Память 11/24 августа
С самого раннего детства Нифонт отказывался от игр, чтобы изучать Священное Писание и богоносных отцов, так что к двенадцати годам в совершенстве знал весь чин богослужения.
Острый ум мальчика вызывал восхищение у учителей, но его сердце стремилось лишь следовать примеру святых монахов, о которых он с жадностью читал в житиях. Однажды ему встретился монах по имени Иосиф, и, поговорив с иноком, Николай (таково было мирское имя святителя) последовал за ним, не попрощавшись даже с матерью и родными.
Придя в Эпидавр, Николай услышал о почитаемом святом отшельнике Антонии и отправился к нему. Его восхитила жизнь подвижника и его наставления. Несмотря на предупреждения Антония о трудностях отшельнической жизни, он со слезами вымолил разрешение остаться жить под его руководством. Иосиф же пошел далее своим путем.
Николай получил послушание каллиграфа и с жаром принялся за аскетические подвиги. Он безоговорочно слушался старца и старался во всем подражать его ангельской жизни, так что Антоний вскоре постриг его с именем Нифонт. После этого он удвоил подвиги. Никто не слышал от него смеха или праздных слов, и он всегда плакал, читая духовные книги. Спустя некоторое время Антоний почил в Господе, и Нифонт был вынужден искать другого духовного отца. Услышав, что мудрый и добродетельный афонский монах Захария поселился в городе Агре, он поспешил к нему и попросил рассказать о жизни на Святой Горе.
Однако нестроения, возникшие в Церкви после заключения унии на Флорентийском соборе (1439), не позволяли монахам пребывать в безмолвии, как они того хотели. Святой Нифонт последовал за старцем в области Аскалон и Крогия в Албании, чтобы утвердить народ этих мест в православной вере. Деспот Георгий Кастриотис (1408–1468) стал духовным сыном Захарии, и оба монаха поселились в его дворце. Вскоре был взят Константинополь (1453), и это вызвало сильные волнения во всех христианских землях. Святые укрылись в горах, а когда волнения улеглись, отправились в Охрид и поселились в монастыре Богородицы.
После смерти Охридского архиепископа Николая епископы и клирики области выбрали Захарию его преемником. После долгих отказов тот согласился. Через несколько дней после его хиротонии Нифонт попросил благословения уйти на гору Афон, чтобы там наконец найти покой. Старец упрекнул духовного сына, что тот хочет оставить его, когда его помощь особенно необходима. Ночью, когда он стал молиться, чтобы узнать волю Божию, ангел велел Захарии отпустить ученика на Святую Гору.
Устремившись туда как на крыльях, Нифонт остановился сначала в Ватопедском монастыре, где увидел множество благочестивых монахов. Потом он отправился в Карею. Там прот Даниил сказал Нифонту, что наслышан о его добродетелях и давно хотел увидеть его, прежде чем умереть, а также посоветовал монаху не беречь для одного себя сокровища мудрости, которые он собрал в душе. Следуя этому указанию, преподобный Нифонт начал наставлять других, вызывая восхищение у афонских монахов и знаниями, и манерой их излагать. Слушая святого, они даже забывали о пище.
Затем он посетил монастыри Кутлумуш и Пантократор, после чего прожил некоторое время в пещере вместе с другими подвижниками в очень суровых условиях. По просьбе отцов Великой Лавры святой Нифонт остановился в этой обители для духовного наставления монахов.
Окончательно же он удалился в монастырь Дионисиат и принял там схиму. Рукоположение в пресвитера послужило для подвижника поводом к новым духовным восхождениям. Слава его распространилась не только по монастырям, но и за пределами Святой Горы, поэтому после смерти митрополита Фессалоники Парфения клир и паства избрали Нифонта его преемником. В Дионисиат была направлена делегация, чтобы сообщить игумену об этом решении и попросить убедить святого дать согласие ради спасения их душ. Святой Нифонт со слезами склонился перед волей Божией и был встречен в городе огромной толпой, пришедшей получить его благословение.
Сразу же посвященный в епископа (1482), он начал проповедовать Православие, исправляя заблуждения, внесенные Флорентийским собором, и укрепляя православных, попавших под турецкое иго. Он убеждал верующих смириться перед Промыслом в надежде на будущие блага и побуждал строго следовать в жизни евангельским заповедям. По ночам епископ посещал самые бедные дома, раздавая милостыню; терпеливыми увещеваниями ему удалось обратить многих неверных.
Когда преподобного Нифонта вызвали в Константинополь для участия в заседании Священного Синода, он был с почестями принят патриархом Симеоном Трапезундским и всей Церковью. На Соборе он встретил духовного отца – Захарию Охридского, который вскоре отошел ко Господу. Через несколько дней умер и патриарх, и святой Нифонт единодушно был избран Константинопольским патриархом (1486).
Подобно светильнику, помещенному на высокий подсвечник, он мог теперь еще шире распространять свои апостольские наставления. Несмотря на тяжесть турецкого ига, Церковь возрадовалась, поскольку православная вера нашла в лице святителя Нифонта ревностного защитника.
