли месяцами и врачи помочь не смогут. А остальные будут работать и воспитывать детей. И ничего особенного происходить не будет. И нечего бояться, так как в могилу от Судьи «не слинять». Достанет. Смирение.
Читаю в храме, службы по выходным и праздничным дням, только на первой седьмице Великого поста удается приобрести небольшой опыт суточного правила, статью вашу прочитал и, как будто, поучавствовал в вашем эксперементе.
Прот. Андрею - благодарность за хорошую статью, и вообще, напоминание о молитве. :)
Eleonora
с Уважением,Вера.
Однажды у меня был такой опыт. Так служат в армянском монастыре в Крыму. Часы каждые три часа, по кругу. И каждый раз, монах обращается к молящимся, давайте молиться каждый на своём языке. И каждый раз "Отче наш" звучит одновременно на нескольких языках.
И молитва общая такая, что - дрожь по телу и слёзы ручьём из глаз. Но полный круг у меня не получилось присутствовать. В 6 утра и в полночь .....пропустила. А жаль....