Парижский художник и публицист Ксения Игоревна Кривошеина принимает самое активное участие в подготовке к печати духовного наследия архиепископа Василия (Кривошеина), много публикуется во французских и российских СМИ. Недавно в Санкт-Петербурге – родном городе Ксении, в издательстве «Сатис» была издана книга её воспоминаний «Пути Господни». О самой книге и о том, что побудило её взяться за перо, Ксения Игоревна поведала читателям портала Православие.Ru.
Ксения Игоревна Кривошеина |
Поэтому и я решилась поделиться своими наблюдениями, вспомнить кое-что из детства, рассказать о том, как жили наши родители, что им удалось сберечь вопреки всему и передать уже в эмиграции детям и внукам... Кто были эти люди? И почему они всю жизнь, несмотря ни на что верили в возвращение на родину и в будущее России?
Мне хотелось, преодолевая время, пересечь реальные и виртуальные границы прошлого, настоящего и заглянуть в будущее.
После пережитой клинической смерти у меня появилось как бы еще одно подтверждение, что помимо нашей физической оболочки есть и бестелесная душа. Я поняла, что человеку необходимо совершенствовать свою душу и ухаживать за ней как за садом. Какими прекрасными цветами и деревьями мы засадим свою душу – сад, так и будем жить, только от нас зависит, станет ли он Раем или адом.
Причины, следствия и последствия нашей жизни нам не всегда понятны. Считается, что мы формируемся рано, а в первые годы жизни фундаментальную роль в нашем самосознании играют родители. Можно ли обрести полноту личности посредством обрубания семейных корней, традиций или забытья? Что может наполнить нашу душу и сердце? Как сохранить добро и тепло? Что есть вера в Бога и как пронести её через все искушения и не потерять? Советы давать легко, но каждый находит для себя свой путь....
Известно, что путешествия – хороший рецепт борьбы с одиночеством, подпитка души, общение с миром и взросление; есть в передвижении умиротворение, а любопытство служит надежным мотором для молодости и свойственной ей жажде познания. Наши предки отправлялись в кругосветные путешествия на несколько лет, тогда не было самолётов, и знакомство с миром затягивалось. И, наверное, эта неспешность имела смысл, – молодой человек возвращался домой возмужавшим. Сегодня мы совершаем как бы набеги на памятники, не всегда можем замедлить свой шаг, вникнуть, дослушать и досмотреть до конца... так же, как не хотим вглядеться в прошлое, обращение к которому тоже может быть очень увлекательным путешествием и познанием времён.
У святителя Августина есть прекрасное объяснение времени. Время, говорит он, лишь длительность, у которой есть прошлое, настоящее и будущее. Прошлое уже было – его нет; будущее будет, и его нет, а что же есть? Есть настоящее, но и его почти нет, оно – точка соприкосновения между прошлым и будущим, в которой будущее постоянно переходит в прошлое. Святого Августина называют первооткрывателем времени. С невероятной глубиной вглядывается Отец Церкви в тайну того, что уже было, чего еще нет, и что в настоящем своем неуловимо. Человек неразрывно связан со временем, живет во времени, во времени раскрывается его историчность, а в историчности – богообразность в своей неповторимости.
* * *
Дед, К.И. Кривошеиной , Рисунок Ивана Ершова, художник Борис Кустодиев, Русский музей, СПБ |
У каждого из нас свой путь к вере. Много примеров того, как человек, «случайно» зайдя в храм, вдруг осеняется прозрением и постигает все враз. Конечно, самое прекрасное, когда ты получаешь церковь и молитву с самого крещения, с молоком матери, но этого счастья были лишены миллионы советских людей, и только сейчас русский человек начинает возвращаться к Богу и в храм. Ярче и глубже всего вера проявляется во время катаклизмов и войн. И конечно, за утешением в церковь приходят люди, помеченные болезнями и несчастьями. Другое дело, когда они получают «вымоленное» – остаются ли они в Церкви, благодарят ли Бога?
Вот уже более тридцати лет, как я живу в Париже и приезжаю в свой любимый Питер все реже, – семья и работа связывают нас и диктуют свои законы и правила, – но каждый раз, когда я бываю в городе своего детства и юности, я прихожу к гранитному дому номер 4 на Гороховой улице. На его сером фасаде висит большая мемориальная доска, на которой золотом выписано: здесь «...жил знаменитый оперный певец Иван Васильевич Ершов». Рядом – другие мемориальные доски, громкие имена, прославленные люди, – в разное время все они проживали в этом доме.
Юная Ксения с бабушкой |
Известно, что актёрство разрушает личность, а «многоликий Янус» превращает человека в «вечного лицедея». Чаще всего Театр вытесняет из души трепет и восторг перед Храмом Божиим. Актёру очень трудно оставаться самим собой, ему не хватает зрителей и вечного любования. Всё это, – скорее всего гордыня и никакого отношения к Церкви не имеет. Недаром в Средние века актёров хоронили за кладбищенской оградой. В силу того, что я сама родилась в актёрско-художественной семье, так строго судить не могу. Могу лишь свидетельствовать, что страх Божий и склонность к самопознанию оставались у моего деда всю жизнь. Он был самым знаменитым исполнителем партии Гришки Кутерьмы, в опере Римского-Корсакова «Град Китеж». Его образ Гришки, разбойника, вероотступника и предателя, был сыгран так, как мог бы сыграть только глубоко верующий человек.