Но враг рода человеческого, уязвленный его успехами, сразу начал противодействовать достойному пастырю, действуя через завистливых людей. Патриарх Симеон оставил значительные богатства, которые турецкое государство хотело изъять, настаивая на неправомерности наследования. Усилия святителя Нифонта по спасению церковного достояния стали причиной враждебного к нему отношения со стороны турецкого правительства. Оно конфисковало многие священные предметы и начало гонения на Церковь, заключив в тюрьмы многих клириков. Султан Баязид II, узнав, что виновником этих нестроений является патриарх, сильно разгневался и заставил его покинуть патриарший престол (1488). Изгнанный из города, святитель Нифонт удалился в Предтеченский монастырь фракийского города Созополя и провел там два года, молясь о прощении своих врагов.
После второго патриаршества святого Дионисия I и Максима IV Нифонт вновь был призван на Константинопольский престол (кон. 1497). Он нашел Церковь еще больше подверженной нестроениям и распрям. Однажды на улице патриарх встретил султана в сопровождении свиты: Нифонт приветствовал его, но не воздал почестей, которых требовал гордый султан. Святого вновь изгнали, на этот раз в Адрианополь, в церковь святого Стефана, и запретили проповедовать (1498).
В этом изгнании святого посетил валашский воевода Раду Великий (1496–1508), выступивший как защитник Православия и наследник византийских государей. Он в то время направлялся с миссией к турецкому султану. Раду предложил Нифонту переселиться за Дунай и принять управление Угро-Валашской Церковью, чтобы провести реформы и наставлять паству и клир в законе Божием. Получив разрешение от султана, Нифонт согласился и был с большими почестями встречен в Валахии (ок. 1503).
Святой сразу же созвал собор народа и бояр и предложил им меры, которые считал необходимыми для исправления нравов, испорченных злоупотреблениями и суевериями. Нифонт создал две епархии – Бузэускую и Рымникскую, реформировал монастыри и потребовал от священников и бояр соблюдать Божии заповеди и служить образцом для народа. Святитель Нифонт решительно боролся с пьянством и блудом и во всем показал себя новым Златоустом Румынской земли.
Но вскоре между святителем Нифонтом и воеводой произошел конфликт. Раду выдал свою сестру замуж за знатного молдавского боярина Богдана, находящегося в изгнании в Валахии, зная, что тот оставил в своей стране жену. Нифонт, узнав об этом, попытался уговорить Богдана отказаться от двоеженства, но тот не послушал его и стал угрожать святителю. Несмотря на давление князя Раду, святой остался тверд и отлучил Богдана от причастия, предсказав, что и боярина, и Раду ожидает печальный конец, а на Валахию обрушатся тяжкие беды. Тогда Раду изгнал достойного иерарха, запретив кому-либо принимать его. Убоявшись, однако, Божия гнева после предсказанной кары, он позвал его к себе во дворец и стал просить прощения, но Нифонт был несгибаем. Благословив своего духовного сына, молодого боярина Нягое Басараба, и предсказав ему восшествие на валашский трон, Нифонт с учениками Макарием и Иоасафом ушел в Македонию. Там он провел некоторое время, наставляя христиан.
Вернувшись на Святую Гору, Нифонт был с радостью встречен монахами Ватопедского монастыря. Через некоторое время его ученик Макарий принял мученичество в Фессалониках. Вскоре после этого Нифонт тайно ушел из Ватопеда, чтобы неузнанным явиться в монастыре Дионисиат. Одетый как простой монах, он попросил принять его. По монастырскому обычаю его определили послушником и поручили присматривать за мулами.
Однажды, когда он пас животных в горах, монахи увидели поднимающийся к небу язык пламени, а один из них заметил молящегося святого, всего проникнутого этим сиянием. Он побежал в монастырь предупредить монахов, и те собрались в церкви, чтобы просить Бога открыть им, кто этот человек. Тогда игумену явился покровитель монастыря святой Иоанн Предтеча и велел подготовиться к встрече Константинопольского патриарха Нифонта. Когда святой вернулся в монастырь в скромной одежде, вся братия встретила его у ворот под звон колоколов, со свечами и ладаном, чтобы воздать почести в соответствии с его саном. В слезах пав на землю, Нифонт попросил у братии прощения за обман, объяснив, что сделал это ради спасения своей души, чтобы стяжать милосердие в Судный день, и, стремясь избежать пустых почестей и мирских забот, взялся служить им, как последний из всех. Подвижники и монахи Святой Горы, узнав, что среди них находится светильник Православия, наполняли монастырь в выходные и праздничные дни, желая послушать проповеди святого.
Прославившись наставлениями и чудесами, святитель Нифонт дожил до 90 лет. Заранее узнав день своей смерти, он созвал братию и призвал их неотступно следовать традициям монашеской жизни и всей душой стремиться к тому, чтобы удостоиться Царства Небесного. Благословив всех и попросив у всех прощения, он повелел ученику Иоасафу переписать разрешительную молитву, читаемую при погребении брата, а потом отпустил его на мученичество. Святитель Нифонт отошел ко Господу 11 августа 1508 года после причащения Святых Таин.
После кончины святителя Нифонта князь Раду умер от ужасной болезни, и тяжкие беды обрушились на Валахию из-за тирании его сына. Нягое Басараб, едва избежав смерти, после многих перипетий пришел к власти и восстановил порядок. Чтобы выразить свою признательность святому, пророчества которого исполнились, он велел перенести в Валахию его мощи, где они чудесным образом засвидетельствовали прощение грехов князя Раду. После этого Нягое Басараб отправил часть честных мощей в роскошном мощевике в монастырь Дионисиат, которому передал богатые дары. У себя он оставил главу и руку святого предстоятеля, положив их в церкви монастыря Куртя-де-Арджеш1.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство
Сретенского монастыря