А ещё у меня была нянюшка. Она досталась мне «по наследству» от папы, которого она вынянчила. Сейчас уже таких нянь нет, этот «класс» вымер, а были они особыми женщинами. Ее звали Елена Михайловна Субботина, ее родная сестра Дуня (которую все звали Дуду) одевала мою бабушку для сцены и заведовала ее театральным гардеробом. Обе сестры приехали из новгородской деревни Крестцы на заработки в Петербург в 1909 году. Крестцы славились вышивкой, которая так и называлась «крестецкой строчкой». Дуду и моя нянечка Елена были мастерицами в «строчке», – до сих пор в Париже у меня сохраняется скатерть ее рукоделия. Набожность и церковность няни сыграли большую роль в моем воспитании. Помню, как она почти машинально, как бы между делом, молилась. У нее были молитвы на всякий случай, каждое утро – «Отче наш», на ночь – «Вечернее благодарение»... Только сейчас я начинаю осознавать, какое значение в моем воспитании сыграла эта малограмотная, но кроткая и смиренная старушка. Она научила меня прощать и молиться за обидевших нас. Доброта и покой нянюшки сыграли в моей жизни огромную роль.
* * *
Никита Игоревич Кривошеин (племянник вл. Василия), патриарх Алексий II, Москва 1999, Сретенский монастырь |
Но перенесемся чудесным образом в 1979 год, где в семье Кривошеиных в Париже я погрузилась в мир русской эмиграции, традиций, Церкви, стала преподавать в приходской школе, вести общественно-церковную деятельность (сейчас вместе с Никитой мы – модераторы православного сайта/блога «Поговорим о Православии» «Parlons d'orthodoxie») А главное, передо мной открылся неведомый мир ярких и замечательных людей из первой волны эмиграции – «белых русских». Потом я стала работать в семейных архивах. Это было открытием, настоящий клад! Благодаря тетрадным страницам, газетным вырезкам, письмам, фотографиям я узнала о Сопротивлении, активным участником которого был мой тесть Игорь Александрович Кривошеин. В своей книге «Пути Господни» я привожу рассказ о Вике Оболенской, С.Левицком, Б.Вильде, м.Марии (Скобцовой), о христианском Сопротивлении во время войны в Германии, подпольной организации «Белая роза» и недавно прославленном Синодом РПЦЗ новомученике Александре Шмореле.
Как русскому человеку отделить зёрна от плевел, избавиться от всепроникающей лжи и обрести то, что было изничтожено: вернуться к самобытности общественного уклада России ? На протяжении долгих десятилетий истерзанная страна и предположить не могла, что однажды случится чудо, и молитвой о нас грешных, убиенных святых Новомучеников, Россия очнётся от страшного сна. В тяжёлые годы тьмы и гнёта многодесятилетний узник Гулага, замечательный историк церкви Сергей Фудель написал: « Мы очень многого не знаем. Ясно нам только одно: ночь истории подошла к концу. Может быть, вся задача нашего уходящего поколения в том и есть. Чтобы передать молодым христианам это чувство рассвета, чувство приближения сроков».
* * *
Ксения Кривошеина. Пути Господни |
Всё чаще, даже в отдалении от больших городов, в католических храмах можно увидеть у алтаря или в пределах, копии русских икон: Рублёвскую Троицу, Богородицу, Спас Нерукотворный. В октябре 2007 года Патриарх Алексий II посетил Францию и преподнёс в подарок кардиналу Вэнт-Труа список иконы Владимирской Богородицы. Патриарх выступил на Парламентской ассамблее Совета Европы, встретился с Президентом Н.Саркози и служил молебен у великой Святыни, Тернового Венца Спасителя в Соборе Парижской Богоматери. Гигантский Собор не мог вместить всех желающих, толпа вылилась на площадь. Своды Нотр-Дам и площадь, на которой были установлены экраны с трансляцией, наполнились православным песнопением. Народ замер, затаил дыхание, кто-то молился, кто-то плакал от переполнявших чувств. Терновый Венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем были вынесены на алтарь, и молитва православного Предстоятеля, клира, хора и молящихся, впервые за тысячу лет зазвучала в центре Европы!
О преподобном Серафиме, Саровском Чудотворце, известно далеко за пределами России. Книги о святом, его жития есть на всех европейских языках, в интернете можно найти фильмы о Дивеево. Множество паломников из Франции посетило это святое место. Во Франции есть несколько эмигрантских храмов св. Серафима, с иконой и частицами мощей Преподобного. В Бургундии, после того как несколько монахинь съездили в Дивеево, открылся небольшой женский православный монастырь. Сестры, француженки и англичанки, настолько почитают батюшку Серафима, что у себя в саду воспроизвели келью Преподобного. Это трогает и умиляет до слёз, а саровчане наверняка не догадываются, насколько велика слава и молитва их земляка.
Архиепископ Василий (Кривошеин) |
P.S. Блуждал человек в царстве Тьмы и вдруг увидел Свет, который ощущал интуитивно, но понять его природу не мог. А потому ещё и сегодня состояние нашей воцерковлённости, нашего молодого христианства больше всего напоминает времена первохристианские: с теми же сомнениями, искушениями, жаждой чудес, со стремлением стяжания Духа Святого и радости богообщения. Но как трудно всё это вместить в себя, как тяжело душе выхолощенной и хладной прикоснуться к слову Евангельскому, когда на поверхности столько соблазнов. Как укрепить сердце и чем наполнить душу?
На 50-летие сына - подарок Библия
Укажу тебе, сын, дорогу, по которой иди не сходя.
Приведёт она прямо к Богу, потому что ты - Божье дитя.
Даже, если в пути вдруг устанешь, не горюй.Отдохни.Осмотрись.
И яснее тогда тебе станет, что дорога та-чистая жизнь.
И увидится Суть в ином свете, всё по полочкам разложив.
Мысль откроется в Новом Завете,разум к Истине устремив.
Примешь сердцем святое смиренье, и отступит, уйдёт суета.
Отдал Бог ради нас, во спасенье, сына-агнцца.
Иисуса Христа.